Шинирование зубов как этап ортодонтического лечения. Ортодонтическая шина


Шинирование зубов после брекетов — зачем ставят шину

Фото: Шинирование зубов после брекетов

Ношение брекет-систем является самым эффективным способом устранения практически всех дефектов прикуса, с которыми сталкивается медицина. Но, это только половина лечения. Полученный результат нуждается в закреплении. Это обосновано тем, что сразу после снятия системы, зубы начинают движение в обратном направлении, стремясь занять исходные позиции. Чтобы этого не допустить, выполняется шинирование зубов после брекетов. Это совершенно безболезненная операция. Ее суть состоит в стягивании зубного ряда в одну монолитную конструкцию с помощью различных приспособлений. После такого закрепления моляры теряют способность двигаться в какую-либо сторону или поворачиваться вокруг оси.

Принцип действия шин

Существует несколько методов фиксации зубов в статическом положении после снятия брекетов. Но, к шинированию после брекетов прибегает довольно большое количество ортодонтов. Причина состоит в том, что удерживать органы в заданном состоянии предстоит довольно долго. Иногда этот срок превышает время самой коррекции. В течении 2-3 лет пациент не должен испытывать неудобств и дискомфорта. Именно установка шины способна справиться с такой разноплановой задачей.

После того, как будут сняты конструкции, процедура проводится практически сразу. Временной промежуток должен быть минимальным. Но, удаление клея, накопившегося налета и камня являются обязательной процедурой. После того, как ортодонт убедится в том, что полость рта санирована, проводится шинирование зубов.

Процедура проводится с использованием современных полимерных материалов, которые совмещают в себе высокую прочность и абсолютную биологическую инертность. Они крепятся к эмали таким образом, что не касаются десен, не мешают при разговоре и пережевывании пищи. Шина после брекетов устанавливается на внутренней стороне зубов. Это делает ее совершенно невидимой. Такое решение значительно повышает эстетическую составляющую лечения. Пациент не испытывает морального и физического дискомфорта, совершенно не волнуется насчет перспективы многолетнего ношения во рту постороннего предмета.

Разновидности процесса шинирования

Фото: Стекловолоконная лента

В зависимости от особенностей строения челюстей пациента, его возраста и состояния здоровья, может проводиться временное или длительное шинирование зубов после брекетов.

Выбор делается исходя из особенностей полости рта больного:

  1. Временные шины используют в том случае, если процесс коррекции прошел успешно и пациенту для закрепления результата не потребуется много времени. Как правило, временные шины ставят подросткам и молодым людям. Изготавливаются шины в виде лент из стекловолокна, акрила, поликарбоната или поливинилхлорида. Все эти материалы абсолютно безопасны для здоровья. В некоторых случаях ортодонты рекомендуют накладывание стальной проволоки. После наложения шины на зубы проводится ее приклеивание. После того, как органы окончательно примут новое положение, шина снимается. Происходит это совершенно безболезненно и быстро.
  2. Постоянные шины после брекетов носятся от 2 лет и более. Как правило, в большинстве случаях используется арамидная нить. Этот материал обладает невероятной прочностью и износостойкостью. При шинировании арамидной нитью, предварительно в зубах делаются небольшие канавки. В них нить укладывается и закрывается пломбировочным раствором. Подобный подход позволяет сохранить моляры живыми и здоровыми. Шины после брекетов делают максимально незаметными, чтобы пациент мог чувствовать себя спокойно и уверенно при их ношении.

Шинирование не нарушает их естественной подвижности. Это позволяет избежать застойных явлений в течение всего срока лечения.

Достоинства и недостатки

Шинирование после брекетов всегда дает положительные результаты. Поскольку они являются несъемными конструкциями, отсутствует вероятность того, что пациент их снимет и не захочет одевать, как это бывает с пластиковыми капами.

Фото: Не стачивается эмаль

Установка шины дает такие очевидные преимущества:

  1. Зубы остаются живыми. При правильном обслуживании их можно сохранить до глубокой старости.
  2. Эмаль не стачивается, что увеличивает срок ее службы и значительно снижает риск заболевания кариесом.
  3. Устойчивость каждого зуба к удару существенно возрастает за счет общего основания.
  4. Шинирование после брекетов с использованием лент позволит на время лечения защитить эмаль от влияния внешних факторов. Под полосу ткани, закрытой пломбировочным раствором не сможет попасть никакая инфекция.
  5. Снимается нагрузка с подвижных органов. Предотвращается возможность их сдвига в сторону.

Правильно подобранные и установленные шины, не травмируют и не разрушают моляры. Они устойчивы к воздействию пищевых красителей и механическим нагрузкам.

К минусам этих изделий следует отнести небольшие повреждения эмали, и невозможность качественно очистить зубы.

Обслуживание шин при ношении

Шинирование зубов после брекетов предполагает особый подход к их обслуживанию. Учитывая большое количество щелей в конструкции, нужно быть готовым к тому, что в них постоянно будет попадать пища. Это чревато ее загниванием и размножением целой колонии болезнетворных микроорганизмов.

На заметку: Чтобы не допустить возникновения кариеса, шины после брекетов нужно чистить, не только утром и вечером, но и после каждого приема пищи.

Обычная зубная щетка не справится со сложной конструкцией. Пациенту потребуется приобрести ирригаторы с набором насадок, специальные ершики, нити и щеточки. Только так можно рассчитывать на то, что шинирование даст желаемые результаты.

Во время лечения шинами необходимо воздержаться от продуктов, которые могут вызвать кариес. К ним относятся конфеты, пирожные и сладкие напитки с газами. Следует сделать перерыв в занятиях силовыми единоборствами. Крайне нежелательно курить.

anzub.ru

Шинирование зубов как этап ортодонтического лечения

Запущенные заболевания пародонта нередко приводят к расшатыванию зубов с угрозой потери. Как быть в этой ситуации? Существуют различные методы сохранения, в том числе шинирование зубов. Оно может применяться в сочетании с ортодонтическим лечением. О том, что такое шинирование и как оно помогает сохранить зубы, рассказывает врач-ортодонт, к. м. н. Светлана Николаевна Вахней.

В каких случаях рекомендовано шинирование зубов в ортодонтии?

Шинирование зубов проводится при лечении прикуса с пародонтопатиями, то есть, например, с пародонтитом – широко распространенным и трудным для лечения заболеванием. При этом на внутреннюю поверхность зубов накладывается маленькая тоненькая шина (при пародонтите, как правило, погружным методом), то есть производится маленький пропил по эмали, в который укладывается проволочка и сверху закрывается композитным материалом. /> На каком этапе лечения проводится шинирование зубов?

Для того чтобы сохранить зубы при пародонтите, необходимо провести определенный комплекс мер. Первой фазой такого лечения является лечение у пародонтолога. Пародонтолог снимает острый воспалительный процесс в десне, после которого позволяет проводить ортодонтическое лечение. С помощью ортодонтического лечения на брекет-системе устраняются все аномалии прикуса и неправильное положение зубов, которое было от природы, либо произошло вследствие утраты костной ткани. После того как промежутки или неровное положение зубов будет устранено, подходит время для накладывания шины, которое позволит сохранить зубы и достичь стабильного результата. /> При пародонтите, как правило, возникает патологическая подвижность зубов, обусловленная тем, что снижается уровень костной ткани. Поэтому на окончательном этапе ортодонтического лечения перед снятием брекет-системы укладывается шина, которая будет предохранять зубы от подвижности и укреплять их, когда они будут находиться вместе. /> Сколько времени необходимо носить шину?

При наложении шины с пациентом обязательно обсуждается вопрос, что эта шина должна быть на зубах без ограничения по времени. Без ограничения по времени – означает, что пока на зубах будет шина, это будет гарантировать то, что зубы будут неподвижны. При поломке шины необходимо как можно быстрее ее чинить, чтобы избежать рецидива. Без ограничения по времени – этот термин означает, что шину носить нужно ровно столько, сколько пациент хочет, чтобы результат был сохранен, проще говоря, это навсегда. Так как в процессе пародонтита костная ткань, как правило, утрачивается в достаточно выраженном размере, только шина может позволить стабилизировать зубы. Если по какой-то причине шина будет утрачена, зубы опять будут подвижны и это приведет к рецидиву. /> Есть ли противопоказания для шинирования зубов?

Противопоказаний для ретенционной шины после лечения на брекет-системе не существует. Существуют противопоказания для лечения на брекет-системе: это низкая гигиена полости рта и отсутствие желания проводить подобное лечение. Другими словами: если пациент недостаточно хорошо ухаживает за зубами, врач имеет право отказать в лечении, а в процессе лечения даже прервать само лечение, то есть просто снять брекеты. Потому что низкая гигиена полости рта, то есть когда пациент плохо ухаживает за зубами, является большим риском для прогрессирования пародонтита, а эту ответственность несет на себе врач. /> Особенности ортодонтического лечения пациентов с заболеваниями пародонта

Во время ортодонтического лечения пациентов с пародонтитом обсуждается, что обязательным условием будут периодические визиты к пародонтологу. Также, если возникает какой-то локальный воспалительный процесс, врач-ортодонт отправляет пациента к пародонтологу на какие-то локальные вмешательства. Пациент должен об этом знать, потому как это будут временные и незначительные материальные затраты.

xn--80agpkdlcbvkd5n.xn--p1ai

ортодонтия

Красивая улыбка — это краеугольный камень общественного взаимодействия. В связи с этим крайне необходимо, чтобы с «архитектурной» точки зрения улыбка была естественной и приятной окружающим. Многие люди задумываются об этом лишь к 25-30 годам, а ведь исправление прикуса существенно проще сделать в детстве, когда зубы ещё только растут. 

Прикус - взаимное расположение зубных рядов при полном и плотном смыкании челюстей. Правильным прикусом считается такой, при котором зубы верхнего ряда немного выступают над зубами нижней челюсти, а в самих рядах отсутствуют промежутки между зубами. Существуют несколько вариантов нормального прикуса, все они обеспечивают правильное функционирование зубочелюстного аппарата. 

В России, более 90% населения страдает от неправильного прикуса, и именно страдает, потому что помимо того, что это сказывается на внешнем облике человека, эта проблема может негативно отразиться и на состоянии здоровья человека. Специалисты связывают это с изменением характера питания человека и преобладанием в его рационе переработанной измельченной пищи, не создающей необходимую нагрузку на жевательный аппарат. Также не последнюю роль играет изменение экологической обстановки, распространенность искусственного вскармливания младенцев и многие другие последствия цивилизации. 

 
 
По виду патологии прикусы делятся на: 

дистальный – нарушается смыкание зубных рядов, при этом верхние передние зубы чрезмерно выдвигаются относительно нижних. Это происходит в результате недостаточного развития нижней челюсти или чрезмерного развития верхней; 

мезиальный прикус – при смыкании нижние резцы находятся перед верхними. Характерно чрезмерное развитие нижней челюсти или недоразвитие верхней; 

глубокий – верхние резцы больше чем на одну вторую перекрывают резцы нижнего ряда;

 открытый прикус – образуется щель между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании; 

перекрестный – характерно сужение верхней или нижней челюсти. При этом нижняя челюсть сдвигается в сторону.

 дистопия – неправильное положение зуба в ряду. Зуб может сместиться в сторону или развернуться.  

 

 

 

 
Причины, влияющие на формирование неправильного прикуса: 

 генетическая предрасположенность – если у родителей неправильный прикус, с большой долей вероятности он обнаружится и у ребенка; 

хронические заболевания верхних дыхательных путей, препятствующие полноценному носовому дыханию, перенесенные в детстве, ведут к тому, что ребенок постоянно держит приоткрытым рот. В результате нижняя челюсть, длительно находясь в подвешенном расслабленном состоянии, неправильно развивается; 

подверженность в детстве вредным привычкам, таким, как: сосание пальцев, различных предметов, длительное сосание пустышки также ведет к аномалии прикуса;

 потеря молочных зубов раньше времени или, наоборот, поздняя их замена постоянными;

 чрезмерно крупные по отношению к челюсти зубы; 

патология щитовидной железы в результате неправильной выработки гормонов, влечет за собой и патологию прикуса. 

 

Последствия неправильного прикуса: 

«Наползающие» друг на друга, кривые, выступающие вперед зубы – это не только эстетическая проблема. У человека с нарушенным зубным рядом возникает комплекс собственной неполноценности – он постоянно пытается рукой прикрыть рот, еще больше привлекая к нему внимание. 

Но помимо психологического дискомфорта, неправильный прикус очень серьезная помеха для гигиенических процедур. А плохой уход за ротовой полостью ведет к заболеваниям десен, гингивитам и, в итоге, к разрушению зубов и их потере. 

Однако самым серьезным следствием неисправленного прикуса являются необратимые изменения височно-нижнечелюстного сустава – самого сложного и функционального. 

Этапы ортодонтического лечения неправильного прикуса:

 Все начинается с первичного осмотра пациента, для установки диагноза, который осуществляется с помощью ортопантомограммы – панорамного снимка ротовой полости, телерентгенограммы – это рентгеновский снимок черепа в боковой проекции. После того, как они будут сделаны, сразу очерчивается степень сложности работы и производится определение примерной стоимости курса лечения. 

Следующий этап – санация ротовой полости. Перед ортодонтическим лечением обязательно проводится стоматологическое, с санацией всех выявленных кариозных полостей и обязательным удалением зубных камней. Только после этого зубы покрываются фтором и на этом подготовка к процедурам по исправлению прикуса завершается. 

Третий и самый главный этап – ортодонтическое лечение.  

 

 

Ортодонтическое лечение осуществляется при помощи: 

Съемный ортодонтический аппарат предназначен для детей от 6 до 12 лет, у которых зубной ряд еще полностью не сформирован. Аппарат абсолютно индивидуален и изготавливается отдельно для каждого больного, исходя из дефектов лично его зубного ряда. На протяжении всего срока лечения пластина не снимается с зубов в течение 18-20 часов. При этом все предписания врача-ортодонта аккуратно исполняются. Взрослым съемный аппарат устанавливают крайне редко.  

 

 

 

 

 

 

 
 
Ортодонтический трейнер 

 это шина, предшествующая ортодонтическому лечению которая помогает избавится от этих привычек, а также способствует выравниванию растущих зубов. Это сильно упростит последующее лечение (если оно будет необходимым), уменьшая при этом необходимость удаления. Ортодонтический трейнер – улучшает эстетику лица и осуществляет коррекцию положения зубов за счет устранения миофункциональных вредных привычек, имеющих место при нарушении окклюзии. 

 

 

 

 

 
 
 Брекет-система 

 это довольно непростой ортодонтический аппарат, состоящий из брекетов, замков или колец с замками на 6 и 7 зубы, ортодонтической дуги, эластических или металлических лигатур и эластической тяги 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты вестибулярных брекет – систем: 

Керамические (самолигируемые) 

 

dr-grishin.ru

Ортодонтическая подготовка. Шинирование. Терапевтическая стоматология |

Как уже отмечалось, в этиологии и патогенезе воспалительных заболеваний пародонта большую роль играют зубочелюстные аномалии. Кроме того, при пародонтите нередко наблюдаются деформации зубных рядов и перемещения отдельных зубов, которые осложняют течение болезни.

Ортодонтическое лечение зубочелюстных аномалий и деформаций имеет наибольшее значение в профилактике и терапии начальных стадий воспалительных заболеваний пародонта, поэтому должно проводиться преимущественно у детей. У них подобное лечение является патогенетическим, так как устраняет один из важнейших патогенетических факторов — травму пародонта.

В отношении ортодонтического лечения при хроническом генерализованном пародонтите у взрослых подход должен быть очень осторожным. Оно может проводиться лишь на ранних стадиях патологического процесса и при слабых силах ортодонтического аппарата.

Ортодонтические силы, прилагаемые к зубам, должны быть минимальны. Это достигается применением съемных аппаратов с активными элементами из ортодонтичсской проволоки диаметром 0,6 мм. Целесообразно и эффективно применение у пациентов с заболеваниями пародонта несъемных аппаратов с элементами эджуайс-техники.

Обобщая вышесказанное, следует отметить следующее:

1.  Ортодонтическое лечение взрослых пациентов с воспалительными заболеваниями пародонта возможно только в период ремиссии, после проведения активной противовоспалительной терапии.

2.  При комплексном лечении пациентов с пародонтитом легкой и средней степени тяжести показано временное шинирование зубов до и после проведения оргодонти- ческих вмешательств.

3.  Ортодонтическое лечение пациентов с воспалительными заболеваниями пародонта должно завершаться протезированием и постоянным шинированием зубных рядов.

Шинирование

Шинирование — соединение отдельных зубов в единый блок для ограничения их подвижности и перераспределения функциональной нагрузки. Лечебный эффект той или иной шины основан на законах биомеханики, знание которых позволяет разумно применять их в соответствии с конкретной клинической картиной.

Е.И.Гаврилов (1982) считал, что для достижения лечебного эффекта шинирования при планировании шинирующей конструкции необходимо руководствоваться следующими биомеханическими принципами:

1)  ограничение подвижности зубов за счет жесткости шины, что благоприятно действует на пародонт;

2)  разгрузка пародонта за счет нормализации распределения жевательного давления;

3)  разгрузка пародонта с наибольшим его поражением за счет наиболее устойчивых зубов;

4)   шинирующая конструкция, расположенная по дуге, является самой жесткой за счет аркообразности и взаимного пересечения векторов подвижности включенных в шину зубов;

5)  при линейном расположении шин в боковых отделах, справа и слева, их надо соединить поперечно при помощи дугового протеза.

Первые же признаки патологической подвижности зубов являются показанием к их шинированию. Шинирование может быть временным и постоянным, а конструкции — съемными и несъемными.

Чтобы лучше выполнять свою роль лечебного аппарата, шина должна:

1)  создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вести- булооральном и мезиодистальном;

2)  быть жесткой и прочно фиксированной на зубах;

3)   не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи и зубного налета;

4)   не препятствовать проведению профессиональной и индивидуальной гигиены полости рта;

5)   не оказывать раздражающего действия на маргинальный пародонт;

6)   не препятствовать медикаментозным и хирургическим воздействиям на пародонтальный карман;

7)   не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти;

8)   не нарушать речи больного;

9)   не вызывать грубых нарушений внешнего вида больного;

10) создание шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей коронок зубов.

ВРЕМЕННОЕ ШИНИРОВАНИЕ

Временные шины применяются на небольшой срок. В зависимости от целей, которые преследуют этим видом шинирования, время пользования такими шинами может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев, а затем их удаляют.

Временное шинирование чаще всего осуществляется на период активного консервативного и хирургического лечения пародонтита и содействует закреплению их успеха. Необходимость такого раннего шинирования диктуется тем, что после консервативных и хирургических воздействий в тканях пародонта возникает воспалительный отек, увеличивающий уже существующую патологическую подвижность зубов. Шины позволяют ослабить вредное влияние этого явления на репаративные процессы в пародонте, а также на психику больного.

Временное шинирование показано также, если после консервативной терапии пародонтита трудно сразу составить прогноз для отдельных групп зубов с выраженной подвижностью. Правильное решение в такой ситуации можно будет принять только по истечении какого-то времени, в конце которого выявится основная тенденция в развитии процесса.

Этот вид шинирования показан также после удаления зубов на время заживления лунки. Наложение постоянной шины- протеза должно производиться только после восстановления костной ткани и эпителизации раны (не раньше, чем через 2,5-3 месяца).

Временные шины могут также применяться как ретенционные аппараты, позволяющие удерживать зубы в новом положении после их перемещения ортодонтическими аппаратами.

Значение временного шинирования выходит далеко за рамки обеспечения успеха пародонтальной терапии и должно рассматриваться как один из элементов лечебно-охранительного режима. Замечено, что даже после удаления зубных отложений, кюретажа пародонтальных карманов, не говоря уже о лоскутных операциях, патологическая подвижность зубов увеличивается. В то время, когда больной ждет от лечения непосредственного результата в виде укрепления зубов, увеличение их экскурсий вызывает нежелательный психологический дискомфорт. Предупредить это нежелательное воздействие на психику пациента и укрепить в нем веру в исход терапии позволяет непосредственное (временное) шинирование и протезирование.

Значение непосредственного протезирования при лечении заболеваний пародонта, связанных с удалением зубов, трудно переоценить. Иммедиат-протезы разгружают оставшиеся зубы от чрезмерной нагрузки, причем часть давления передается на слизистую оболочку протезного ложа. Шинирующие элементы таких протезов обеспечивают достаточную иммобилизацию подвижных зубов и повышают эффективность терапевтического лечения. Иммедиат-протезы способствуют заживлению раны после удаления зубов. Восстанавливая непрерывность зубных рядов, они предотвращают смещение и наклон соседних с дефектом зубов.

Непосредственное (временное) шинирование и протезирование после множественного удаления зубов устраняет психологическую травму у больных и позволяет им выполнять профессиональные обязанности.

В качестве временных шин можно использовать лигатурное связывание зубов (см. рис. 566).

Наиболее удобным для временного шинирования являются круговые (вестибулооральные) шины из быстротвердеющих пластмасс. Они покрывают только часть вестибулярной поверхности зуба, не мешают смыканию антагонистов и не оттесняют десневой край.

В последнее десятилетие временные шины стали устанавливаться на оральной поверхности зубов. Затем под них в зубах начали препарировать бороздку, чтобы шина не создавала помех языку, и постепенно эти приспособления из разряда временных перешли в разряд постоянных.

ПОСТОЯННОЕ ШИНИРОВАНИЕ

Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для иммобилизации зубов на продолжительное время. Пациент такими шинами пользуется постоянно. Они могут быть несъемными и съемными.

С точки зрения лечебных свойств несъемные шины гораздо предпочтительнее съемных, так как обеспечивают надежное укрепление подвижных зубов, образуя из них блок, способный противостоять как единое целое горизонтальным и вертикальным силам, развивающимся при жевании. Они лишь незначительно нарушают речь, и пациенты быстро привыкают к ним.

ОРТОДОНТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

К недостаткам несъемных шин относится необходимость сошлифовывания зубов, что связано иногда с очень сложными манипуляциями (депульпированием зубов). Кроме того, как бы точно ни была изготовлена шина, всегда образуются ретенционные пункты, где задерживается пища и зубной налет, возможно развитие кариеса и рецидив воспаления тканей пародонта. Техника препарирования зубов при протезировании несъемными шинами иногда бывает довольно сложной и требует не только умения, но и специального инструмента.

В последние годы при шинировании зубных рядов в качестве метода выбора стали применять шины, состоящие из арматуры и композиционного материала, и не требующие значительного препарирования опорных зубов.

Такие несъемные шины должны отвечать ряду клинических требований:

—   точность и надежность воспроизведения рельефа поверхности зубов, особенно в контактных участках;

—   хорошее прилегание к поверхности зуба;

—   хорошая фиксация на поверхности шинируемых зубов;

—   жесткость конструкции, позволяющая перераспределять функциональные нагрузки.

По химическому составу материалы для армирования шин можно разделить на две группы:

1.  На основе органической матрицы — полиэтилена. К этой группе относят «Ribbond» (Ribbond) и «Connect» (Kerr).

2.   На основе неорганической матрицы — стекловолокна. Примерами материалов этой группы являются «Glas- Span» (GlasSpan) и «FiberSplint» (Polidenta).

Показаниями к применению армированных композитных шин являются:

—   шинирование подвижных зубов при травматической окклюзии;

—   ретенция зубов с целью закрепления результатов ортодонтического лечения;

—   непосредственное протезирование в случае удаления одного из передних зубов с использованием его коронковой части;

—   иммобилизация зуба при травматическом вывихе и подвывихе.

Шины из этих материалов (рис. 567) могут быть изготовлены в кабинете врача-стоматолога (прямой метод), а также его помощником на гипсовой модели или зубным техником в лаборатории (непрямой метод).

Из других несъемных шинирующих конструкций можно отметить кольцевые, гюлукольцевые, вкладочные, коронковые, колпачковые и полукоронковые шины, а также шины, укрепляемые на внутриканальных штифтах.

ОРТОДОНТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Следует иметь в виду, что наличие несъемных шинирующих конструкций затрудняет проведение гигиены полости рта, делает невозможной очистку контактных поверхностей зубов флоссами. В таких случаях пациент обязательно должен пользоваться специальными ершиками для очистки межзубных промежутков (см. раздел 31.2.1), а также регулярно посещать врача-стоматолога или гигиениста с целью проведения профессиональной чистки зубов.

При значительной резорбции альвеолярного отростка в дополнение к вышеперечисленным шинам можно применить эндодонто-эндооссальную имплантацию — штифты из сплава титана, которые, проходя через корневой канал, выводятся в костную ткань, тем самым, улучшая биомеханические параметры подвижного зуба (рис. 568).

Шинирующее действие съемных шин обеспечивается системой опорно-удерживающих кламмеров и окклюзионных накладок, соединенных в единую конструкцию (рис. 569). Изготовление такой шины возможно только методом литья на огнеупорных моделях с предварительной разметкой рабочей модели в параллелометре.

Съемные шины, применяющиеся самостоятельно или как часть конструкции дугового протеза (шина-протез), с кламмерами различных систем, когтевидными отростками и окклюзионными накладками, создают иммобилизацию только в двух направлениях: вестибулооральном и мезиодистальном. Следовательно, такие шины разгружают пародонт пораженных зубов именно в тех направлениях, патологическая подвижность в которых наиболее опасна.

Съемные шины легко поддаются очистке и, таким образом, в меньшей степени, чем несъемные, нарушают гигиену полости рта. Что касается эстетики, то нарушения ее могут быть минимальными.

Съемные шины можно применять при целостных зубных рядах, а при появлении необходимости в удалении зубов их легко заменить искусственными, не меняя в целом конструкции шины или протеза.

Таким образом, ортопедические методы в системе комплексной терапии пародонтита, направленные на устранение травматической окклюзии, которая на определенных стадиях является важным патогенетическим звеном, позволяют повысить эффективность комплексного лечения, добиться стабилизации патологического процесса, снизить риск развития обострения и прогрессирования заболевания.

ОРТОДОНТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОРТОДОНТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

for-medic.info

Шинирование зубов после снятия брекетов — Про исправление прикуса и брекеты

Результаты ортодонтического лечения после снятия брекет-системы необходимо закреплять, иначе зубы могут вернуться на исходные позиции. С целью их фиксации в правильном положении Шинирование зубов после брекет-системы, этапы установки, стоимость шинпроводится шинирование зубов. Данная процедура заключается в объединении определенного количества зубов верхней или нижней челюсти в один блок при помощи шины.

Различают капповые, оральные и вестибулярно-оральные многозвеньевые шины, которые могут быть несъемными или съемными, устанавливаться на короткий или длительный срок. Вантовым шинированием называют стягивание зубов тонкой нитью из стоматологических материалов, которая осуществляет между ними прочную горизонтальную связь. Сроки ношения шины определяет врач, они зависят от степени деформации прикуса, состояния зубов и десен пациента.

Преимущества шинирования зубов после снятия брекетов

  • Жесткая конструкция шин ограничивает движения зубов в любом направлении. Шинирование позволяет избежать рецидива после снятия брекетов даже при заболеваниях пародонта;
  • Для изготовления шин используют гипоаллергенные, прочные материалы, не оказывающие негативного влияния на эмаль, не вступающие в реакцию с пищей и слюной, биосовместимые с тканями человеческого организма;
  • В процессе жевания происходит перераспределение нагрузки с подвижных зубов на более крепкие соседние зубы;
  • Шины прочно крепятся на зубных рядах, не травмируя окружающие ткани, не доставляя дискомфорта и не препятствуя гигиене полости рта;
  • Шины практически незаметны в полости рта, так как покрываются пломбировочным материалом под цвет эмали зубов, что обеспечивает эстетичность внешнего вида;
  • Шинирование дает быстрый результат, сохраняющийся длительный срок.

Технология наложения шины, стоимость шинирования зубов после брекетов

Шинирование зубов может быть постоянным или временным, оно проводится путем фиксации тонких прочных нитей на внутренней поверхности зубного ряда.

При выборе технологии наложения шины учитывается состояние зубов конкретного пациента.

Стоимость процедуры зависит от вида конструкции и материала изготовления шины, количества объединяемых зубов, статуса и региона расположения стоматологической клиники.

Шинирование подвижных зубов - фото

Для временного шинирования зубов применяются ленты из акриловой пластмассы, стекловолокна или композитных материалов, арамидные нити, проволочные шины из лигатурной или кламмерной проволоки. При их установке депульпация и обтачивание зубов не проводится, лента фиксируется на внутренней поверхности зубного ряда с помощью композитов.

Временные шины устанавливают на срок 2-6 месяцев, они легко снимаются по окончании процесса ретенции без риска повреждения эмали. Стоимость процедуры составляет от 30$ до 50$ за один зуб.

Постоянное шинирование зубов применяется после длительного ортодонтического лечения брекетами. В этом случае фиксация проводится более прочно, продолжительность ношения шин составляет 2-3 года.

В качестве материала используют армированные стекловолокном нити, а при наличии промежутков между зубами, сильной расшатанности или отсутствии нескольких зубов применяют съемные бюгельные протезы, коронки или зубные мосты. Перед установкой постоянных шин удаляется зубной налет и камень, прочищаются десневые карманы.

Этапы установки и стоимость шин

Установка шин производится в несколько этапов:

  • На внутренней стороне зубного ряда во внешнем слое эмали немного выше десны создаются неглубокие бороздки;
  • В бороздки укладываются и фиксируются армированные нити;
  • Нити закрываются пломбировочным материалом, который затем шлифуется для придания конструкции гладкости.

Шинирование зубов цена

Стоимость постоянного шинирования зубов стекловолокном составляет около 50$ за один зуб, шинирование металлическими, металлокерамическими и безметалловыми коронками стоит от 100$ до 300$ за коронку, шинирование съемными бюгельнми протезами стоит от 500$.

После продолжительного лечения зубы после брекетов становятся идеальными и белоснежными. Обязательно соблюдайте все рекомендации врача и ваша улыбка никогда не вернется в прежнее ужасное состояние.

Ваша оценка: Загрузка...

Похожие статьи:

vbreket.ru

Методы ортопедического лечения травматической перегрузки периодонта

Методы ортопедического лечения травматической перегрузки периодонта известны следующие:

• Ортодонтическое лечение. • Избирательное пришлифовывание зубов. • Шинирование зубов:

1. Временное. 2. Постоянное.

На определенном этапе развития заболеваний периодонта возникают функциональная перегрузка опорного аппарата и травматическая артикуляция, которую невозможно устранить ни терапевтическими, ни хирургическим методами. В таких случаях только ортопедическое лечение может обеспечить успех в общем комплексе терапии этих заболеваний.

Ортопедическое лечение и профилактика должны быть направлены на устранение факторов, травмирующих периодонт, путем:

periodont.21_.21_.JPG

1. Нормализации окклюзионных взаимоотношений ортодонтическим лечением аномалий зубочелюстной системы и вторичных деформаций.

2. Выравнивания окклюзионной поверхности пришлифовыванием зубов.

3. Рационального шинирования и протезирования.

Ортодонтическое лечение

Ортодонтическое лечение в настоящее время немыслимо без исправления аномалий прикуса и вторичных деформаций. Они являются одним из частых этиологических факторов болезней периодонта. Предупредить эту тяжелую патологию или получить положительный результат при ее лечении можно только путем рационального современ ного ортодонтического лечения в общем комплексе лечения заболеваний периодонта (рис. 21.20).

Ортодонтическое лечение взрослых имеет свои особенности в связи с морфологическими изменениями у них челюстных костей. Это лечение нередко проводится в сочетании с хирургическим лечением. План такого лечения и конструкция аппарата составляются с учетом формы аномалии прикуса или вторичной деформации, а также степени поражения периодонта и дефектов зубных рядов (рис. 21.21).

periodont.21_.22_.JPG

Ортодонтическое лечение проводится при отсутствии резко выраженных воспалительных явлений, при подвижности зубов, не превышающей I степени, и при резорбции лунки до '/2 (рис. 21.22).

Избирательное пришлифовывание зубов

Избирательное пришлифовывание зубов необходимо при заболеваниях периодонта в случаях:

1. Наличия аномалий прикуса и вторич ных деформаций. 2. Неравномерной сгораемости твердых тканей зубов. 3. Отсутствия физиологической стира емости бугров.

В результате пришлифовывания зубов устраняются преждевременные контакты, что нормализует окклюзионные и артикуляционные взаимоотношения и тем самым улучшает состояние периодонта. Сошлифовывание проводится под контролем окклюзионной бумаги на турбинной установке (скорость 300-400 тыс. об/мин). Для уменьшения гиперестезии зубов рекомендуется пользоваться зубной пастой с повышенным содержанием фтора. В отдельных, более тяжелых случаях положительный эффект дает проведение курса лечения кальция глицерофосфатом. Цели избирательного пришлифовывания зубов сводятся к следующему:

1. Устранение травматической ситуации в периодонте путем распределения функциональной нагрузки на воз можно большее количество зубов.

2. Снятие травмы твердых тканей зубов и пульпы.

3. Распределение нагрузки по оси зубов.

4. Снятие патологической активности жевательных мышц.

5. Устранение балансирующих и гипербалансирующих суперконтактов.

6. Создание стабильной устойчивой центральной окклюзии.

7. Устранение нарушений окклюзии перед ортопедическим лечением.

8. Восстановление функциональной окклюзии после проведенного ортопедического лечения.

9. Профилактика и лечение патологии периодонта, жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) в периоде молочного, сменного и постоянного прикусов.

10. Создание множественных двусторонних контактов при сошлифовывании зубов полных съемных протезов при всех видах окклюзии (для стабилизации протезов), сохранение при этом бугрового перекрывания боковых зубов (для предупреждения при кусывания слизистой оболочки щек).

Показаниями для проведения окклюзионного пришлифовывания зубов являются:

1. Повышенный тонус жевательной мускулатуры (бруксизм).

2. Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава.

3. Веерообразное выдвижение резцов верхней и нижней челюстей.

4. Выраженная подвижность отдельных зубов.

5. Обнажение шеек, корней отдельных зубов вследствие неравномерной резорбции костной ткани лунок.

В результате избирательного пришлифовывания зубов могут возникать следующие осложнения:

1. Снижение окклюзионной высоты.

2. Ортопедический эффект перемещения зуба.

3. Гиперестезия твердых тканей зубов.

4. Выведение из контактов одних зубов и перегрузка периодонта других зубов.

5. Перегрев пульпы зуба.

В ортопедическом прикусе опорные бугры жевательных зубов (небные — верхних, щечные — нижних) контактируют с краевыми ямками, за исключением заднещечных бугров нижних моляров и передненебных бугров с центральными фиссурами одноименных антагонистов. Супраконтакты зубов могут локализоваться на различных участках их жевательной поверхности, сложной по конфигурации.

Наиболее удобна классификация супра-контактов по Дапкеюп (1972).

Согласно этой классификации, поверхность скатов бугорков обозначается цифрами I, И, III, а соответствующие поверхности антагонистов — Iа, II а, IIIа (рис. 21.23).

Класс I — вестибулярные скаты щечных бугров нижних моляров, премоляров и вестибулярная поверхность нижних передних зубов.

Класс Iа — оральные скаты щечных бугров верхних моляров, премоляров и оральная поверхность передних верхних зубов.

periodont.21_.23_.JPG

Класс II — оральные скаты небных бугров верхних моляров и премоляров.

Класс IIа — вестибулярные скаты язычных бугров нижних моляров и премоляров.

Класс III — вестибулярные скаты небных бугров верхних моляров и премоляров.

Класс III а — оральные скаты щечных бугров нижних моляров и премоляров.

Перед сошлифовыванием у каждого больного следует выяснять его отношение к стоматологическим вмешательствам. Для некоторых из них бывает достаточно разъяснительной беседы о безопасности и полезности процедуры.

Другие же нуждаются в психомедикаментозной коррекции. Спектр средств психотропного действия, назначаемых больным, достаточно широк. На одном его полюсе находятся препараты валерианы, пустырника, на другом — сильные транквилизаторы бензодиазепинового ряда, иногда потенцируемые малыми дозами нейролептиков или антидепрессантов. Для быстрого снижения психоэмоционального напряжения предпочтение следует отдавать феназепаму (0,0005-0,001 г) и диазепаму (0,005-0,01 г), оказывающим выраженное противотревожное действие. Для усиления последнего данные препараты можно сочетать с галоперидолом (0,00075-0,0015 г) или амитриптилином (0,006-0,0125 г).

Назначая эти препараты, следует учитывать, что амитриптилин влияет на болевой порог, а галоперидол обладает отчетливым противорвотным свойством.

При наличии подвижных зубов рекомендуется перед сошлифовыванием их временно шинировать гипсовыми блоками, шинами из самотвердеющей пластмассы или поддерживать пальцами.

Для выявления супраконтактов применяется копировальная бумага (различных цветов), сложенная в четыре слоя размером приблизительно 3x4 см. Можно использовать пластинку бюгельного воска размером, соответствующим величине и форме зубного ряда (сейчас выпускаются стандартные восковые заготовки подковообразной формы). Такую пластинку накладывают на нижний зубной ряд и просят больного плотно сомкнуть зубы в положении центральной окклюзии. После этого пластинку осторожно выводят из полости рта, промывают в холодной проточной воде, анализируют при хорошем освещении (можно на негатоскопе).

Супраконтакты выявляются как участки истонченного или перфорированного воска. Окклюдограмму можно наложить на зубной ряд диагностических моделей и «разрисовать». Неудобство окклюдограммы в том, что супраконтакты можно выявить, в основном, в положении центральной окклюзии.

periodont.21_.24_.JPG

Сохранять необходимо первую и последнюю окклюдограммы (рис. 21.24).

Относительно точно определить супраконтакты можно по отсутствию окклюзионных фасеток стирания (после 25-30 лет жизни), что устанавливают с помощью «симптома дрожания». Указательный палец накладывают на вестибулярную поверхность «подозреваемого» и соседних с ним зубов; при их смыкании ощущается дрожание первого. Кроме восковой пластинки и копировальной бумаги, можно использовать блоки из силиконовой оттискной массы.

Разработана и другая методика получения обзорных окклюдограмм: между двумя пластинами воска для бюгельных работ располагают алюминиевую фольгу толщиной 0,01 мм. Этот метод, в отличие от известных, позволяет регистрировать окклюзионные взаимоотношения обоих зубных рядов одновременно. Он более точен, облегчает работу врача, экономит время его работы.

Можно использовать наиболее щадящую для тканей зуба технику функционального окклюзионного пришлифовывания по Дженкельсону (табл. 21.1). Вмешательства осуществляют на ограниченных участках поверхностных структур эмали, полностью сохраняя высоту бугров для стабилизации высоты прикуса, реставрируя анатомическую форму зубов (при выраженной стираемоети и уплощении их контура в области экватора) и устраняя преждевременные контакты в центральной (привычной) окклюзии, а также листальной окклюзии (при максимальной ретрузии нижней челюсти), что способствует установлению окклюзионных соотношений в наиболее физиологичной для опорных тканей и удобной для пациента форме.

periodont.tablica21_.1_.JPG

Данная методика предполагает поэтапное вмешательство (5 посещений пациента) с периодичностью от 5 до 10-12 дней. При острой необходимости (предоперационный период) сроки между посещениями можно сократить на 3-7 дней, но произвольно менять последовательность вмешательств противопоказано.

Во время первого посещения вышеописанной методикой пользуются для выявления и маркировки преждевременных контактов III класса в дистальной окклюзии (при максимальной ретрузии нижней челюсти). С этой целью пациента просят несколько раз сомкнуть и разомкнуть челюсти для снятия напряжения жевательной мускулатуры.

На завершающем этапе фиксируется нижняя челюсть в дистальном положении («придерживая подбородок» до полного смыкания челюстей). При этом восковую пластину с копировальной бумагой помещают на верхний зубной ряд. Преждевременные окклюзионные контакты выявляются в виде окрашенных щечных скатов небных буфов верхних моляров и премоляров. При сохраненных фиссурно-буторковых контактах, обеспечивающих правильное взаимоотношение зубов верхней и нижней челюстей, окрашиваются только верхушки бугров. Преждевременные контакты III класса подвергают коррекции с помощью алмазного бора конусовидной формы. Бор вводят в фиссуры жевательной поверхности зуба, медиальнее и дистальнее отмеченного преждевременного контакта. Последний легкими движениями бора (без надавливания) редуцируется, при этом контуры небного бугра заостряются, и контакт переводится на его верхушку (рис. 21.25а).

Коррекция осуществляется несколько раз и сопровождается повторными накусываниями восковой пластинки до полной ликвидации преждевременного контакта.

periodont21.25_.JPG

В случае необходимости (если верхние жевательные зубы покрыты коронками) коррекцию контактов III класса можно производить на антагонирующих участках нижних зубов, т. е. на язычной поверхности щечных бугров нижних моляров и премоляров. По окончании каждого сеанса обработанные зубы покрывают фторсодержащими препаратами с лаком или гелем (для предупреждения возможных осложнений). Следующий этап избирательного пришлифовывания осуществляется через 3—5 дней после адаптационного периода.

Во время второго посещения проверяются и корригируются результаты пришлифовывания предыдущего этапа. Затем восковую пластинку с копировальной бумагой переносят на нижний зубной ряд, предварительно просушив его струей воздуха или ватными тампонами, иначе из-за влажной поверхности эмали не получатся четкие отпечатки преждевременных контактов.

Пациент, проглотив слюну, смыкает челюсти в наиболее привычной для него окклюзии. На данном этапе избирательного пришлифовывания устраняют преждевременные контакты I класса, локализующиеся на вестибулярной поверхности щечных бугров нижних моляров и премоляров, а также на вестибулярной поверхности коронок резцов и клыков. Задачей второго этапа является придание уплощенным вестибулярным поверхностям нижних моляров и премоляров сфероидальной формы так, чтобы экватор коронки был более выражен, а его диаметр в щечно-язычном направлении был больше диаметра жевательной поверхности коронки. Восстановление анатомической формы жевательных зубов способствует перемещению пищевого комка при жевании в область преддверия. При этом остатки пищи не заполняют периодонтальные карманы, но углубляют их. Коррекцию преждевременных контактов I класса начинают с углубления фиссуры на вестибулярной поверхности моляров. Алмазный бор помещают на 2-3 мм ниже преждевременного контакта под углом 45° к диаметру коронки в области экватора.

Движениями бора от фиссуры в медиальном и дистальном направлениях при постепенном перемещении в сторону верхушки бугра без нажима преждевременные контакты сглаживаются очень легко. При этом важно сохранить окклюзионную высоту бугров, что контролируется точечным окрашиванием в области верхушки (рис. 21.256).

Затем врач переключает внимание на центральную группу нижних зубов на резцы и клыки. Коррекцию их начинают с выравнивания окклюзионной кривой, укорочения выдвинувшихся участков коронок резцов. На вестибулярной поверхности коронок преждевременные контакты сглаживают в медиодистальном направлении с сохранением выпуклой формы зубов.

Движение направляют в сторону режущего края. При этом край зауживается, на нем устраняются участки повышенной стираемости (площадки). В результате разобщения центральной группы зубов нижние из них будут стремиться занять прежнее положение за счет феномена Попова-Годона, окклюзионные силы перераспределяются вдоль вертикальной оси корня зуба, устраняется повышенная нагрузка на верхние передние зубы, что обусловливает их вестибулярное выдвижение и веерообразное расхождение. Значительные изменения привычных окклюзионных соотношений после второго этапа избирательного пришлифовывания требуют более длительного периода адаптации, чем после предыдущего посещения.

Поэтому целесообразно третий этап пришлифовывания продлить до 10 дней. В период третьего посещения проверяют результаты избирательного пришлифовывания второго этапа — преждевременные контакты I класса. После этого восковую пластинку с копировальной бумагой переносят на верхний зубной ряд и выявляют преждевременные окклюзионные контакты II класса, локализующиеся на небной поверхности нѐбных бугров верхних моляров и премоляров. Пришлифовывание проводится легкими сглаживающими движениями бора, расположенного под углом 45° к экватору коронки в направлении от экватора к верхушке, высота которой остается неизменной. Контакты II класса выявляют в привычной окклюзии.

По окончании пришлифовывания зубы покрывают фторсодержащим лаком или гелем (рис. 21.25в). Период адаптации пациента после третьего этапа пришлифовывания завершается к 3-5-му дню.

Во время четвертого посещения проверяются окклюзионные контакты II класса в привычной окклюзии с использованием восковой пластины с копировальной бумагой. Затем врач переключает внимание на щечную поверхность небных бугров, где локализуются преждевременные контакты III класса. Пришлифовывание данных участков проводилось в первое посещение, но тогда преждевременные контакты выявляли и устраняли в дистальной окклюзии (при максимальном смещении нижней челюсти назад).

periodont21.26_.JPG

На четвертом этапе контакты III класса выявляют в привычной (центральной) окклюзии. Преждевременные контакты на щечной поверхности небных буфов редуцируются точно так же, как в первое посещение.

Пятое посещение контрольное, пациенты приглашаются не ранее чем через 10-14 дней после 4-го посещения. За этот период происходит полная адаптация к новым окклюзионным взаимоотношениям и контактам, возникшим в результате проведенных манипуляций (рис. 21.26).

Проверку и регистрацию осуществляют с помощью восковых оттисков всех трех классов окклюзионных контактов в дистальной и привычной (центральной) окклюзиях. Восковые контрольные оттиски сравнивают с первичным, полученным до пришлифовывания, и оставляют их в архиве. Во время последующего посещения сглаживают и полируют все шероховатые поверхности на буграх моляров и премоляров, на вестибулярной поверхности резцов и клыков. С этой целью используют полировочные наборы, состоящие из щеточек, керамических боров, резиновых колпачков. На заключительной стадии полирования целесообразно применять полировочные фторсодержащие пасты.

Наблюдение за пациентом осуществляют на протяжении полугода, так как в течение этого периода завершаются адаптационные процессы в височно-нижнечелюстных суставах, стабилизируются окклюзионные взаимоотношения. Контроль и коррекцию окклюзионных контактов необходимо провести после хирургических вмешательств и ортопедического лечения.

Окклюзионные взаимоотношения со временем меняются в связи со стирае-мостью зубов, пломб, с изнашиванием зубных протезов.

Поэтому необходимо периодически контролировать появление преждевременных контактов, особенно у пациентов со средней и тяжелой степенью периодонтита, не реже одного раза в три года.

Таким образом, техника избирательного функционального пришлифовывания зубов у больных с заболеваниями периодонта позволяет установить наиболее физиологичное щадящее окклюзионное взаимодействие, предотвратить появление перегрузки на отдельных участках периодонта, реставрировать стершиеся контуры зубов, придав им правильную анатомическую форму, и при этом сохранить нормальную высоту окклюзии.

Методику избирательного пришлифовывания следует обязательно использовать при лечении заболеваний периодонта, поскольку это способствует быстрой стабилизации воспалительного процесса.

Шинирование зубов

Шинирование зубов может быть временное и постоянное. При определении показаний к шинированию и выбору конструкции шины или шинирующего протеза необходимо учитывать состояние периодонта шинируемых зубов и их антагонистов, степень подвижности и резорбции стенок лунки, топографию и величину дефекта зубного ряда, эстетические факторы, отклонения зуба от его продольной оси.

Временное шинирование

Временное шинирование показано при функциональной недостаточности в опорном аппарате с резорбцией стенок лунки более чем на '/2. Для постоянного шинирования зубов можно применять конструкции несъемных и съемных шин и шинирующих протезов. Эти оба вида шин обладают как положительными, так и отрицательными свойствами. Для временного шинирования применяются различные конструкции шин, особенно широко — несъемные временные шины, которые не покрывают ок-клюзионную поверхность зубных рядов.

Наиболее часто используется наложение пластмассово-металлической шины. С этой целью из ортодонтической проволоки изгибают дугу по форме зубного ряда, фиксируют ее лигатурной проволокой в области экватора на зубах. Дугу и лигатуры с вестибулярной стороны полностью покрывают самотвердеющей пластмассой и цветом, соответствующим цвету зубов. Пластмасса заходит в промежутки между зубами, дугой и лигатурами. В результате образуется монолитный блок, хорошо фиксирующий подвижные зубы. Шина проста в изготовлении и отвечает предъявляемым требованиям.

С внедрением в практику композиционных пломбировочных материалов появилась возможность шинировать зубы без препарирования с незначительным сошлифовыванием поверхностного слоя эмали (рис. 21.27). С этой целью вначале из базисного воска изготавливают две пластинки размером, позволяющим перекрыть подлежащие шинированию зубы и оральную поверхность альвеолярного отростка. Затем размягченным воском поочередно обжимают зубы и альвеолярный отросток. Воск охлаждают, аккуратно снимают верхнюю пластинку, а в нижней вырезают ложе для шинирующего материала и извлекают ее из полости рта. После удаления восковых форм из полости рта подготавливают зубы согласно инструкции (травление эмали). После этого приступают к непосредственному изготовлению шины. Восковую форму с ранее созданным ложем устанавливают в исходное положение и окно заполняют композиционным материалом. Затем под давлением устанавливают вторую восковую пластинку. После полного отвердения композиционного материала воск удаляют и проводят окончательную обработку шины. Восковые формы можно готовить не в полости рта, а на гипсовых моделях челюстей. Применение данной методики требует больших затрат времени, но значительно проще других. Изготовление шины по этой методике осуществляется без участия зубного техника.

periodont21.27_.JPG

Шины хорошо фиксируют зубы и не имеют эстетических недостатков. При таком шинировании сводится до минимума первичная обработка шины. Десневой край и пришеечная часть зуба остаются свободными от материала. Больные быстро привыкают к шинам. А самое главное - при таком шинировании не требуется препарирование зубов. Подобное шинирование можно проводить при небольшом дефекте зубного ряда (1-2 зуба). Для этого готовят гипсовую модель. Пластмассовые зубы подбирают по цвету, форме и величине, подгоняют на гипсовых моделях и на оральной поверхности делают ретенционные отверстия. Затем зубы фиксируют воском на гипсовой модели. На этой же модели по вышеописанной методике готовят восковые формы зубов. Охлаждают их, снимают с модели, устанавливают соответствующие отпечатки на восковой пластинке и фиксируют расплавленным воском. Форму с искусственными зубами устанавливают на свое место в зубном ряду и выполняют шинирование по вышеописанной методике. Поскольку прочность эвикрола невысока, больной не должен откусывать слишком твердую пищу зашинированными зубами (рис. 21.28).

Постоянное шинирование

Постоянное шинирование возможно с помощью:

• Съемных шин. • Несъемных шин.

К положительным свойствам несъемных шин следует отнести, во-первых, их способность обеспечивать надежное блокирование зубов в трех направлениях: вертикальном, трансверсальном и медиодистальном; во-вторых, к ним больные привыкают быстрее; в-третьих, при них фонетические нарушения возникают редко и притом очень быстро устраняются без вмешательства врача. С помощью несъемных шин можно иммобилизировать как отдельные группы зубов, так и весь зубной ряд.

Известно, что правильно выбранная конструкция несъемной шины или протеза обеспечивает более высокую жевательную эффективность по сравнению с таковой съемной.

Несъемная шина, как правило, удовлетворяет больного. Хороший терапевтический эффект можно получить, применив несъемные шины в комбинации со съемными протезами, изготовленными по показаниям.

Отрицательные свойства несъемных шин заключаются в следующем. Они обусловливают необходимость проведения иногда очень сложного (в зависимости от конструкции) препарирования зубов, вызывающего грубую травму эмали и дентина. Применение некоторых штифтовых шин предусматривает удаление пульпы, что порождает опасность развития верхушечных периодонтитов. Несъемные шины трудно накладываются при веерообразном расхождении передних зубов. Многие наиболее доступные и простые конструкции колпачковых шин непрочны, поэтому возможно растворение цемента. Несъемные шины ухудшают гигиену полости рта из-за наличия множества ретенционных пунктов, где задерживаются остатки пищи и возможно развитие кариеса. Многие несъемные шины неэстетичны, а некоторые из них (из полных коронок) затрудняют медикаментозную обработку патологических карманов. При несъемных шинах созданные блоки групп зубов могут вызвать силовое превалирование и оказать отрицательное влияние на опорный аппарат антагонистов. Несъемные шины непригодны при отсутствии большого количества зубов и дистально неограниченных дефектах. Техника препарирования зубов при протезировании несъемными шинами иногда бывает довольно сложной и требует не только умения, но и специального инструментария. По мере совершенствования инструментария эти трудности с каждым годом преодолеваются, и несъемные конструкции становятся ценными шинирующими аппаратами при лечении заболеваний периодонта (рис. 21.29).

periodont21.28_.JPGperiodont21.29_.JPG

Съемные шины, применяющиеся самостоятельно или как часть конструкции дугового протеза (шина-протез) с шммерами различных систем, когтевидными отростками и окклюзионными накладками, создают иммобилизацию лишь в двух направлениях: вестибулооральном и медиодистальном. Следовательно, шины разгружают пе риодонт зубов, хотя и не во всех, но именно в тех направлениях, патологическая подвижность которых наиболее опасна. Эти шины не всегда создают фиксацию в вертикальном направлении (рис. 21.30).

periodont21.30_.JPG

Съемные шины легко поддаются очистке и, таким образом, в меньшей степени, чем несъемные, нарушают гигиену полости рта. Что касается эстетики, то нарушения ее съемными шинами могут быть минимальными. Серьезным преимуществом этих шин является возможность применять их для профиля» тики функциональной перегрузки периодонта, при дефектах зубных рядов признаками заболевания периодонта, и без патологической подвижности зубов.

Например, при двусторонних концевы дефектах в конструкцию нижнего дугового протеза можно ввести непрерывный кламмер. Разгрузив нижние передние зубы, он явится профилактическим шинирующим средством. Съемные шины можно применять при целостных зубных рядах, а при необходимости удалить зубы их легко заменить искусственными, не меняя конструкции шины или протеза.

Шинирование тесто связано с иммобилизацией зубов. Направление патологической подвижности любого зуба всегда определенно и зависит от расположения его в зубной дуге (рис. 21.31). Линии подвижности одних зубов (моляры и премоляры) лежат почти в параллельных плоскостях, других (резцы и клыки) в плоскостях, располагающихся под углом друг к другу.

Наилучший результат шинирование дает в том случае, когда шина объединяет зубы, линии подвижности которых лежат в пересекающихся плоскостях.

  periodont21.31_.JPG

Для передней группы зубов устойчивость шинируемого блока достигается тогда, когда шина объединяет резцы и клыки. Такая иммобилизация зубов называется фронтальной. Она удобна по следующим причинам.

Во-первых, периодонт клыков бывает менее поражен и, принимая на себя часть давления, разгружает ослабленный периодонт резцов.

Во-вторых, при фронтальной иммобилизации восстанавливается единство группы зубов, выполняющих одинаковую функцию.

В-третьих, при данном виде иммобилизации зубы располагаются по дуге, в связи с чем шина приобретает большую устойчивость.

Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в переднезаднем направлении, называется сагиттальной.

Под этим понимают стабилизацию малых и больших коренных зубов, также выполняющих одинаковую функцию.

Боковая иммобилизация позволяет создать блок зубов, устойчивый к усилиям, распространяющимся в вертикальном, поперечном и переднезаднем направлениях. При определенной степени резорбции лунок этого бывает достаточно для того, чтобы значительно снизить функциональную перегрузку и получить терапевтический эффект.

При непрерывности зубной дуги боковую иммобилизацию можно усилить, включив в шину передние зубы. Шина в данном случае принимает дугообразную форму, отчего ее устойчивость к боковым воздействиям намного возрастает. Однако при этом возрастают и трудности при наложении несъемных шин. Только при строгой параллельности зубов аппарат может быть монолитным, хотя и собранным из различных по конструкции шин. В противном случае применяют шины, состоящие из двух и более звеньев, соединенных между собой кламмерами. Последние располагают на границе передней и боковой групп зубов (рис. 21.32).

Многозвеньевые шины по фиксирующим свойствам уступают сплошным (монолитным) шинирующим аппаратам.

Кламмерное соединение придает шине большую устойчивость по отношению к боковым усилиям, возникающим при жевании, и в то же время не препятствует отдельному звену шины совершать самостоятельные вертикальные экскурсии. Это не исключается даже в том случае, когда сочленяются звенья при помощи опорно-удерживающих кламме-ров. В подобных условиях лучше применять круговые съемные шины.

В зубной дуге с включенными дефектами в боковых отделах ее сагиттальная стабилизация может усиливаться поперечной, т. е. направленной перпендикулярно к небному шву.

Обычно подобная стабилизация достигается с помощью дугового протеза. При подобной системе шинирования боковая нагрузка, возникающая на одной стороне, частично распространяется и на противоположную, чем достигается раз-6 грузка рабочей стороны. При вертикальном усилии рабочая сторона действует самостоятельно, не получая поддержки от симметрично располагающегося блока зубов.

Известен еще один метод шинирования круговое шинирование, когда все зубы объединяются в блок непрерывной или многозвеньевой шиной. Монолитная несъемная шина, как отмечалось, имеет не только достоинства, но и недостатки, и это ограничивает ее использование. Если нет параллельности зубов, наложить такую шину довольно трудно. При осложнении заболевания и удалении в связи с этим зубов удобнее заменить одно звено, чем снять и вновь изготовить монолитную круговую шину. По этой причине предпочтение следует отдавать единой для всего зубного ряда съемной шине.

При заболеваниях периодонта необходимо произвести замещение дефектов зубного ряда. Учитывая неизбежную потерю костной ткани рано или поздно возникает необходимость удалить зубы, потерявшие функциональную ценность.

periodont21.32_.JPG

Появление дефектов в зубной дуге коренным образом изменяет клиническую картину и течение болезни, так как на симптомы заболеваний пародонта наслаиваются признаки частичной потери зубов.

К особенностям клинического течения периодонтита при частичной потере зубов следует отнести появление дополнительной функциональной нагрузки, обусловленной уменьшением числа зубов. Большое значение для развития болезни в этих условиях имеют количество утраченных зубов, характер расположения дефекта, вид прикуса, степень резорбции альвеолярного отростка. Наиболее тяжелая клиническая картина отмечается при утрате боковых зубов. Передние зубы в этом случае получают дополнительную нагрузку.

Функциональная перегрузка в сочетании с утратой зубов существенно отражается на ослабленном периодонте, и последний оказывается в особенно тяжелых условиях.

Признаки заболеваний периодонта при дефектах зубных рядов всегда более выражены, чем при интактной зубной дуге. Болезнь быстро прогрессирует, и очень скоро зубные ряды разрушаются, если не проводится соответствующая терапия.

Все указанные особенности течения периодонтита при частичной потере зубов определяют и характер ортопедической терапии. Она состоит из шинирования сохранившихся зубов и замещения дефекта. Шинирование и протезирование осуществляют комплексно. Причем показания к включению в протез шинирующих элементов (непрерывный кламмер, окклюзионные накладки) расширяются. Так, при лечении больного с периодонтитом и с концевыми дефектами зубных рядов, но без па тологической подвижности их в конструкцию дугового протеза вводят шинирующие элементы, в первую очередь, непрерывный кламмер, чем предупреждают развитие травматической окклюзии. Протезирование в данном случае носит профилактический характер.

При заболеваниях периодонта значительно повышается роль непосредственного и раннего протезирования. Иммедиат-протезы разгружают оставшиеся зубы, т. е. исключают их чрезмерную нагрузку (перегрузку), причем часть давления передается на слизистую оболочку протезного ложа.

Шинирующие элементы таких протезов обеспечивают достаточную иммобилизацию подвижных зубов и повышают эффективность терапевтического лечения.

Иммедиат-протезы способствуют заживлению раны после удаления зубов, восстанавливают непрерывность зубных рядов и тем самым предотвращают смещение и наклон соседних с дефектом зубов.

В результате непосредственного (временного) шинирования и протезирования после множественного удаления зубов устраняется психическая травма больных, что позволяет им спокойно выполнять профессиональные обязанности.

Пациентов с заболеваниями периодонта и нарушением непрерывности зубных рядов можно разделить на три группы. К первой группе следует отнести больных с включенными, а ко второй — с концевыми (одно- или двусторонними) дефектами зубной дуги; к третьей — больных с множественными дефектами и небольшими (по 2-3) группами зубов.

У пациентов первой группы дефекты могут локализоваться в переднем или боковом отделе зубной дуги. Они бывают небольшими, не выходящими за пределы одной группы зубов (например, потеря 1-2 резцов), или большими (следствие потери почти всей функционально ориентированной группы зубов, например, премоляров и части моляров).

При расположении дефекта в переднем отделе зубного ряда протезирование осуществляется при помощи различных видов мостовидных протезов.

Опорами в данном случае являются оставшиеся зубы, в том числе клыки (они более устойчивы, чем другие зубы этой группы). Мостовидный протез в данном случае является и шиной. При слабости клыков шинирующий аппарат следует удлинить путем подключения его к звеньям, шинирующим боковые зубы.

Если дефект большой (потеря клыков, первых и вторых премоляров), оставшиеся коренные зубы шинируют несъемными шинами, а дефект замещают съемным протезом. При односторонних и двусторонних включенных дефектах, образовавшихся вследствие удаления 1-2 моляров или премоляров, шинирование осуществляется мостовидными протезами, укрепленными на экваторных или полных коронках. В последнем случае края коронок не должны заходить под десну; должен оставаться открытым десневой карман для медикаментозной и хирургической терапии.

periodont21.33_.JPG

При низких клинических коронках боковых зубов возникают трудности, связанные с необходимостью создания промывного пространства. Уменьшение высоты тела мостовидного протеза обусловливает уменьшение и площади спайки его с коронкой, что, в свою очередь, вызывает поломку протезов. В таких случаях можно применить малые седловидные протезы с кламмерами на зубы, блокированные несъемными шинами. Мостовидные протезы противопоказаны, если дистально расположенный зуб подвижен. В этом случае для шинирования необходимо воспользоваться дуговым протезом с непрерывным кламмером и коггевидными отростками (при подвижности передних зубов).

Съемные шинирующие протезы показаны при больших включенных дефектах, значительном поражении периодонта или при отсутствии достаточно прочной дистальной опоры. Применяют дуговой протез, позволяющий осуществлять, кроме того, и поперечную стабилизацию. Опорные зубы, как правило, должны быть блокированы с рядом стоящими. Использование одиночных зубов для фиксации кламмеров дуговых протезов недопустимо, поскольку это чревато их перегрузкой.

Дуговой (бюгельный) протез показан как при одностороннем, так и при двусторонних включенных дефектах. В последнем случае с его помощью легко осуществить поперечную стабилизацию.

Передняя группа зубов шинируется по ранее описанным правилам несъемными шинами. Особенности изготовления металлокерамических протезов при болезнях периодонта рассматриваются далее. При большой подвижности зубов шинирование можно усилить путем включения в нижний дуговой протез многозвеньевого кламмера. Благодаря этому передние зубы получают дополнительную поддержку с язычной стороны. Пользуясь данной конструкцией, можно создать и круговую фиксацию, снабдив многозвеньевой кламмер когтевидными отростками (рис. 21.33).

Непрерывный кламмер дугового протеза, замещающего включенные дефекты, можно использовать для шинирования передних зубов без наложения на них несъемной шины. Лучшая круговая фиксация достигается при взаимном сочетании несъемных шин и шинирующего съемного протеза.

Ортопедическая терапия при болезнях периодонта, осложненных концевыми дефектами, предусматривает шинирование сохранившихся зубов и замещение дефекта. Шинирование остаточного зубного ряда необходимо не только для уменьшения функциональной перегрузки, вызванной поражением пародонта, но и для предупреждения дополнительной перегрузки, возникающей вследствие использования зубов как опоры для кламмеров.

Шинировать остаточный зубной ряд можно тремя способами: несъемными шинами, шинирующими приспособлениями, включенными в конструкцию съемного протеза, и путем комбинации этих способов.

Конструкция несъемной шины зависит от положения зубов (передние или боковые), подлежащих шинированию. Предпочтение, особенно при шинировании боковых зубов, всегда следует отдавать шинам, покрывающим окклюзионную поверхность.

Съемные шинирующие аппараты, как правило, являются частью протеза. Это непрерывные кламмеры, когтевидные отростки, окклюзионные накладки и др. (рис. 21.34).

Клинический опыт показывает, что при комбинации бюгельных протезов в области премоляров и моляров, коронок и мостовидных протезов, особенно металлокерамических, в области передних зубов достигается большой функциональный и эстетический эффект.

Конструкции съемных шин и шинирующих протезов можно применять для стабилизации зубного ряда по дуге, независимо от величины и топографии дефекта. Они обеспечивают иммобилизацию подвижных зубов в наиболее опасных направлениях: вестибулооральном и медиодистальном. При использовании съемных шин не требуется препарирование и депульпирование зубов.

Это основное преимущество таких шин. Кроме того, современные съемные конструкции просты в использовании и не

periodont21.34_.JPG

вызывают значительных эстетических нарушений. Они обеспечивают хорошие гигиенические условия и возможность проведения медикаментозно-хирургического лечения. При удалении зубов их можно заменить искусственными, не меняя конструкции шин. Однако съемные шины не всегда могут обеспечить хороший лечебный эффект. Они устраняют только горизонтальную артикуляционную травму. При значительной резорбции альвеолярного отростка, когда периодонт не в состоянии безболезненно воспринимать вертикальную функциональную нагрузку, съемные шины не могут создавать нормальные условия для его функционирования, а следовательно, и обеспечить необходимый эффект в лечении. Они могут применяться только для стабилизации по дуге, в чем не всегда бывает необходимость; чаще приходится шинировать функционально ориентированные группы зубов. На сегодняшний день для стабилизации подвижных зубов применяются съемные цельнолитые шины типа шины Эльбрехта и бюгельные протезы с многозвеньевыми шинирующими опорно-удерживающими кламмерами (рис. 21.35).

Показаниями к применению съемных шин являются:

1. Горизонтальная подвижность зубов при отсутствии или наличии дефекта зубного ряда с относительно равномерной резорбцией лунки в пределах '/2 и даже больше, если нет вертикальной подвижности, и сило вые соотношения пародонта антагонирующих зубов находятся в динамическом равновесии.

2. Дистально неограниченные дефекты и дефекты, которые из-за величины нельзя устранить несъемными шинирующими протезами.

3. Съемные конструкции в сочетании с несъемными протезами (при стабилизации группы зубов или в сочетании с конструкцией Румпеля, рис. 21.36).

С помощью конструкций несъемных шин можно решать сложные ортопедические вопросы, касающиеся взаимоотношений в опорном аппарате антагонирующих зубов.

periodont21.36_.JPG

Несъемные шины предохраняют периодонт от действия на зуб нагрузок, падающих в любом направлении. С помощью этих конструкций можно стабилизировать как отдельные группы зубов, так и весь зубной ряд. Правильно выбранная конструкция несъемной шины обеспечивает более высокую жевательную эффективность по сравнению со съемной I шиной.

Наряду с положительными качествами несъемные шины имеют недостатки. При использовании этих шин необходимо препарировать и депульпировать зубы. Эти шины нельзя применять при отсутствии большого количества зубов идистально неограниченных дефектах. Они менее гигиеничны и отрицательно влияют на маргинальный периодонт.

Несъемные конструкции показаны при необходимости:

1. Шинирования определенной группы зубов.

2. Устранения патологической подвижности зубов в трех направлениях.

3. Создания блоков из определенных групп зубов для уравновешивания силовых соотношений выносливости периодонта антагонирующих зубов.

Для этих целей разработано много различных конструкций. Так, для шинирования фронтальных зубов можно применять шину, состоящую из пластмассовых полукоронок, армированных металлической перфорированной пластинкой. Применяется коронка с пластмассовой облицовкой (по Белкину). Для усиления этой конструкции изготавливают и припаивают с небной поверхности литые крепления по типу многозвеньевого кламмера.

Хороший клинический результат дают коронки с общей литой защиткой, разработанные Величко и Бородюком (рис. 21.37).

Для стабилизации депульпирован-ных зубов нормальной анатомической формы, располагающихся правильно, можно использовать балочную интра-пульпарную шину с металлическими штифтами из ортодонтической проволоки (рис. 21.38)

Отпрепарированный в зубном ряду паз заполняют самотвердеющейся пластмассой или композиционным материалом. Шина надежно фиксирует зубы, не нарушает эстетику, проста в изготовлении.

Для шинирования боковых зубов, где эстетический фактор не имеет принципиального значения, целесообразно применять металлические коронки. При хорошем клиническом результате можно использовать экваторные коронки. Шина из таких коронок не препятствует терапевтическому и хирургическому лечению, исключает фактор травмирования краевого периодонта, позволяет проводить щадящее препарирование.

periodont21.38_.JPG

На современном этапе развития ортопедической стоматологии можно применять несъемные шинирующие протезы, изготовленные из металлокерамики и металлоакрила. Такие шины отличаются высокой прочностью, надежно фиксируют зубы и обеспечивают хороший эстетический эффект.

Конструирование протезов из металлокерамики у пациентов с периодонтитом отличается рядом особенностей. Применение таких протезов при заболеваниях краевого периодонта показано только пациентам с легкой и средней степенью тяжести процесса. К конструированию их можно приступать лишь после проведения курса противовоспалительной терапии, в стадии ремиссии заболевания.

При планировании ортопедического лечения с применением протезов из металлокерамики у пациентов с периодонтитом следует предусматривать увеличение количества опорных зубов по сравнению с нормой.

Металлокерамические протезы можно применять при небольших (1-2 зуба) включенных дефектах зубных рядов. Хорошие шинирующий, функциональный и эстетический результаты достигаются при комбинации бюгельных протезов в области премоляров и моляров с металлокерамическими несъемными протезами в области передних зубов. При протезировании край коронки должен доходить только до десны.

Поддесневое расположение его при пародонтите недопустимо.

Клинические этапы изготовления и применения металлокерамических протезов у пациентов с периодонтитом также имеют свои особенности.

При моделировании цельнолитого каркаса металлокерамических коронок и фасеток не следует формировать металлическую «гирлянду» с оральной стороны в пришеечной зоне. Этот участок в последующем нужно также покрыть фарфором, чтобы предотвратить отложение зубного налета, бляшки. В процессе моделирования промежуточной части (тела) мостовидных протезов их жевательную поверхность лучше несколько сузить по сравнению с принятыми нормами. Не следует создавать слишком высокие рельефные бугры во избежание блокирования движений нижней челюсти и перегрузки периодонта опорных зубов.

При моделировании металлокерамических коронок и фасеток в области передних зубов нужно создавать неглубокое резцовое перекрытие, чтобы исключить функциональную травматическую перегрузку периодонта в разных фазах артикуляции и откол керамической облицовки.

У пациентов с периодонтитом готовые Металлокерамические протезы следует укреплять на опорных зубах временно на срок до 2 месяцев. В течение этого периода нужно еженедельно проводить осмотр, и в случае развития осложнения (травматический пульпит, периодонтит и пр.) опорные зубы депульпироватъ. При необходимости следует проводить коррекцию окклюзии и противовоспалительное лечение. Если в течение 5 месяцев осложнений не возникает, протезы укрепляют цементом постоянно. В дальнейшем пациенты должны находиться на диспансерном наблюдении. Контрольные обследования следует назначать каждые 3 месяца. В случае необходимости нужно проводить противовоспалительное лечение краевого периодонта и коррекцию окклюзии.

Определенное значение имеет и последовательность протезирования Целесообразно вначале возместить дефекты зубных рядов в области премоляров и моляров цельнолитыми мостовидными или бюгельными протезами, стабилизировать межальвеолярную высоту, а затем в области передних зубов осуществить протезирование металлокерамическими коронками или мостовидными протезами. При этом значительно уменьшается опасность откола фарфора.

А. С. Артюшкевич Заболевания периодонта

medbe.ru


Смотрите также