Cubase шины


Шины. Подключение эффектов параллельного действия

 Уроки и описания

Шины. Подключение эффектов параллельного действия

Шины. Подключение эффектов параллельного действия В ряде моделей имеются коммутаторы, которые определяют маршрут дальнейшего прохождения сигнала и направляют его на различные выходные шины. Кроме основных шин, в микшере есть и дополнительные шины Aux, позволяющие организовать мониторинг (озвучивание всей сцены или подачу миксов на индивидуальные мониторные системы, например, наушники исполнителей) и подключать дополнительные приборы обработки. Любая шины Aux является общей для всех каналов, и сигналы направляются на один и тот же прибор, где они и обрабатываются. Для последовательного подключения эффекта, действующего только на один канал, служит разрыв (Insert). Последовательные эффекты или обработки заменяют исходный сигнал собственным. Такими эффектами могут быть, например, хорус, флэнжер (см. разд. 1.6), а обработками — эквалайзер, гейт, компрессор. Последовательные эффекты включаются в разрыв в тех случаях, когда нужно обработать ими сигнал только одного канала. Для одновременной обработки эффектом нескольких источников можно подключать их через шины Aux. Необработанный звук при этом можно получить путем регулировки баланса или глубины эффекта на самом приборе обработки. Параллельные эффекты не заменяют исходный сигнал собственным, а лишь добавляют к исходному сигналу его обработанный вариант. Параллельные эффекты подключают через шины Aux, причем эффект оказывается доступным для всех каналов и для каждого из них можно установить свою глубину эффекта. После обработки эффектом параллельного действия сигнал возвращается на основную шину микшера, где смешивается с остальными сигналами. В результате в общем миксе присутствует и исходный сигнал, и обработанный. Степень обработки эффектом сигнала того или иного канала устанавливают регулятором уровня посыла. Обычно у эффектов имеется регулятор Dry/Wet. Он может называться и по-другому, но его суть от этого не меняется — это отношение исходного и обработанного сигналов на выходе эффекта. Желательно, чтобы на выходе эффекта, подключенного к шине Aux, был только обработанный сигнал. В противном случае исходный сигнал вернется в общий микс, где смешается с таким же сигналом с выхода аудиотрека. Понятно, что за счет сложения двух одинаковых сигналов увеличится их общая громкость. Это в лучшем случае. А в худшем случае вы получите совершенно непрогнозируемый результат за счет того, что фаза необработанного сигнала на выходе эффекта в принципе может отличаться от фазы этого же сигнала на выходе аудиотрека. Если же эффектом требуется обработать только один канал, то эффект можно включить в разрыв (Insert) и добиться требуемых соотношений между обработанным и необработанным сигналами регулировкой Dry/Wet. Рассмотрим элементы коммутации и регулировки, имеющиеся в каждом канальном модуле.
Раздел: Уроки Cubase | Просмотров: 11328 | Обсудить на форуме

Рекомендуем

Размещайте и монетезируйте свое творчество свободно, без лимитов и ограничений!

cubase.su

Руководство пользователя

Введение

В документации описываются следующие продукты Steinberg: Cubase Pro и Cubase Artist.

Независимая от платформы документация

Документация используется в операционных системах Windows и macOS.

О документацииСоглашения

В нашей документации мы используем типографские элементы и выделения для структурирования информации.

Горячие клавиши

Многие из горячих клавиш по умолчанию, также называемые сочетаниями клавиш, используют клавиши-модификаторы, которые отличаются в зависимости от операционной системы.

Аудио соединения

Для воспроизведения и записи в Cubase вы должны назначить входные и выходные шины в окне Аудио подключения. В этом окне вы также можете подключить групповые и FX-каналы, внешние эффекты, внешние инструменты и секцию мониторинга Control Room (Только в версии Cubase Pro).

Окно Аудио подключения

Окно Аудио подключения позволяет вам назначить входные и выходные шины, групповые и FX-каналы, внешние эффекты и внешние инструменты. Более того, вы можете использовать это окно, чтобы открыть и настроить секцию мониторинга Control Room (Только в версии Cubase Pro).

Переименование аппаратных входов и выходов

Перед установкой шин вам следует переименовать входы и выходы по умолчанию для вашего аудио оборудования. Это позволит передавать проекты между компьютерами с различными настройками.

Добавление входных и выходных шинДобавление дочерних шин (Только в версии Cubase Pro)

Дочерние шины позволяют вам назначать треки на определённые каналы в составе шины.

Пресеты для входных и выходных шин

Для конфигурации входных и выходных шин вы можете использовать различные виды пресетов.

Добавление Групповых и FX-каналов (Только в версии Cubase Pro)

Групповые и FX-каналы позволяют вам группировать конфигурации шин.

О мониторинге

В окне Аудио подключения вы можете назначать шины для мониторинга, включать/ выключать и открывать Control Room.

Внешние инструменты и эффекты (Только в версии Cubase Pro)

Вы можете интегрировать внешние эффекты и инструменты, например, аппаратные синтезаторы, в прохождение сигналов в секвенсоре, настроив внешние FX шины.

Редактирование конфигурации шин

После того как вы установили требуемые шины в проекте, вы можете редактировать названия и назначения портов. Конфигурация шин сохраняется с проектом.

Окно проекта

Окно Проекта содержит обзор проекта, позволяет вам ориентироваться в проекте и выполнять большие объемы редактирования.

Отображение/скрытие зон

Вы можете отображать или скрывать зоны в окне Проекта в соответствии с вашими потребностями.

Зона проекта

Зона проекта является главной в окне Проекта и не может быть скрыта.

Левая Зона

Левая зона окна Проекта позволяет вам отображать Инспектор и функцию Показать.

Нижняя Зона

Нижняя зона окна Проекта позволяет вам отображать специфические окна и редакторы в объединённой фиксированной зоне окна Проекта. Это полезно при работе в системе с одним экраном или ноутбуком, например.

Правая Зона

В правой зоне окна Проекта отображаются рэк VSTi, рэк Медиа, рэк Control Room  (Только в версии Cubase Pro) и рэк Индикатор  (Только в версии Cubase Pro).

Выделенная область для управления с клавиатуры (фокус клавиатуры) в окне Проекта

Различные зоны в окне Проекта могут контролироваться с использованием команд с клавиатуры. Чтобы команды с клавиатуры воздействовали на определённую зону, вы должны убедиться, что эта зона выделена, т. е. находится в фокусе клавиатуры.

Масштабирование в Окне проекта

Вы можете изменять масштаб в окне Проекта, используя стандартные приёмы масштабирования.

Функция привязки

Функция Привязка позволяет вам найти определённые позиции при редактировании в окне Проекта. Это делается путём ограничения горизонтального перемещения и позиционирования в определенных позициях. Привязка используется при перемещении, копировании, рисовании, изменении размера, разделении, выборе диапазона и т. д.

Курсор-перекрестье

Курсор-перекрестье отображается при работе в окне Проекта и в редакторах, облегчает навигацию и редактирование, особенно при работе с большими проектами.

Диалоговое окно История редактирования

Диалоговое окно История редактирования содержит список всех действий редактирования. Оно позволяет вам отменить все действия как в окне Проекта, так и в редакторах.

Управление проектом

В Cubase проекты являются главными документами. Вы должны создать и настроить проект для работы с программой.

Создание новых проектов

Вы можете создавать пустые проекты или проекты на основе шаблонов.

Hub

При запуске Cubase или создании нового проекта с использованием меню Файл открывается Hub. Hub держит вас в курсе новой информации и помогает вам с организацией новых проектов. Он содержит секцию Новости и Учебные пособия и секцию Проекты.

Мастер проекта

Когда вы деактивировали Hub, при создании новых проектов будет открываться диалоговое окно Мастер проекта. Это диалоговое окно предоставляет те же функции, что и секция Проекты в Hub.

О файлах проектов

Файл проекта (расширение *.cpr) является главным документом в Cubase. Файл проекта содержит ссылки на медиа данные, которые могут быть сохранены в папке проекта.

О файлах шаблонов

Шаблоны могут быть хорошей отправной точкой для новых проектов. Шаблоны - это проекты, в которых вы можете сохранить все регулярно используемые вами настройки, такие как конфигурация шин, частоты дискретизации, форматы записи, расположение треков, настройки VSTi, карты ударных и т.д.

Настройка проекта

Вы можете произвести основные настройки проекта в диалоговом окне Настройка проекта.

Открытие файлов проекта

Вы можете открыть один или несколько сохранённых файлов проектов одновременно.

Сохранение файлов проекта

Вы можете сохранить активный проект как файл проекта. Чтобы ваши проекты оставались максимально управляемыми, убедитесь, что вы сохраняете файл проекта и связанные с ним файлы в соответствующих папках.

Возврат к последней сохраненной версии

Вы можете вернуться к последней сохранённой версии и отменить все сделанные изменения.

Выбор размещения проекта

В Hub и в Мастере проекта вы можете указать куда сохранить проект.

Создание автономных проектов

Если вы хотите открыть доступ к своей работе или передать её на другой компьютер, ваш проект должен быть самодостаточным, т.е. содержать все необходимые данные.

Треки

Треки - это строительные камни вашего проекта. Они позволяют импортировать, добавлять, записывать, редактировать данные (партии и события). Треки перечислены сверху вниз в списке треков и располагаются горизонтально в окне Проекта. Каждый трек назначен на определённый канал в MixConsole.

Настройка инспектора трека

Для каждого типа трека вы можете выбрать, какие секции Инспектора будут показываться. Вы можете также установить порядок расположения секций.

Установка органов управления треком

Для каждого типа трека вы можете выбрать органы управления, которые будут отображаться в списке треков. Вы также можете указать порядок расположения элементов управления и групповых элементов управления, чтобы они всегда показывались рядом друг с другом.

Аудио треки

Вы можете использовать аудио треки для записи и воспроизведения аудио событий и аудио частей. У каждого аудио трека есть соответствующий канал в MixConsole. Аудио трек может иметь любое количество треков автоматизации для автоматизации параметров канала, эффектов и т. д.

Инструментальные треки

Вы можете использовать инструментальный трек для выделенных VST инструментов. Каждый инструментальный трек имеет соответствующий инструментальный канал в MixConsole. Инструментальный трек может иметь любое количество треков автоматизации.

MIDI треки

Вы можете использовать МIDI треки для записи и воспроизведения МIDI партий. У каждого МIDI трека есть соответствующий канал в MixConsole. МIDI трек может иметь любое количество треков автоматизации.

Треки Семплера

Вы можете использовать треки семплера для управления воспроизведением аудио семплов через МIDI. Каждый трек семплера имеет соответствующий канал в MixConsole. Трек семплера может иметь любое количество треков автоматизации.

Трек Аранжировщик

Вы можете использовать трек аранжировщика для аранжировки вашего проекта, размечая разделы и определяя, в каком порядке они будут воспроизводиться.

Трек аккордов

Вы можете использовать трек аккордов для добавления аккордных и ладовых событий в ваш проект. Они могут трансформировать высоты тона других событий.

Треки FX-каналов

Вы можете использовать трек FX-канала для добавления эффектов посыла. В каждом FX-канале может содержаться до восьми процессоров эффектов. Назначая посылы из аудио канала на FX-канал, вы посылаете звук из аудио канала на эффекты FX-канала. Вы можете размещать треки FX-канала в специальной папке FX-каналов или в списке треков вне папки FX-каналов. Каждый трек FX-канала имеет соответствующий канал в MixConsole. Трек FX-канала может иметь любое количество треков автоматизации.

Треки-папки

Функция трека-папки, как контейнера для других треков, облегчает организацию и управление структурой треков. Она также позволяет редактировать несколько треков одновременно.

Треки групповых каналов

Вы можете использовать треки групповых каналов для создания субмиксов некоторых аудио каналов и применить одни и те же эффекты к ним. Треки групповых каналов не содержат событий, но отображают настройки автоматизации для соответствующих групповых каналов.

Трек Маркеров

Только в версии Cubase Pro: Вы можете использовать маркер-треки для добавления и редактирования маркеров, которые помогают вам быстро перемещаться на определённые позиции. Только в версии Cubase Artist: Вы можете использовать маркер-трек для добавления и редактирования маркеров, которые помогают вам быстро перемещаться на определённые позиции.

Трек шкалы

Вы можете использовать треки шкалы для отображения нескольких шкал с различными форматами. Они полностью независимы от основной шкалы так же, как независимы шкалы и дисплеи позиции в других окнах.

Трек размера

Вы можете использовать трек размера для добавления и редактирования событий размера и для настройки соответствующих шаблонов метронома. На фоне трека размера всегда показываются такты. Они независимы от настроек формата отображения шкалы.

Трек темпа

Вы можете использовать трек темпа для создания изменений темпа в пределах проекта.

Трек транспонирования

Вы можете использовать трек тректранспонирования для установки глобального изменения тональности.

Трек VCA фейдера (Только в версии Cubase Pro)

Вы можете использовать трек VCA фейдера, чтобы добавить VCA фейдеры в ваш проект.

Видеотрек

Видео трек используется для воспроизведения видео событий. Видео файлы отображаются как события/клипы на видео треке с миниатюрами в виде кадров из фильма.

Добавление треков

Вы можете добавить треки с использованием меню Проект, с использованием контекстного меню или перетаскивая файлы из MediaBay. Треки могут быть добавлены с пресетами треков или без них.

Импорт Треков  (Только в версии Cubase Pro)

Вы можете импортировать аудио, инструментальные, треки семплера, МIDI, аккордовые, треки маркеров и видео треки из других Nuendo или Cubase проектов.

Экспортирование треков как Архивов Треков (Только в версии Cubase Pro)Экспорт MIDI треков как стандартных MIDI файлов

Вы можете экспортировать MIDI треки как стандартные MIDI файлы. Это позволяет передавать MIDI материал практически любому MIDI приложению на любой платформе.

Удаление треков

Вы можете удалить выбранные или пустые треки из списка треков.

Перемещение треков в списке треков

Вы можете перемещать треки вверх и вниз в списке треков.

Переименование трековРаскрашивание треков

Для всех новых треков автоматически назначается цвет в соответствии с настройками Автовыбор цвета трека. Однако, вы можете изменить цвет трека вручную.

Отображение картинок треков

Вы можете добавить картинки в треки для облегчения их распознавания. Картинки треков доступны для аудио, инструментальных, МIDI, FX и групповых треков.

Установка высоты трека

Вы можете увеличить высоту трека для более детального отображения событий на треке или уменьшить высоту нескольких треков для лучшего обзора проекта.

Дублирование треков

Вы можете дублировать трек со всем содержимым и настройками канала.

Отключение трека

Вы можете отключить аудио, инструментальные, МIDI и треки семплера, с которыми вы не хотите работать и не хотите воспроизводить в данный момент. Отключение трека обнуляет его громкость и отключает всякие обращения к диску и обработки для данного трека.

Помещение треков в папки

Вы можете организовать ваши треки в папки, перемещая их внутрь треков Папок. Это позволяет вам производить редактирование нескольких треков как единого целого. Папки треков могут содержать любые типы треков и другие папки.

Управление перекрытием аудио

Основным правилом для аудио треков является проигрывание только одного аудио события в каждый момент времени. Если два или более события перекрываются, вы будете слышать только одно из них - то, которое на самом деле видимое.

Папки с треками

Вы можете показывать, скрывать или инвертировать треки, отображаемые в дисплее событий окна Проекта. Это позволяет вам разделить проект на несколько частей, создавая несколько папок для различных элементов проекта и показывая/скрывая их содержимое при помощи меню функций или используя горячие клавиши. Вы также можете скрывать треки автоматизации таким способом.

Как события отображаются на треках папок

Закрытые папки могут отображать данные, содержащихся аудио, МIDI и инструментальных треков, как блоки данных или события.

Изменение отображения событий на треках папок

Вы можете изменить отображение событий на треках папок.

Работа с субдорожкамиУстановка временнОй базы трека

ВременнАя база трека определяет, будут ли события на треке позиционироваться по тактам и долям (музыкальная временнАя база) или по шкале времени (линейная временнАя база). Изменение темпа воспроизведения действует только на события, расположенные на треках с музыкальной временной базой.

TrackVersions (Версии трека)

TrackVersions позволяют вам создавать и управлять несколькими версиями событий и партий на одном и том же треке.

Пресеты треков

Пресеты треков - это шаблоны, которые могут быть использованы для вновь создаваемых треков или существующих треков такого же типа.

События

В Cubase большинство разновидностей событий можно видеть и редактировать на предназначенных для них треках в окне Проект.

Партии

Партии - это контейнеры для MIDI или аудио событий, а также для треков.

Способы редактирования партий и событий

В этой главе описываются способы редактирования в окне Проект. Если специально не оговорено, все описания распространяются и на события, и на партии/части (parts), хотя для удобства мы используем термин «событие».

Редактирование диапазона

Редактирование в окне Проекта не ограничивается управлением событиями и партиями целиком. Вы также можете работать с выбранным диапазоном, который не привязан к границам событий/партий и трекам.

Панель Транспорта

Панель Транспорт содержит основные функции транспорта и множество других опций, относящихся к воспроизведению и записи.

Меню Транспорт

Меню Транспорт содержит ряд транспортных функций и множество других опций, относящихся к воспроизведению и записи.

Транспорт

Панель Транспорт содержит все функции транспорта в объединённой фиксированной зоне окна Проекта.

Всплывающее окно Транспорт

Всплывающее окно Транспорт обеспечивает вам доступ к командам транспорта в случае, если кнопки Транспорт на панели и окно Транспорт закрыты/не отображаются.

Окно дисплея времени

Окно Индикация времени позволяет вам видеть текущую временнУю позицию в отдельном окне. Вы можете настроить его размер и указать формат времени, в котором вы хотите его видеть.

Левый и правый локаторы

Левый и правый локаторы - это пара маркеров, которые вы можете использовать для установки границ цикла. Левый и правый локаторы доступны в окне Проекта и в редакторах.

Установка позиции курсора проекта

У вас есть несколько способов задать позицию курсора проекта, т. е. поместить его в определённую временнУю позицию в окне Проекта.

Автопрокрутка

Автопрокрутка позволяет вам удерживать курсор проекта в видимой области окна во время воспроизведения.

Форматы времени

Вы можете задать различные форматы времени.

Пре-ролл и Пост-ролл

Вы можете активировать пре-ролл и пост-ролл соответствующими кнопками в секции Пре-ролл и Пост-ролл на панели Транспорт или выбрав Транспорт > Пре-ролл и Пост-ролл > Использовать пре-ролл/Использовать пост-ролл.

Punch In и Punch Out

Точки punch in и punch out являются парой маркеров, которые используются как начальные и конечные точки вставки при записи. Позицией punch in определяется позиция начала записи, а позицией punch out определяется точка окончания записи.

Клик метронома

Вы можете использовать клик метронома (щелчки) в качестве эталона отсчётов времени для исполнения и записи. Двумя параметрами, определяющими временнЫе характеристики метронома, являются темп проекта и тактовый размер, которые вы можете установить на панели Транспорт.

Отслеживание

Отслеживание (chase) - это функция, которая обеспечивает включение правильного звука на вашем MIDI инструменте при перемещении в новую позицию и старте воспроизведения. Это достигается за счет программы, передающей несколько MIDI сообщений на ваши инструменты каждый раз, когда вы переходите на новую позицию в проекте, чтобы все MIDI устройства были настроены правильно в отношении program change, сообщений контроллеров (таких, как MIDI громкость) и т. д.

Виртуальная клавиатура

Виртуальная клавиатура позволяет вам играть и записывать МIDI ноты, используя клавиатуру компьютера или мышку. Это удобно в случае, если у вас под руками нет внешнего МIDI инструмента и вам не хочется рисовать ноты с помощью инструмента Карандаш.

Запись

В Cubase вы можете записывать аудио и МIDI.

Импортирование аудио файлов

Вы можете импортировать компрессированные и не компрессированные аудио файлы разных форматов. Также вы можете импортировать аудио из аудио компакт дисков (Audio CD) или извлечь аудио из видео файлов.

Импорт MIDI файлов

Cubase может импортировать стандартные MIDI файлы. Это позволяет передавать MIDI материал практически любому MIDI приложению на любой платформе.

Квантизация МIDI и аудио

Квантизация означает смещение записываемого аудио или МIDI к ближайшей позиции музыкально ориентированной сетки. Квантизация используется для коррекции ошибок, но вы можете подойти к её применению творчески.

Фейды, кроссфейды и огибающие

Фейды позволяют вам постепенно увеличивать или уменьшать громкость в начале и в конце аудио событий или аудио клипов и создавать плавные переходы.

Фейды, относящиеся к событиям

Вы можете создавать входные и выходные фейды, относящиеся к событиям. Они рассчитываются в реальном времени при проигрывании аудио событий. Вы можете создавать различные кривые для нескольких событий, даже если они ссылаются на один и тот же клип.

Создание фейдов, относящихся к клипам

Вы можете создавать и редактировать входные и выходные фейды, относящиеся к клипам, используя Обработка не в реальном времени. Эти фейды применяются к аудио клипам. События, которые ссылаются на один и тот же клип, будут иметь одни и те же фейды.

Кроссфейды

Кроссфейды позволяют создавать плавные переходы для последовательных звуковых событий на одном треке. Кроссфейды всегда основываются на событиях.

Автофейды и кроссфейды

Cubase имеет функцию Автофейд, которая может работать глобально или отдельно для каждого трека. Автофейды позволяют вам создавать плавные переходы между событиями путём применения входных и выходных фейдов длительностью от 1 до 500 мсек.

Огибающие событий

Огибающие событий являются кривыми громкости для аудио событий. Они позволяют изменять громкость не только в начале или в конце, но и на протяжении всего аудио события.

Трек Аранжировщик

Функции аранжировки в Cubase позволяют вам работать нелинейным способом. Использование трека Аранжировщик позволяет вам определить, как и когда будут воспроизводятся конкретные разделы, даже в живых выступлениях. В этом случае у вас нет необходимости перемещать, копировать и вставлять события в окне Проект.

Добавление событий аранжировки на трек Аранжировщик

Вы можете добавлять на трек Аранжировщик события, которые обозначают определённые разделы проекта.

Редактор аранжировки

Редактор аранжировки позволяет вам построить цепочки аранжировки (последовательность событий).

Настройка цепочки аранжировки и добавление событий

В Редакторе аранжировки вы можете построить цепочки аранжировки (последовательность событий) и добавлять в них события.

Режим перехода

Если вы настроили трек Аранжировщик и включили его воспроизведение, вы можете менять на ходу порядок воспроизведения. Благодаря этому способу вы можете закольцевать события аранжировки с большей гибкостью относительно длительности воспроизведения.

Аранжировка музыки для видео

Когда вы сочиняете музыку для видео, вы можете использовать аранжировщик событий, чтобы заполнить музыкой определённый раздел видео. Здесь представлен пример того, как вы можете это сделать.

Функция Транспонирование

Функция Транспонирование для аудио и MIDI в программе Cubase позволяет вам менять высоту воспроизведения аудио и МIDI без изменения актуальных МIDI нот или аудио.

steinberg.help

Входы и выходы виртуальной звуковой студии, обеспечение пространственного панорамирования

Входы и выходы виртуальной звуковой студии, обеспечение пространственного панорамирования

У Cubase SX, как и полагается звуковой студии, имеются входы и выходы. Входы (VST Inputs) — это аудиопорты, через которые звуковые данные поступают в Cubase SX из внешнего мира (через аудиоинтерфейс). Выходы (VST Outputs) — выходные аудиопорты, через которые Cubase SX выводит результаты своей работы. Количество входов и выходов зависит от возможностей оборудования и его драйверов. Например, при использовании обыкновенных (не ASIO) драйверов для звуковой карты SB Audigy доступен всего один стереофонический вход и один стереофонический выход. При использовании ASIO-драйверов количество стереофонических входов возрастает до 6, а количество выходов до 7. Правда, не все пары выходов следует считать стереопарами, но об этом чуть позже. Командой главного меню Devices > VST Inputs откройте диалогового окно VST Inputs, показанное на рис. 2.23. Данное окно содержит список доступных входных портов. Порты разбиты по парам, хотя эту группировку можно считать условной. Каждый из портов можно рассматривать как независимый монофонический канал. В графе Port перечислены названия портов в терминологии драйвера звуковой карты. В графе Active расположены кнопки включения портов. Включить порт — значит сделать его доступным из проекта. Включать порты можно только попарно — одна кнопка включения на каждую пару портов, причем неважно, являются ли эти порты стереопарой или нет. В графе Label перечислены названия портов, используемые в проекте Cubase SX. По умолчанию портам присваиваются следующие названия: IN 1, IN 2 и т. д. Однако это не совсем удобно, т. к. при большом количестве портов можно запутаться в их назначении. Поэтому имеет смысл переименовать порты так, как вам это будет удобно.

Рис. 2.23. Диалоговое окно VST Inputs Особое внимание хочется обратить на название портов в поле Port. В этих названиях скрыто назначение порта. Например, Mix (Pre-EQ) L/R означает, что сигнал данного порта "снимается" с микшера звуковой карты SB Audigy до того, как он пройдет обработку эквалайзером. Или же SPDIF In L/R — означает, что данный порт соответствует интерфейсу S/PDIF In. Было бы правильным, если бы вы сразу определились, какие порты вам понадобятся (их следует включить), а какие нет (их следует оставить выключенными). Отключение портов, задействованных в проекте, приводит к сбросу соответствующих настроек аудиотреков. В этом случае будет выдано предупреждение, и вы можете отказаться от затеи. Командой главного меню Devices > VST Outputs или нажатием клавиши <F4> откройте диалоговое окно VST Outputs, показанное на рис. 2.24. Внешне это окно похоже на микшер. Однако в действительности ничего общего с микшером здесь нет: не происходит микширования как такового В данном окне VST Outputs представлены независимые выходные шины В конечном счете, все сигналы с аудиотреков и VST-плагинов будут поступать на эти шины. На какие именно — определяется в свойствах треков или шин для подключения эффектов параллельного действия.

Рис. 2.24. Диалоговое окно VST Outputs Каждой выходной шине в окне VST Outputs соответствует своя линейка (strip). Количество шин равно половине числа доступных выходных портов: каждая из шин соответствует паре монофонических выходных портов. В нижней части каждой из шин присутствуют объединенные названия выходных портов (например Wave/МРЗ 1+2 на рис. 2.24). Если щелкнуть на названии пары выходных портов, то появится меню, содержащее все доступные пары портов. С помощью этого меню можно переназначить данную шину на другую пару портов. Однако вам не удастся добиться того, чтобы две или более шин были настроены на одни и те же порты. Как только вы переназначаете одну шину, происходит переназначение другой шины (которая раньше работала с выбранными портами) на освободившуюся пару портов. Так же, как и в случае с входными аудиопортами, названия выходных портов несут определенный смысл. В качестве примера рассмотрим выходные порты, доступные при использовании ASIO-драйвера звуковой карты SB Audigy. Порты Wave/МРЗ 1+2, Wave/МРЗ 3+4, Wave/МРЗ 5+6 соответствуют шести каналам системы объемного звучания 5.1. Причем сигналы, выводимые из Cubase SX через эти порты, будут проходить дальнейшую обработку эффект-процессором звуковой SB Audigy (эффекты реверберации, хоруса и т. д.). Если звуковая карта настроена на работу со стереофонической аудиосистемой, то все перечисленные порты будут соответствовать одному и тому же физическому линейному выходу звуковой карты. Порты Rear L/R, Front L/R, Center LFE тоже соответствуют шести каналам системы объемного звучания 5.1. Однако в данном случае сигналы, выводимые из Cubase SX через эти порты, не будут проходить обработку эффект-процессором звуковой карты SB Audigy. Существует одно исключение: если звуковая карта настроена на работу со стереофонической аудиосистемой, то все перечисленные порты будут соответствовать одному и тому же физическому линейному выходу звуковой карты. Но прежде чем сигналы попадут на этот выход, их фаза будет изменена в соответствии с тем, к какому каналу системы 5.1 они относятся. В результате, работая даже в наушниках, вы можете использовать пространственное панорамирование. Те звуки, которые должны звучать "сзади", будут звучать "как будто сзади". Единственное замечание, которое мы хотим сделать относительно SB Audigy от себя лично, — если вы работаете в наушниках, то в настройках карты задавайте конфигурацию 2 Speakers (две колонки), а не Headphones (наушники), поскольку в последнем случае звук будет исковеркан известным только фирме Creative образом. Последний выходной порт SB Audigy называется Reverb. Сигнал, посланный на этот выходной порт, будет обработан эффектом реверберации, реализованным аппаратно, причем в общий микс звуковой карты вернется только обработанный (wet) сигнал. Благодаря наличию этого выхода, вы можете посылать сигнал аудиотреков на аппаратный эффект-процессор звуковой карты и пользоваться эффектом реверберации, реализованным аппаратно. Единственная неприятность — данный эффект является стереофоническим и при использовании системы 5.1 будет звучать только в левом и правом фронтальных каналах. Может возникнуть вопрос: почему мы так часто упоминаем в своих примерах звуковые карты семейства SoundBlaster? Некоторые нас критикуют за это, оценивая наш профессионализм по стоимости звуковых карт, которые упоминаются. Мы не будем оправдываться перед ними, а вам по секрету скажем, что, несмотря на все имеющиеся недостатки, старшие модели семейства SoundBlaster по своим характеристикам приближаются к полупрофессиональным устройствам, благодаря чему пользуются большой популярностью. А мы рассчитываем на то, чтобы проверка наших примеров на практике была доступна если не всем читателям, то хотя бы большинству. А теперь вернемся к рассмотрению окна VST Outputs, показанного на рис. 2.24. Если вы в дальнейшем собираетесь применять пространственное панорамирование и многоканальную систему, то имеет важное значение порядок, в котором порты будут распределены по шинам. Наши рекомендации для системы 5.1 и звуковых карт семейства SBAudigy/Audigy 2 таковы:

* первая слева шина должна соответствовать левому и правому фронтальным каналам; * вторая шина должна соответствовать левому и правому тыловым каналам; * третья шина должна соответствовать центральному и сабвуферному каналам.

Все перечисленные шины должны быть включены. Включение/выключение шин осуществляется с помощью кнопок . Заметьте, первую шину отключить невозможно — у нее нет кнопки . У каждой из шин имеются фейдеры громкости, индикаторы уровня и перегрузки. В дальнейшем в случае возникновения перегрузки уровень сигнала можно будет уменьшить. С помощью кнопки (Linked/Unlinked Fades) включается режим, при котором оба феидера каждой из пар выходных каналов работают взаимосвязанно. Над фейдерами располагаются поля, в которых в числовой форме отображаются пиковые значения уровня сигнала. По умолчанию шинам присваиваются названия BUS 1, BUS 2 и т. д. Названия можете изменить на удобные для вас. Дальше начинаются вещи, логика которых с трудом доступна пониманию, но мы все же попытаемся их объяснить. Виртуальный микшер Cubase SX устроен таким образом, что в качестве выходного порта для любого аудио-трека или шины может быть выбрана любая из выходных шин VST Outputs. Но у микшера Cubase SX имеется мастер-секция, куда вроде бы должны, в конечном счете, сводиться все потоки цифрового звука. Однако гарантированно в мастер-секцию попадает сигнал только с первой выходной шины. Остальные выходные шины могут быть никак не связаны с мастер-секцией. Из интерфейса Cubase SX не следует логика маршрутизации сигналов. Может показаться, что сигналы с выходных шин попадают в мастер-секцию. Но тогда возникает противоречие: из интерфейса окна VST Outputs следует, что выходные шины являются последним перевалочным пунктом, после которого сигналы покидают Cubase SX через выходные аудиопорты. Если же считать, что сначала сигналы проходят мастер-секцию, а потом уже попадают на выходные шины, то как тогда объяснить следующую вещь: индикаторы уровня сигнала мастер-секции реагируют на изменения уровня сигнала средствами окна VST Outputs? Надеемся, что мы вас уже достаточно убедили в серьезности проблемы. А теперь дадим ответы на поставленные вопросы. Все-таки Cubase SX — это программа, виртуальная реальность. А в VR (virtual reality), как известно, может твориться все, что угодно. Микшер Cubase SX не является прямой аналогией аппаратного микшера, он лишь заимствовал некоторые черты аппаратного микшера. Поэтому мы предлагаем следующее объяснение "непонятным вещам". Мастер-секция объединяет в себе одну или несколько выходных шин логически. То есть, если выходная шина является участником мастер-секции микшера, то это означает, что кроме собственного регулятора уровня сигнала над этой шиной, появляется дополнительный контроль со стороны мастер-секции. На рис. 2.24 оба канала первой шины имеют метки L и R. Это значит, что в данный момент именно эти каналы находятся под контролем мастер-секции, которая сконфигурирована для работы в формате Stereo: L — левый канал, R — правый. При экспорте проекта в звуковой файл, могут экспортироваться только те каналы, которые соответствуют выходным шинам, объединенным в мастер-секции. Выходные шины, не включенные в мастер-секцию, можно использовать на свое усмотрение. Например, с их помощью можно отправлять сигналы с аудиотреков на внешнюю обработку (аппаратным оборудованием класса Hi-End), а после обработки возвращать в общий микс через входные порты (VST Inputs). Если звуковая карта имеет цифровой интерфейс и поддерживает синхронизацию master-clock, то обработку треков Cubase SX внешним высококлассным цифровым оборудованием можно провести вообще без каких-либо потерь из-за ЦАП-АЦП, джитера и прочих неприятностей. Командой главного меню Devices > VST Master Setup открывается окно VST Master Setup, показанное на рис. 2.25. В этом окне вы можете задать конфигурацию мастер-секции.

Рис. 2.25. Диалоговое окно VST Master Setup В списке Presets следует выбрать формат, в котором вы будете работать: Stereo (рис. 2.25, a), Quadro (4 канала: 2 фронтальных, 2 тыловых), Surround (4 канала: 3 фронтальных, 1 тыловой), Standard 3:2 (5 каналов: 3 фронтальных, 2 тыловых), 5.1 Surround (рис. 2.25, б), 5.1 SMPTE/ITU, 5.1 Film Alternative. Последние три формата являются разновидностями формата 5.1 и отличаются друг от друга порядком следования каналов. Справа от списка условно отображается расположение акустических систем для выбранного формата (редактировать его невозможно). Основным элементом окна VST Master Setup является список каналов, включающий в себя три графы:

* # — номер канала по порядку; * Label — метка канала, которая отображается на линейках выходных шин в окне VST Outputs; * Name — логическое название канала; * Output — выходной канал (реальный канал выходной шины).

Список каналов содержит такое количество и порядок следования каналов, которое соответствует выбранному формату. Вы можете редактировать поля Label и Name, но не можете изменять порядок следования каналов. Вы не можете переназначать выходные каналы. Это происходит автоматически: программа заносит в графу Output каналы включенных выходных шин в том порядке, в каком они расположены в окне VST Outputs. Поэтому и следует обращать внимание на порядок, в котором выходные порты назначены шинам в окне VST Outputs. Иначе могут возникнуть казусы. Например, если в окне VST Outputs включен всего один канал, а мастер-шина настроена на работу в формате 5.1, то сигналы всех шести логических каналов будут выводиться на одну стереопару единственной включенной выходной шины. Понятно, что в такой конфигурации ни о каком пространственном панорамировании и речи быть не может. Если вы выполнили нашу рекомендацию относительно порядка следования выходных портов в окне VST Outputs для формата 5.1 и звуковой карты SBAudigy/Audigy 2, то теперь в окне VST Master Setup следует выбрать формат 5.1 Surround. При этом все станет на свои места, и вы на практике сможете сводить шестиканальный звук. Для того чтобы использовать пространственное панорамирование в формате 5.1, достаточно иметь любую звуковую карту, у которой имеется 6 независимых выходных каналов или 3 стереофонических выхода, доступных в окне VST Outputs. Пяти каналам должны соответствовать пять мониторов (в идеале одинаковых), а шестому каналу — сабвуфер. Наличие или отсутствие возможности у звуковой карты декодировать поток данных в формате Dolby ® Digital значения не имеет. Наверное, в этом месте будет уместно рассказать о том, как в Cubase SX реализована поддержка пространственного панорамирования. В поставку Cubase SX входит специальный плагин, называемый SurroundPan. Если выбрать его в качестве выходного порта аудиотрека, то для данного трека станут доступны очень удобные графические средства, позволяющие расположить источник звука, соответствующий данному треку в нужной точке виртуального пространства, окружающего слушателя. Фактически SurroundPan представляет собой специализированный микшер. На вход этого микшера подается сигнал с выхода аудиотрека (моно или стерео). Выходы микшера SurroundPan (от 2 до 6 каналов в зависимости от настроек окна VST Master Setup) подключены к мастер-секции микшера. В соответствии с настройками пользователя, выполненными посредством графических средств, происходит распределение исходных сигналов между выходными каналами SurroundPan. Самое любопытное заключается в том, что плагин SurroundPan имеет 8 выходных каналов. То есть SurroundPan позволяет осуществлять пространственное панорамирование в формате 7.1. По всей видимости, имеет место умышленное ограничение возможностей Cubase SX. Единственное разумное на наш взгляд объяснение этому — маркетинговые соображения, по которым если пользователю позарез понадобится осуществить сведение в формате 6.1 или 7.1, то он будет вынужден приобрести другой программный продукт фирмы Steinberg — Nuendo. Но вас это не должно расстраивать. Форматы 6.1 и 7.1 пока еще нельзя считать потребительскими. Из всех имеющихся носителей многоканального звука на звание "потребительского формата" может претендовать только DVD. Звук на DVD может храниться в разных форматах, однако один трек может быть не более чем 6-канальным, что соответствует формату 5.1. Формат Dolby ® Digital EX тоже подразумевает присутствие всего 6 физических каналов. Хотя, конечно, поддержка форматов 6.1 и 7.1 в Cubase SX не помешала бы. Не надолго вернемся к окну VST Master Setup (рис. 2.25). Благодаря наличию кнопки Store (сохранить), может показаться, что имеется возможность добавления собственных форматов в список Presets. Но, к сожалению, это не так. Все, что вы можете сделать, — сохранить изменения, полученные путем переименования полей Label и Name, в своем собственном пресете. Можно как угодно переименовывать метки и логические названия каналов, но выйти за пределы перечисленных форматов вам не удастся. Единственный положительный момент заключается в том, что с помощью кнопки Remove можно удалять только пользовательские пресеты. Представляете, как было бы обидно, если бы вы случайно удалили заводские пресеты. начиная от Stereo и заканчивая 5.1 Film Alternative. Ведь пользовательские пресеты можно создавать только на базе "заводских". Что бы вы тогда делали? Переустанавливали Cubase SX? ;-)

cubase.su

Маршрутизация аудиопотоков - Уроки Cubase

Маршрутизация аудиопотоков

Зная особенности Cubase SX, мы построили функциональную схему его микшера (рис. 5.2). Некоторые вещи мы сократили, чтобы этот рисунок не выходил за пределы одной страницы. Например, на данной схеме не представлена маршрутизация MIDI-сообщений от входных MIDI-портов к выходным. Каждому MIDI-треку в микшере соответствует свой модуль. На своей же схеме мы показали только аудиочасть микшера, хотя присутствие MIDI-треков, управляющих VSTi, обозначено. Прямоугольник MIDI Track, символизирующий MIDI-трек, который управляет VSTi, мы расположили за пределами затененной области — аудиочасти микшера.

Рис. 5.2. Функциональная схема микшера (аудиочасть) Итак, что же здесь изображено? Виртуальная звуковая студия имеет входные (VST Inputs) аудиопорты. Доступ пользователя к списку доступных портов осуществляется через окно VST Inputs (команда главного меню Devices > VST Inputs, клавиша <F5>, описание приведено в разд. 2.6). Поскольку данные из одного и того же MIDI-порта могут передаваться на разные аудиотреки, входные порты по своей сути являются шинами. На нашей схеме показан всего один аудиотрек, но нужно понимать, что их может быть много. Аудиотрек может быть подключен к любому из доступных входных аудиопортов, поэтому связь шин VST Inputs с аудиотреком показана пунктирной стрелкой. В проекте Cubase SX может быть использовано до 32 экземпляров VSTi. Когда в окне VST Instruments (команда главного меню Devices > VST Instruments, клавиша <F11>, описание приведено в разд. 4.1.3) вы подключаете VSTi, в микшере появляется соответствующий модуль, который по своему виду очень напоминает модуль аудиотрека, но не имеет входного аудиопорта. Существуют многоканальные VSTi. Например, сэмплер Halion фирмы Steinberg имеет 4 выходных стереофонических канала и 4 монофонических. Каждому каналу VSTi соответствует отдельный модуль микшера. Благодаря этому вы можете по-разному обрабатывать сигналы разных каналов. Управление любым VSTi может осуществляться с любого MIDI-трека: у нужного MIDI-трека в качестве выходного MIDI-порта выбирается нужный VSTi. К модулям аудиотреков и к модулям VSTi можно подключать до 8 VST-плагинов в режиме вставки. Для подключения эффектов параллельного действия предусмотрены 8 шин. К каждой из этих шин средствами окна VST Send Effects (команда главного меню Devices > VST Send Effects, клавиша <F6>, описание приведено в разд. 4.2.2} можно подключить только по одному эффекту. Отдельно стоит упомянуть о групповых треках. Наличие групповых треков существенно расширяет возможности применения эффектов. Групповые треки также можно считать шинами, поскольку на вход одного и того же трека могут поступать сигналы от множества других треков. Вы можете указать один и тот же групповой трек в качестве выходного порта для нескольких модулей микшера. В результате суммарный сигнал этих модулей можно обработать одним набором эффектов последовательного действия. Ведь к групповым трекам тоже можно подключать эффекты в режиме вставки. Кроме того, вы можете использовать групповые треки вместо шин VST Send Effects для применения эффектов последовательного действия. Для этого нужно отвести сигнал с нужного модуля в режиме посыла (send) на шину нужного группового трека. Преимущество такого подхода: к одной шине VST Send Effects можно подключить только один эффект, а к групповому треку можно подключить цепочку из нескольких (до 8) эффектов. На нашей схеме обозначен только один групповой трек, а в действительности их количество ограничено лишь здравым смыслом. По своим функциям модули групповых треков очень похожи на линейки аудиотреков и VSTi. Основное отличие модулей групповых треков от модулей аудиотреков заключается в том, что их невозможно подключить к входному порту. Имеют место следующие ограничения:

* невозможно осуществить посыл' (send) сигнала группового трека на этот же трек; * в качестве выходного порта группового трека может быть выбран другой групповой трек из тех, что расположены после первого.

Сигналы с выходов треков и шин VST Send Effects, в конечном счете, попадают на выходные порты-шины (VST Outputs). На нашей схеме представлен вариант конфигурации микшера для системы 5.1. Имеется 6 независимых шин, соответствующих выходам L, R, Ls, Rs, С и LFE. Кроме того, имеются три выходные шины BUS 1, BUS 2 и BUS 3, в которых перечисленные выходы объединены попарно. Для простоты мы отобразили на схеме только эти шины и в скобках указали, каким выходам в системе 5.1 соответствует каждая их этих шин. Любую из перечисленных шин можно не только выбрать в качестве выходного порта, но и отправить на нее сигнал в режиме посыла (send). Управление параметрами доступных выходных шин осуществляется средствами окна VST Outputs (команда главного меню Devices > VST Outputs, клавиша <F4>, описание приведено в разд. 2.6). Как минимум, одна выходная шина (BUS 1) логически подчинена мастер-модулю микшера (Master). Фейдером Master Gain мастер-модуля регулируются уровни сигналов на всех выходных шинах, подчиненных мастер-модулю. Конфигурация мастер-модуля — состав подчиненных ему выходных шин определяется в окне VST Master Setup (команда главного меню Devices > VST Master Setup, описание приведено в разд. 2.6). Мастер-модулю микшера соответствует шина Master, которая может быть выбрана в качестве выходного порта для треков и эффектов, подключенных в окне VST Send Effects. Однако непосредственное подключение выходов треков к шине Master осуществляется только посредством плагина SurroundPan, который обеспечивает круговое панорамирование. При выборе SurroundPan в качестве выходного порта трека создается экземпляр этого плагина для данного трека. По своей сути SurroundPan является минимикшером, снабженным интерфейсом, удобным для кругового панорамирования и распределяющим сигнал от монофонического или стереофонического трека между несколькими выходными портами, объединенными в шине Master. Если же вы работаете в формате Stereo, то следует иметь в виду, что по умолчанию в качестве выходного порта каждому из треков устанавливается первая доступная выходная шина (BUS 1), которую в окне VST Inputs невозможно отключить. Получается такая картина: с одной стороны, сигнал с трека выводится на шину BUS 1, а не на шину Master, и в то же время, сигнал этой выходной шины будет обрабатываться эффектами (VST Master Effects), подключенными к мастер-модулю, и регулироваться фейдером Master Gain (общая громкость). Возможно это потому, что данная шина контролируется мастер-модулем. Под контроль мастер-шины можно взять и другие шины, но исключить шину BUS 1 из списка контролируемых невозможно. Правда, ее можно переименовать, но от этого ровным счетом ничего не изменится. В завершение раздела стоит отметить одну деталь. Невозможно осуществить посыл сигналов треков (send) на шину Master. Поэтому на нашей схеме стрелки от выходов треков Send 1 Send 8 проходят мимо шины Master.

cubase.su

Секция Sends - Уроки Cubase

Секция Sends

Маршрутизация потоков цифрового звука в Cubase SX осуществляется подобно маршрутизации сигналов в классическом аппаратном микшере. Как вы уже знаете, к аудиоканалам можно подключить эффекты в режиме вставки (Insertion). Второй способ применения эффектов в микшере заключается в их подключении к шинам Aux: сигнал с каждого из каналов можно послать на любую из этих шин. После обработки внешними процессорами эффектов сигнал возвращается в общий микс. Регулятором уровня посылаемого на шину сигнала определяется глубина эффекта. Аналогичный способ применения эффектов параллельного действия реализован и в Cubase SX. В секции Sends (посылы) расположены восемь регуляторов (рис. 4.24, а), обозначенных цифрами от 1 до 8. Каждый из них управляет уровнем сигнала, посылаемого с аудиотрека на одну из восьми шин. В принципе, эти шины можно было бы назвать шинами Aux, но в Cubase SX они не называются никак.

Рис. 4.24. Секция Sends инспектора аудиотрека Регуляторы уровня посылаемого сигнала распложены горизонтально и на рис. 4.24, а находятся под надписями No Effect. Кнопка служит для включения/выключения посыла. Кнопкой открывается панель эффекта, на который осуществляется посыл. Кнопкой осуществляется переключение режима посыла: Post или Рrе. Напомним, что режим Рrе — это когда сигнал "отводится" на посыл до того, как он пройдет регулировку уровня громкости, a Post — после регулировки уровня громкости. С помощью кнопки , расположенной на заголовке секции Sends или команды Devices > VST Send Effects, открывается диалоговое окно VST Send Effects, показанное на рис, 4.25, а. В данном окне имеется восемь слотов-шин для подключения аудиоэффектов. Подключим к первому слоту какой-либо VST- или DX-плагин (рис. 4.25, б). Мы уже неоднократно описывали процедуру подключения эффектов (например, при рассмотрении секции Inserts). Основное, на что следует обратить здесь внимание, — список, расположенный в правом нижнем углу слота. На нашем рисунке в нем по умолчанию выбран элемент Master. В данном списке выбирается одна из доступных основных шин. На нее будет возвращаться сигнал, обработанный эффектом.

Рис. 4.25.Диалоговое окно VST Send Effects Итак, сигнал с любого из аудиотреков можно послать на любой из восьми эффектов, подключаемых в окне VST Send Effects. Обработанные сигналы будут возвращены на заданные основные шины. Скорее всего, по умолчанию для вас доступна всего одна основная шина, называемая Master. На эту же шину по умолчанию сводятся сигналы со всех треков. Напомним, что с помощью команды Devices > VST Outputs открывается окно VST Outputs, в котором можно посмотреть, какие основные шины, в принципе, имеются в вашем распоряжении (их состав и особенности зависят от возможностей звуковой карты и ее драйверов). В этом же окне можно включать/выключать основные шины, а также переименовывать их. Вкратце рассмотрим элементы окна VST Send Effects, доступные при условии, что подключен хотя бы один эффект (рис. 4.25, 6). Кнопка служит для временного отключения эффекта. Кнопкой открывается панель эффекта. У вас есть возможность перебирать пресеты с настройками эффекта, не открывая его панели. Для этого служат кнопки и Справа от этих кнопок расположено поле-список, в котором отображается название текущего пресета. В нем же можно выбрать пресет по названию. Над кнопками и расположен регулятор уровня сигнала, подаваемого на вход эффекта. Кнопка File открывает меню, содержащее команды сохранения в файл и считывания из файла отдельных пресетов или целых банков пресетов. Итак, к первому слоту окна VST Send Effects мы подключили эффект. Теперь вернемся к рассмотрению секции Sends инспектора аудиотрека (рис. 4.24, б). Как видите, первый регулятор посыла теперь имеет название эффекта. Обращайте внимание не состояние кнопки (включение/выключение посыла). Подключение эффекта в окне VST Send Effects не означает автоматического включения посыла. Это логично, ведь аудиоэффекты параллельного действия являются общими для всех треков. Подключение эффекта не должно привести к его наложению на все треки, эффекты следует вводить в проект плавно, добавлять "по вкусу". В завершении раздела хотим обратить ваше внимание на одну особенность применения аудиоэффектов. Практически в каждом из эффектов присутствует параметр, определяющий отношение уровней обработанного и исходного сигнала на выходе эффекта. Обычно этот параметр называется Dry/Wet. Однако в тех VST-плагинах, которые входят в поставку с Cubase, этот параметр называется Mix, хотя возможны и комбинации (например, регулятор называется Mix, а с ним рядом располагаются два поля Dry и Wet). Если эффект подключен к треку в режиме вставки (Inserts), то значение данного параметра подбирается в зависимости от конкретного эффекта. Например, для реверберации значение Dry должно быть больше Wet. Для компрессии на выходе эффекта должен присутствовать только обработанный сигнал (Dry = 0%, Wet = 100% или Mix = 100%). Конечно, жестких правил по применению приведенных в качестве примера эффектов не существует, но любые другие значения Dry/Wet будут просто бессмысленными. Если же аудиоэффект подключен в качестве эффекта параллельного действия (Sends), то в его параметрах следует задавать Dry = 0 %, Wet = 100 % или Mix = 100 %. Тогда соответствующими регуляторами посыла вы сможете регулировать глубину эффекта независимо для каждого из треков. В противном случае необработанный сигнал с выхода эффекта (ведь "противный случай" — это когда Dry > 0 wacko будет смешиваться с таким же сигналом с выхода трека. В большинстве ситуаций (когда сигналы с трека и с выхода эффекта поступают на одну и ту же шину) это бессмысленно. Отсюда правило — эффекты, для которых значение Dry должно быть больше 0 или равно 100 % (например, компрессор), применять в качестве эффектов параллельного действия не следует.

cubase.su

Глава 56 - Nuendo

Channel Sends

Маршрутизация

Секция Channel Sends предназначена для формирования Send-маршрутов. Она состоит из восьми слотов Send с регуляторами уровня посыла (FX Send Level) и позволяет организовать восемь маршрутов из одного канала.Это обстоятельство, в частности, позволяет утверждать, что программа Nuendo — действительно виртуальная звуковая лаборатория. Она предоставляет пользователю небывалую свободу в конструировании виртуального микшера и создании многообразных схем маршрутизации. Потенциал программы Nuendo разрушает стереотипный взгляд на то, что возможности PC для обработки звука ограничены.Необходимость маршрутизации объясняется тем, что использовать только Insert-эффекты крайне невыгодно по следующим причинам:

во-первых, из-за неэффективного расходования вычислительных ресурсов. Ведь Insert-эффекты являются индивидуальными для каждого канала, поэтому их потребуется "размножать". Например, в случае использования общего ревербератора как Insert-эффекта;

во-вторых, микширование прямого и обработанного сигналов (dry/wet) осуществляется с помощью самого Insert-эффекта. А в системе микширования, организованной по принципу посыл/возврат (Send/Return), уровень обработанного сигнала каждого канала контролируется регулятором уровня посыла (Send).

Маршрут организовать очень просто. Нужно выбрать "пункт назначения" в списке Sends и нажать кнопку On. В зависимости от состояния кнопки Рге (Pre Fader) сигнал будет ответвляться по-разному: если эта кнопка нажата, то он ответвляется до регуляторов громкости и панорамы; в том случае, если Рге отключена — то сигнал ответвляется после них.Содержание списка Sends зависит от конфигурации виртуального микшера и оборудования. А именно, от количества групповых каналов и шин Output Bus, а также от конфигурации мастер-шины, созданной в окне VST Master Setup (количества каналов).

Пример списка маршрутов Channel Sends

В примере виртуальный микшер имеет шестиканальную конфигурацию мастер-шины (пресет 5.1 Surround) и десять групповых каналов (групп)  секции списка отмечены цифрами З и 4).ASIO-драйвер звуковой карты поддерживает семь шин (Output Bus), которые находятся в активном состоянии ( секция списка отмечена цифрой 2).Поэтому в данном примере список Sends делится на четыре секции (они пронумерованы)В секции 1 всегда одинаковое количество пунктов — восемь. Это число слотов панели VST Send Effects (о ней мы будем говорить ниже).Секция 2 может отсутствовать, если шины (Output Bus) в проекте неактивны или их не обеспечивает архитектура звуковой карты.

Примечание Маршрут (посыл) на активную шину Output Bus нужен в тех случаях, когда к одному из выходов подключаются, например, внешние устройства обработки или требуется сделать мониторный микс для исполнителя (см. главу 1, разд. "Использование AUX-каналов для мониторинга"). В этом случае кнопка Рге (Рге Fader) должна быть нажата.

Секция 3 тоже может отсутствовать, если в проекте не используются групповые каналы (Group Channel).Секция 4 списка Sends позволяет сформировать маршрут непосредственно на мастер-шину (Master Bus), и ее содержание зависит от конфигурации VST Master (см. разд. "Окно VST Master Setup" ранее в этой главе").Нужно обратить внимание на то, что в списке отсутствуют групповой канал Group 01, и шина BUS 1. Это объясняется тем, что мы намеренно использовали в качестве примера групповой канал Group 01, а канал не может быть назначен сам на себя.На рис. изображен список выходов (Channel Output) ячейки Channel strip того же группового канала Group 01. Шина BUS 1 занята, и поэтому она отсутствут в списке Sends нельзя из одного канала одновременно сформировать два маршрута (один прямой — Out, другой посыл — Send) на одну и ту же шину. Если переназначить выход Channel Out на другую шину, например BUS 2, то в списке Sends исчезнет шина BUS 2 и появится, соответственно, шина BUS 1.Напомним, что в Nuendo выходы групповых каналов можно назначать друг на друга. Но для них действует такое же ограничивающее правило: нельзя из одного канала одновременно сформировать два маршрута (один прямой — Out, другой посыл — Send) на один и тот же групповой канал.Возьмем на заметку (позже вернемся к этому): в Nuendo есть возможность использовать в качестве Send-эффектов виртуальную "стойку" Insert-эффектов группового канала.В программе Nuendo возможны многочисленные варианты схем маршрутизации аудиопотоков, ведь максимальное количество групп — 64 (!).

Пример списка маршрутов Channel Output

СоветДля удобства групповые каналы лучше сразу переименовать в соответствии с их назначением в структуре виртуального микшера. Например, если используется Insert-эффект ревербератор группы в качестве Send-эффекта, то соответствующий групповой канал можно назвать Reverb. Для этого нужно щелкнуть в текстовом поле с названием канала (Group nn, где nn — номер группы) над списком Channel Output routing и ввести новое имя с клавиатуры.

cubase.su

Cubase - внешние эффекты отдельным треком

Или лучше сказать - фриз внешних эффектов в отдельный трек для создания мультитрека с одним внешним эффект-процессором на все треки, но с разными параметрами.

Почему-то, не нашел гуглингом нормальных способов сделать то, что я хотел. Проблема решилась простой логикой. Так как, проблема распространена (в англоязычном интернете полно вопросов на эту тему), но решений, почему-то, нет, решил заскриншотить что получилось у меня.

Программное обеспечение: Steinberg Cubase 5

Оборудование:

  • звуковая карта TC Konnekt 24D (4 аналоговых моно-входа, 4 аналоговых моно-выхода)
  • мониторы
  • внешний синтезатор (DSI Prophet '08)
  • внешний процессор эффектов (Korg KP3)
Подключение:
  • к выходам 1, 2 звуковой карты подключены мониторы
  • к выходам 3, 4 звуковой карты подключен вход внешнего эффект-процессора
  • к входам 3, 4 звуковой карты подключен возврат эффект процессора
  • к входам 1, 2 звуковой карты подключен синтезатор
Проблема: не хотелось делать Insert, захотелось сделать Send, да так, чтобы можно было после записи одного трека "заморозить" обработанную составляющую трека

Закономерный вопрос: почему я не захотел включить эффект-процессор в режиме Insert, в особенности, учитывая, что большая часть эффектов на Korg KP3 предполагают именно такое включение (фильтры, гранулярка и т.п.)?Отвечаю: мне хотелось получить сухой сигнал наилучшего качества в отдельном треке, так как, во-первых предполагалось, что один эффект я затем могу захотеть другим эффектом на Korg KP3, чтобы поэкспериментировать после записи перфоманса, во-вторых, возможно после записи мне вообще захотелось бы заменить Korg KP3 хорошим (но менее удобным) подходящим VST-эффектом, в третьих, и самое главное - предполагался мультитрек, а в кубе нет функции "заморозка трека с внешним эффектом", либо я ее не нашел. Таким образом, у меня был бы один эффект с одними параметрами на все треки (что, в общем-то, логично для Send), а мне это не подходило.

Подготовка:

  1. Создать пустой проект
  2. Зайти в "VST Connections" (F4), создать стереоканал входа (синтезатор), стереоканал выхода (мониторы)
  3. Создать стереотрек
Решение:
  • Зайти в "VST Connections" (F4), создать внешний эффект на вкладке "External FX" при помощи кнопки "Add external FX
add_external_fx_korg_kp3(тут прописать имя, MIDI Device прописывать пока необязательно)

added_external_fx_korg_kp3(вот что должно получиться, выбираем устройство и каналы на вход и на выход, я выставил Return Gain +6dB по той причине, что у меня на самом деле Korg KP-mini, а в нем слабые выходы)

  • Далее нужно создать шину эффектов (FX bus) в микшере (F3)
add_fx_bus1

add_fx_bus2

(и выбрать внешний эффект в появившемся окне настроек)

  • Отлично, шина есть, теперь нужно включить посыл на шину эффектов в основном треке
fx_bus_added_now_set_send

fx_bus_added_and_send_is_set

(вот что должно получиться, нажимаем на "Power" чтобы включить посыл, и выставим громкость посыла на 0 (по умолчанию - минус бесконечность))

  • Прекрасно, все работает, основной трек отсылает Send на шину эффектов. Можно ради любопытства заглянуть в Inserts/Sends этой шины и убедиться, что в ней эффект включен в виде Insert (Cubase сделал это автоматически при конфигурации шины)
fx_bus_added_look_at_its_inserts

(до этого момента ничего особенного мы не делали, все стандартно. Теперь добавим "нестандартность" - трек для записи обработанной части сигнала ("Wet"), т.к. напомню, первый трек записывает только сухой сигнал ("Dry") и до "заморозки" (которую я изложу ниже) менять параметры внешнего процессора эффектов, отключать его, заменять его другим внешним эффектом, и пр. нельзя. Поэтому, мы назовем первый трек "Prophet (Dry))"

  • создадим второй трек, назовем его "Prophet (Wet)". Insert/Sends трогать не нужно, т.к. этот трек будет только принимать обработанный сигнал с шины эффекта и ничего другого делать с ним не будет. Поэтому, выставим в настройках трека Input со Stereo In (синтезатор) в "FX1-Korg KP3". Важное уточнение - в этот трек сигнал будет приходить только в случае, если в треке "Prophet (Dry)" включен "Send" на эту шину. Если отключить в первом треке посыл, то в трек "Prophet (Wet) ничего не попадет. Важно: "Monitor" на этом треке включать не нужно никогда! Весь мониторинг уже происходит на первом треке, и в случае воспроизведения - тоже.
final

(так выглядит запись сигнала по двум трекам при выборе на Korg KP3 пресета, аналогичного пинг-понг дилею)

Можно:

  1. Просто записывать два трека одновременно
  2. Записать сначала первый трек, затем дописать обработанную составляющую, нажав плей и выставив соответствующую комбинацию "Monitor", "Record"
  3. Можно заглушить основной трек после всех обработок и послушать как оно звучало бы в режиме "Insert"
Возможно, схема а) очевидна, и все так делают б) нубская и есть способ проще, но я настроил то, что мне было нужно так, как я хотел, и доволен. Буду рад если кто-то подскажет схему мне удобнее под те же запросы.

P.S. вообще, необходима была бы компенсация обработки внешнего эффект-процессора, в режиме "Insert" на Korg KP3 она составляет около 17 мс, в режиме Send определилось 0 мс. Не думаю, что это правда, и возможно, Delay увеличился с пресетных X+Y микросекунд до X+17+Y+17 микросекунд, и произошла рассинхронизация с кубом, но в этой статье я рассматривать это не буду.

intheyear9595.livejournal.com