Монтаж ответвлений от шин (спусков). Ответвительные шины


Ответвление - шина - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Ответвление - шина

Cтраница 1

Ответвления шин окрашивают в цвет той шины, от которой они ответвляются.  [1]

Для ответвления шин сечением 25X3 мм от шины сечением 25X3 мм принят пуансон диаметром 6 мм, который маркируется цифрой 3, обведенной кружком. Для соединения шин 25X3 и ответвления этих шин от шин больших сечений применяется пуансон диаметром 9 мм, маркируемый цифрой 3 без кружка.  [3]

Соединяя ответвления шин ( см. рис. 213, ж), вначале приваривают боковые кромки сборных шин к торцовым кромкам полос ответвления; затем наплавляют сплошной слой металла толщиной, равной толщине шины ответвления.  [4]

При ответвлении шин на сварке длина нахлестки должна соответствовать ширине магистральной шины. Сварные швы не должны иметь наплывов, углублений, а также трещин, короблений и прожигов. Из мест сварки должны быть удалены остатки флюса и шлака. Ближайший к изгибу стык шин должен начинаться не ближе 25 мм к началу изгиба.  [6]

Соединения и ответвления шин выполняются сваркой, а соединение со шпильками проходной плиты - свинчиванием.  [8]

Соединения и ответвления шин выполняют сваркой. Концы тин, присоединяемые к кислотным аккумуляторам, должны быть облу-жены и впаяны в свинцовые наконечники на соединительных полосах аккумуляторов. К щелочным аккумуляторам шины присоединяются посредством наваренных наконечников. Места разъемных соединений шин покрывают тонким слоем вазелина.  [10]

Соединение и ответвление шин РУ осуществляются при помощи болтовых или прессуемых зажимов - при круглом сечении шин; сжимных накладок - при прямоугольном сечении шин.  [12]

Соединение и ответвление гибких многопроволочных шин в РУ осуществляется с помощью специальных зажимов.  [14]

Соединение и ответвление гибких медных, стальных, алюминиевых и сталеалюминиевых шин выполняют обжатием, опрессованием, а также с помощью петлевых или ответ-вительных болтовых зажимов. Ответвления алюминиевых и сталеалюминиевых гибких шин ( проводов) выполняют, как правило, пропано-кислородной сваркой.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Шинопроводы. Виды и устройство. Применение и особенности

Шинопроводы это устройства, состоящие из проводников, изоляторов и устройств, которые предназначены для распределения и передачи электроэнергии в производственных помещениях и других объектах. Проводники в шинопроводах могут быть как изолированными, так и без изоляции.

Для изменения направления линии есть возможность демонтировать модули шинопроводов и проложить их в другом направлении, так как их устройство легко подвергается модификации. Например, в торговых центрах для выполнения освещения отдельных зон применяют модульные устройства шинопроводов, на которых размещают декоративные прожекторы.

Процесс установки шинопроводов не занимает длительное время, достаточно простой. Линии шинопроводов в последнее время стали лучшей альтернативой электрическим кабелям.

Устройство

 Шинопроводы включают в себя:

1 — Прямая секция.2 — Секция ответвления для распределения тока.3 — Система крепления к потолкам, стенам, полу и т.д.4 — Конечная секция.5 — Угловая секция.6 — Ответвительные коробки для присоединения к сборной шине.7 — Питание

Шинопровод выполнен из алюминиевых или медных шин, размещенных в защитной оболочке. Стандартные линии шинопроводов работают под напряжением до 1 кВ.

Разновидности и особенности конструкции

Существует несколько различных конструкций шинопроводов, которые различаются между собой в зависимости от различных особенностей конструкции, назначения, способа монтажа и других факторов. Рассмотрим подробнее основные виды шинопроводов.

Открытые используются для прокладки сетевых магистралей в обычных условиях без агрессивной среды. К ним можно отнести шинные магистрали и троллеи для кранов открытого типа. Они изготавливаются из алюминиевых шин, устанавливаемых на изоляторах, которые закреплены к опорам. При этом необходимо выполнять нормы наименьших расстояний до различных механизмов и трубопроводов. В опасных местах с возможностью случайного касания людей к шинам, осуществляют монтаж металлических защитных сеток или коробов.

Защищенные и закрытые являются главным видом сетей, которые обычно используются для выполнения распределения электрической энергии на производстве. Защищенные модели закрываются коробом из перфорированных металлических листов и защищают от случайного проникновения предметов, от случайного прикосновения работников. Закрытые исполнения шинопроводов полностью закрыты коробом без перфорации.

Наименьшая допустимая высота монтажа защищенных шинопроводов не менее 2,5 м от пола. Закрытые устройства разрешается устанавливать на любой высоте, что упрощает установку электрических сетей на производстве. При этом шинопровод можно монтировать вдоль расположения станков на высоте от пола до 1 метра. Это снижает затраты на ответвительные кабели для подключения питания к станкам.

Магистральные

Этот вид устройства служит для транспортировки электроэнергии к помещениям производственных цехов от подстанции. Обычно магистральную конструкцию используют тогда, когда производственное оборудование размещено рядами по территории цеха и есть вероятность изменения схемы расположения станков.

Магистральные линии могут выдержать нагрузку током до 4 кА. Они рассчитаны для большого числа ответвлений, необходимых для соединения с оборудованием. Допускаются не более двух веток на длине 6 метров.

Магистральные линии шинопроводов бывают переменного и постоянного токов. Устройство для переменного тока может содержать три или четыре шины. В трехшинной конструкции каждая отдельная фаза состоит из 2-х изолированных прямоугольных шин из алюминия. В качестве ноля выступают два алюминиевых уголка, расположенных снаружи корпуса и применяются для установки шинопровода.

Четырехшинная конструкция содержит все шины внутри корпуса. Секции шин бывают присоединительными, угловыми, прямыми, тройниковыми или ответвительными.

Кроме этого имеются еще некоторые разновидности шин переменного тока: гибкие (для огибания препятствий) и фазировочные (для чередования фаз). Обычно применяются секции шин длиной 3 метра.

Секции шин соединяются друг с другом болтовым соединением, хотя более качественным соединением считается сварка. Линии шинопроводов, предназначенные для постоянного тока, рассчитаны на нагрузку тока до 6,3 кА.

Распределительные изделия шинопроводов предназначены для распределения энергии от магистрали к потребителю. Такие устройства используют для присоединения 1-фазных и 3-фазных электрических устройств.

В их комплект входят прямые секции по 3 метра, тройниковые и угловые секции. На 3 метра рассчитано 3-6 потребителей. Такие шинопроводы предусмотрены на нагрузку до 630 ампер. Все шины имеют прямоугольное сечение и производятся из алюминия, не имеют изоляции. Секции соединяются с помощью болтов.

Осветительные

Этот тип устройства шинопроводов используется как на производстве, так и в бытовых условиях. Секции шин бывают гибкими, вводными, угловыми и прямыми длиной 1,5 и 3м.

Конструкция выполнена из четырех изолированных шин площадью сечения 6 кв. мм. Осветительный вид шинопровода может выдерживать нагрузку до 25 ампер, и используется в бытовых сетях 220 и 380 В для монтажа осветительной арматуры. Секции оснащаются 1-фазными штепсельными соединениями на каждые 0,5м. Вместе с шинопроводами в комплекте прикладываются штепсельные вилки на 10 ампер, а также соединительные секции. Этим набором выполняют необходимый шинопровод любой сложности.

Смежные секции скрепляют болтами. На хомут с крючком вешают осветительную арматуру и подключают к разъемам питания. Допускается расстояние между крепежными точками не более 2-х метров.

Троллейные

Такой вид шинопровода используется для питания подъемно-транспортных устройств, монорельсов и других устройств. Троллейные шинопроводы допускается применять на напряжение до 660 В в электрических сетях, имеющих глухозаземленную нейтраль.

1 — Концевой подвод питания.2 — Скользящий подвес.3 — Жесткий подвес.4 — Концевая заглушка.5 — Токосъемник.6 — Стыковая крышка.7 — Альтернативное питание.

Этот вид устройства укомплектован прямолинейными секциями до 3 м, и угловыми секциями на 45 градусов и прямой угол. Это дает возможность выполнить сборку линии любой сложности. Секции шин соединяют специально предназначенными муфтами.

Преимущества
  • Экранированный корпус защищает шинопроводы от электромагнитных излучений.
  • Срок эксплуатации составляет 30 лет.
  • Хороший отвод тепла вследствие применения алюминия.
  • Прямоугольная форма поперечного сечения значительной величины шин дает возможность некоторой экономии энергии из-за снижения сопротивления активной и реактивной составляющей.
  • Устройство всей конструкции является пожаробезопасной, позволяет обеспечить достаточную надежность защиты питающей линии от пыли и влаги.
  • Монтаж шинопроводов осуществляется оперативно, с незначительными усилиями.
  • Эстетичный и привлекательный внешний вид готовой линии шин.
Недостатки
  • Жесткая конструкция не дает возможности легко менять трассу линии.
  • При проектировании системы прокладки линий необходима помощь квалифицированных специалистов, так как существует много разных тонкостей и особенностей в этой работе. Даже небольшая ошибка может создать большие трудности и финансовые затраты.
  • Комплект шин заказывают отдельно для определенного проекта. Поэтому поставка займет немалое время. Стандартный набор секций не всегда может подойти для конкретных условий.
Похожие темы:

 

electrosam.ru

Клеммники для соединения проводов: как выбрать

Виды клеммников для соединения электропроводки

Виды клеммников для соединения электропроводки

Соединения проводов через клеммники пользуются все большей популярностью. Ведь это наиболее приемлемый вид соединения, доступный при не промышленных объемах работ.

Он обеспечивает достаточно надежное соединение проводов и соответствует правилам ПУЭ (Правила устройства электроустановок).

Виды клеммников

Сейчас на рынке представлено богатое разнообразие клеммников. Многие из них используют винтовое крепление, а многие — пружинное. Согласно п. 2.1.21 ПУЭ, и тот и другой вид соединения имеет право на существование в отличие от скруток, которые запрещены.

Можно долго рассуждать на тему надежности соединения проводов методом скрутки, но запрещен он не зря. Поэтому давайте рассмотрим оптимальные варианты замены данного метода.

Винтовые клеммы

Винтовой клеммник для соединения проводов является наиболее распространенным. Он представляет собой латунную или медную трубку с винтовыми зажимами, которую заключают в пластмассовый изолятор.

Такие клеммники имеют богатое разнообразие размеров и форм исполнения. Они достаточно надежны.

На фото представлен один из видов винтового клеммника

На фото представлен один из видов винтового клеммника

К недостаткам винтовых клеммников можно отнести:

  • При использовании мягких алюминиевых проводов высока вероятность передавить их. Ведь винт обычно имеет более плотную стальную структуру, что при чрезмерном усилии позволяет с легкостью передавливать более мягкие алюминиевые провода.
  • Выполняя соединение гибких медных проводов своими руками, вы можете так же передавить или отломать часть проводников. Это приведет к суммарному уменьшению сечения провода, а соответственно, к его меньшей пропускной способности.

Обратите внимание! Для исключения обламывания части проводников гибкого провода в месте предполагаемого соединения его складывают вдвое. При этом часть провода, сложенная вдвое, располагается непосредственно под винтом. Это позволяет даже при обламывании части проводников не уменьшить суммарного сечения провода.

К преимуществам винтовых клеммников относят:

  • Очень надежное и прочное соединение, которое практически независимо от внешних воздействий.
  • Возможность повторного использования таких клеммников.
  • Использование клеммников, изготовленных из латуни, позволяет беспрепятственно соединять провода из меди и алюминия.
  • Простота и быстрота монтажа.

Самозажимные клеммники

Самозажимные клеммники для соединения провода имеют пластиночные пружины, которые заключены в пластиковый корпус. Они могут быть одноразового или многоразового использования.

Такие приспособления обеспечивают быстрое и качественное соединение, которые так же имеют собственные преимущества и недостатки.

Самозажимной одноразовый клеммник

Самозажимной одноразовый клеммник

К недостаткам самозажимных клеммников относят:

  • Относительно невысокая нажимная способность таких клеммников не позволяет их использовать для соединения проводов большого диаметра и больших нагрузок. Обычно это провод сечением до 2,5 мм2 и максимальным током до 40А.
  • Инструкция большинства самозажимных клеммников одноразового типа не предполагает использования гибкого провода. Их жесткости просто не хватит, чтоб       вставить в клеммник.
  • У многих вызывает сомнение долговечность и надежность таких соединений. Ведь при температурных колебаниях пластинчатая пружина неизбежно ослабевает, а в условия частой перегрузки провода токами выше номинальных этот процесс может значительно ускориться.

Обратите внимание! Вопреки распространенному мнению о ненадежности таких соединений, я однажды стал свидетелем испытаний одного из таких приспособлений. При номинальном значении тока данного клеммника в 25А, он успешно выдержал ток в 80А. При этом перегорел провод, а на самом клеммнике не осталось никаких видимых повреждений.

Самозажимная клемма многоразового использования

Самозажимная клемма многоразового использования

Преимущества самозажимных клеммников:

  • Простота и быстрота монтажа.
  • Вопреки названию даже одноразовые самозажимные клеммники можно использовать повторно, просто в конструкции таких приспособлений не предусмотрена планка для отжимания пружины. Но это легко можно сделать тоненькой отверткой.
  • Возможность соединения проводов из меди и алюминия.

Клеммные шины

Если клеммные соединения проводов предполагают большое количество подключений различных проводников, то обычно используют клеммные шины. Они представляют собой медную шину с большим количеством винтовых соединений.

Благодаря этому в щитках освещения их часто используют для подключения нулевых и заземляющих проводников различных групп.

Клеммная шина

Клеммная шина

К недостаткам клеммных шин относят:

  • Относительно большие габариты шины, которые позволяют ее использовать только в распределительных щитках.
  • Отсутствие изоляции на поверхности шины. Это не позволяет использовать шину в распредкоробках и других местах с малым свободным пространством, где возможно прикосновение к другим проводникам.
  • Другие недостатки, присущие винтовым соединениям.

К достоинствам клеммных шин относятся:

  • Возможность упорядочивания проводов в распределительных щитах и создание более наглядных схем.
  • Надежный и долговечный контакт любых проводов.
  • Возможность повторного использования таких шин.
  • Относительно низкая цена, которая в случае использования других клеммников будет несколько выше.

Соединительные зажимы

Данный вид соединения проводов через клеммник имеет существенные отличия. Он использует метод скрутки, который впоследствии зажимается путем накручивания данного зажима.

При этом такой зажим не только закрепляет соединение, но и изолирует его.

Соединительные зажимы

Соединительные зажимы

К недостаткам соединительных зажимов относят:

  • Строгая необходимость использования зажимов в соответствии с сечением соединяемых проводов.
  • Низкая надежность и долговечность таких соединений. Из-за этого их в основном используют как временные.
  • Невозможность соединения проводов, изготовленных из разных материалов.
  • Невозможность использования гибких проводов.

К достоинствам соединительных зажимов относят:

  • Быстрота и простота монтажа, которые вы можете увидеть на многочисленных видео.
  • Возможность дополнительно не изолировать провод.
  • Возможность повторного использования.
  • Относительно небольшой размер соединительного зажима.

Вывод

Имея представление обо всех возможных видах клеммных соединений, вы можете правильно подобрать клеммники для соединения различных проводов.

При этом возможны различные комбинации для соединения проводов разного диаметра, материала и способов изготовления. Это позволит создать электрическую сеть, долговечность и надежность которой позволит вам забыть о всех возможных проблемах.

elektrik-a.su

Ответвление - шина - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Ответвление - шина

Cтраница 3

Шины жестко крепят к зажимам электрических аппаратов и машин, к выводам проходных изоляторов и в местах ответвлений шин. При наличии на шинах гибких компенсаторов жестко закрепляют шины только на опорных изоляторах в середине участка между двумя смежными компенсаторами; на остальных изоляторах шины крепят свободно с возможностью их продольного перемещения.  [31]

Для сварки шин требуются специальные приспособления; в качестве примера на рис. 86 показаны приспособления для сварки соединения и ответвления шин.  [33]

Шину заземления выполняют черного цвета, а шину высокочастотного заземления - под цвет стен с зелеными манжетами шириной 2 см через каждые 25 см. Ответвления шин окрашивают в цвет той шины, от которой они ответвляются.  [35]

При соединении шин сваркой внахлестку длина последней должна равняться ширине этих шин. При ответвлении шин в процессе сварки длина нахлестки должна соответствовать ширине магистральной шины. Сварные шины не должны иметь наплывов, углублений, а также трещин, короблений и прожогов. Из мест сварки необходимо удалить остатки флюса и шлака.  [36]

В натяжном шинопроводе шины закрепляют аналогично креплению троса при тросовой проводке, а между натяжными креплениями шины укладывают на изоляторы или на клицы. Монтаж открытого шинопровода складывается из работы по подготовке трассы, изготовлению шинопровода в мастерской и установке его в цехе. Соединения и ответвления шин, как правило, выполняют электросваркой; ответвления к потребителям - изолированным проводом в стальных трубах, реже бронированным кабелем - с помощью наконечников на болтовых зажимах.  [38]

Натяжной шинопровод закрепляют двумя своими концами, аналогично закреплению троса при тросовой проводке, а между натяжными креплениями шины укладывают на изоляторы или на клицы. Монтаж открытого шинопровода слагается из работы по подготовке трассы, изготовлению шинопровода в мастерской монтажно-заготовительного участка и установке его в цехе. Соединения и ответвления шин, как правило, выполняются электросваркой. Спуски к потребителям выполняются обычно-изолированным проводом в стальных трубах, реже бронированным кабелем. Ответвления от шин выполняют при помощи на конечниксв на болтовых зажимах.  [40]

Для магистральных шинопроводов выпускают четыре вида кожухов: для сварных и болтовых соединений без ответвлений и для сварных и болтовых соединений с ответвлениями. В кожухах для соединений болтовым сжимом предусмотрены отверстия для прохода трубчатого изолятора, на котором собирается стык. Для каждого стыка секций в комплект входят четыре глубокие крышки-накладки для двух толстых стыков из четырех шин и четыре накладки меньшей глубины для двух тонких стыков из двух шин. Для ответвлений шин применяют глубокие кожухи, так как число шин в пакетах увеличивается за счет ответвительных шин. Кромки полотна за торцами шины склеивают между собой.  [42]

В натяжном шинопроводе шины закрепляют аналогично закреплению троса при тросовой проводке, а между натяжными креплениями шины укладывают на изоляторы или на клицы. По сравнению с тросовой проводкой для крепления натяжных шинопроводов применяют более массивные детали и в местах креплений шины изолируют от опорной конструкции. Монтаж открытого шинопровода слагается из работы по подготовке трассы, изготовлению шинопровода в мастерской МЗУ и установке его в цехе. Соединения и ответвления шин, как правило, выполняются электросваркой. Ответвления к потребителям выполняют обычно изолированным проводом в стальных трубах, реже бронированным кабелем. Присоединение ответвлений к шинам выполняют при помощи наконечников на болтовых зажимах.  [43]

В натяжном шинопрово-де шины закрепляют аналогично креплению троса при тросовой проводке, а между натяжными креплениями шины укладывают на изоляторы или на клицы. По сравнению с тросовой проводкой для крепления натяжных шинопроводов применяют более массивные детали и в местах креплений шины изолируют от опорной конструкции. Монтаж открытого шинопро-вода складывается из работы по подготовке трассы, изготовлению шинопровода в мастерской и установке его в цехе. Соединения и ответвления шин, как правило, выполняют электросваркой, ответвления к потребителям - изолированным проводом в стальных трубах, реже бронированным кабелем к шинам - при помощи наконечников на болтовых зажимах.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Ответвление - шина - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Ответвление - шина

Cтраница 2

Соединение и ответвление гибких медных, стальных, алюминиевых и сталеалюминиевых шин выполняют обжатием, спрессовыванием, а также с помощью петлевых или ответвительных болтовых зажимов. Ответвления алюминиевых и сталеалюминиевых гибких шин ( проводов) выполняют, как правило, пропан-кислородной сваркой.  [16]

Соединение и ответвление гибких медных, стальных, алюминиевых и сталеалюминиевых шин выполняют обжатием, спрессовыванием, а также с помощью петлевых или ответвительных болтовых зажимов. Ответвления алюминиевых и сталеалюминиевых гибких шин ( проводов) выполняют, как правило, пропан-кислородной сваркой.  [17]

Для соединений и ответвлений шин сечением от 25 X 3 до 100 X X 10 мм ( в любой комбинации) обычно используют комплект из восьми кондукторов.  [18]

Кондуктор № 1 - для ответвления шин; кон - дуктор № 2 - для соединения шин.  [19]

Преимущественным методом выполнения соединений в ответвлений шин является электросварка переменным или постоянным током. В особо ответственных случаях применяют аргоно-дуго-вую сварку переменным током.  [20]

Преимущественным методом выполнения соединений и ответвлений шин является электросварка переменным или постоянным током. В особо ответственных случаях применяют арго-но-дуговую сварку переменным током.  [21]

На всех эскизах показаны соединения и ответвления шин разных размеров внахлестку. Для каждого соединения указаны количество болтов, их диаметры и расстояния между ними.  [22]

На всех эскизах показаны соединения и ответвления шин разных размеров внахлестку.  [23]

Сварка должна выполняться во всех случаях соединения и ответвления шин, за исключением мест, оговоренных проектом, где по условиям эксплуатации требуются разъемные соединения.  [24]

Тройниковая секция ( рис. 5 - 5) токопроводов ШМА-59С и ШМА-65 служит для ответвления шин вверх или вниз от основной магистрали на горизонтальных участках, а также направо-и налево на вертикальных участках. Токопроводы ШМА-68-Н и ШМА-59-Н выполняются с тройниковыми секциями двух видов - горизонтальной и вертикальной.  [26]

Тройниковые секции на 4000 а и ответвительные шинные секции на 2500 и 1500 а служат для ответвления шин вверх или вниз от основной магистрали на горизонтальных участках, а также направо и налево на вертикальных участках.  [27]

В отсеке 18 сборных шин установлены опорные изоляторы 15, к которым прикреплены сборные шины 17 и ответвления шин 16 к масляному выключателю.  [28]

Ошиновку аккумуляторных батарей выполняют, как правило, голыми медными или стальными шинами, а соединения и ответвления шин - сваркой или пайкой. Голые медные или стальные шины следует дважды окрашивать кислотоупорной краской, а после ее высыхания ( до заливки аккумуляторов электролитом) смазать слоем вазелина.  [29]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Соединение проводов разными способами

При выполнении электроразводки неизбежно сталкиваешься с необходимостью соединять участки проводов между собой. Соединения выполняются в распределительных коробках, которые монтируются в стене или на стене. Обычно в такой коробке соединяются провода, ведущие к автомату в распределительном щитке, и провода, отходящие к розетке, светильнику, выключателю. Ещё один провод может транзитом идти от нашей коробки к следующей. Все соединения, естественно, выполняются в соответствии со схемой.

Распределительная коробка

Вмонтированная в стену Распределительная коробка

Итак , прежде чем бежать и соединять провода вспомним какие основные виды соединении существуют :

  •  скрутка проводов и дальнейшая их пайка или сварка  ;
  • соединение с помощью клеммных колодок ;
  • соединение с помощью «орешков»;
  • соединение нулевых проводов с помощью соединительных шин;
  • пружинные клеммы типа WAGO ;
  • использование болтового соединения.
  • соединение с помощью гильз.

Старый добрый способ соединения – скрутка

Чтобы скрутить провода и заизолировать место скрутки, не надо ничего, кроме пассатижей и изоленты. Качественно и аккуратно выполненные скрутки медных жил живут по нескольку десятков лет. Не надо забывать зачистить оголённые участки токопроводящей жилы (ТПЖ) перед их скручиванием.

Простая скрутка

Для пущей надёжности скрутку можно пропаять, используя для этого стандартный оловянно-свинцовый припой и канифоль или другой флюс. Ещё лучше пропустить через место соединения кратковременный сварочный ток. На конце скрутки образуется наплыв (капля) из меди, такое соединение прослужит пока не разрушится изоляция. Сваривать и паять можно только медные жилы. Но если мы взглянем в ПУЭ , то увидим что скрутка запрщается , особенно в деревянных домах и банях , поэтому делают скрутку с пайкой или сваркой .

скрутка проводов

скрутка с пайкой и скрутка сваркой

Вообще, добиться надёжности соединения проводников из алюминия гораздо сложнее, чем того же для меди. Выполняя скрутку алюминиевых проводов в силу механических свойств материала очень легко порвать или сломать оголённую часть ТПЖ. Используя винтовые и вообще резьбовые соединения для алюминиевого провода надо периодически протягивать контакты, так как материал со временем «плывёт», сопротивление контакта постепенно ухудшается, и в результате возможно подгорание контакта и, в худшем случае, пожар.

Основная проблема, которая может возникнуть при выполнении обычной скрутки – электрохимическая коррозия при попытке соединения жил из различных материалов, особенно опасно пытаться делать скрутки проводов из меди и алюминия. В практике известен не один случай, когда приходилось переделывать подобные соединения.

Для выполнения скруток однородных по материалу широко применяется СИЗ (соединительный изолирующий зажим). Колпачок СИЗ накручивается на соединённые вместе жилы, обеспечивая их скрутку и обжимая оголённые участки ТПЖ. Изоляция такого соединения достаточно надёжна, и точно не хуже, чем при использовании изоленты. При использовании СИЗ необходимо очень аккуратно следить за соответствием типоразмеров колпачка и соединяемых проводов.

колпачок на скруткуСИЗ в разрезе

Клеммные колодки

Широко распространены соединения при помощи клеммной колодки. В пластиковом корпусе колодки установлены контактные гильзы (как правило, латунные) с внутренней резьбой. Надёжный контакт обеспечивается винтами, зажимающими вставленный в гильзу провод.

клеммная колодка

Ответвительные кабельные сжимы

Для надёжного соединения проводов из разных материалов и для ответвления проводов от основной (магистральной) линии без её разрыва используются кабельные сжимы («орешки»). Сердечник «ореха» состоит из двух прижимных плашек и разделительной центральной пластины. Вся эта конструкция стягивается болтами. Основная особенность кабельного сжима – это то, что соединяемые жилы контактируют друг с другом только через стальную разделительную пластину. Часто «орехи» используют при устройстве ввода в дом или квартиру для перехода с магистрального алюминиевого провода к медной внутренней разводке.

"Орех" без крышки

Зажим «Орех» без крышки

"Орех" с крышкой

«Орех» полностью в собранном виде

Соединительные шины

Для соединения большого количества жил рабочей нейтрали или защитного заземления в распределительных щитках широко используются шины. Нулевая шина крепится к конструкции щита или устанавливается на DIN-рейку через изолирующую подставку, «земляная» шина – крепится непосредственно к корпусу. И та, другая шины имеют несколько отверстий с прижимными винтами для подключения жил.

Шина заземления

Шина для заземления

При применении винтовых клемм усилие, с которым жила прижимается к контакту, со временем ослабевает, особенно в случае контакта с алюминием. Контакт ухудшается, место соединения начинает греться. Это приводит к необходимости периодической ревизии и протяжки резьбовых контактов.

Шина нулевая

Шина нулевая

Пружинные клеммы

Существенно ускоряют процесс монтажа пружинные безвинтовые клеммы. Их конструкция разработана в германской фирме WAGO в пятидесятых годах двадцатого века. Клеммы для строительного монтажа на основе плоскопружинных зажимов позволяют надежно соединять любые медные и одножильные алюминиевые провода в любой комбинации без использования специального инструмента.

WAGO серии 221

WAGO серии 222Wago 2

Основное преимущество пружинных клемм — сама пружина подвижна всегда, во весь срок службы клеммы зажимы из пружинной стали создают заданное зажимное усилие. Оно автоматически согласуется с сечением проводника, усилие прикладывается к поверхности жилы, не деформируя её. Таким образом обеспечивается постоянный контакт.

Провод в WAGO

Монтаж провода в WAGO серии 222

Провод в WAGO 4

Применение пружинных клемм позволяет сократить время электромонтажа (особенно это важно при больших объемах работы), для каждого проводника имеется отдельное клеммное место, проводники не повреждаются, обеспечивается надёжная защита от случайного прикосновения к неизолированным контактам, все соединения выглядят эстетично и компактно.

Существуют пружинные клеммы с втычными контактами (например, клеммы WAGO серий 773, 2273). Такие клеммы можно использовать только для одножильных проводов. Оголённый конец жилы просто вставляется в такой клеммник с небольшим усилием. Для разъединения контакта провод также с небольшим усилием выкручивается из клеммника.

WAGO серии 773

WAGO серии 773

Ещё более удобны универсальные клеммы – «защелки» (например, клеммы WAGO серий 222, 221). Их можно применять при сборке временных схем, так как установление и разъединение контакта занимает несколько секунд. Такие клеммы позволяют соединять провода из разных материалов и разного сечения.

Луженая токовая шина обеспечивает постоянно надежное и газонепроницаемое соединение. Для примера — рабочие характеристики 221 серии — 32 А/450 В и максимальная температура 105 °C. Допускается использовать клеммы 221 серии при температурах окружающего воздуха до 85 °C.

Рекомендуется перед подключением алюминиевого провода заполнить клемму специальной контактной пастой, снимающей окисную плёнку и препятствующей дальнейшему окислению жилы. В номенклатуре WAGO предусмотрены клеммы, заполненные такой пастой при изготовлении.

WAGO 308 с пастой

WAGO 308 с пастой

Существуют специальные пружинные клеммы для подключения светильников. Типичные параметры таких клемм – с монтажной стороны возможно подключить один или два медных или алюминиевых одножильных провода сечением до 2,5 кв. мм; со стороны светильника – любой медный провод такого же сечения. Номинальный ток для медных проводов 24 А, для алюминиевых – 16 А.

Соединения разных материалов болтом

При соединении медных и алюминиевых проводов необходимо исключить непосредственный контакт этих металлов. Для этого можно использовать ответвительные кабельные сжимы («орешки»). Можно использовать пружинные клеммные соединители. Можно использовать обычный стальной болт, на который навиваются изолированные концы провода из разных материалов. Между проводами на болт обязательно надо надеть стальную шайбу, желательно для долговечности соединения подпружинить его шайбой Гровера.

Болтовое соединение проводов

Соединение проводов болтом Конечный вид соединения проводов из разных металлов

Гильзовые соединения

Самый надежный способ соединения это гильзовый . Необходимо подобрать саму гильзу под сечение проводов. С одной и другой стороны поместить провода и специальными клещами обжимается гильза с проводами .

Опрессовка гильзы

Опрессовка гильзы специальными прессом

После этого гильза изолируется  изолентой или термоусадочной трубкой . Конечно , качество соединения хорошее ,но работа увеличивается в разы . Тем более гильзы подобрать и купить в магазине трудновато.

Гильзовое соединение

 

Похожие статьи

infoelectrik.ru

Монтаж ответвлений от шин (спусков) « Электротехническая компания Ай Эм Хост

Спуски от сборных шин к аппаратам, установленным в ячейках ОРУ 110—220 кв, делаются во время натяжки ошиновки. Длина спусков определяется по замерам или расчетам, учитывая необходимый запас по длине в 10—15%. На нижний свободный конец спуска накладывается бандаж из проволоки 02—2,5 мм.

Присоединение спуска к сборным шинам осуществляется одним из следующих методов, не требующих разрезания основных проводов.

А. Применение болтовых ответвительных зажимов типа ОА-2-1 и других. Болтовые зажимы пригодны для устройства ответвлений при проводах как одного, так и разных сечений.

После зачистки концов провода и поверхностей зажима производится оболчивание зажима с применением мягких алюминиевых прокладок.

Ответвительные зажимы

Б. Применение прессуемых ответвительных зажимов. Если спуск делается проводом иного сечения, чем сечение основного провода, используются разъемные ответвительные зажимы типа ОА-70-12 и т. д. Для присоединения спуска к болтовой лапке зажима на его верхнем конце устанавливается аппаратный контактный зажим типа А2А-70-2 (и т. д.).

Если спуск делается проводом того же сечения, что и основные провода, могут быть использованы ответвительные прессуемые зажимы неразъемного типа ОА-70-1 и т. д., в которых конец спуска запрессовывается прямо в нижнюю часть зажима.

В. Использование овальных линейных соединителей. Этот способ из-за меньшей надежности допустим только как исключение в установках малой мощности. При этом применяются овальные соединители. Опрессовка делается специальными клещами: для проводов до 120 мм МИ-19; от 120 мм и выше —тип МИ-31а. Обжимка ведется в соответствии с заводской инструкцией. Концы проводов, кроме того, для надежности свариваются. Для проводов мелких сечений 35—95 мм соединители СОАС ставятся с дополнительной скруткой.

Г. Метод крепления спусков к основным проводам сборных шин сваркой в разъемной стальной или чугунной форме. Этот метод начал применяться только в последние годы и показывает хорошие результаты. Преимущество этого метода заключается в упрощении монтажа с отказом от использования зажимов из цветного металла, а также и болтов (при болтовых зажимах). Время выполнения стыка сокращается в 3—4 раза, что ускоряет монтаж и снижает стоимость работ. Механическая прочность и электрические свойства сварного стыка вполне удовлетворительные.

Сварка выполняется следующим образом: металлическая форма с зажатыми в нее проводами (одинакового или различного сечения) разогревается пропано-кислородным пламенем при помощи специальной двухрожковой горелки. При этом алюминиевые повивы провода сплавляются. Во время плавки через верхнее отверстие формы добавляется присадочный металл в виде заранее заготовленных алюминиевых прутков. Добавки каких-либо флюсов не требуется. Размешивание расплавленного металла в форме производится стальным крючком-мешалкой.

Приварка ответвления-спуска делается на земле на легкой передвижной подставке, когда провод спущен вниз после визирования и замера. Перед сваркой провод хорошо очищается до блеска стальной щеткой на длину 100—150 мм от намеченного места приварки спуска.Присадочные прутки перед самой сваркой также тщательно очищаются и обезжириваются (бензином или ацетоном).

После окончания сварки (с заполнением формы металлом) нагревание прекращается и форма медленно охлаждается. После снятия формы место сплава зачищается вручную напильником.Окончательный выбор типа присоединения ответвления-спуска производится на месте в зависимости от характера установки, марки проводов и имеющегося в наличии монтажного оснащения.

www.imhost.ru