Факторы, определяющие ресурс шин. Ресурс шина


Эксплуатационный ресурс автомобильных шин - Wheel size

Оптимальным сроком эксплуатации автомобильной резины принято считать 40-50 тыс. км. пробега. Однако, если шины эксплуатируются в щадящем режиме, т. е. без пробуксовок, либо блокировки колес, а также без скоростного вхождения в поворот, то покрышки могут прослужить почти вдвое дольше. Если же водитель предпочитает спортивный стиль вождения, то ресурс шин, напротив, уменьшается примерно до 20-30 тыс. км. пробега.

Согласно техническим нормативам, минимально допустимая высота рисунка протектора составляет 1,6 мм. При этом высоту протектора вовсе не обязательно измерять – достаточно посмотреть на протектор в местах, указанных стрелочками на боковине шины. Если он изношен до индикаторов (поперечных выступов в его канавках), то покрышки в обязательном порядке подлежат замене. Как известно, многие производитель автомобильной резины настоятельно рекомендуют менять “обувку” при достижении высоты рисунка протектора в 4 мм, в противном случае, эффективность такого колеса ощутимо снижается. Что касается шипованной резины, растерявшей более половины шипов, то ей в таком случае также необходимо отправляться на покой.

Но если уж по большому счету, то при нормальном сцеплении с дорогой и отсутствии дисбаланса такие покрышки еще можно использовать.

Такое явление, как неравномерный износ протектора, может быть следствием нарушения углов установки колес, неисправности рулевого управления или подвески (в том числе и амортизаторов), а также повышенного дисбаланса колеса. Если пренебречь необходимостью принятия срочных мер, то даже новая шина за достаточно короткий срок протрется до самого корда. По этой причине с ремонтом затягивать нецелесообразно.

Присутствие вибраций при движении и проплешин на протекторе – это последствия торможения с блокировкой колес. Вполне вероятно, что причина кроется в “бьющих” тормозных дисках или барабанах. В любом случае, каждый случай интенсивного торможения шина блокируется все более часто, а проплешина лишь расширяется. Такое колесо целесообразно заменить и использовать в качестве запаски.

Наличие небольших трещин на боковинах не служит причиной для замены. Их появление начинается, как правило, после 2-3-хлетней эксплуатации, что связано с процессом естественного старения резины. Но с порезами боковин дела обстоят более серьезно, тем более, если повреждения глубокие – замена резины обязательна, т. к. покрышка в дороге может попросту взорваться. Кстати говоря, подобную опасность таят в себе различного рода “грыжи” (местные вздутия боковин шины). Данное явление свидетельствует о повреждении одной или нескольких нитей корда. Поэтому регулярный осмотр шин (один-два раза в год) не будет лишним.

www.koleso-razmer.ru

Факторы, определяющие ресурс шин | Шины

Предельная остаточная высота рисунка протектора для шин грузовых автомобилей равна 1 мм, легковых — 1,6 мм, автобусов — 2 мм. Шина считается непригодной к эксплуатации, если при равномерном износе протектора «оголился» один, а при неравномерном изнашивании — два индикатора износа протектора (в разных сечениях шины). При отсутствии индикаторов износа шина снимается из эксплуатации, если площадь изношенной поверхности протектора больше произведения половины ширины беговой дорожки на 1/6 ее длины при равномерном износе, а при неравномерном износе — по такому же значению суммарной площади всех предельно изношенных участков.

Интенсивный неравномерный износ протектора или другие виды повреждений, приводящие к недоиспользованию ресурса шин, связывают либо с недостаточным качеством изготовления (причины производственного характера), либо с неправильной эксплуатацией (повреждения эксплуатационного характера).

При надлежащем качестве изготовления ресурс шин определяется правильной их комплектацией (в зависимости от условий эксплуатации), техническим состоянием элементов автомобиля, мастерством вождения, организацией ухода за шинами.

Факторы, вызывающие преждевременное изнашивание и разрушение шин эксплуатационного характера, по отношению к возможности воздействия на них со стороны технической службы АТП (управляемые и неуправляемые) представлены в таблице.

Таблица. Факторы, определяющие ресурс шин

  Управляемые технической службой предприятия

Неуправляемые факторы

Условия движения

Техническое состояние элементов автомобиля
Колесный узел

Углы установки колес

Шасси

Рулевое управление

Состояние покрытия дорожного полотна

Качество вождения Давление в шине Схождение колес Перекос мостов Зазоры в сочле­нениях рулевых тяг и рулевого
Интенсивность транс­портного потока Скорость движения Дисбаланс Развал Смещение осей мостов (ход как у «таксы») механизма
Климатические условия (температура, давление, влажность) Нагрузка на шины Деформации диска (торце­вое биение)

Соотношение углов поворота

Состояние рессор и амортизато­ров  
Качество изготовле­ния (восстановления) шин Соответствие рисунка про­тектора шины покрытию дорог Комплекто­вание и пере­становка шин Продольный на­клон шкворня Поперечный на­клон шкворня    
  Условия хра­нения    

Любые отклонения технического состояния элементов ходовой части автомобиля от нормативных значений вызывают возрастание нормальных сил и возникновение касательных усилий в пятне контакта шины с дорогой, что приводит к увеличению интенсивности их изнашивания. Знание взаимосвязи неисправностей автомобиля с конкретным видом неравномерного износа протектора шин позволяет своевременно устранить причину интенсивного их износа.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на износ протектора, являются изменения нормативных значений внутреннего давления воздуха в шине и угла схождения колес. Особенно нежелательно пониженное давление (рис. з). Из-за прогиба центральной беговой дорожки интенсивному износу подвергаются края протектора. Уменьшение давления воздуха на 25…30% от нормативного настолько снижает напряженность нитей каркаса шины, что увеличивает ее деформацию и нагрев, а следовательно, усталостные напряжения, которые сопровождаются разрывом нитей корда каркаса и брекера.

Виды и причины неравномерного износа протектора шины

Рис. Виды и причины неравномерного износа протектора шины: а — нормальный равномерный износ протектора; б, в — пилообразный износ соответственно внешних и внутренних дорожек протектора из-за увеличенного и недостаточного (отрицательного) углов схождения колес; г — гладкий износ внутренних дорожек протектора из-за отрицательного угла развала колес; д — гладкий износ внутренних дорожек протектора задних колес из-за прогиба задней балки; е — пятнистый износ протектора из-за дисбаланса колеса, осевого биения (деформация) обода, наличия люфта в подшипниках ступицы, сочленениях рулевого управления и передней подвески, неисправности амортизатора; ж — интенсивный износ крайних дорожек протектора из-за пониженного давления воздуха в шине; з — интенсивный износ средней части дорожки протектора из-за повышенного давления воздуха в шине

По этой причине контроль давления воздуха в шинах необходимо проводить не реже одного раза в неделю; резиновые камеры и бескамерные шины не являются идеально герметичными. Диффузионное проникновение воздуха через резину идет непрерывно и достаточно заметно (0,01 …0,03 МПа за месяц).

ustroistvo-avtomobilya.ru

Сколько "ходят" шины и как увеличить пробег до износа

 

С каждым новым километром, протектор автомобильных покрышек потихоньку стирается и данный процесс неизбежен, однако скорость его протекания может быть различной. Как известно шины можно безопасно эксплуатировать до тех пор, пока глубина протектора не превышает критических значений.

Напоминаем, для летних покрышек минимальная остаточная глубина протектора должна быть не меньше 1,6 мм, а для зимних не меньше чем 4 мм. В противном случае покрышки не будут обеспечивать надёжного сцепления с дорожным покрытием, и использовать их категорически запрещается. Износ шин зависит от множества различных факторов, которые условно можно разделить на две категории:

- конструктивные. То есть те, которые изначально задаются производителем, а именно, состав резиновой смеси, соблюдение технологического процесса во время производства, конструкция профиля и дорожного рисунка и прочие исходные характеристики покрышек

- эксплуатационные. Факторы данной группы напрямую зависят от владельца автомобиля, а именно: его манеры езды, скоростной режим движения, углы установки колес, давление в шинах, температура окружающего воздуха и состояние дорожного покрытия, нагрузка, приходящаяся на одно колесо.

Рассмотрим подробнее основные эксплуатационные факторы, влияющие на износ покрышек.

1. Давление в шинах. От данной величины зависит качество пятна контакта шины с дорожным покрытием. Если этот показатель превышает рекомендуемое значение, то со временем протектор будет сильно изнашиваться в центральной части, если же наоборот, давление ниже чем требуемое, то повышенный износ будет наблюдаться в плечевых зонах покрышки.

2. Углы установки колес. При нарушении развала или схождения, передние шины начинают неправильно соприкасаться с дорожным полотном, что приводит к появлению зон чрезмерного износа. Например, сильный износ внешних или внутренних плечевых областей колес передней оси. Сильный, но равномерный износ покрышек может быть вызван нулевым развалом.

3. Манера езды. Резкие старты с пробуксовкой способствуют усиленному стиранию дорожного рисунка ведущих колёс. Активное торможение с блокировкой колес - проявлению на окружности локальных пятен с большим износом протектора. Также неравномерный износ возникает при закладывании крутых виражей на скорости, использовании ручника при движении и прочих элементах спортивного вождения.

4. Балансировка колес. Смысл данной операции заключается в совмещении центра вращения колеса с центром масс, для избавления от дисбаланса. В противном случае, особенно на больших скоростях движения, повышенный износ шин неизбежен (а вместе с ним и элементов подвески).

5. Состояние дорог. Неровности дороги, ямы, гравий, острые стыки повреждают протектор шин, и даже могут вырывать куски резины. Поэтому чем ровнее дорожное полотно, тем меньше вероятность получить механическое повреждение протектора или боковины, ну и  как следствие, покрышка прослужит значительно дольше.

 

6. Нагрузка на шины. Превышение рекомендуемой грузоподъёмности особенно для коммерческих микроавтобусов и легкогрузовых авто приводит к деформированию покрышки и изменению области контакта с дорожным полотном, так как шины данного типа не рассчитаны на такие чрезмерные нагрузочные режимы. Что в свою очередь провоцирует активный износ всех ее элементов. Кроме этого превышение допустимых нагрузок может стать причиной разрыва корда.

Таким образом, для того чтобы автошины прослужили максимально долго, необходимо периодически проверять в них давление, регулярно балансировать, следить за состоянием подвески, рулевого управления, контролировать развал-схождение, а также практиковать умеренный стиль вождения. Соблюдая эти нехитрые правила, можно добиться неплохих показателей пробега в 50-60 тыс. километров для легковых шин, и 80-90 тыс. для легкогрузовых.

 

88shin.com

Ресурс автошин :: Документация :: BMW 3 серия F30-F35 :: RU BMW

Несомненно, каждый автомобилист знает, насколько важную роль играют шины на автомобиле и что от их состояния, напрямую зависит устойчивость автомобиля на дорожном покрытии, да и сама жизнь водителя и пассажиров.Вот несколько основных правил, выполнение которых поможет повысить срок эксплуатации автомобильных шин.

- Обкатка шин.

Установив новые шины на автомобиль, обязательно необходимо произвести правильную обкатку. В спокойном режиме вождения необходимо обкатать шины на первых 250-300 км, избегая резких маневров, разгона и тем более торможения. В результате получим максимальные сцепные свойства шины с дорожным покрытием. Особенно это касается зимней шипованой шины, поскольку после ошиповки, шипы должны прочно сесть в посадочное место. Тогда вероятность потери шипов на дороге заметно снижается.

- Эксплуатация шин.

Срок службы шины зависит от того, как ее эксплуатировать. Разные модели шин имеют свой срок эксплуатации, но от разных условий эксплуатации он может очень сильно отличаться, вплоть до десятков тысяч километров пробега. Условия эксплуатации это составляющая таких параметров как, мощность двигателя, скоростной режим, стиль вождения и, конечно же, качество дорожного полотна в период эксплуатации. Резкий разгон, торможение снижают срок эксплуатации шины в разы. Так на скорости 120 км/ч износ будет в два раза больше чем на 60 км/ч, а ресурса шины, при 180 км/ч хватит только на 5-6 тыс. км. пробега. Тем более это относится к зимним шинам, разработанным и изготовленным для зимних условий эксплуатации. Используемая для изготовления зимних шин резина гораздо мягче летней. Это обусловлено тем, что под воздействием низких температур, обычная резина твердеет, что негативно скажется на сцеплении с дорожным покрытием. Именно это происходит с летней шиной при низких температурах. Поэтому, в состав зимней шины вводят специальные компоненты, помогающие оставаться резине мягкой при низких температурах. По этой причине зимние шины не могут выдерживать нагрузки, которые спокойно переносят летние шины . При высоких температурах зимняя шина мягкая даже на ощупь, поэтому, на асфальте, зимняя шина будет изнашиваться быстрее. Категорически запрещается эксплуатировать зимние шины при высокой температуре, такая шина имеет очень плохое сцепление с дорожным покрытием, что может повлечь к плохой управляемости при маневрировании и даже к заносу автомобиля на резких поворотах. Обязательно следует весной производить замену зимней шины на летнюю.

- Осмотр шин.

Регулярно осматривая шины, вы убережете себя от многих неприятностей в пути. В крайнем случае, доверьте осмотр шин мастеру шиномонтажа или СТО. На каждой шине проверяется наличие на вентиле колпачка, защищающего ниппель от пыли и грязи. Отсутствие торчащих в шине посторонних предметов, которые нарушают ее герметичность, а при движении с большой скоростью, могут вылететь и привести к резкому падению давления в шине. Проверяется так же отсутствие на боковой поверхности трещин, наличие которых говорит о потере эластичности шины. Свидетельством нарушения конструкции шины являются пузыри и вздутия, торчащие элементы конструкции (корд) а так же глубокие порезы. Наличие одного из этих недостатков требуют незамедлительной замены шины новой.Особенностью современных автомобилей является наличие на колесе датчика давления в шине. Выполнен вентиль из специального сплава, который при взаимодействии с металлом окисляется, что приводит к излому резьбовой части вентиля и его замене новым. Поэтому на таких вентилях не рекомендуется использовать металлические колпачки, только пластиковые.

- Хранение шин.

Для хранения, шины требуется соответствующим образом их подготовить. Очистить поверхность шин от грязи и удалить из протектора мелкие камни. Если шина будет храниться на диске, понизить давление до 1-1,2 единиц. Обработать поверхность шины консервантом и упаковав в чехол установить в темном месте (не допуская попадания прямых солнечных лучей).

www.rubmw.ru


Смотрите также