Способ изготовления комбинированной трёхслойной индивидуальной защитной зубной шины. Боксерская шина


Боксерские шины по Ревзину | Ортопедическая стоматология

Боксерские шины из эластического материала ЭГМАСС-12 применяются для предупреждения повреждения зубов и альвеолярного отростка у боксеров во время боя. Шина при ортогнатическом прикусе должна покрывать все зубы верхней челюсти и слизистую оболочку альвеолярного отростка как со стороны преддверия, так и со стороны собственно полости рта и твердого неба. На свободной ее поверхности необходимо создать отпечатки жевательных и режущих поверхностей зубного ряда нижней челюсти. При прогеническом прикусе шина покрывает зубы и альвеолярный отросток нижней челюсти с обеих сторон, и на свободной ее поверхности имеются отпечатки зубов верхнего зубного ряда.

Для изготовления шины необходимы хорошие оттиски верхней и нижней челюстей. Последние лучше снимать алгинатной массой. На гипсовых моделях отмечают карандашом границу шины. Со стороны преддверия она доходит до переходной складки, обходя губную уздечку, щечные складки и покрывая альвеолярные бугры. На язычной стороне шина покрывает поперечные складки твердого неба и альвеолярные бугры. Небный шов не перекрывается. Для лучшей фиксации шины на небной поверхности жевательных зубов и губной поверхности фронтальных зубов от экватора до их шеек соскабливают слой гипса толщиной 0,5 мм. По очерченным границам производят моделировку шины с помощью разогретой пластинки моделировочного воска, которую накладывают на модель и обжимают пальцами в пределах намеченных границ. На изготовленный восковой базис шины в области окклюзионных поверхностей зубов накладывают валик из воска высотой 2,5 мм по всей зубной дуге верхней челюсти и соединяют с восковым базисом расплавленным воском. Затем восковой базис с прикусным валиком снимают с модели и в полости рта определяют положение центральной окклюзии. При установлении центральной окклюзии необходимо сохранить разобщение между зубными рядами в пределах 1,5—1,8 мм. Глубина отпечатков коренных зубов на восковых валиках должна быть примерно 1 мм, а в области фронтальных зубов 1,5—2 мм (рис. 335).

После определения центральной окклюзии восковой базис накладывают на модель и проводят окончательную моделировку. Толщина пластинки должна быть на всех участках 1,8—2 мм. Гипсовку производят обратным способом. После затвердевания гипса кювету погружают в горячую воду для размягчения воска. Затем кювету раскрывают, выплавляют воск, обезжиривают гипсовую форму и производят формовку пластмассой по следующей методике. К 20—25 г окрашенного порошка полихлорвинила прибавляют 12—15 мл дибутилфталата. Эту смесь выдерживают не менее 30 минут с целью набухания порошка в пластификаторе, после чего производят формовку протеза и его прессовку. Предварительно, до формовки, гипсовая форма должна быть охлаждена до комнатной температуры и хорошо смазана дибутилфталатом. После прессовки кювету, закрепленную в бюгеле, помещают в вулканизатор, заполненный водой. Нагревание вулканизатора производят медленно (в течение 40—45 минут) до 160°. Через 5 минут после достижения 160° подачу тепла прекращают и после полного охлаждения вулканизатора кювету вынимают. Излишки шины срезают ножницами, затем обрабатывают ее карборундовыми инструментами, но не полируют.

Шину хранят в сухом виде в коробке и очищают ее с помощью зубной щетки и зубного порошка.

ortostom.net

Боксерская шина

Предназначена для защиты зубов и альвеолярного отростка боксеров во время боя на ринге. Лучшими шинами являются изготовленные по индивидуальным оттискам верхнего и нижнего зубных рядов альгинатными массами. Шина изготавливается из эластических пластмасс путем полимеризации в определенном режиме. Она состоит из небной пластинки, альвеолярных щитков и окклюзионного валика.

Стандартная боксерская шина

Стандартная боксерская шина

Первая покрывает часть твердого неба, вторые — всю поверхность зубов и слизистую оболочку альвеолярного отростка до переходной складки как с вестибулярной, так и с небной стороны. На окклюзионном валике имеются лунки для нижних зубов глубиной 1,5-2 мм для резцов и клыков и 1 мм для моляров и премоляров. Благодаря этим углублениям при смыкании зубов челюсти образуют единое целое, способное противостоять ударам перчатки. Между описанными лунками для верхних и нижних зубов находится слой пластмассы толщиной 1,5-2 мм. Он равен ширине межзубного промежутка при покое нижней челюсти. При большой толщине возникнут вынужденные положения челюсти, что вызовет утомление жевательных мышц и жалобы боксера на чувство неловкости в них. Описанная прослойка, будучи эластичной, смягчает силу, возникающую при ударах по подбородку. Шина моется зубной щеткой с мылом, хранится в коробке в сухом виде. Со временем шина теряет эластичность и подлежит замене.

Ссылка: Боксерская шина

www.dr.arut.ru

Боксерские шины"

Боксерские шины изготавливаются из эластических пластмасс(Бок- сил, Эластопласт).Они предназначены для предупреждения травмызу- бов, слизистой оболочкиверхней губы и височно-нижнечелюстногосус- тава у боксеров вовремя боя. Шинапри ортогнатическомприкусе покры- вает всю верхнюю челюсть допереходной складки (зубы,альвеолярный отросток, твердое небо). Для зубов нижней челюсти на свободнойпо- верхностишины имеются отпечатки.При обратном смыканиипередних зубов шина покрывает зубы и альвеолярную часть нижней челюсти с обе- ихсторон и на свободной ее поверхности имеются отпечаткизубов верх- ней челюсти.

Для изготовления шины снимают полные анатомические оттиски аль- гинатными массами сверхней инижней челюстей. На гипсовыхмоделях отмечают границу шины. Состороны преддверия онадоходит допере- ходной складки, сгибаяуздечки и тяжи слизистой оболочки ипокрывая верхнечелюстные бугры. На небной стороне шина захватываетзону по- перечных складок, оставляясвободным небный шов.

Рис. 242. Боксерские шины.

Для составления моделей в положение центральной окклюзии изго- тавливаютвосковой валиквысотой 2,5 мм подковообразной формы. Спо- мощью этого разогретого валика в полости рта определяют центральную окклюзию.При установлении центральной окклюзиимежду зубными ря- дами должно быть разобщение в пределах1,5 -1,8 мм.Модели гипсуются вокклюдатор и из воскамоделируется шина.Глубина отпечатков боковых зубов нижней челюсти на шине должна быть примерно 1 мм, а вобласти переднихзубов 1,5 -2,0 мм (рис.242).Толщина шины на всех участках должна быть1,8 -2,0 мм.Восковую композицию шины гипсуют обратным способом вкювету. Воск заменяют на пластмассу в соответствии стехно- логией применяемой пластмассы.

Оглавление

I ПРЕДИСЛОВИЕ - проф. Е.И.Гаврилов 3

' ВВЕДЕНИЕ - проф. Е.И.Гаврилов 4

КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ

ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ - проф. Е.И.Гаврилов 5

Общий курс (пропедевтика)

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ - проф. Е.Н.Жулев 12 НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ 13 ВЕРХНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ 16 АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ ЧАСТИ ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТЕЙ 19

ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОЙ СУСТАВ 20 ЗУБЫ И ЗУБНЫЕ РЯДЫ 22

Факторы, обеспечивающие устойчивость зубных рядов 24

Оккпюзионная поверхность зубных рядов 26

Строение и функции периодонта 27 Выносливость пародонта к нагрузке 31 МУСКУЛАТУРА ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ 31

Мимические мышцы 31

Жевательная мускулатура 32 Абсолютная сила жевательных мышц 33 Жевательное давление 34 ОККЛЮЗИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ 36

Виды окклюзии 36 Состояние относительного покоя нижней челюсти 38

Прикус 39

Нормальный (ортогнатический) прикус 39 Переходные (пограничные) формы прикуса 41 АНОМАЛЬНЫЕ ПРИКУСЫ 41

Цистальный прикус 42

Метальный прикус 42

Глубокий прикус 43 Открытый прикус 43

Перекрестный прикус 43 БИОМЕХАНИКА НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ 44

Вертикальные движения нижней челюсти 44 Сагиттальные движения нижней челюсти 45 Трансверзалъные движения нижней челюсти 46 ЖЕВАНИЕ 49

557

АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА,

ИМЕЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ 51

ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО В КЛИНИКЕ

ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ - проф. В.Н.Трезубов 53

ОПРОС БОЛЬНОГО (АНАМНЕЗ) 54 ВНЕШНИЙ ОСМОТР БОЛЬНОГО 56 ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОЛОСТИ РТА 57

Обследование зубных рядов 58

Обследование пародонта 59

Патологическая подвижность зубов 60

Обследование беззубой альвеолярной части 61

Диагностические модели челюстей 62

Рентгенологические методы исследования 63

Методы определения жевательного давления 64

Исследование жевательной эффективности зубных рядов 66

Графические методы

изучения жевательных движений нижней челюсти 67

Обследование височно-нижнечелюстного сустава 68

Обследование функции жевательных мышц 70

Электромиография 70

Диагноз 73 План и задачи ортопедического лечения 73 История болезни 74

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

ПЕРЕД ПРОТЕЗИРОВАНИЕМ-проф. В.Н.Трезубов 75

Оздоровительные мероприятия в полости рта

перед протезированием больного 76

Тактика врача при удалении зубов с больным пародонтом 77

Резекция (гемисекция) многокорневых зубов 79 Порядок удаления зубов

при подготовке полости рта к протезированию 79 Об удалении одиночно стоящих зубов

на верхней и нижней челюстях 80 Исправление формы альвеолярного отростка (части) 82 Психологическая подготовка больных

перед протезированием 82

ОТТИСКИ И ОТТИСКНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - проф. В.Н.Трезубов 86

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОТТИСКНЫМ МАТЕРИАЛАМ 87

j- i П О

Гипс оо

Оттискные массы на основе альгиновой кислоты 89

558

Термопластические массы 90

Цинкоксидэвгенольные оттискные массы 91

Силиконовые оттискные массы 91

Тиодент

92

Выбор оттискной ложки 92

studfiles.net

Боксерская профилактическая челюстная шина

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и1935097 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 30.04.80 (21) 2936551/28-13 с присоединением заявки М (23) Приоритет— (5l)h%. Кл.

А Е1 С 13/28

3Ьеудврствевй каннтет

СССР по делам изобретений и открытки

Опубликовано 15 ° 06 ° 82 Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 15.. 06. 82 (53) УДК616. 314 (088. 8) H.Ì.Балалаева, М.А.Габова, Г.И.Тихонов, К.В. 1еренова, В.Д.Ходырвв, Г.В.Роговников, В.Д.Ворошилов и М:-Д. ВДвввыЕАо (72) Авторы изобретения.г

Проектно-конструкторское и технологическоекбюоро химического машиностроения и Пермский госу 1арстввеннрыймедицинский институт (7l) Заявители (54) БОКСЕРСКАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ЧЕДОСТНАЯ

ШИНА

Изобретение относится к медицинс= кой технике, а именно, к аппаратам, предназначенным для профилактики травмы челюстно-лицевой области боксера за счет амортизации удара во время боя.

Известна боксерская профилактическая шина, представляющая собой подковообразную пластину, выполненную из эластичного материала, окрашенного двуокисью титана (1).

Однако физико-механические свойства известной шины недостаточны в условиях повышенных динамических наг-, рузок во время боя, в результате чего шина прокусывается. Кроме того, при этом известная шина плохо фиксируется на челюсти, так как слабо при" сасывается к слизистой оболочке полости рта. Из-за пониженной фиксации боксеру приходится удерживать шину усилием челюстей, из-за большого объема, который занимает шина в полости рта, дыхание боксера затруднено.

Целью изобретения является повышение надежности и улучшение эксплуатационных свойств.

Эта цель достигается тем, что боксерская профилактическая челюстная шина, представляющая собой подковообразную пластину, выполненную из эластичного материала, окрашенного двуокисью титана, выполнена из литье- вого полиуретана СКУ-ПФЛ, при этом толщина рабочей поверхности шины равна 0,5-0,8 мм.

Боксерскую профилактическую челюстную шину изготавливают следующим образом.

При изготовлении шины берут 100 r окрашенного двуокисью титана литьевого полиуретана на основе простых полиэфиров марки СКУ-ПфЛ по ТУ 38103-137-78. Вначале делают литьевую форму. Для этого снимают рабочий слепок с верхней челюсти и вспомогательный3 93509

267

X=Ax Вх

Формула изобретения

Составитехть Ю.Алмазов

Редактор О.Персиянцева Техред Ж. Кастелевич

Корректор, Ю.Макаренко

Подписное

Заказ 4090/9 Тираж 714

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 5 с нижней. Модели из мраморного гипса отливают и загипсовывают в артикулятор в центральной окклюзии. На верхнюю челюсть делают базис из воска толщиной 0,5-0,8 мм, а на рабочую часть будущей шины накладывают восковой прикусной валик ° Повысив прикус в окклюзаторе на 0,5 мм, делают отпечаток нижних зубов на валике глубиной до l мм, после чего шину моделируют обычным способом: гипсуют в кювету мраморным гипсом. Воск вывари- вают. В течение суток гипс сохнет,затем форму смазывают изоляционным лаком "Иэокол". После получения формы приготавливают литьевой полиуретан., Для этого в трехгорную колбу помещают навеску форполимера СКУ-ПФЛ. Навеска зависит от количества шин (на одну шину идет 20 г полимера). Фор- 2О полимер подогревают до 40-60 С и при перемешивании вакуумируют 1 ч, Затем содержимое колбы охлаждают до 20-25 С.

Берут навеску отвердителя - "диамета х" (ТУ-6- 14-980-73), которую расчиты- щ вают по формуле Гх 100 где X — количество отвердителя - диаметр (4,4 -метилен-бисорто- S 3O хлоралина)вес. ч,;

А — количество форполимера, вес.ч„;

В - содержимое NCO-групп в форполимере- СКУ-ПФЛ, 3;

267 - молекулярный вес отвердите3S ля

84 - молекулярный вес двух NCOгрупп Форполимера.

Навеску отвердителя расплавляют при 90 С в фарфоровом стаканчике и

О вводят в колбу с форполимером, содержимое колбы перемешивают под вакуумом 3-5 мин. Затем содержимое колбы выливают в гипсовую форму и выдерживают при комнатной температуре 16 ч, а затем помещают в суховоздушный шкаф, нагревают до 100-120 0 и выдерживают

3 ч. Иэ охлажденной формы извлекают

7 4 готовую шину, которая не требует дальнейшей механической обработки.

Из проведенных испытаний предложенной боксерской профилактической шины видно, что предложенная шина имеет высокую надежность и улучшенные эксплуатационные свойства, выражающиеся в том, что она занимает малый объем в полости рта, имеет высокую точность воспроизведения формы, высокую адгезию к слизистой полости рта, удобна при стерилизации, так как стерилизацию можно производить обычным кипячением, не теряет первоначальных свойств и через 12 мес, не затрудняет дыхания боксера; в то время как при использовании известной шины при толщине рабочей поверхности

1,8 мм уже в первый месяц дыхание спортсмена затруднено, так как объем, занимаемый шиной велик, по прошествии трех месяцев адгезия резко снижается, что приводит к выпадению шины изо рта и получению травм во время боя, а на шестом месяце использования адгезия полностью нарушается, и шина выходит иэ строя.

Боксерская профилактическая челюстная шина, представляющая собой подковообразную пластину, выполненную из эластичного материала, окрашенного двуокисью титана, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения надежности и улучшения эксплуатационных свойств, шина выполнена из литьевого полиуретана СКУ-ПФЛ, при этом толщина рабочей поверхности шины, равна 0,50,8 мм.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Эластопласт - новый материал для изготовления боксерских шин. — Ж.

"Стоматология", 1972, и 1. М., с. 9192.

Боксерская профилактическая челюстная шина Боксерская профилактическая челюстная шина 

www.findpatent.ru

При изготовлении боксерской шины в ортогнатическом прикусе границы восковой композиции

Поиск Лекций

а) со стороны преддверия рта не доходят до переходной складки

б) доходят до переходной складки

в) перекрывают губную уздечку и щечные тяжи

г) перекрывают торус

Границы восковой композиции при изготовлении боксерской шины при прогении

а) перекрывают зубы нижней челюсти полностью

б) перекрывают зубы верхней челюсти на 2/3

в) доходят до альвеолярного отростка

г) перекрывают щечные тяжи

С целью обеспечения более высокого эффекта в восстановлении нарушенных функций лучше

а) применять механотерапию

б) применять миогимнастику

в) сочетать механотерапию и миогимнастику

г) соблюдать гигиену полости рта

Для изготовления упоров для языка применяют ортодонтическую проволоку диаметром (мм)

а) 0,3-0,5

б) 0,6-0,8

в) 0,9-1,0

г) 1,2

Эталоны ответов

1 а 2 а 3 б 4 в 5 в 6 а 7 б 8 в 9 б 10 б
11 б 12 а 13 а 14 б 15 г 16 б 17 а 18 в 19 а 20 г
21 б 22 г 23 а 24 б 25 в 26 б 27 в 28 а 29 б 30 б
31 а 32 б 33 в 34 б 35 а 36 в 37 в 38 в 39 б 40 а
41 в 42 в 43 в 44 б 45 б 46 а 47 а 48 б 49 а 50 в
51 а 52 а 53 в 54 а 55 в 56 в 57 в 58 в 59 б 60 б
61 в 62 а 63 б 64 в 65 в 66 а 67 в 68 в 69 б 70 а
71 г 72 а 73 в 74 б 75 б 76 в 77 б 78 в 79 б 80 б
81 б 82 б 83 б 84 в 85 а 86 а 87 а 88 б 89 в 90 а
91 б 92 а 93 в 94 б 95 б 96 а 97 б 98 б 99 в 100 а

 

Литейное дело

Зубной техник должен

- иметь представление об организации литейного производства в ортопедической стоматологии;

- иметь представление об использовании гальваники и электрохимии в протезировании;

- знать оборудование и оснащение литейной лаборатории;

- владеть техникой проведения подготовительных технологических операций для изготовления литых конструкций;

- владеть техникой изготовления протезов современными методами литья.

Выберите один наиболее правильный ответ:

Металл, используемый при изготовлении цельнолитых бюгельных протезов

а) хромкобальт

б) суперпал

в) суперпонт

г) нержавеющая сталь

Новый кобальтохромовый сплав для изготовления металлокерамических и цельнолитых зубных протезов

а) Стомикс

б) Дента

в) Надежда

г) ЛК-4

Отливка цельнолитого бюгельного каркаса без модели возможна, если

а) конструкция несложная

б) отливка невозможна

в) бюгель цельнолитой

г) протез шинирующий бюгельный

Модель, на которой осуществляется литье

а) огнеупорная

б) комбинированная

в) вспомогательная

г) рабочая

Литье на огнеупорной модели осуществляется с целью

а) предупреждения усадки

б) избежать поломку восковой композиции

в) легче осуществить литье

г) экономии

Промышленность вместо литьевой нержавеющей хромоникелевой стали марки ЭИ-95 предлагает

а) эстмет

б) суперпал

в) дентан

г) ЛК-4

Техникой безопасности в литейной лаборатории предусмотрено наличие

а) приточной вытяжки

б) вытяжной вентиляции

в) приточно-вытяжной вытяжки

г) наличие окон

За безопасность эксплуатации плавильно-литьевой установки в лаборатории отвечают

а) один человек

б) два человека

в) все работающие в литейной лаборатории

г) зав производством

Литниковая система создается, чтобы

а) заполнить полость формы

б) обеспечить поступление расплавленного сплава

в) не было дефектов литья

г) выходили шлаки

Заполнение литейной формы при свободном литье происходит за счет

а) центробежных сил

б) центростремительных сил

в) тяжести металла

г) давления

В создании литниковообразующей системы используется воск

а) с хорошей жидкотекучестью

б) сгорающий при низкой температуре

в) имеющий малый зольный остаток

г) эластичный

Литниковые муфты на литниках используют для выхода

а) газов из формы

б) излишков металла при литье

в) зольных остатков

г) воздуха

13. Точка плавления КХС (°С)

а) 1458

б) 1200

в) 2000

г) 900

14. Точка плавления золота (°С)

а) 1200

б) 1400

в) 1064

г) 1600

Причина образования газовых раковин на отлитой детали

а) перегрев сплава

б) выделение газов из формы во время литья

в) резкое охлаждение

г) плохое моделирование

На образование шлаковых раковин на отлитой детали не влияет

а) тонкий литник

б) перегрев сплава с образованием различных оксидов;

в) попадание в форму буры

г) толстый литник

Отливку из КХС лучше извлекать из формы, когда

а) сплав приобретает розовый цвет

б) сплав потемнел, но еще не остыл

в) сплав станет холодным

г) кювета раскалена

18. Прокаливают опоку, чтобы не произошло растрескивание формы до температуры (°С)

а) 200-300

б) 300-550

в) 620-800

г) от 900 до 1000

19. Перед заливкой металла кювету нагревают до температуры (°С)

а) 300-350

б) 620-750

в) 800-850

г) от 900 до 1000

Очистка отливки от остатков формы и окалины происходит

а) пескоструйным аппаратом

б) постукиванием

в) обработкой в соляной кислоте

г) электрообработкой

21. Температура полного выжига воска из опочного конуса (°С)

а) 800

б) 900

в) 1200

г) 600

Наиболее качественный метод полировки изделий из хромокобальтового сплава

а) абразивными материалами

б) ультразвуковыми аппаратами

в) электрополировка

г) пескоструйным аппаратом

Образование наплывов вызывается

а) очень тонким слоем обмазки

б) недостаточным обезжириванием

в) неправильным расположением штифтов

г) излишками металла

poisk-ru.ru

Способ изготовления комбинированной трёхслойной индивидуальной защитной зубной шины

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и предназначено для изготовления индивидуальных защитных зубных шин (капп). Получают полные анатомические оттиски челюстей. По оттискам отливают гипсовые модели и отмечают на них границы защитных шин. Полученные модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии. Модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой снимают с артикулятора и размещают в аппарат для термоформирования под давлением сжатого воздуха. Подбирают пластину из сополимера этилена с винилацетатом и фиксируют ее в аппарате. Пластину прогревают пластину до состояния провисания ее в центральной части на глубину в 12-20 мм. Разогретую пластину опускают на гипсовую модель. Рабочую модель извлекают и обрезают первый слой по отмеченной ранее границе. На внутреннюю поверхность изготовленной пластины наносят промежуточный слой полимерной пластмассы. Толщина промежуточного слоя составляет от 1 до 4 мм и может варьировать в зависимости от назначения шины. Указанный слой из полимерной пластмассы не должен достигать края внутреннего слоя отмеченного на границе пластины. Расстояние от края внутреннего слоя до края промежуточного слоя должно составлять 5 мм. На рабочую модель с внутренним и промежуточным слоем формируют наружный слой. Отступ в 5 мм промежуточного слоя от границ внутреннего слоя, дает возможность адгезии слоев сополимера этилена с винилацетатом по всему периметру индивидуальной защитной зубной шины. Для достижения адгезии внутреннего и наружного слоев рабочую модель с шиной фиксируют в артикулятор и равномерно разогревают со стороны зубов антагонистов. Смыкают артикулятор до перекрытия нижних зубов не более 1/3. Края изготовленной шины шлифуют и полируют. Готовую пластину промывают и дезинфицируют. Способ, за счет конструктивных особенностей, позволяет повысить эффективность профилактики травм челюстно-лицевой области. 2 табл., 1 ил.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и касается материалов для изготовления индивидуальных защитных зубных шин (капп) с целью профилактики травм челюстно-лицевой области у спортсменов, принимающих участие в контактных видах спорта. Защитная шина покрывает зубной ряд, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков верхней челюсти до переходной складки преддверия полости рта. Со стороны зубов нижней челюсти расположены ретенционные пункты для удержания нижней челюсти в положении центрального соотношения. Заготовки в виде дисков или квадратов состоят из сополимера этилена с винилацетатом с толщиной слоя от 1 до 5 мм и твердостью по Шору А от 78 до 85 единиц. Пластины при термоформировании под давлением сжатого воздуха на гипсовой модели образуют внутренний и наружный слой защитной зубной шины. Дополнительно между внутренним и наружным слоем из сополимера этилена с винилацетатом располагается слой материала толщиной 1-4 мм с вестибулярной стороны с перекрытием режущих краев фронтальных групп зубов, не более 1/3. В комбинации с промежуточным слоем у защитной шины увеличивается амортизация от удара, улучшается передача и равномерное распределение нагрузки, как на весь зубной ряд, так и на альвеолярный отросток челюсти. Для среднего слоя защитной шины могут применяться различные виды полимерных пластмасс, разрешенные для использования в медицине.

Для профилактики травм челюстно-лицевой области, зубочелюстной системы и снижения риска развития эпилептического синдрома, болезни Альцгеймера, а так же паркинсонизма и ранней деменции, вызванных вследствие сотрясения головного мозга, целесообразно применять средства индивидуальной защиты в сочетании с защитными зубными шинами. Защитные зубные шины способны снизить риск этих осложнений и травм по средствам поглощения ударной кинетической энергии, которая действует первоначально на тела челюстей или непосредственно на сам зубной ряд. Шинируя зубы и удерживая челюсти в положение центрального соотношения, защитные зубные шины способны предотвратить аспирацию дыхательных путей осколками твердых тканей зубов и защитить мягкие ткани губ и щек от травм о режущие края зубов или жевательные бугры, а также повреждения их осколками.

Известны спортивные зубные шины, изготовленные из полимерного конструкционного материала, которые покрывают зубной ряд верхней челюсти, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, а на нижней челюсти - бугры и режущие края зубов, при этом шины изготовлены из полимерного конструкционного материала с твердостью 75 единиц по Шору А. Толщина вестибулярной поверхности составляет 6 мм, а окклюзионной и небной поверхности - 4 мм; фронтальный участок шины имеет дополнительный слой конструкционного материала толщиной 2 мм [1]. Эта технология изготовления шины выбрана за прототип.

Недостатком данного материала, является недостаточная жесткость материала по всему периметру.

Известны материалы для изготовления спортивных зубных (боксерских) шин [2]. Применяют силиконовые композиции, например материал для боксерских шин "Боксил-экстра". Представляющий собой наполненную силиконовую композицию, включающую каучук силиконовый СКТНСС-б-Мед-марка АС, ТУ 2294-066-00151963-2000, аэросил модифицированный AM-1-300, ТУ 6-18-185-79, окись цинка ГОСТ 10267-73 марка ХЧ-паста №1, каучук силиконовый СКТНСС-б-Мед-марка БС, ТУ 2294-066-00151963-2000, аэросил модифицированный АМ-1-300, ТУ 6-18-185-79, окись цинка ГОСТ 10267-73 марка ХЧ-паста №2, при следующем соотношении компонентов (мас.ч.):

Недостатком данного материала является недостаточная жесткость материала.

Известен материал для спортивных зубных шин на основе двухкомпонентных паст с добавлением кварца плавленого молотого и микросфер при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:

Кварц плавленый молотый ТУ 0284409-141-89 и микросферы МС ВП ТУ 6-48-91-92 обеспечивают необходимую жесткость. Микросферы МС ВП ТУ 6-48-91-92 представляют собой стеклянные оболочки правильной сферической формы диаметром 15-100 мкм, применяются в качестве многофункционального наполнителя высококачественных композиционных материалов [3]

Недостатком данного материала является наличие кварца плавленого молотого и стеклянных микросфер. Они могут повреждать как слизистую оболочку полости рта, так и твердые ткани зубов.

Известны спортивные зубные шины из эластической пластмассы, покрывающие на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора; шины выполнены с учетом зазора в 0,5 мм по всей поверхности коронки зуба, восстановленного конструкционным материалом [4].

Недостатком данного материала является отсутствие в описании параметров жесткости. Также недостаток - перекрытие нижних зубов до экватора, что затрудняет открывания рта.

Известна индивидуальная спортивная зубная шина из эластической пластмассы. Данная шина покрывает на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора. Отличается данная конструкция от подобных тем, что до экватора перекрыты только боковые группы зубов нижней челюсти, а высота фронтальной части шины на 2-4 мм меньше расстояния физиологического покоя пациента [5].

Недостатком данного материала является отсутствие описания жесткости и монолитная структура. Конструкция защитной шины, выполненной из нескольких слоев конструктивного материала, позволит добиться нужной жесткости.

Цель изобретения - повышение эффективности профилактики травм челюстно-лицевой области, сотрясений головного мозга и травм височно-нижнечелюстного сустава. Достижение цели возможно за счет конструктивных особенностей новой шины. Для изготовления индивидуальной защитной зубной шины используются три слоя конструкционного материала, два из которых состоят из сополимера этилена с винилацетатом, а внутренний слой имеет отличие по твердости и толщине слоя.

Индивидуальная защитная зубная шина, имеющая данные конструктивные особенности, рассчитана для использования во всех видах спорта, где требуется профилактика упомянутых повреждений, что достигается за счет того, что толщина и твердость шины может быть изменена при изготовлении в зависимости от конкретных задач применения. Перекрытие новой шиной режущего края фронтальной группы зубов позволит избежать сколов режущего края и поперечных переломов коронки зуба.

На фиг. 1 стрелками показаны слои комбинированной трехслойной индивидуальной защитной зубной шины. На внутреннюю поверхность 3 изготовленной пластины наносят промежуточный слой 2 полимерной пластмассы, после чего, покрывают модель с внутренним и промежуточным слоем наружный слоем 1. Тем самым возникает прочная адгезия между слоями 3 и 1 по всей границе комбинированной трехслойной индивидуальной защитной зубной шины с шириной 5 мм.

Комбинированную трехслойную индивидуальную защитную зубную шину из материала на основе сополимера этилена с винилацетатом изготавливают следующим образом.

Получают полные анатомические оттиски с верхней и нижней челюстей. По оттискам отливают гипсовые модели и отмечают на них границы защитных шин. Полученные модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии. Модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой снимают с артикулятора и размещают в аппарат для термоформирования под давлением сжатого воздуха.

Подбирают пластину из сополимера этилена с винилацетатом и фиксируют ее в аппарате. Пластину прогревают до состояния провисания ее в центральной части на глубину в 12-20 мм. Разогретую пластину опускают на гипсовую модель. Под давлением воздуха пластина принимает очертания зубных рядов, альвеолярного отростка и неба. Рабочую модель извлекают и обрезают первый слой по отмеченной ранее границе.

На внутреннюю поверхность изготовленной пластины наносят промежуточный слой полимерной пластмассы. Толщина промежуточного слоя составляет от 1 до 4 мм и может варьировать в зависимости от назначения шины. Указанный слой из полимерной пластмассы не должен достигать края внутреннего слоя, отмеченного на границе пластины. Расстояние от края внутреннего слоя до края промежуточного слоя должно составлять 5 мм.

На рабочую модель с внутренним и промежуточным слоем формируют наружный слой. Отступ в 5 мм промежуточного слоя от границ внутреннего слоя дает возможность адгезии слоев сополимера этилена с винилацетатом по всему периметру индивидуальной защитной зубной шины. Для достижения адгезии внутреннего и наружного слоев рабочую модель с шиной фиксируют в артикулятор и равномерно разогревают со стороны зубов антагонистов. Смыкают артикулятор до перекрытия нижних зубов не более 1/3. Края изготовленной шины шлифуют и полируют. Готовую пластину промывают и дезинфицируют.

Источники информации

1. Патент №2424027 РФ. МПК A63B 71/00. Спортивные зубные шины. / Ибрагимов Т.И., Хан А.В. / ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - Заявка №2010125896/12 от 25.06.2010. - Опубл. 20.07.2011.

2. Патент №54935 UA. МПК 7 С08L 83/04. Материал для боксерских шин. / Голик В.П. и др. Бюл. №3, 2003.

3. Патент №2302853 РФ. МПК А61K 6/093. Материал для спортивных зубных шин. / Арутюнов С.Д., Ибрагимов Т.И. и др. / ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - Заявка №2010125896/12 от 22.06.2005. - Опубл. 20.07.2007.

4. Патент №2306163 РФ. МПК А63В 71/08, А61С 13/00. Спортивные зубные шины. / Арутюнов С.Д., Кузнецов В.В., Абовян Р.А. / ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - Заявка №2005119250/12 от 22.06.2005. - Опубл. 20.09.2007.

5. Патент №2509589 РФ. МПК А63В 71/08, А61С 13/00. Индивидуальная спортивная зубная шина. / Перегудов А.Б., Савельев В.В. / Савельев В.В. - Заявка №2005119250/12 от 22.06.2012. - Опубл. 20.03.2014.

Способ изготовления комбинированной трехслойной индивидуальной защитной зубной шины, включающий изготовление шины по полным анатомическим оттискам верхней и нижней челюстей из полимерного конструкционного материала, покрывающего на верхней челюсти зубной ряд, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, на нижней челюсти - бугры и режущие края зубов, отличающийся тем, что по оттискам отливают гипсовые модели и отмечают на них границы защитных шин, полученные модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии, модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой снимают с артикулятора и размещают в аппарат для термоформирования под давлением сжатого воздуха, подбирают пластину из сополимера этилена с винилацетатом и фиксируют ее в аппарате, прогревают до состояния провисания в центральной части на глубину от 12 до 20 мм, разогретую пластину опускают на гипсовую модель, рабочую модель извлекают и обрезают первый слой по отмеченной ранее границе, на внутреннюю поверхность изготовленной пластины наносят промежуточный слой полимерной пластмассы толщиной от 1 до 4 мм в зависимости от назначения шины с таким расчетом, чтобы он не достигал края внутреннего слоя, отмеченного на границе пластины 5 мм, рабочую модель с внутренним и промежуточным слоем фиксируют в артикулятор и формируют наружный слой с адгезией слоев сополимера этилена с винилацетатом по всему периметру шины, равномерно разогревая шину со стороны зубов антагонистов, смыкают артикулятор до перекрытия не более 1/3 нижних зубов, края изготовленной шины шлифуют и полируют, готовую шину промывают и дезинфицируют.

www.findpatent.ru

Способ изготовления спортивных зубных шин

Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии.

В настоящее время пластмассы полимеризуют на водяной бане, компрессионным и литьевым прессованием под давлением, а также все чаще вводится технология с использованием энергии сверхвысоких частот (СВЧ-полимеризация). Метод заключается в том, что электромагнитное поле проникает в вещество, взаимодействует с заряженными частицами, изменяя направленность их ориентации. Частицы перемещаются внутрь сети молекул, причем это происходит равномерно и за короткий промежуток времени (3-10 мин).

Известен способ изготовления десневого протеза, заключающийся в прессовании и полимеризации силоксановой композиции, содержащей силоксановый каучук, наполнитель, инициатор полимеризации и пигменты, при этом предварительно силоксановую композицию подвергают СВЧ-облучению при помощи СВЧ-поля 700-900 Вт в течение 1 мин., и десневой протез дополнительно содержит второй слой из акрилового базисного материала и полимеризацию двух слоев осуществляют под действием СВЧ-облучения при помощи поля 700-900 Вт в течение 3-5 мин. Силоксановую композицию и акриловый базисный материал желательно брать при соотношении слоев 2-3:1. (Пат. №2205611 РФ).

Известно, что для изготовления спортивных зубных (боксерских) шин применяют силиконовые композиции, например материал для боксерских шин "Боксил-экстра", представляющий собой наполненную силиконовую композицию, включающую каучук силиконовый СКТНСС-б-Мед-марка АС, ТУ 2294-066-00151963-2000, аэросил модифицированный AM-1-3 00, ТУ 6-18-185-79, окись цинка ГОСТ 10267-73 марка ХЧ-паста №1, каучук силиконовый СКТНСС-б-Мед-марка БС, ТУ 2294-066-00151963-2000, аэросил модифицированный AM-1-300, ТУ 6-18-185-79, окись цинка ГОСТ 10267-73 марка ХЧ-паста №2, при следующем соотношении компонентов (мас.ч.):

каучук силиконовый СКТНСС-б-Мед-марка АС, ТУ 2294-066-00151963-2000 - 40±2,0;

каучук силиконовый СКТНСС-б-Мед-марка БС, ТУ 2294-066-00151963-2000 - 40±2,0;

аэросил модифицированный AM-1-300, ТУ 6-18-185-79 - 4±0,7;

окись цинка ГОСТ 10267-73 марка ХЧ - 16±3,0.

(Пат. №54935 UA. МПК 7 С0 8 L 83/04. Материал для боксерских шин. / Голик В.П. и др. Бюл. №3, 2003).

Спортивные зубные (боксерские) шины из силиконовой композиции "Боксил-экстра" по методике, предлагаемой производителем, изготавливают путем смешивания паст №1 и 2 с последующей вулканизацией при комнатной температуре в течение 2 часов. (Пат. №54935 UA. МПК 7 С 08 L 83/04. Материал для боксерских шин. /Голик В.П. и др. Бюл. №3, 2003).

Однако этот способ достаточно долгий. Этот способ выбран за прототип.

Задачей изобретения является сокращение времени изготовления спортивных зубных шин и повышение их микробиологической чистоты.

Это достигается за счет того, что на силиконовую композицию воздействуют СВЧ-полем 70-90 Вт в течение 8-10 мин. Предлагаемый режим СВЧ-облучения отработан экспериментально и является оптимальным, обеспечивая, по сравнению с прототипом, более высокую микробиологическую чистоту изделия. При этом время воздействия сокращается с 2 часов до 8-10 мин.

Микробиологическая чистота по способу-прототипу и по предлагаемому способу
Наименование показателейНорма по ГФУ, ГФ XI, КОЕ в 1 мл смыва с площади 10×10 см2Образец №1Образец №2
Количество бактерий 1000355
Общее количество грибов (плесневых и дрожжевых) 10010 5

Образец №1 - материал стоматологический "Боксил-Экстра", вулканизированный при комнатной температуре 22 градуса.

Образец №2 - материал стоматологический "Боксил-Экстра", вулканизированный в СВЧ, режим: 70 Вт, 8 мин при комнатной температуре 22 градуса.

Способ осуществляется следующим образом:

силиконовую композицию, включающую силиконовый каучук, модифицированный аэросил и окись цинка, заливают в кювету, прессуют и проводят СВЧ-облучение при мощности СВЧ-поля 70-90 Вт в течение 8-10 мин.

Пример. Силиконовую композицию "Боксил-Экстра" залили в кювету, провели прессовку и СВЧ-облучение при мощности СВЧ-поля 70 Вт в течение 10 мин.

bankpatentov.ru