Справочник химика 21. Резиновые шины


Резина и ее применение

В машиностроении часто используется резина — слож­ная смесь, в которой основным компонентом является каучук. Резина обладает высокой эластичностью, кото­рая  сочетается с рядом других важнейших технических свойств: высоким сопротивлением разрыву и истиранию, газо- и водонепроницаемостью, химической стойкостью, высокими электроизоляционными свойствами и малым удельным весом. К недостаткам резины относятся ее не­высокая теплостойкость и малая стойкость к действию минеральных масел (за исключением специальной маслостойкой резины).

Применение резины. Резиновые изделия находят са­мое широкое применение во всех отраслях народного хозяйства. Ассортимент резиновых изделий исчисляется в настоящее время десятками тысяч наименований. Основное применение резина находит в производстве шин.

Кроме шин, в автомобиле насчитывается около 200 самых различных резиновых деталей: шланги, ремни, прокладки, втулки, муфты, буфера, мембраны, манжеты и т. д.

Резина обладает высокими электроизоляционными свойствами, поэтому ее широко применяют для изоля­ции кабелей, проводов, магнето, защитных средств — перчаток, галош, ковриков.

Состав резины. В состав резины входят каучук, реге­нерат, вулканизирующие вещества, ускорители вулкани­зации, наполнители, мягчители, противостарители, кра­сители. Каучук натуральный и синтетический является основным сырьем для получения резиновых изделий. В настоящее время резиновые материалы преимуществен­но производятся из синтетического каучука, который до­бывается из этилового спирта, нефти, природного газа и других веществ.

Регенерат — пластичный материал, получаемый пу­тем переработки старых   резиновых изделий и отходов резинового производства. Применение регенерата умень­шает содержание каучука в резиновой смеси, снижает себестоимость резиновых изделий и несколько повыша­ет их пластичность.

Основным вулканизирующим веществом является се­ра. Изменяя количество серы в составе резиновых сме­сей, можно получить резину, обладающую различными степенями эластичности. Процесс химического соедине­ния каучука с серой при нагревании называется вулка­низацией. При получении эластичных резин сера вводит­ся в количестве 1—4% от массы каучука. Резина, со­держащая 25—35% серы, представляет собой твердый материал, называемый эбонитом. Для сокращения про­должительности и температуры вулканизации вводятся в небольшом количестве (0,5—2,5%) ускорители (каптакс, окись свинца и т. д.).

Наполнители бывают активные, неактивные и спе­циальные. К активным наполнителям (усилителям) от­носятся сажа, цинковые белила, каолин и другие веще­ства, повышающие механические свойства резины (проч­ность на разрыв и сопротивление истиранию). Сажа яв­ляется основным наполнителем для получения прочной резины, обладающей высоким сопротивлением истира­нию. К неактивным наполнителям относятся тальк, мел, инфузорная земля и др. Их вводят с целью увеличения объема и удешевления резины. К специальным напол­нителям относятся каолин и асбест, придающие резине химическую стойкость, и диатомит, повышающий элект­роизоляционные свойства резины.

Мягчители (пластификаторы) придают резиновой смеси мягкость, пластичность и облегчают ее обработку.

Противостарители — это вещества, предохраняющие резину от старения.

Основные виды резин. Армированной называют рези­ну, внутрь которой введены прокладки из металлической сетки или спирали с целью повышения прочности и гиб­кости, что особенно важно для таких изделий, как авто­мобильные шины, приводные ремни, ленты транспорте­ров, трубопроводы и т. д. При ее приготовлении в рези­новую смесь закладывают металлическую сетку, покры­тую слоем латуни и обмазанную клеем, и подвергают одновременному прессованию и вулканизации.

Пористые резины по характеру пор и способу полу­чения разделяются на губчатые — с крупными открытыми порами, однородные ячеистые — с закрытыми порами и микропористые. Способ их получения основан на способности каучука абсорбировать газы и на диффузии тазов через каучук. Пористая резина применяется при изготовлении амортизаторов, сидений, оконных прокла­док, протекторных слоев покрышек.

Твердая резина, или эбонит, имеет темно-коричневую или красную окраску, теплостойкость от 50 до 90°С, вы­держивает высокое пробивное напряжение (25— 60 кВ/мин).

Эбонит применяется для изготовления конструкцион­ных деталей, измерительных приборов и различной электроаппаратуры и поставляется для этих целей в ви­де пластин, прутков и трубок двух марок: А и Б. Кроме этого, выпускаются, эбонитовые аккумуляторные моно­блоки, сепараторы (в виде гладких и ребристых плас­тин) и различные детали для щелочных аккумуляторов.

Мягкие резины — это подавляющее большинство ре­зин с самой различной твердостью, применяемые в про­изводстве изделий промышленной техники, изделий ши­рокого потребления и изделий электроизоляционного назначения.

Возможно, Вас так же заинтересует:

mse-online.ru

Применение резины

Резина (от лат. resina – смола) (вулканизат), эластичный материал, образующийся в результате вулканизации натурального и синтетических каучуков. Представляет собой сетчатый эластомер – продукт поперечного сшивания молекул каучуков химическими связями.

Получение резины

Резину получают главным образом вулканизацией композиций (резиновых смесей), основу которых (обычно 20-60% по массе) составляют каучуки. Другие компоненты резиновых смесей – вулканизующие агенты, ускорители и активаторы вулканизации, наполнители, противо-старители, пластификаторы (мягчители). В состав смесей могут также входить регенерат (пластичный продукт регенерации резины, способный к повторной вулканизации), замедлители подвулканизации, модификаторы, красители, порообразователи, антипирены, душистые вещества и другие ингредиенты, общее число которых может достигать 20 и более. Выбор каучука и состава резиновой смеси определяется назначением, условиями эксплуатации и техническими требованиями к изделию, технологией производства, экономическими и другими соображениями.

Технология производства изделий из резины включает смешение каучука с ингредиентами в смесителях или на вальцах, изготовление полуфабрикатов (шприцеванных профилей, каландрованных листов, прорезиненных тканей, корда и т.п.), резку и раскрой полуфабрикатов, сборку заготовок изделия сложной конструкции или конфигурации с применением специального сборочного оборудования и вулканизацию изделий в аппаратах периодического (прессы, котлы, автоклавы, форматоры-вулканизаторы и др.) или непрерывного действия (тоннельные, барабанные и др. вулканизаторы). При этом используется высокая пластичность резиновых смесей, благодаря которой им придается форма будущего изделия, закрепляемая в результате вулканизации. Широко применяют формование в вулканизационном прессе и литье под давлением, при которых формование и вулканизацию изделий совмещают в одной операции. Перспективны использование порошкообразных каучуков и композиций и получение литьевых резин методами жидкого формования из композиций на основе жидких каучуков. При вулканизации смесей, содержащих 30-50% по массе S в расчете на каучук, получают эбониты.

Свойства резины

Резину можно рассматривать как сшитую коллоидную систему, в которой каучук составляет дисперсионную среду, а наполнители – дисперсную фазу. Важнейшее свойство резины – высокая эластичность, т.е. способность к большим обратимым деформациям в широком интервале температур.

Резина сочетает в себе свойства твердых тел (упругость, стабильность формы), жидкостей (аморфность, высокая деформируемость при малом объемном сжатии) и газов (повышение упругости вулканизационных сеток с ростом температуры, энтропийная природа упругости).

Резина – сравнительно мягкий, практически несжимаемый материал. Комплекс ее свойств определяется в первую очередь типом каучука; cвойства могут существенно изменяться при комбинировании каучуков различных типов или их модификации.

Механические свойства вулканизованной резины характеризуются рядом показателей, важнейшие из которых определяют при испытаниях ее на растяжение и сжатие, для чего в соответствии с ГОСТ 270—75 используют те же методы и такого же типа машины, какие применяются для оценки прочности металлов.

Пределом прочности при растяжении (разрывной прочностью) называется напряжение, возникающее в резине к моменту разрыва образца. Численно предел прочности 52 равен частному от деления максимальной нагрузки Р, зафиксированной при разрушении образца, на площадь его поперечного сечения, измеренную до начала растяжения.

Относительным удлинением при разрыве е2 называется выраженное в процентах отношение прироста длины образца резины в момент разрыва к его первоначальной длине.

Остаточным удлинением при разрыве 02 называется выраженное в процентах отношение прироста длины разорванного образца к его первоначальной длине.

Совокупность относительного и остаточного удлинений характеризует эластичность резинового материала. Чем больше разность между этими показателями, тем лучше эластичность материала, которая должна соответствовать назначению детали.

При деформации сжатия разрушение образца из различных сортов монолитных (беспористых) резин наступает примерно при двукратном уменьшении его размера в направлении сжимающей нагрузки, или, иначе говоря, при относительном сжатии порядка 50 %.

Чрезвычайно важные эксплуатационные выводы вытекают из анализа способности резины обеспечивать остаточные деформации. В вулканизатах всех каучуков (кроме эбонита) происходит явление, внешне сходное с ползучестью металлов при повышенных температурах или с хладотекучестью термопластов. Сущность этого явления состоит в том, что в резине, находящейся в напряженном состоянии, возникают и накапливаются необратимые деформации. Чем длиннее срок пребывания в таком состоянии и выше действующая нагрузка, тем больше будут остаточные деформации, которые достигают при разрушающих напряжениях нескольких десятков процентов. Поэтому сильно де­формированные резиновые детали с течением времени безвозвратно изменяют свою форму и размеры, что особенно заметно на тонкостенных изделиях, листовых материалах и т.д. Например, длительно хранящиеся навалом чисто резиновые и даже армированные шланги приобретают сплющенную форму, а резкие перегибы, допускаемые при складывании прорезиненной ткани, очень быстро и настолько устойчиво на ней фиксируются, что устранить их в последующем невозможно.

Чтобы обеспечить на возможно больший срок высокую работоспособность резиновых деталей, необходимо при их хранении, а также при эксплуатации создавать такие условия, при которых бы возникающие в этих деталях напряжения и деформации были возможно меньшими.

Например, такие дорогие и ответственные по выполняемым функциям изделия, как автомобильные покрышки, не допускается хранить плашмя положенными друг на друга. Их хранят только на специальных стеллажах поставленными вертикально в один ряд по высоте и к тому же при периодической (через 2...3 мес.) смене места контакта протектора со стеллажом для сохранения профиля и размеров.

Правилами технической эксплуатации шин предписывается не допускать их перегрузки и поддерживать в них нормальное давление (не снижая давление в тех случаях, когда оно становится выше нормы за счет нагрева шин). Оба требования продиктованы не только заботой о сохранении формы и размеров шин, но и стремлением не снизить их долговечность, предотвратить чрезмерное тепловыделение в них и перерасход топлива.

(металлы, минералы, пластмассы и т. д.), указывается ее твердость. Твердостью называется способность материала сопротивляться проникновению в него постороннего твердого тела, вдавливаемого под действием определенной силы.

Наиболее широко для оценки твердости резины применяется твердомер ТМ-2, мерой твердости по которому служит глубина погружения притуплённой в форме усеченного конуса иглы , выраженная в условных делениях шкалы прибора. При испытании твердомер ТМ-2 надо прижимать к изделию с минимальным усилием, но достаточным для того, чтобы обе его нижние площадки плотно (без просветов) прилегали к поверхности резины . При этом следует иметь в виду, что толщина образца /г, к которому прижимается твердомер, должна быть не менее 6 мм.

С целью облегчения формования изделий из сырой резины ей придают путем специальной обработки — пластикации каучука — необходимую пластичность. При измерении твердости такой резины игла твердомера непрерывно погружается в испытуемый образец, в результате чего показание прибора убывает и через несколько минут становится близким кнулю. Из-за повышенной пластичности сырой резины игла оставляет на образце не исчезающую со временем лунку. В процессе вулканизации пластичность резины убывает и на конечном этапе практически полностью исчезает, а твердость и эластичность, непрерывно возрастающие по мере вступления в реакцию новых порций серы, достигают в готовом вулканизате определенных значений.

На изменении пластичности основан один из методов контроля степени вулканизации, как целых деталей, так и отдельных их участков, ремонтируемых с помощью сырой резины. Стабильное, укладывающееся в рамки технических требований показание твердомера, сочетающееся с тем, что его игла не оставляет заметного следа на вулканизате, свидетельствует о правильности выбранного режима вулканизации.

Оценка износостойкости (сопротивления истиранию) и стремление к ее повышению преимущественно касается резины, идущей на изготовление деталей, которые по условиям работы перемещаются путем скольжения или качения относительно других предметов и при этом подвергаются износу. Из резиновых изделий для автомобилей к этой категории, в первую очередь, относятся пневматические шины, которым приходится работать в исключительно тяжелых условиях, сочетающих в себе восприятие высоких ударных нагрузок в очень широком диапазоне температур, царапающее и абразивное воздействие полотна дороги и грунта, неблагоприятное влияние влаги, солнца, кислорода и т.д.

Экспериментальное определение износостойкости резин производится в соответствии с ГОСТ 426—77 на специальной установке, которая позволяет при нормированных условиях подвергать истиранию образец резины, прижимаемый к наждачной шкурке с давлением 32,5 кПа. Показатель износостойкости, называемый удельным показателем истирания, определяется потерей объема испытуемого образца, вычисленной по отношению к единице работы, затраченной на истирание. Для резин, идущих на изготовление протекторов автомобильных покрышек для легковых автомобилей, этот показатель должен составлять не более 0,08 мм3/Дж, а для грузовых — не более 0,14 мм3/Дж.

Применение резины

Для получения прорезиненных тканей берут льняную или бумажную ткань и резиновый клей, представляющий резиновую смесь, растворенную в бензине или бензоле. Клей тщательно и равномерно размазывают и впрессовывают в ткань; после просушки и испарения растворителя получают прорезиненую ткань. Для изготовления прокладочного материала, способного выдерживать высокие температуры, применяют паронит, представляющий резиновую смесь, в которую введено асбестовое волокно. Такую смесь смешивают с бензином, пропускают через вальцы и вулканизируют в виде листов толщиной от 0,2 до 6 мм.

mirznanii.com

Шины резиновые - Справочник химика 21

    При производстве шин, резиновых технических изделий и полимерных материалов применяют различные по составу нефтяные продукты, выполняющие функции пластификаторов — наполнителей каучуков и мягчителей резин. Пластификаторы-наполнители улучшают пластические свойства каучуков и значительно удешевляют их. Вместе с тем по прочностным свойствам резины на основе маслонаполненных каучуков уступают продуктам без добавок. Пластификаторы-мягчители улучшают обрабатываемость резиновых смесей, диспергирование частиц сажи и других наполнителей в резиновых смесях, низкотемпературные свойства и удешевляют готовую продукцию. Обычно на 1 масс. ч. каучука вводят 0,3—0,8 масс. ч. пластификатора-наполнителя при производ- [c.390]     В альбоме приводятся схемы технологических процессов получения важнейших типов резиновых изделий. В отдельной главе представлены схемы общих процессов резинового производства (приготовление резиновых смесей, шприцевание, промазка тканей резиновой смесью) в остальных главах — технологические схемы производства различных изделий пневматических и массивных шин, резиновых технических изделий и резиновой обуви. [c.2]

    Большое влияние на качество шин оказывают применяемые каучуки. Для изготовления резиновых смесей шинного производства применяют дивинил-стирольные, дивинил-метилстирольные, дивиниловые каучуки, натуральный каучук, бутилкаучук и СКИ-3, которые дают возможность выбрать для отдельных элементов шин резиновые смеси с оптимальными свойствами. В шинное производство внедрен каучук СКД, значительно повышающий износостойкость протекторной резины. [c.409]

    Полидивиниловые каучуки СКВ выпускаются разных марок, различающихся между собой по пластичности. Большой ассортимент, хорошие технологические свойства и удовлетворительные физико-механические свойства вулканизатов способствовали широкому применению дивиниловых каучуков (СКВ) в производстве основных резиновых изделий. Каучуки СКВ являются каучуками общего назначения и используются в шинной, резиновой, кабельной, кожевенно-обувной и других отраслях промышленности для изготовления пневматических и массивных шин, всевозможных резинотехнических мягких и эбонитовых изделий, резиновой обуви, кабеля и. других изделий [160]. [c.646]

    В больпшх количествах производится бутадиен-стирольный каучук — продукт совместной полимеризации бутадиена и стирола. Такой сополпмер марки СКС-ЗО (содержит 30 % стирола) широко применяется для изготовления автомобильных шин, резиновой обуви, технических изделий. Сополимер с меньшим содержа1шем стирола (СКС-10) отличается высокой морозостойкостью при несколько меньшей прочности на разрыв. [c.325]

    Книга предназначена научным и инженерно-техническим работникам шинной, резиновой и смежных отраслей промышленности, разрабатывающим, испытывающим и применяющим резины и изделия из них, а также специалистам, работающим над созданием АСУ. Будет полезна преподавателям, аспирантам и студентам технологических вузов. [c.191]

    Высокая эффективность использования действующих машин и оборудования может быть достигнута лишь на основе внедрения достижений науки и техники, быстрой замены физически и морально устаревшего оборудования. Коэффициент обновления производственных фондов на конец одиннадцатой пятилетки составлял 6,6%. Дальнейшее обновление оборудования особенно на старых заводах по производству шин, резиновых технических изделий — важнейшая задача нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. [c.24]

    Бутадиеновый каучук. Среди известных синтетических каучуков он начал изготовляться один из первых. Получается полимеризацией бутадиена СНа = СН — СН = СНа (дивинила). Применяется для производства шин, резиновой обуви, игрушек и многих резинотехнических изделий. [c.251]

    Какие условии следует соблюдать при долгом хранении автокамер, шин, резиновых [c.36]

    Резиновая промышленность является крупной отраслью нефтехимической индустрии и включает ряд различных производств, основными из которых являются производство шин, резиновых технических изделий (РТИ) и резиновой обуви. Технология резиновых производств непрерывно совершенствуется. В последние десятилетия получили широкое распространение новые виды синтетических каучуков, ла-тексов, технического углерода и различных ингредиентов. Все большее применение находят новые аппараты и способы переработки полимеров. [c.4]

    ОСОБЕННОСТИ РЕЦЕПТУР ШИННЫХ РЕЗИНОВЫХ СМЕСЕЙ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ [c.60]

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3. РАЗРАБОТКА РЕЦЕПТУРЫ ШИННЫХ РЕЗИНОВЫХ СМЕСЕЙ [c.64]

    Периодические издания журналы Каучук и резина , Производство шин, резиновых технических и асбестотехнических изделий, Проектирование и изыскание , обзоры ЦНИИТЭНефтехим и ЦИНТИХИМНефтемаш. [c.499]

    При обработке шинных резиновых смесей в лабораторном резиносмесителе градиент давления в среднем равен [c.157]

    Экономия от устранения экологического ущерба при замене порошкообразных ингредиентов ФСП составляет около 1 тыс. руб. на 1 тонну шинной резиновой смеси. [c.179]

    Для проведения исследований влияния полученных молекулярных комплексов на свойства резин были приготовлены на вальцах резиновые смеси, близкие по рецепту шинным резиновым смесям (таблица 2.85). [c.208]

    Применение серных вулканизующих систем в шинных резиновых смесях в виде гранулированных [c.382]

    Пылящая способность (%) некоторых ингредиентов шинных резиновых смесей (данные получены методом кипящего слоя) [c.386]

    Из приведенных данных видно, что большую часть выделяющихся газов в процессе приготовления шинных резиновых смесей составляют ароматические углеводороды. Общее количество газовыделений в процессах приготовления резиновых смесей составляет 0,25-0,5 г/кг резиновой смеси [403]. [c.389]

    К этому же выводу пришла и компания "Униройл Кемикл", получив патент [92] на резиновую смесь для боковин шин. Резиновая смесь включает 100 частей комбинации каучуков из 10-90 частей тройного сополимера этилена, пропилена и несопряженного полнена, предпочтительно 5-этилиден-2-норборнена, с молекулярной массой Mw>610 и 90-10 частей высоконенасыщенного каучука, например, НК, СКИ, СКД, СКС и СКН. Вулканизация такой резиновой смеси осуществляется серно-перекисной системой. [c.126]

    В то же время даже новые отечественные ФВ не укомплектованы секторными пресс-формами двухфазного действия более того, они даже детально не разработаны. Кроме того, отсутствие арматуры, рассчитанной на повышенные параметры теплоносителя, не позволяет в настоящее время использовать теплоносители с параметрами, близкими к зарубежным. А из-за высоких значений точки пористости резин (10 мин и более против 5-6 мин у зарубежных) не реализуются перспективные схемы построения режимов вулканизации шинных резиновых смесей. [c.402]

    Одним из существенных недостатков шинных резиновых смесей на основе синтетических каучуков является их низкая конфекционная клейкость, что обусловливает необходимость применения бензина БР-1 (бензин галоша ) для освежения поверхности деталей покрышек перед их конфекционной сборкой. [c.509]

    ПРИМЕНЕНИЕ В ШИННЫХ РЕЗИНОВЫХ СМЕСЯХ СЕРНЫХ ВУЛКАНИЗУЮЩИХ СИСТЕМ В ВВДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫХ ГРАНУЛИРОВАННЫХ КОМПОЗИЦИЙ [c.190]

    В шинных резиновых смесях в большинстве случаев применяются два-три стабилизатора, которые проявляют синергический эффект. [c.323]

    Для шинных резиновых смесей, кроме того, применяют специальные ускорители-доноры, например Ы,Ы-диморфолилдисульфид. [c.53]

    Замена ранее существующих методов оперативного контроля по кольцевому модулю, твердости и плотности методом виброреометрии привело к повышению точности отбраковки заправок резиновых смесей, не удовлетворяющих нормам контроля, с 40—70 до 95—99%. Это обеспечило резкое сокращение поступления в производство шин резиновых смесей низкого качества. Обобщенный показатель качества протекторных резиновых смесей увеличился для шин 260—508Р на 5,8% для шин 320—580Р на 4,1%, для шин 165/80Р—13 — на 1,5%. [c.165]

    На ОАО "Нижнекамскшина" впервые проведены широкие промышленные испытания этих каучуков в составе шинных резиновых смесей [23]. Основные характеристики СКДИ и серийного СКД приведены в таблице 2.23. [c.50]

    Полученные результаты исследований свидетельствуют, что применение ФСП в шинных резиновых смесях позволяет уменьшить пыление ингредиентов за счет их замены одним соединением полифункционального действия. Такая замена уменьшает содержание в шинных резинах аминных групп, способных мигрировать на поверхность вместе с содержащими их соединениями и взаимодействовать с оксидами азота с образованием канцерогенных нитрозоаминов. В результате достигается улучшение экологической ситуации в процессах производства и эксплуатации шин. [c.179]

    Согласно [192], для взаимодействия со стеариновой кислотой и ускорителями количество оксида цинка при стехиометрическом соотношении не превышает 1,2 масс.ч., а при двухкратном избытке по соотношению к стехиометрии дозировка оксида цинка составляет 2,4 масс.ч. Данные работы [193] свидетельствуют, что при взаимодействии в смеси с меркаптобен-зотиазолом и стеариновой кислотой степень превращения оксида цинка достигает 0,75 от стехиометрического соотношения. В то же время дозировка оксида цинка в рецептах шинных смесей изменяется от 3,0 до 5,0 масс.ч., следовательно, в шинных резинах 0,6-2,5 масс.ч. оксида цинка остается в свободном виде и сохраняется в них до конца службы шин. В этой связи рекуперация дефицитного оксида цинка из изношенных шин и повторное его использование в рецептах шинных резиновых смесей представляет важное значение. [c.184]

    Интересные длительные промышленные испытания прошли на Бобруйском шинном заводе [286]. Партия терпеномале-иновой смолы (ТМС) в 65 тонн прошла испытания в качестве олигомерной добавки шинных резиновых смесей серийных рецептур. Применение ТМС вместо живичной канифоли позволяет обеспечить высокие конфекционные свойства полуфабрикатов, уменьшить дозировку повысителя клейкости, увеличить время скорчинга при одновременном уменьшении времени достижения оптимума вулканизации. Стендовые и дорожные испытания показали высокий уровень ходимости шин. В настоящее время разработана технология грануляции ТМС. [c.258]

    Исследование Эластида в резиновых смесях на основе диеновых эластомеров показало эффективность его использования в качестве вторичного ускорителя в сочетании с ускорителями тиазольного типа, а также как технологической добавки, улучшающей каркасность и шприцуемость смесей. Введение Эластида приводит к увеличению скорости вулканизации, снижению вязкости смесей. Думается, что Эластид окажется эффективным модификатором и шинных резиновых смесей. [c.259]

    В резиновой промышленности применяют все типы каучуков с разным удельным объемом потребления, причем если в производстве резиновых технических изделий применяют практически около 20 типов, то в производстве шин, резиновой обуви и латек-сов — 5—8 типов. [c.9]

    Антиокислительная активность бисфенолов и олигомеров превосходит эффективность монофенолов, так как они могут реагировать сразу с несколькими радикалами. Благодаря полярному характеру фенолов, их введение в шинные резиновые смеси приводит к значительному снижению поверхностного натяжения на границе раздела каучук—наполнитель [486]. [c.319]

chem21.info

Производство, применение и способы переработки резины и изготовленных из нее продуктов

Резина – эластичный полимерный материал, продукт переработки природного или синтетического изопренового или диенового каучука.

Преобразование каучука в резину происходит путем его вулканизации. При этом линейные молекулы полимера вступают в химическую реакцию с серой, между соседними молекулами образуются сульфидные мостики. Полимер приобретает пространственную структуру. За счет изменения структуры значительно повышаются эластичность, прочность, износоустойчивость и другие технологические характеристики материала.

Достижение наилучшего возможного сочетания механических и физических свойств в процессе изготовления резины известно как оптимум вулканизации.

Производство резины

Технологический процесс производства включает следующие этапы:

  1. образование вулканизационной сети,
  2. этап индукции,
  3. реверсию.

В зависимости от необходимых свойств конечного продукта в реакционную смесь вводят различные добавки: сажу, мел, пластификаторы, смягчители. Для улучшения эксплуатационных качеств готовых резиновых изделий в последнее время все чаще применяются органические добавки, в частности пероксиды и олигоэфиракрилаты.Производство резины

Различают холодную и горячую вулканизацию. В производстве герметиков используется метод холодной вулканизации при температуре в пределах 20…30 градусов. Горячая вулканизация производится при температурах 140… 300 градусов.

В производстве резины применяются различные катализаторы, которые влияют не только на скорость реакции, но и на качество резины. Чаще всего в промышленности применяются тиазолы и замещенные сульфаниламиды. Сульфаниламиды обеспечивают монолитность изделия, тиазолы повышают устойчивость материала к термоокислительному старению.

Кроме холодной и горячей вулканизации существует способ под названием серная вулканизация, который применяется в производстве резины повышенной износостойкости для изготовления шин и некоторых видов обуви.

Отрасли применения резины

Примерно половина всего объема производства резины предназначается для изготовления шин. Остальное используется в качестве различных видов изоляции, для изготовления деталей различных машин и механизмов, в обувной промышленности, электротехнике, производстве медицинского оборудования, приборостроении и т. д.

Полезные изделия из переработанной резины

Опасность отходов

В процессе производства резины в атмосферу попадают оксиды серы, азота, углерода, частицы сажи, резорцин, этилен, формальдегид и ряд других агрессивных и токсичных соединений.

Не меньшую опасность представляют собой и отходы резины, например отслужившие Покрышкаавтопокрышки, элементы изоляции и другие резинотехнические изделия. По мере нахождения на открытом воздухе резина постепенно разрушается, выделяя в окружающую среду летучие компоненты и тяжелые металлы.

В местах большого скопления отработанных автопокрышек интенсивно размножаются мышевидные грызуны и некоторые насекомые, которые поселяются в полостях шин. Эти животные являются разносчиками опасных заболеваний а также наносят прямой вред сельскохозяйственному производству и ряду сопредельных с ним отраслей промышленности. Наибольшее количество резиновых отходов есть не что иное, как изношенные шины, это наиболее крупнотоннажный и объемный мусор, поступающий на свалки мира.

волновые электростанцииПовховское месторождение — это одно из крупнейших центров добычи нефти в Западной Себири.

Одним из самых перспективных направлений развития альтернативной энергетики являются волновые электростанции. Как они работают — читайте в этой статье.

Вы мечтаете переехать в Архангельск? Не спешите! Сначала узнайте о состоянии экологии этого города, прочитав статью по http://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/ekologiya-arxangelska.html ссылке.

Способы утилизации резиновых изделий

В развитых странах все больше внимания уделяется разработке и совершенствованию технологий вторичного использования резиновых изделий, в частности, переработке покрышек.

Незначительно изношенные шины подвергаются ремонту путем восстановления протектора. Непригодные для ремонта изделия подлежат утилизации по различным технологиям, которые условно можно разделить на 3 группы:Утилизация шин

  1. Методы, не влияющие на физико-химические свойства материала. Это прежде всего грубое дробление отслуживших изделий. Полученная крошка подлежит захоронению либо используется в качестве наполнителя для некоторых видов бетона, асфальта или как сырье для производства резиновой плитки и подобных материалов.
  2. Методы, приводящие к частичному разрушению пространственной структуры материала и частичной деструкции каучука, к которым относится получение шинного регенерата. Регенерат возвращается в цикл шинного производства и заменяет часть первичного сырья.
  3. Термические методы разрушения резины. К этой группе относят пиролиз и сжигание. Более прогрессивным методом термической утилизации является пиролиз, позволяющий получать из отходов резины тепловую и электрическую энергию, ценные компоненты для химической промышленности и минимизировать количество давление на окружающую среду.

Применение продуктов вторичной переработки резины в разных отраслях производства позволяет удешевить конечный продукт, уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу, почву и воды, а также уменьшить энергоемкость основного производства.

greenologia.ru


Смотрите также