Виды лечебно-диагностических аппаратов. Шины лечебные


Шина (медицина) - это... Что такое Шина (медицина)?

Шина — фиксатор для различных частей тела, предназначенный для профилактики и лечения травм и заболеваний костной системы. Могут быть как импровизированным, так и стандартизированным. Импровизированные шины изготавливаются из подручных материалов, и применяются для оказания первой помощи, и фиксации пораженных костей до момента поступления больного в стационар.

Виды

Шейный воротник Шины проволочные по Тигерштедту

Шина-протез

Шина-протез — протез, замещающий какой-либо дефект и одновременно снабженный шинирующими приспособлениями.

Шины для транспортной иммобилизации конечностей

  • Проволочная шина Крамера — представляет собой решётку из проволоки, как правило, покрытую тканью или бинтом, для удобства больного, за счет гибкости проволоки может принимать любую необходимую в текущей ситуации форму.
  • Шина Дитерихса — предшественник шины Крамера, состоит из 2 деревянных элементов. Длинная часть шины представляет собой доску с просверленными через равные промежутки отверстиями, короткая часть представляет собой доску с втулкой, которая вставляется в отверстия в первом элементе шины, и позволяет обеспечить иммобилизацию конечности во второй плоскости.
  • Пневматическая шина — представляет собой полую герметичную камеру, внутрь которой укладывается поражённая конечность, при этом между стенками подается воздух, создавая избыточное давление, что позволяет мягко и надёжно зафиксировать конечность.

Шина-воротник

Ши́на-воротни́к Ша́нца — мягкий фиксатор шейного отдела позвоночного столба, предназначенный для профилактики и лечения травм и заболеваний шейного отдела позвоночника (остеохондроз, спондиллолистез, смещение и повышенная подвижность позвонков, сколиоз и пр.) у взрослых и детей.[1]

Шина ограничивает сгибание, разгибание и вращение шеи. Тепло и режим покоя способствует уменьшению боли и быстрому выздоровлению.

Стоматология

Шина Вайсенфлю — съемная шина на передние зубы и первые моляры. Состоит из небных накладок со штифтами, которые соединены с гильзами коронок зубов.[2]:366

Шина Ванкевич — шина, которая применяется для фиксации нижней беззубой челюсти. Она состоит из опорной части, фиксируемой на верхней челюсти, и двух вертикальных отростков, прилегающих к беззубой нижней челюсти с язычной стороны. Эти отростки удерживают отломки нижней челюсти в нужном положении. Опорная часть при наличии зубов на верхней челюсти представляет собой зубо-десенную пластмассовую шину, а при беззубой челюсти — обычный съемный протез.[2]

Шина Васильева — ленточная шина из нержавеющей стали толщиной 0,25-0,28 мм с зацепными петлями. Применяется для межчелюстного вытяжения и фиксации челюстей при их переломах. Входит в состав различных наборов для оказания первой помощи. Выгибается по зубному ряду вручную и укрепляется на зубах бронзо-алюминиевой проволокой. Межчелюстная фиксация осуществляется с помощью резиновой тяги.[2]:367

Шина Вебера — зубо-десенная пластмассовая шина для фиксации челюстей. Применяется для лечения переломов без смещения или на заключительном этапе, когда подвижность фрагментов уменьшается, а межчелюстная фиксация опасна возникновением мышечной или суставной контрактуры. Эта шина может также применяться при переломах нижней челюсти за пределами зубного ряда в области угла челюсти со смещением отломков в язычную сторону. В этом случае шина снабжается дополнительной наклонной плоскостью на стороне, противоположной смещению. Но при смещении более 10-15° применение этой шины противопоказано.[2]

Шина несъёмная из полукоронок — система полукоронок, покрывающих передние зубы, спаянная в единый блок. Применяют при шинировании передних зубов. Обладает хорошими фиксирующими свойствами. Но её установка требует дополнительной подготовки зубов. Пазы всех зубов, включённых в шину, должны быть параллельными.[2]

Шины проволочные по Тигерштедту — различные виды шин из алюминиевой проволоки диаметром 1.8-2 мм. Предложены С. С. Тигерштедтом в 1916 г. для фиксации челюстей при переломах. Наибольшее распространение получила одночелюстная гладкая шина-скоба и шина с зацепными петлями для вытяжения и межчелюстной фиксации. Шины укрепляют на зубах бронзово-алюминиевой лигатурой толщиной 0,2 мм.[2]

Шина съёмная по Порту — применяется при иммобилизации беззубых челюстей при их переломах. Представляет собой два пластмассовых базиса (верхней и нижней челюсти) с пластмассовыми окклюзионными валиками, соединёнными монолитно по их окклюзионной поверхности. Для питания пациента в передней части валиков вырезают отверстие. Шину применяют вместе с головной повязкой.[2]

Шина съёмная по Гуннингу — применяется для фиксации беззубых челюстей при их переломах. Она состоит из двух пластмассовых базисов. На верхнем базисе шина имеет три вертикальных стержня, которые входят в глухие отверстия на нижнем базисе. Шину применяют вместе с головной повязкой.[2]

Шина Мамлока — система корневых штифтов с накладками на язычную или нёбную поверхность зубов и спаянных вместе или отлитых одним блоком. Применяют для шинирования передних зубов. Применение шины требует депульпации.[2]:368

Шина Шпренга — съёмная шина из спаянных вместе накладок на язычную (небную) поверхность и режущий край передних зубов. Применяют для фиксации передних зубов при заболеваниях парадонта.[2]

Шина Эльбрехта — съёмная шина, представляющая собой замкнутую систему непрерывных кламмеров, охватывающих зубной ряд с вестибулярной и оральной стороны. Применялась в конце 20-го века, позднее вместо шин Эльбрехта стали применять комбинированные шины с опорно-удерживающими кламмерами системы Нея.[2]

Примечания

  1. ↑ Бандаж шейный БНЗ-28 (Шина-воротник типа Шанца) ТУ 9396-003-50910339-2000.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 «Справочник по стоматологии» / под редакцией АМН СССР проф. А. И. Рыбакова, проф. Г. М. Иващенко. — издание второе переработанное и дополненное. — М.: «МЕДИЦИНА», 1977. — 582 с. — (УДК 616.31(031)). — 100 000 экз.

См. также

dic.academic.ru

Виды лечебно-диагностических аппаратов

Можно выделить три вида лечебно-диагностических аппаратов в зависимости от: • степени перекрытия жевательной поверхности зубов; • материала, из которого они изготовлены; • целевого назначения аппарата.

К первому виду относятся аппараты с перекрытием всех зубов, аппараты, имеющие выступы, кламмеры, площадки, создающие окклюзионный контакт на отдельных зубах, а также небные пластинки,

не препятствующие смыканию зубов (плацебо-шины).

Шины могут быть изготовлены из пластмассы, металла (сплава с содержанием золота и серебра).

Шины из пластмассы в отличие от металлических просты в изготовлении, легко припасовываются и уточняются по окклюзии. Толщину жевательной поверхности шины можно варьировать в зависимости от степени необходимого разобщения зубных рядов.

По цели применения различают разобщающие, центрирующие (репозиционные), релаксационные и стабилизирующие шины, а также накусочные пластинки, хотя, конечно, каждый аппарат сочетает в себе элементы комплексного воздействия на зубочелюстную систему.

Разобщающие шины, перекрывающие полностью зубной ряд одной из челюстей, применяют при снижении окклюзионной высоты, сужении верхне- и заднесуставной щелей. Если это наблюдается в ВНЧС с двух сторон, толщина ок-клюзионных накладок шины одинакова слева и справа. При одностороннем сужении суставной щели толщина окклюзионной накладки больше на стороне суженной суставной щели (репозиционная шина).

При применении разобщающих шин разница между физиологическим покоем нижней челюсти и окклюзионной высотой должна быть сохранена.

Межальвеолярное расстояние можно увеличивать одномоментно или в несколько этапов. Это зависит от возраста пациента и степени необходимого разобщения зубных рядов. При отсутствии симптомов мышечно-суставной дисфункции у лиц среднего возраста можно одномоментно восстанавливать межальвеолярное расстояние.

У пациентов более старшего возраста, длительное время пользующихся полными съемными протезами с уменьшенным межальвеолярным расстоянием, адаптационные возможности нейромышечной системы снижены, поэтому увеличение межальвеолярного расстояния лучше делать постепенно. Альтернативный выход из положения: на старый съемный протез, к которому больной привык, сделать окклюзионную шину на искусственные зубы нижней челюсти. Можно увеличить межальвеолярное расстояние, изготовив мягкий базис на имеющийся протез нижней челюсти.

Центрирующие (репозиционные) шины осуществляют репозицию нижней челюсти и центрирование суставных головок в ямках. Эти шины применяют при частичных и полных дислокациях суставных дисков, если имеются соответствующие клинические симптомы, подтвержденные результатами аксиографии и МРТ.

При передней дислокации диска и смещении суставной головки назад наблюдается «реципрокный» щелчок — двойной щелчок при открывании и закрывании рта. Окклюзионную шину в этом случае устанавливают в конструктивном прикусе так, чтобы щелчки не возникали, а суставные головки заняли центрическое положение. Клинически это можно определить, если пациент немного выдвигает вперед нижнюю челюсть и из этого положения открывает и закрывает рот без щелчков.

Приводим пример использования репозиционной шины при одностороннем сужении суставной щели и укороченной ветви нижней челюсти.

Пациентка А., 38 лет, обратилась с жалобами на боль в области ВНЧС слева, щелчки в суставе справа, «выбухание» суставной головки слева, асимметрию лица за счет смещения подбородка вправо.

Прикус ортогнатический с глубоким резцовым перекрытием, смещение нижней челюсти вправо на ширину нижнего резца. Имеются мостовидные протезы в области боковых зубов нижней челюсти справа и слева (рис. 9.1, А).

На томограммах ВНЧС: правая суставная головка по сравнению с левой деформирована и значительно уплощена. В положении привычной окклюзии слева сужение заднесуставной щели. Ветвь нижней челюсти справа короче на 9 мм (рис. 9.1, Б).

Изготовлена репозиционная шина на нижнюю челюсть с окклюзионной накладкой на жевательные зубы справа (рис. 9.1, в), чтобы переместить нижнюю челюсть влево на ширину резца, улучшить положение суставных головок и уменьшить асимметрию лица. С окклюзионной шиной суставная щель справа увеличилась, слева стала равномерной. Через 2—3 дня жалобы уменьшились, открывание рта осуществлялось без смещения нижней челюсти вправо.

Даны рекомендации пользоваться шиной не менее 3 мес. После этого были изготовлены мостовидные протезы в правильном положении нижней челюсти.

Релаксационные накусочные пластинки. В отличие от центрирующих и разобщающих шин эти аппараты обеспечивают симптоматическое лечение — снятие боли и миорелаксацию. Они показаны в тех случаях, когда при болевом синдроме не выявлены причинные факторы или не могут быть быстро устранены окклюзионные нарушения (например, при большой протяженности несъемных конструкций).

В качестве релаксационных накусочных пластинок применяют:

• небные пластинки с накусочной площадкой у передних зубов. Их изготавливают на верхнюю челюсть. Они имеют горизонтальную или наклоненную площадку, на которую опираются нижние передние зубы, а все остальные зубы разобщены; • небные пластинки с кламмерами.

Рис. 9.1. Мышечно-суставная дисфункция, артроз ВНЧС у пациентки А. А — привычный прикус до (а) и после (б) наложения на зубной ряд нижней челюсти репо-зиционной шины (в) для центрирования суставных головок и компенсации укорочения ветви нижней челюсти справа; Б — томограммы ВНЧС в привычном прикусе (1), с окклюзион-ной шиной (2) и при открытом рте (3). Справа (а) — деформирующий артроз, укорочение ветви нижней челюсти на 9 мм; слева (б) — сужение заднесуставной щели в привычной окклюзии.

Рис. 9.2. Релаксационные накусочные пластинки. А — интерцептор «Schulte»: a — небная пластинка с проволочными гнутыми кламмера-ми, располагающимися между клыками и первыми премолярами; б — литая бю-гельная конструкция для длительного ночного пользования; в — литые кламмеры обеспечивают точечные контакты с дисталь-ными скатами нижних первых премоляров; Б — небная пластинка с площадкой от клыка до клыка для упора нижних резцов и разобщения боковых зубов [Ash M., Ramf-jord S., 1995].

Типичный представитель — релаксационная небная пластинка с перекидными проволочными кламмерами диаметром 0,8 мм, проходящими между клыками и премолярами или между премолярами на вестибулярную их поверхность (рис. 9.2). Перекидные части кламмеров находятся в контакте с дистальны-ми поверхностями нижних премоляров, поэтому при закрывании рта нижняя челюсть смещается несколько мезиально. Кламмеры располагают на зубах с обеих сторон симметрично и разобщают зубные ряды на 1—2 мм, не нарушая физиологический покой нижней челюсти.

Эффект миорелаксации наступает в ближайшие дни: уменьшаются бруксизм, боль и напряжение жевательных мышц.

После этого можно сделать перерыв, а при возникновении неприятных ощущений снова применять аппарат.

Небные пластинки показаны при интактных зубных рядах, включенных дефектах зубных рядов; противопоказаны при пародонтозе (травмируют пародонт нижних премоля-ров), отсутствии премоляров и моляров.

Если при бруксизме проволочные кламмеры ломаются, допустимо изготовление литых кламмеров, соединенных дугой. При протрузии верхних передних зубов изготавливают вестибулярную П-образную дугу.

При конструировании накусоч-ных пластинок необходимо соблюдать принцип билатеральной симметрии как в передней, так и в боковых окклюзиях. В процессе адаптации окклюзионные поверхности шин должны периодически корректироваться.

Релаксационную шину устанавливают не более чем на 2—3 нед, ее коррекцию производят через 1 и 3 дня, 1 и 2 нед. Затем ее используют как центрирующую шину с перекрытием всех зубов. Рекомендуется пользоваться аппаратом как можно больше, обязательно ночью и в стрессовых ситуациях.

Стабилизирующие шины сочетают в себе элементы вышеназванных шин и могут быть использованы при всех заболеваниях ВНЧС и жевательных мышц. Стабилизирующие шины в отличие от накусочных пластинок перекрывают окклюзионную поверхность всех зубов и обеспечивают контакт опорных бугорков противолежащей челюсти с небольшими (мелкими) ямками на своей окклюзионной поверхности.

Передние зубы контактируют с шиной только при сильном сжатии зубов. Шина изготавливается в центральном соотношении, в области боковых зубов она имеет толщину 1,5—2 мм. Шину устанавливают на ту челюсть, где она может создать наибольшую окклюзионную стабильность, в основном на челюсть с малым числом сохранившихся зубов.

Предпочтение отдают стабилизирующим шинам на верхнюю челюсть. Эта шина имеет ряд особенностей и преимуществ: она перекрывает с вестибулярной стороны верхние передние зубы, препятствуя их вестибулярному смещению, что важно при патологии пародонта и глубоком резцовом перекрытии. Кроме того, такая шина дает возможность создать «клыковое ведение» в боковых окклюзиях, исключить контакты боковых зубов в передней и боковых окклюзиях, что способствует миорелаксации жевательных мышц [Хватова В.А., 1996].

Включение в шину всех зубов препятствует их вертикальному перемещению. Шина не показана при концевых дефектах зубных рядов.

Возможно применение шины на нижнюю челюсть, так как она меньше нарушает эстетику и фонетику (расположение ниже экватора языка).

Типичный пример стабилизационной шины — мичиганская шина, которая моделируется воском и заменяется пластмассой методом горячей полимеризации (рис. 9.3-9.6). На нижней челюсти такая шина должна обеспечивать «резцовое и клыковое ведение».

Продолжительность постоянного использования шин от 3 до 4 нед с систематическим контролем, особенно у лиц с болевым синдромом, у которых трудно сразу определить центральное соотношение челюстей. Постепенное снятие боли достигается путем коррекции шины.

Разобщающими, центрирующими и стабилизирующими шинами нужно пользоваться круглосуточно, снимая их только во время чистки зубов.

Основная цель применения стабилизационной шины — достижение множественных контактов зубов в определенном положении нижней челюсти по отношению к верхней.

Рис. 9.3. Стабилизирующая шина для верхней челюсти (схема). а — общий вид; б — поперечный срез шины в области левого клыка.

Рис. 9.4. Стабилизирующая шина для верхней челюсти в полости рта. а — при смыкании челюстей; б — в правой боковой окклюзии «клыковое ведение» (обозначено стрелкой), все остальные зубы разобщены [Ash M. et al., 1995].

Стабилизирующая шина изготавливается в полурегулируемом артикуляторе на моделях, установленных с помощью лицевой дуги или балансира (фундаментные весы). Это необходимо для получения необходимых контактов в центральном соотношении, передней и боковых окклюзиях.

Окклюзионная поверхность верхнечелюстной шины касается щечных опорных бугорков нижних боковых зубов, неопорные бугорки нижней челюсти не должны иметь контакт с шиной во избежание балансирующих контактов.

Толщина шины должна быть как можно меньше (1—2 мм). Более толстые шины затрудняют смыкание губ, мешают при разговоре, затрудняют физиологический покой и могут вызвать гиперсаливацию. Большая толщина шины может быть при лечении «двойного щелчка», большом резцовом перекрытии и резко выраженной кривой Spee.

Для изготовления шины используют пластмассу горячей полимеризации, самотвердеющую прозрачную пластмассу.

Недостатки шины: нарушение речи в период адаптации, видимость края шины в области передних зубов.

Требования, предъявляемые к шине:

• хорошая ретенция; • множественный контакт шины и щечных бугорков нижних зубов в положении центральной окклюзии; • контакт только клыков в боковых окклюзиях; • отсутствие давления на зубы; • симметричные контакты боковых зубов при глотании; • нормальное смыкание губ.

Оформление окклюзионной поверхности шин. При использовании окклюзионных шин показано создание «резцового и клыкового ведения». При «клыковом ведении» на рабочей стороне дизокклюзия меньше, чем на балансирующей (1—2 мм против 3—4 мм).

Рельеф окклюзионной поверхности шины:

• плоский или с незначительными отпечатками вершин бугорков противолежащих зубов для релаксационных и стабилизирующих шин; • с четкими, глубокими отпечатками бугорков противолежащих зубов для репозиционных шин с целью установления суставной головки и диска в правильном положении. По мере наступления репозиции глубина отпечатков и толщина шины уменьшаются.

В области фронтальных зубов резцы должны скользить сначала по плоской, а затем по отвесной поверхности шины, разобщая в передней и боковых окклюзиях боковые зубы. Это означает, что на шине нужно создавать идеальную функциональную окклюзию — «резцовое и клыковое ведение» и дизокклюзию боковых зубов.

Анализируя соотношение передних зубов после их разобщения, можно решить, на какую челюсть лучше сделать шину — на верхнюю или нижнюю. Чем больше выражена протрузия верхних резцов, тем больше показаний к изготовлению верхнечелюстной шины, на которой можно сформировать контакт с нижними резцами с учетом вышеуказанных требований.

На нижнечелюстной шине пришлось бы с вестибулярной стороны делать очень большой выступ для контакта с верхними резцами.

Чем больше оральный наклон верхних резцов, тем больше показаний к изготовлению нижнечелюстной шины. На ее вестибулярной поверхности в области резцов и клыков формируют выступ, верхняя поверхность которого вогнута так, что верхние резцы скользят сначала по плоской, а затем по отвесной поверхности, разобщая боковые зубы в протрузионном положении.

В.А.Хватова Клиническая гнатология

medbe.ru

Медицинская шина

 

Изобретение относится к травматологии , ортопедии и военно-полевой хирургии и может быть использовано при изготовлении устройств для иммобилизации. Целью изобретения является повышение механической прочности шины при различных ее изгибах. Устройство содержит каркас 1 шины , облицованный пластмассой, из которой выполняют поперечные элементы 2 в виде полос с отверстиями для перемещения на каркасе 1 и армированные только в центральном отделе арматурой 3 с удвоенной проволокой. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sr>s А 61 F 5/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4731725/14 (22) 25.08.89 (46) 07.03.92. Бюл, М 9 (71) Иркутский государственный медицинский институт (72) С.С.Сергеев (53) 615.472(088.8) (56) Русаков А.Б. Транспортная иммобилизация. M;: Медицина, 1975, с. 29-31. (54) МЕДИЦИНСКАЯ ШИНА (57) Изобретение относится к травматологии, ортопедии и. военно-полевой хирургии

„„Я „„1717132 А1 и может быть использовано при изготовлении устройств для иммобилизации. Целью изобретения является повышение механической прочности шины при различных ее изгибах, Устройство содержит каркас 1 шины, облицованный пластмассой, из которой выполняют поперечные элементы 2 в виде полос с отверстиями для перемещения на каркасе 1 и армированные только в центральном отделе арматурой 3 с удвоенной проволокой. 7 ил.

i 717132

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, в частности к медицинским шинам, предназначенным для изготовления устройств для иммобилизации, и может быть использовано у пострадавших, раненых и больных как на догоспитальном, так и на госпитальном этапах в мирное и в военное время.

Цель изобретения — повышение механической прочности шины при различных ее изгибах.

На фиг, 1 показана медицинская шина; на фиг. 2 — участок шины, вид сверху; на фиг.

3 — сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4— ограниченное сечение; на фиг. 5, 6 и 7— схемы использования шины.

Медицинская шина содержит проволочный каркас 1 с поперечными элементами 2, в средней части которых имеется арматура

3, а по краям — отверстия для каркаса.

Протяженность и число всех поперечных элементов 2 и промежутков между ними на любом участке шинь, равном ее ширине, соответствует формулам а+Ь=! а .Ь

llpM — = — = и, с d где а — протяженность всех поперечных элементов на любом участке шины, равном ее ширине;

Ь вЂ” протяженность всех промежутков между поперечными элементами на любом участке шины,.равном ее ширине; с — протяженность поперечного элемента;

d — протяженность промежутка между поперечными элементами;

n — число поперечных элементов.на участке шины, равном ее ширине; ! — ширина шины.

Облицовка каркаса пластмассой, из которой и выполнены поперечные элементы 2 в виде полос, обеспечивает: а) усилие прочностных характеристик шины, так как при различных вариантах изгибания шины в процессе изготовления устройств для иммобилизации может возникнуть перелом металлического каркаса, а в этом случае непрерывность каркаса будет поддерживаться и сохранятся за счет имеющейся пластмассовой облицовки; б) облегчение изготовления устройств для иммобилизации, что связано с тем, что в процессе изготовления при различных вариантах изгибания шины при создании устройств для иммобилизации не будет разрушаться сама шина, а именно разрываться связь поперечных элементов 2 и ее каркаса 1, в связи с ее эластичностью и

10

15 r) упрощение ее реставрации, так как

45

55

35 упругостью, а именно эластичностью и упругостью самих поперечных элементов 2 и их связей с каркасом 1; в) повышение опорности шины, так как выполнение поперечных элементов в виде полос увеличивает площадь контакта поврежденных и смежных сегментов скелета с шиной, что позволяет при использовании данных шин отказаться от подстилочных прокладок и избежать осложнений, связанных со сдавлением мягких тканей поперечными элементами 2, которые имеют место при использовании известных шин, например лестничных; возможно после использования шин, на которых были образованы окна, восстанавливать ранее удаленные поперечные элементы 2 путем крепления к каркасу 1 шины полуфабрикатов поперечных элементов 2 путем сваривания, клепки, сшивания скрепками и т.д.; д) эластичность шины, что также в свою очередь наряду с профилактикой сдавления мягких тканей, служит целям более плотного охвата иммобилизируемых сегментов скелета, т.е. улучшаются фихсационные характеристики шины; е) упрощение санитарно-гигиенической и специальной обработки шины после ее использования; ж) долговечность шины и возможность ее длительного сохранения в неблагоприятных условиях, например во влажной среде.

Армирование поперечных элементов 2 в виде полос в центральных их отделах удвоенной проволокой преследует несколько целей: а) ускорение и облегчение изготовления устройств для иммобилизации, так как при необходимости образования окон или боковых ограничительных выступов (см. выше) поперечные элементы 2 легко удаляются путем их пересечения на участках, лишенных металлической арматуры (удвоен на я и роволока) у самого каркаса, не требуя специального инструментария, который необходим при работе с известной лестничной шиной; б) армирование поперечных элементов

2 удвоенной проволокой в виде замкнутого контура сообщает шине необходимую поперечную жесткость, что имеет немаловажное значение для желобообразной деформации шины при изготовлении устройств для иммобилизации, что в свою очередь повышает фиксационные характеристики шины, обеспечивая необходимую жесткость фиксации; в) наличие разрыва жестких связей между каркасом шины и удвоенной проволокой в виде замкнутого контура, причем выпол1717132 нение этого разрыва — участка поперечного элемента 2 только из пластмассы, повышает устойчивость и резистентность шины к внешним нагрузкам как в процессе изготовления устройств для иммобилизации, так и в процессе эксплуатации шины, при которых участок поперечного элемента 2, лишенный арматурц, является демпфером возникающих напряжений, которые он гасит, пластично деформируясь, что приводит к сохранению конструкционной целостности шины.

Выполнение шины таким образом, что протяженность и число всех поперечных элементов 2 и промежутков между ними на любом участке шины, равном ее ширине, соответствует указанным выше формулам, обеспечивает возможность осуществления различных вариантов изгибания шины а процессе изготовления устройств для иммобилизации. Необходимость соблюдения данных соотношений размерности на шине связано с тем, что поперечный элеменТ 2 выполнен в виде полосы, т.е. имеет опреде ленную протяженность, что создает мйого проблем с осуществлением различных вариантов изгибания шины.

Соблюдение указанных соотношений размерности необходимо для того, чтобы всегда обеспечить на уровне промежутков . на любом участке шины косой перегиб и отгиб участка шины под углом в 90 С без значительного разрушения шины; т.е. чтобы обеспечить косой перегиб шины и,создать при этом достаточную механическую прочность в зоне изгиба или перегиба, начало и конец которых на каркасе шины всегда будут приходиться на промежутки между поперечными элементами 2. B доказательстве этого см. фиг. 4, на которой показана шина

5 с числом поперечных элементов 2, равным

3, на участке ее равном ее ширине, и показана возможность выполнения косого перегиба под углом в 90, причем перегиб может быть осуществлен по линиям D-D> и Е-Е>, а

10 также по любой другой линии, находящейся между линиями 0-D1 и Е-Е, и паоаллельной им, В противном случае (при несоблюдении вышеуказанных соотношений размерностей) конец перегиба на каркасе шины мо15 жет прийтись на поперечный элемент 2, что может вообще сделать его невозможным или приведет к нарушению конструкционной надежности изготовленного устройства для иммобилизации. Такое выполнение ши20 ны обеспечивает и возможность осуществления на ней изгиба путем углового сдвига.

При выполнении шины соотношение поперечных элементов 2 и промежутков между ними предпочтительнее в пределах

25 с d, при их числе более единицы, но менее

5 (1 n 5).

Формула изобретения

Медицинская шина, содержащая проволочный каркас с поперечными элементами, 30 отличающаяся тем, что, с целью повышения механической прочности шины при различных ее изгибах, поперечные элементы выполнены в виде пластмассовых пластин с арматурой в средней части и с

35 отверстиями для перемещения их на каркасе, при этом каркас облицован пластмассой.

1717132

Составитель В.Багаиов

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор О.ципле

Редактор Л;Волкова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород„ул.Гагарина, 101

Заказ 828 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,. 4/5

Медицинская шина Медицинская шина Медицинская шина Медицинская шина 

www.findpatent.ru

Шины при переломах, виды шинирования, способы наложения шин — Суставы

При переломах для безопасной транспортировки пострадавшего используются разные виды шин, но прежде, чем накладывать тот или иной фиксатор, необходимо разобраться, в чём их преимущества и когда лучше использовать ту или иную конструкцию.

Из проволоки

hinЛестничная шина Крамера применяется при переломах рук или ног. Изготавливается она из проволоки и напоминает по своему строению лестницу. В случае закрытого перелома накладывать такую конструкцию можно непосредственно на одежду.

Перед использованием проволочную заготовку нужно обложить ватой, которая закрепляется при помощи бинта. Моделируют и изгибают проволочное полотно по здоровой руке, после чего прикладывают к повреждённой руке, следя при этом чтобы конструкция охватила два сустава, а не только область перелома.

Для фиксации бедренного сустава используют сразу три шины. Одна ложится с внутренней стороны, другая снаружи, а третья под ногу. После того, как вся конструкция будет уложена, её прибинтовывают к конечности при помощи бинта, заполняя свободное пространство внутри ватой или одеждой, чтобы нога не могла свободно перемещаться.

Из дерева

hin2Шина Дитерихса – ещё одна транспортная конструкция, которая была предшественником предыдущей. Состоит она из двух деревянных элементов – доски с просверленными отверстиями и доски, в которую вкручена втулка. Обе части соединяются между собой, что позволяет обеспечить надёжную иммобилизацию повреждённой конечности. Но использовать эту модель можно только в случае перелома ног, для иммобилизации при травмах верхних конечностей она не подходит.

Основными показаниями для использования этого прибора можно считать:

  1. Массовое повреждение мягких тканей.
  2. Ожоги.
  3. Отморожения.
  4. Синдром длительного сдавления.
  5. Повреждения кровеносных сосудов.
  6. Повреждения нервных стволов.
  7. Повреждения костей.
  8. Повреждения суставов.

При этом используемые шины должны обеспечить надёжную фиксацию в физиологически выгодном положении и в то же время быть простыми в применении, чтобы наложение их не сказалось на общем состоянии пациента и на занимало длительный период времени.

Пневматические

hin3Медицинская пневматическая шина – герметичная камера, внутрь которой помещается повреждённая конечность, вокруг которой происходит подача воздуха. Различают три типа устройства. Первое предназначено для кистей и предплечий. Второе — для стопы и голени, а третье — для бедра и коленного сустава.

Используются эти предметы не только при явном переломе, который можно определить по имеющимся симптомам, но и при подозрении на перелом, при повреждении крупных и мелких суставов, при травмировании мягких тканей с большими отёками и гематомами. Применять пневматические шины могут не только врачи «Скорой помощи», но и сотрудники спортивных комплексов, МЧС, служб медицины катастроф. При этом в момент наложения риск получить дополнительную травму минимален, а полученная иммобилизация оказывается надёжной и длительной, что позволяет перевозить пострадавшего на дальние расстояния.

К тому же, чтобы сделать рентген, такой фиксатор совсем не обязательно снимать, в отличие от двух предыдущих моделей, так как рентгеновские лучи совершенно свободно проходят сквозь материал. И, наконец, одежда и обувь не мешают применению такого метода фиксации.

Масса устройства не превышает 3 кг. Эксплуатироваться может при температуре от -20 до +50 градусов. Надуть же можно только до определённых пределов, который составляет 50 мм рт. ст.

Понятие

shina-pri-perelome-nogi

Медицинская шина – это ортопедическое приспособление, предназначенное для оказания первой помощи, а также осуществления лечения при повреждениях опорно-двигательного аппарата. Но не при каждой травме её применение оправдано – поражение должно быть таким, чтобы оно локально нарушало функцию части тела. Говоря простым языком – это тяжёлые травмы (переломы, вывихи, разрушение мягких тканей, повреждения сосудов и нервов).

В подобных случаях полноценное заживление возможно только в одном случае – когда сегмент опорно-двигательного аппарата должен быть полностью выключен из работы. Чтобы адекватно выполнять это предназначение, современные шины должны обладать следующими качествами:

  • Быть достаточно прочными, выдерживая при этом не только собственный вес части тела, но и силу активных движений. Подвижность должна быть не ограничена, а исключена полностью сразу же после проведения иммобилизации.
  • Иметь небольшой вес, чтобы не доставлять пациенту неудобства при выполнении какой-либо деятельности. Громоздкая и тяжёлая шина может не только ограничивать активность пациента, но и служить причиной ухудшения его состояния.
  • Являться физиологичной по своему строению, чтобы после наложения не приводить к порочной фиксации конечности. Она не должна вызывать сильного давления на выступающие участки скелета, а также исключать любое воздействие на сосудистые и нервные пучки.
  • Иметь комбинированное устройство, что позволит применять одно табельное средство для разных случаев. Модификация необходима потому, что каждый пациент имеет индивидуальные показатели роста, веса и телосложения.

Деление медицинских шин на жёсткие и мягкие больше условное, и зависит от исходного строения изделия и области его применения – действие каждой из них на организм в любом случае одинаково.

Жёсткие шины

Разделение внутри этой группы происходит по принципу исходного материала – он должен быть устойчивым к механическому воздействию. Поэтому следует перечислить все разновидности, начиная от самых простых и старых средств:

  1. Историческим материалом для шин являлось дерево – именно из него получалось сделать одновременно лёгкие и прочные шины.
  2. Но все они отличались существенным недостатком – невозможностью какой-либо модификации.
  3. Поэтому приходилось делать их из нескольких частей, что сказывалось на опорных свойствах.
  4. Среди них можно выделить некоторые изделия, применяющиеся и до сих пор – шина медицинская Еланского или Дитерихса.

Указанные варианты широко использовались в военно-полевой хирургии, где требовались надёжные и простые средства. Разработка Еланского предназначалась для фиксации головы, шеи и грудной клетки, и состояла из деревянной рамки, снабжённой несколькими ремнями. Шина Дитерихса являлась универсальным средством, позволяя осуществлять одновременное удержание и вытяжение в случае повреждений бедренной кости и прилежащих к ней суставов.

Все жёсткие шины используются для оказания первой помощи при травмах в области значительных по протяжённости участков скелета, которые они, благодаря своей длине, надёжно фиксируют.

Современные

htmlconvd-miux4w_html_167eb715

Сейчас в широкой медицинской практике применяются только те средства, которые обладают комбинированными свойствами. Это позволяет использовать одно и то же изделие при различных травмах:

  • Следующим этапом развития стало появление металлических вариантов, представляющих собой одновременно прочный и гибкий каркас, состоящий из проволоки.
  • Их типичным представителем в наше время является лестничная шина Крамера.
  • Изделия характеризуются возможностью модификации, лёгкостью, и гибкостью в сочетании с прочностью.

Но со временем проволока разрушается, что сказывается на опорных свойствах. Поэтому потребовалась разработка более устойчивых к действию времени изделий:

  • Самыми современными средствами, широко применяемыми в травматологии и медицине катастроф, являются комбинированные пластиковые шины.
  • Они легко подвергаются модификации, имеют небольшой вес, хорошо переносят дезинфекцию.
  • При этом пластмасса обладает достаточной прочностью, способной выключить подвижность в определённом сегменте.

Среди указанных вариантов не следует отдавать особенное предпочтение какой-либо шине – каждая из них обладает набором неповторимых и уникальных качеств, которые объясняют их широкое применение в настоящее время.

Мягкие шины

40749

Подобные варианты поддерживающих средств, вопреки заблуждениям, не используются при лёгких вариантах повреждений. Просто такое понятие обусловлено исходным материалом, применяющимся для изготовления шин. Они не отличаются значительной прочностью, но при наложении обеспечивают иммобилизацию локальных участков опорно-двигательного аппарата.

Сейчас широко применяются новые пневматические шины, представляющие собой полые камеры, наполняемые воздухом. Но не все мягкие шины являются современными изделиями – например, ватный воротник Шанца был изобретён более 100 лет назад. И опять же – он не имел «гражданского» назначения. Его основной сферой применения были боевые травмы, сопряжённые с повреждением шейного отдела позвоночника.

Пневматическая

Лечебное действие этих изделий основано на давлении воздуха, которое осуществляет механическое воздействие на его стенки. При достижении определённых значений шина приобретает такую прочность, которой достаточно для удержания определённого сегмента опорно-двигательного аппарата. Также их применение основано на следующих принципах:

  1. Существуют различные модификации пневматических шин, которые в зависимости от строения фиксируются на определённые участки тела. Обычно ими являются небольшие по размеру области – стопа и голень, предплечье и кисть.
  2. В исходном состоянии изделие не обеспечивает эффекта иммобилизации, так как представляет собой лишь гибкий цилиндр.
  3. Подобные средства надуваются не силой выдоха человека – так практически невозможно создать внутри них необходимое давление. Для этой цели существует небольшой компрессор, который нагнетает внутрь шины достаточное количество воздуха.
  4. В надутом состоянии её нельзя надеть на нужный участок конечности, так как внутренние поверхности изделия прочно сомкнутся. Поэтому перед использованием шина располагается в правильном положении, и только после этого она подключается к компрессору.

Сейчас разработаны также универсальные варианты изделий – они состоят из нескольких частей, которые надуваются по отдельности. Это позволяет регулировать их длину для применения на различных участках конечностей.

Воротник

vorotnik-shanca

Этот мягкий вариант шины сейчас больше причисляется к профилактическим средствам – его основной сферой использования стало лечение остеохондроза. Хотя ватный воротник по-прежнему остаётся эффективным средством первой помощи при черепно-мозговых травмах и повреждениях шейного отдела позвоночника. Это обусловлено следующими свойствами:

  1. При правильном применении он проявляет мягкую иммобилизацию – препятствует осуществлению любых движений головы. Становится невозможным осуществить активное сгибание или разгибание, а также вращение.
  2. При повреждении позвоночника он обеспечивает замещение его функции – принимает на себя всю амортизационную нагрузку. Поэтому при движениях все толчки переходят на воротник, где их сила гасится, и не передаётся на вышележащие отделы.
  3. Наконец, эта шина осуществляет одновременную разгрузку мягких тканей, устраняя спазм мускулов шеи, возникающий сразу после травмы.

Хотя сам по себе воротник Шанца не обладает выраженными лечебными свойствами, его применение существенно снижает риск возможных осложнений. Поэтому даже минимальное подозрение на травму шеи служит показанием к его использованию.

Что такое пневматическая шина

пневмошины

Медицинская пневматическая шина может быть целесообразно применена при переломе, подозрении на перелом, повреждении мягких тканей (включая кровотечения). Продолжительность применения ограничивается периодом транспортировки пострадавшего с непосредственного места получения травмы к медицинскому учреждению.

Это устройство представляет собой камеру из эластичной пленки с застежкой типа «молния» и клапаном для нагнетания воздуха внутрь камеры. Конечность, которая была травмирована, помещается внутрь такой камеры, далее в камеру нагнетается воздух под высоким давлением. Такой аппарат для иммобилизации, как пневмошина, может быть использован даже при низких температурах благодаря термоизолирующему эффекту.

Области применения и разновидности

пневматическая шина

Пневматическая медицинская шина полностью повторяет рельеф фиксируемой конечности. Ее с уверенностью можно назвать временным гипсом. Применимы шины при травмах стопы, голени, предплечья, как средство взаимной, так и самопомощи. Могут использоваться с целью предотвращения попадания инфекции и остановки кровоизлияния, так как являются воздухонепронецаемыми. Важной характеристикой рассматриваемого устройства можно назвать рентгенпрозрачность. Давление в камере не превышает 50 мм. рт. ст., диапазон температур, допустимых для использования данных шин – от 25 до 40 градусов выше нуля.

Пневматические шины – необходимый атрибут личной водительской аптечки. Часто используются бригадами скорой медицинской помощи, службами спасения, в спортивных и развлекательных комплексах, в подразделениях различных крупных добывающих и производственных предприятий.

В зависимости от области применения выделяют такие категории пневматических шин:

  • для голени, стопы – типа «сапог короткий»;
  • для бедра, колена – типа «сапог длинный»;
  • для предплечья, кисти – типа «рукав».

Различают, кроме того, детские и взрослые медицинские пневматические шины. Внешний вид, технические, физические и химические характеристики, а также область применения их одинаковы, не совпадает лишь размер.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • простота конструкции, быстрое наложение;
  • благодаря физическим свойствам материала есть возможность наблюдать за фиксируемой конечностью;
  • возможность сделать рентген, не снимая повязки, благодаря физическим свойствам материала;
  • при наложении такого средства риск травматизма минимален, что обусловлено достаточной эластичностью самой конструкции;
  • возможно наложение поверх одежды и обуви благодаря размерам шины;
  • высокая мобильность благодаря компактности и малому весу.

Недостатки

  • возможен прокол средства и, как следствие, недостаточная надежность фиксации;
  • повышение давления в камере влечет за собой повышение жесткости фиксации с одной стороны, но сдавливание мягких тканей с другой, что может повлечь за собой необратимую ишемию конечности при длительном использовании;
  • при переломах таких крупных костей, как плечевая и бедренная, использование пневматической шины не будет достаточно эффективным из-за недостаточной жесткости фиксации;
  • пневматическая медицинская шина также может стать причиной усиления кровотечения при открытом переломе и разрыве мягких тканей, сработав в качестве венозного жгута.

Порядок наложения

наложение пнемошины

  1. В первую очередь следует дать оценку состоянию пациента, осмотреть пострадавшую конечность, применить анестетики, убедиться, что есть необходимость использовать пневматические шины.
  2. Средство извлекают из упаковки, размещают под конечность, которую необходимо зафиксировать.
  3. Далее открывают клапан воздуходува, сверху над устройством придают пострадавшей конечности максимально удобное положение. При необходимости сооружают подкладку из ваты, бинта либо других подручных материалов. Если имеются повреждения мягких тканей (например, открытый перелом), потребуется наложение асептической повязки. Молнию на повязке застегивают.
  4. Следующим действием надувают устройство непосредственно для иммобилизации, можно использовать ручной насос либо через салфетку ртом. Клапан закрывают, проверяют его герметичность.
  5. Важно проверять цвет и температуру кожных покровов, чтобы не допустить необратимой ишемии.
  6. Положение пострадавшего при транспортировке зависит от его текущего состояния.
  7. При прибытии в лечебное учреждение сначала открывают клапан, затем застежку и освобождают конечность. Время использования фиксирующего средства не должно превышать 60 минут.
  8. После использования важно провести соответствующие гигиенические и дезинфицирующие процедуры.

sustavi.biz