Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться? Аквапланирование лучшие шины


что это и как с ним бороться?

Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?

Даже с новыми шинами от именитого производителя при толщине слоя воды на асфальте сантиметров в десять машина может потерять контакт с дорогой на скорости и до 80 км/ч.

Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.

Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.

Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.

Факторы, влияющие на аквапланирование

Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.

Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.

Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.

Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.

Компания Nokian провела испытания, по результатам которого составила таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.

При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.

Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя. При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта. В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.

Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные компанией Michelin, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.

Как проявляется аквапланирование?

Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.

Чем опасно аквапланирование?

Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.

Как избежать аквапланирования?

Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.

Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:

  • Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
  • Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
  • Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
  • Избегать быстрой езды по глубоким лужам.

Что делать, если аквапланирование началось?

Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.

Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.

Индикаторы износа на летней резине.

Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин.

Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию

Лучше других с аквапланированием справляются так называемые дождевые шины. Например, входящая в состав концерна Continental шинная марка Uniroyal специализируется на шинах для влажных условий. «Следы дождя» вы найдете в названии многих моделей этой марки. Устойчивые к аквапланированию шины имеют широкие отводящие воду канавки и, как правило, асимметричный или направленный рисунок протектора. 

Источник

koleso.temaretik.com

что это и как с ним бороться? — журнал За рулем

Даже с новыми шинами от именитого производителя при толщине слоя воды на асфальте сантиметров в десять машина может потерять контакт с дорогой на скорости и до 80 км/ч.

Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.

Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.

Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.

Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.

Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.

Факторы, влияющие на аквапланирование

Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.

Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.

Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.

Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.

Компания Nokian провела испытания, по результатам которого составила таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.

При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.

При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.

Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя. При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта. В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.

Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные компанией Michelin, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.

Как проявляется аквапланирование?

Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.

Чем опасно аквапланирование?

Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.

Как избежать аквапланирования?

Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.

Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:

  • Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
  • Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
  • Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
  • Избегать быстрой езды по глубоким лужам.

Что делать, если аквапланирование началось?

Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.

Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.

Индикаторы износа на летней резине.

Индикаторы износа на летней резине.

Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин.

Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин.

Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию

Лучше других с аквапланированием справляются так называемые дождевые шины. Например, входящая в состав концерна Continental шинная марка Uniroyal специализируется на шинах для влажных условий. «Следы дождя» вы найдете в названии многих моделей этой марки. Устойчивые к аквапланированию шины имеют широкие отводящие воду канавки и, как правило, асимметричный или направленный рисунок протектора. Чтобы не ошибиться при выборе шин, ориентируйтесь на известные шинные марки и результаты тестов, проводимых журналом «За рулем».

Фото: depositphotos.com, фирмы-производители

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Безопасные шины и аквапланирование

Статистика говорит, что почти половина всех ДТП в теплое время года происходит в мокрую погоду. Как же безопасно перемещаться, при этом обходить стороной опасные участки дороги? Аквапланирование – весьма опасное явление, характеризуется одновременным отрывом от дорожного покрытия одного или нескольких колес за счет водяного клина, который возникает между нижней точкой покрышки и дороги во время движения по мокрой, покрытой водой дороге. Усиливающим фактором, влияющим на аквапланирование, является скорость. Особенно велика вероятность его появления в дождь, сильный ливень, когда на дорогах появляются значительное количество луж. При попадании колеса на скорости в такую лужу происходит сильный хлопок, сопровождающийся замедлением скорости и ударом в рулевое управление.

Чтобы избежать аквапланирования, шина должна максимально, насколько это будет возможно, откачать, отвести от колеса воду. Таким образом, нужно выбирать такие шины, которые смогли во влажную, дождливую погоду производить отвод воды из – под пятна контакта, чтобы обеспечивать устойчивость и безопасность автомобиля. Если же скорость, для конкретного типа шин выше предельной, когда отвод воды невозможен, Ваша машина начинает как-бы всплывать. Тут пятно контакта с дорожным полотном отсутствует. Это может привести к потери управления, сравнить которое можно с юзом. Понятно, что чем глубже будет лужа, выше скорость, меньше масса автомобиля, шире покрышка, меньше протектор – будет больше вероятность уйти автомобилю в аквапланирование. Не сложно предположить, что с нарастанием скорости сцепление колес с влажной дорогой снижается. Обсуждаемый эффект очень опасен особенно в момент вхождения автомобиль в повороты. Любой автолюбитель должен понимать, что если боковое усилие в повороте превысит усилие бокового сцепления покрышек с дорогой, то автомобиль просто уйдет в неконтролируемый занос.

Вне зависимости от того, какая выбранна шина, она не сможет в критических ситуациях избежать аквапланирования. Разницей является разве что время наступления процесса. Но не только повороты должны пугать нас на мокрой дороге. Ровная трасса, залитая водой, также в себе таит массу опасностей, потому нужно быть предельно внимательным. На скорости, когда одно колесо попадает в лужу, происходит моментальное сопротивление движению вперед, за счет чего появляется удар в рулевое управление, и усилие, тянущее автомобиль в сторону заноса. Такое состояние может быть очень не благоприятным особенно тогда, когда сцепление колес задней оси меньше, нежели передней, заноса избежать очень сложно.

Чтобы не потерять управление автомобилем при аквапланировании, нежелательных последствий, достаточно сделать следующее:

  • Старайтесь сбрасывать скорость в момент вхождения колес в лужи
  • Если колесо попало в лужу на скорости, ни в коем случае в данный момент не пользуйтесь тормозами
  • Не допустимо резко крутить рулевое колесо при прохождении луж, важно только лишь контролировать движение
  • В случае, когда заноса избежать не удалось, используйте специальные приемы, правила контраварийного управления, благодаря которым можно выйти из неприятной ситуации
  • Задняя ось автомобиля всегда должна иметь отличный комплект шин, идеально, если все шины будут новые и одинаковые
  • Не применяйте шин, остаточная величина протектора которых менее 4 мм, это может привести к вероятности аквапланирования
  • Соблюдение соответствующего давления в шинах, постоянный его контроль, в большинстве случаев не позволит Вам испытать на себе эффект аквапланирования.

Как же понять, какая шина лучше? Сразу обратите внимание на то, чтобы дизайн протектора ее был открытого типа, в месте пятна контакта с дорогой количество, площадь резины должна быть минимальным, максимум продольных и соединительных каналов  - успех в выборе резины. Противоположность такой резине являются так называемые спортивные покрышки, «слики», на которых практически нет рисунка протектора, а при его наличии протектор закрыт рисунком, а водоотводящие каналы отсутствуют. Категорически запрещается использовать такие шины во влажное время. Всегда обращайте внимание на рисунок протектора, он должен быть направленным. Форма канавок должна выполняться в виде V образной формы, что способствует лучшему отводу воды. Важно учитывать направление вращения шин при установке их на автомобиль. Если Вы задались целью купить именно шины, устойчивые аквапланированю, обращайте внимание при покупке на их маркировку. Они будут содержать следующие надписи Aquatread, Rain Master, Hydragrip и соответствующие рисунки на боковой части, что свидетельствует о эффективности их эксплуатации в условиях влаги, дождя.

Кроме всего прочего дождевые шины имеют в своем составе резины особенные добавки, улучшающие сцепление с дорожным влажным покрытием, при этом позволяют их использовать и в сухую погоду. Как и всесезонные шины, дождевые являются некоторым средним вариантом, компромиссом. Вопреки положительным их свойствам, устойчивости к аквапланированию, такие шины хуже в управляемости, менее износостойкие и менее шумные.

Главное помните, что установленная дождевая шина еще не является панацеей Вашей абсолютной безопасности при езде во влажную погоду, многое также зависит и от мастерства самого водителя.

service96.ru

что это и как избежать

Во время дождя ситуация на городских и загородных дорогах становится опаснее. И дело не только в том, что потоки воды ухудшают видимость. Есть еще такое явление как аквапланирование, из-за которого произошла не одна авария.

Что такое эффект аквапланирования

При движении автомобиля шины и дорожное полотно соприкасаются друг с другом, создавая так называемое «пятно контакта». Эффект аквапланирования возникает тогда, когда между шиной и дорогой нет контакта, а между ними находится водная пленка. В этом случае автомобиль практически неуправляем, причем практически любые действия приводят только к ухудшению ситуации, а не к ее исправлению.

Эффект аквапланирования

Как и отчего возникает аквапланирование

При движении по мокрой дороге шины выталкивают воду из-под себя, образуя пятно контакта с дорогой. Вода перед колесами автомобиля образует валик, который хорошо видно пешеходам. При определенных условиях шины не справляются с отведением воды и контакт с дорожным полотном теряется, машину «ведет», она не слушается руля.

Аквапланирование шин возникает при движении по мокрой дороге на высокой скорости

Причин возникновения аквапланирования довольно много. Во-первых, это скорость. При большой скорости даже незначительное количество воды на дороге может вызвать потерю контакта с дорожным полотном. Потому в дождь или на мокрой дороге лучше ехать на умеренных скоростях. Тем более по хорошей дороге. Потому как гладкий асфальт может стать еще одной причиной появления аквапланирования.  На такой дороге даже небольшая пленка воды сильно уменьшает сцепление с дорогой.

В-третьих, изношенные шины и малая глубина протекторов также часто приводят к тому, что вода из-под колес не уходит. Если вы едете на лысой резине, в дождь снижайте скорость и обязательно тормозите перед лужами. Четвертая причина также связана с шинами: неправильное давление в них также может привести к аквапланированию. Специалисты утверждают, что на проявление этого эффекта также влияет состояние подвески. Если она изношена на 50%, то возможность появления между колесами и дорожным полотном воды увеличивается в несколько раз.

Устойчивость к аквапланированию проверяют на полигоне. О том, как проявляет себя эффект аквапланирования в зависимости от высоты протектора, можно увидеть в видео.

Как избежать аквапланирования

Из всего этого следует, что для того чтобы снизить риск возникновения эффекта аквапланирования нужно правильно подобрать шины и правильно накачать их. При выборе летних шин нужно обязательно обращать внимание на рисунок протектора. Шины, которые хорошо отводят воду, обязательно имеют хотя бы одну продольную глубокую канавку, идущую вдоль.

Выбирайте правильные шины на лето чтобы избежать эффекта аквапланирования

От нее должно отходить множество ламелей (поперечных канавок), которые проходят насквозь.  Лучше всего отводят воду от пятна контакта шины, ламели которых идут под углом от продольной канавки и направлены назад. Такой рисунок напоминает елочку в схематическом изображении. Еще важно правильно установить дождевые шины, чтобы «елочка» была направлена назад, т.е. вода уходила в сторону и назад.

Аквапланирование шин возникает из-за изношенных шин

Большую роль для безопасного движения в дождь или на мокрой дороге имеет скорость. Рассчитано, что порог проявления эффекта аквапланирования находится в промежутке от 70 до 100 км/час.  Но если шины и подвеска изношенные, то машина может поплыть по дороге и при 60км/час и даже при меньшей скорости. Тут еще играет роль гладкость покрытия и толщина слоя воды. Из-за множества переменных тяжело предсказать поведение автомобиля на дороге и пока не найден способ как рассчитать скорость при аквапланировании, но однозначно этот тот случай, когда тише едешь, дальше будешь.

Как проявляет себя эффект аквапланирования

Информирован – значит,  вооружен, и, зная, как ощущается машина, когда она «поплыла», вы сможете адекватно отреагировать и вернуть контроль над ситуацией. Поведение машины при аквапланировании зависит от привода. Иногда появляется ощущение, будто снижается скорость и кто-то держит автомобиль сзади – так проявляется сопротивление воды. Обычно это происходит, если на большой скорости влететь в приличной глубины лужу.

Влетев в лужу вы можете почувствовать, что машина «поплыла»

Причем на переднеприводных авто часто при попытке торможения на мокрой дороге начинается вращение. Если ведущие колеса задние, то при аквапланировании руль становится мягким, но как бы вы не крутили его, машина никак не реагирует.

Как действовать при возникновении эффекта аквапланирования

Первая реакция, которая возникает при потере управления, —  ударить по тормозам. Но любое нажатие на тормоз, если машина потеряла контакт с дорогой, приводит к ухудшению ситуации и авто может закрутить. Так что первое что делаем – убираем ногу с педали газа.

Как рассчитать скорость при аквапланирование пока нет точной формулы

Снижение скорости может восстановить контроль, но делать это нужно только при помощи мотора. Потихоньку снижая обороты, уменьшайте скорость. Крутить рулем не нужно. Колеса будут менять направление, но на направлении движения это никак не отразится.  А вот при появлении пятна контакта, если руль у вас вывернут, машину может снова занести.

Если у вас переднеприводный автомобиль и вы заметили, что зад начинает «подплывать»,  небольшое увеличение скорости может вытащить машину из планирования на воде. Но такое решение доступно для опытных водителей и тех, которые хорошо чувствуют машину и  не теряют головы в экстренных ситуациях. Если к таким людям вас отнести тяжело, снимаете ногу с педали газа, крепко держите двумя руками руль и не крутите его, дожидаясь пока мотор скинет обороты. Не тормозите. Этим вы спровоцируете занос. Вот и все действия.

Собственно само явление аквапланирования явление не смертельное, но опасное, если водитель впал в панику. А чтобы такая неприятность с вами не случилась, достаточно ездить в дождь на невысокой скорости и притормаживать вовремя перед лужами, следить за шинами и давлением в них.

avtofirst.ru

Аквапланирование в автомобиле – что это, и как его избежать?

Каждый водитель сталкивался с тем, что на мокрой дороге или во время гололеда машина совершенно не слушается, ее начинает самопроизвольно нести. Складывается впечатление, что машина «плывет», и вы полностью теряете контроль над ее управлением. Этот неприятный момент называется аквапланированием. Случается такое, когда шины теряют сцепление с дорожным покрытием во время непогоды. Аквапланирование может начаться во время ливня, дождя, при попадании колесами в огромную лужу, когда дорога покрыта тонким слоем льда.

Понятие эффекта аквапланирования

Что происходит при аквапланировании? Аквапланирование – это своеобразное скольжение по поверхности дорожного покрытия, когда сцепление колес с твёрдой поверхностью сводится к минимуму. На шинах оттеснены канавки, по которым вода должна отводиться в сторону, если машина эксплуатируется в условиях непогоды. В случае, когда дорога покрыта большим слоем воды, эти канавки не успевают отводить воду в сторону, и возникает эффект аквапланирования. Водитель на короткое время теряет контроль над машиной.

Внимание! Не путайте понятия «скольжение» и «аквапланирование»! Скольжение возникает при резком торможении или повороте на дороге, покрытой тонким слоем льда или во время небольшого дождя. В этом случае сцепление шин с дорогой недостаточное (но не теряется полностью).

Чтобы избежать аквапланирования, не нужно в непогоду ехать на большой скорости и делать резких маневров на дороге. В аквапланирование чаще попадают переднеприводные машины (передние ведущие колеса стягивают автомобиль на мокрой дороге), и вы не сразу замечаете, что теряете управление (так как задние колеса уже подвержены процессу аквапланирования). Заднеприводные машины дают шанс водителю вовремя почувствовать начало аквапланирования (управлять машиной становится сложнее, руль отказывается слушаться) и предпринять меры.

Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля

Аквапланирование автомобиля провоцируется рядом факторов:

• Большая скорость движения во время дождя, когда дорога покрыта слоем воды.

• Попадание в лужу на большой скорости.

• Сильный поток воды на дороге.

• Неравномерное водяное препятствие на дороге (в случае с неровной трассой).

• Небольшая остаточная глубина протекторов (лысеющие шины).

• Давление в шинах машины.

• Неисправная подвеска машины.

Рисунок шин

Аквапланирование возникает, если рисунок на шинах стирается (нормальным считается рисунок с глубиной канавок на шинах до 8 мм), уменьшается глубина бороздок. С лысыми шинами (глубина бороздок до 1 мм) и на сухом асфальте коэффициент сцепления падает, а на покрытой слоем воды – и подавно. При контакте с водой бороздки не успевают высвободить резину для хорошего сцепления с покрытием трассы, и машина «плывет».

Желательно ставить на машину шины с рисунком «дождевой» (в виде елочки). Это водоотталкивающие покрышки, которые снижают риск возникновения аквапланирования. Переобувайте машину в протекторы «зима-лето». Зимние шины имеют более глубокие бороздки рисунка шин, потому что резине приходится бороться со снегом и снежной кашицей.

Интересно знать! Термин «аквапланирование» впервые появился в авиации.

Кроме рисунка на шинах, смотрите также на ширину протекторов: узкие или широкие. Преимущество остается за широкими шинами, так как у них большее напряжение сжатия. Необходимо следить и за давлением в шинах. Если протекторы проседают, то глубина бороздок уменьшается, а риск аквапланирования увеличивается.

Толщина водяной пленки

Эффект аквапланирования напрямую зависит от толщины водяной пленки. На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом лучше, чем на дороге с внушительным слоем воды (сильный дождь, ливень). Если дорога имеет перепады в покрытии, то слой воды на ней неравномерный. В этом случае попасть в аквапланирование можно запросто, потому как протекторы должны справиться с разным слоем воды на дороге.

Скорость движения

В непогоду очень важно следить за скоростью, не превышать ее. Аквапланирование шин начинается при скорости от 70 км/ч даже во время небольшого дождя (даже при условии хорошего рисунка на шинах и исправной ходовой части).

Если вы мчитесь на высокой скорости, то аэродинамика слегка поднимает машину над дорогой. В этом случае сцепление колес с основой и так падает. Если учесть, что в дождь на пути сцепления становится вода, то коэффициент сцепления снижается (вода не вытесняется из протекторов, и возникает аквапланирование).

Интересно знать! Второе название аквапланирования – «глиссирование» (момент всплытия колес на водяном клине).

Состояние подвески

Если ваша подвеска изношена, то риск аквапланирования повышается в плохих погодных условиях даже на скорости от 40 км/час.

Опасность аквапланирования для вас и вашего авто

Что делать при аквапланировании? Не паниковать – это главное. Попав колесами в поток воды на асфальте или в огромную лужу, вы ощутите снижение скорости. Это происходит потому, что возрастает сопротивление движению. При попадании в лужу сцепление колес получается разным (одно колесо уже на более-менее сухой поверхности, а другое находится еще в луже), потому машину и заносит. Иногда может возникнуть небольшой удар, и машину непроизвольно начнет разворачивать. Чтобы этого не произошло, крепко держите руль в руках.

Внимание! Ни в коем случае не делайте резких рывков рулем в сторону (это только усугубит ситуацию). При аквапланировании руль поворачивайте короткими множественными движениями на маленький угол – так вы сможете выровнять машину.

Как предотвратить аквапланирование

Лучше предотвратить беду, чем бороться с аквапланированием. Важно прислушаться к некоторым советам:

• Правильно выбирайте покрышки (узор «елочка», водоотталкивающие, широкие/узкие, наличие пиктограммы: water или aqua – вода, rain – дождь).

• Переобувайте машину по сезону (зимняя и летняя резина).

• Следите за изношенностью покрышек (на «лысой» резине ехать нельзя).

• Следите за состоянием подвески.

• Проезжайте лужи по прямой.

• В дождливую погоду нельзя резко тормозить и поворачивать.

• В непогоду максимально снизьте скорость (должна быть меньше 70 км/час).

• Крепко и правильно держите обе руки на руле (ориентируйтесь по циферблату 10-2 или 9-3), чтобы его не выбило из рук при попадании в лужу.

• Исключите резкие маневры (колеса должны быть всегда прямо).

Какие действия предпринять, если аквапланирование началось

Как же бороться с аквапланированием? Никак. Если уж попали в «плавание», то остается только крепче держать руль прямо и ждать, когда машина проедет участок с толстым слоем воды.

Если попытаться резко повернуть руль, когда передние колеса еще в луже, а задние на асфальте (или наоборот), то может еще раз «кидануть» вплоть до переворота машины. Отбросьте свое психологическое желание тормозить, если машину уже несет.

Внимание! Тормозить надо до водной преграды, а не в ней.

Водители с большим опытом могут поймать и подкорректировать занос, но не всегда (а при касании с твердой поверхностью машину снова уведет в одну из сторон под тем углом, под которым она вошла в «занос»).

Внимание! В момент аквапланирования потихоньку отпускайте педаль газа, чтобы скорость снизилась.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?

Даже с новыми шинами от именитого производителя при толщине слоя воды на асфальте сантиметров в десять машина может потерять контакт с дорогой на скорости и до 80 км/ч.

Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.

Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.

Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.

Факторы, влияющие на аквапланированиеБольшое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.

Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.

Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.

Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.

Компания Nokian провела испытания, по результатам которого составила таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.

При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.

Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя. При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта. В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.

Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные компанией Michelin, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.

Как проявляется аквапланирование?Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.

Чем опасно аквапланирование?Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.

Как избежать аквапланирования?Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.

Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:

  • Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
  • Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
  • Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
  • Избегать быстрой езды по глубоким лужам.
Что делать, если аквапланирование началось?Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.

Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.

Индикаторы износа на летней резине.

Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин.

Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию

Лучше других с аквапланированием справляются так называемые дождевые шины. Например, входящая в состав концерна Continental шинная марка Uniroyal специализируется на шинах для влажных условий. «Следы дождя» вы найдете в названии многих моделей этой марки. Устойчивые к аквапланированию шины имеют широкие отводящие воду канавки и, как правило, асимметричный или направленный рисунок протектора. Чтобы не ошибиться при выборе шин, ориентируйтесь на известные шинные марки и результаты тестов, проводимых журналом «За рулем».

https://www.zr.ru/content/articles/909576-akvaplaniovanie-shin-chto-ehto-i/

 

www.bmwclub.ru

Эффект аквапланирование автомобиля | фото, видео

В переводе с английского «aquaplaning» означает «водное планирование». Этот эффект возникает при вождении по мокрой трассе и представляет собой потенциальную опасность для участников дорожного движения.

Эффект аквапланирования Суть процесса аквапланирования заключается в следующем. В тот момент, когда автомобиль на скорости въезжает в большую лужу, между дорогой и колесом возникает водная прослойка. Возникает эффект скольжения по поверхности воды. Шина теряет контакт с дорогой. Транспортное средство становится полностью неуправляемым. Водители, сталкивавшиеся с этим явлением, могут подтвердить, насколько опасной может быть подобная ситуация.

Не стоит путать аквапланирование с простым скольжением. Скольжение может возникнуть даже на не слишком мокрой трассе, для этого достаточно и небольшой водной плёнки на поверхности дороги. Оно может проявиться при резком торможении или повороте руля, так как вода снижает коэффициент трения и уменьшает степень сцепления резины с дорожным полотном. При аквапланировании же контакт колеса с трассой теряется полностью. Шина как бы всплывает на дорогой. Вода не успевает вытесняться из пятна контакта по специальным водоотводящим канавкам на протекторе, и автомобиль словно плывёт по поверхности лужи.

Механизм аквапланирования

В том случае, если автомобиль въехал в лужу на слишком большой скорости или если лужа чересчур глубока, вода просто не может достаточно быстро выйти из-под колеса. Особенно явным этот эффект становится при износе шин. На старой резине канавок, по которым отводится вода, становится меньше. Сами они теряют свою глубину. Следовательно, вода вытесняется из-под покрышки медленнее. Автомобиль с изношенной резиной может подвергнуться эффекту аквапланирования и потерять управляемость даже на не очень высокой скорости.

Если вы знаете, что ваша резина сильно изношена, на мокрой трассе обязательно сбросьте скорость!

Дело в том, что в работе шины при езде по мокрой дороге есть очень важный момент. Чем выше скорость автомобиля, тем меньше пятно контакта покрышки с трассой. Резина начинает «наползать» на водную плёнку, и часть нагрузки перераспределяется на поверхность воды. Вместо того, чтобы прижиматься к твёрдому дорожному полотну, колесо отрывается от него. С увеличением скорости наступает такой момент, когда шина полностью теряет сцепление с асфальтом.

Проведенные исследования показали зависимость между степенью износа покрышек и площадью пятна контакта. Опыт проводился на влажной трассе, покрытой водной плёнкой толщиной 2 мм. Если новые шины с глубиной протектора 8 мм на скорости 100 км/ч потеряли около 20% площади пятна контакта с трассой, то данная величина для изношенных покрышек с протектором глубиной 1 мм составила аж 90%! А это значит, что во втором случае даже при незначительном росте скорости или увеличении толщины водной плёнки аквапланирование попросту неизбежно!Но даже если автомобиль на изношенных покрышках не потерял управление полностью, управлять им на мокрой трассе, особенно если требуется совершить экстренный маневр, очень проблематично. Вот почему водить машину в дождливую погоду следует предельно аккуратно, избегая резких поворотов, торможений и высоких скоростей. Аквапланирование зимних шин

В случае с зимней резиной эффект аквапланирования выражен менее явно. Объясняется это иным рисунком протектора.

Но зимние шины должны справляться не только с водой. Им нужно выводить из пятна контакта снег и лёд, а это намного сложней. По сути, процессы аквапланирования в данном случае схожи с процессами, происходящими с летней резиной. Отличие только в том, что вытесняемая смесь более густая. Из-за этого протектор зимних покрышек делается более грубым, крупным и имеет более глубокие и широкие водоотводящие канавки.

Зимняя резина обычно более узкая, чем летняя, так как из-под менее широкой покрышки быстрее и проще выводится снежная каша. А это в положительную сторону влияет на сцепление колеса с дорогой.

Как влияет давление в шинах на риск аквапланирования?

На этот вопрос можно ответить с уверенностью: риск аквапланирования зависит от давления в шинах очень сильно. Чем ниже давление в покрышке, тем меньше пятно её контакта с трассой. А чем меньше пятно, тем выше возможность возникновения аквапланирующего эффекта.

Это доказывают исследования. На скорости 80 километров в час была замерена поверхность контакта шины с трассой, покрытой 5 мм слоем воды. Получившаяся площадь пятна контакта при нормальном давлении около 2 атм была взята за 100%. При снижении давления на 0,5 атм площадь сократилась вдвое, а при давлении 1 атм от первоначального пятна контакта осталась лишь четверть!

Причина такого явления кроется в том, что при недостаточно высоком давлении в покрышке шина становится мягче, и воде проще смять протектор, чем выйти через водоотводящие канавки. При этом резина деформируется, сами канавки сужаются, а это еще больше усугубляет ситуацию. К тому же, искажаются все расчеты и характеристики, заявленные компанией-изготовителем шины, поскольку все тестовые испытания резины проводятся при нормальном давлении в покрышках.

Как избежать эффекта аквапланирования?

Избежать риска аквапланирования полностью практически невозможно. Даже самые лучшие и современные покрышки могут на определенной скорости потерять контакт с трассой, когда автомобиль въезжает в глубокую лужу. Но свести вероятность такого эффекта к минимуму можно. Для этого нужно следовать определенным правилам:

Главным виновником эффекта аквапланирования является чрезмерно высокая скорость. При дождливой погоде следует ездить медленней, и чем сильнее дождь, тем ниже должна быть скорость передвижения.

При износе протектора более чем на 70% следует быть крайне аккуратными на мокрой трассе: риск аквапланирования изношенной резины очень велик!

Необходимо внимательнейшим образом следить за давлением в покрышках! Это поможет не только снизить риск аквапланирования. Давление играет большую роль в равномерном износе резины, в управляемости автомобиля, в комфортабельности и безопасности передвижения в целом.

Никогда не пытайтесь проехать крупную лужу на большой скорости! Это может привести к самым печальным последствиям. Ведь визуально невозможно точно определить, насколько лужа глубока. Кроме того, всегда есть опасность залить двигатель, даже при небольшой глубине водной плёнки, и ваш автомобиль может заглохнуть посреди дорожного мини-водоёма.

В дождливую погоду водить автомобиль нужно гораздо более аккуратно, и не только из-за опасности аквапланирования. Помните, что на влажной трассе значительно ухудшается сцепление с дорожным покрытием и сильно возрастает величина тормозного пути. Следует избегать высоких скоростей и резких маневров.

Следите за состоянием подвески. Изношенные амортизаторы повышают риски, связанные с аквапланированием.

Въехав на участок дороги с идеально гладкой поверхностью, не спешите жать на газ. Чем ровней покрытие дороги, тем меньше нужно воды, чтобы возник эффект аквапланирования. Звучит парадоксально, но это так.

Что делать при аквапланировании?

Понять, что вы аквапланируете, очень просто. Автомобиль внезапно перестаёт реагировать на повороты руля и никак не откликается на нажатие педали тормоза. Так что в таком случае делать?

Сначала стоит сказать о том, чего делать нельзя. Не вздумайте резко выворачивать руль в ту или иную сторону! Дело в том, что автомобиль может в любой момент обрести сразу все сцепление с дорогой, и если в этот момент колеса повернуты под крутым углом, вашу машину может очень резко бросить в сторону, а это чревато неприятностями!

Держите руль прямо, придерживайтесь того же курса, что и при въезде в лужу, и лишь после того, как автомобиль обрел сцепление с дорожным полотном, корректируйте траекторию движения. Иначе при возникновении контакта с дорогой машина может совершить неожиданный для вас и других участников дорожного движения манёвр.

При аквапланировании резкое нажатие на тормоз не поможет. Более того, оно может спровоцировать занос и разворот автомобиля. Замедляться нужно перед лужей, а не в ней.

Самое главное – сохраняйте спокойствие! Не нужно поддаваться панике. Попытайтесь контролировать ситуацию, и тогда ваши шансы на безболезненный выход из неприятной ситуации резко возрастут.

Удачи вам на трассе! Будьте аккуратны!

www.citytire.ru


Смотрите также