Nokian разработала «всепогодные» шины. Шины всепогодные


Всесезонная резина зимой - а стоит ли рисковать?

Для всех, без исключения, автовладельцев в период смены сезонов (весна/осень) наступает время смены обуви для машины. Перед пунктами шиномонтажа длинные очереди и записываться приходится нередко прямо с утра, что бы попасть к вечеру.

Хорошо тем, у кого есть сменный комплект резины на дисках, перекинул колёса и спокоен. Но перед тем как обзавестись зимним комплектом шин, нередко проходит много времени в раздумьях. А стоит ли затевать эту возню с сезонной резиной и не легче ли купить всесезонку? Но давайте сначала разберёмся, что это за зверь такой — всесезонная шина.

Гудрич

То, что есть летние шины, есть зимние – это знают все. Но надежда на универсальность всё ещё живёт в массах. Вот и при выборе обуви для своего авто многие рассматривают шины с маркировкой All Season или All Weather на боковине (иногда стоит значок снежинки и солнца). Но прежде чем сделать свой выбор в пользу такой резины, на которой можно передвигаться круглый год, стоит для начала крепко подумать.

Сама идея такого вида шин родилась не в нашей стране с её многообразными климатическими поясами, а на европейских просторах. Идея может быть и не плоха, но есть одно НО. Не стоит забывать, что Европа – это в основном страны с мягким климатом. Французы или итальянцы падают в обморок при температуре воздуха в -10. А если ещё снег выпадет в Италии – это вообще национальная катастрофа и красный уровень опасности. А у нас? А у нас апельсины не растут и зимы наступают с морозами и неплохими снегопадами.

Почему вообще идёт деление на летние и зимние шины? Для чего все эти разработки оптимального рисунка протектора и физических свойств материала шины? Летние шины изготавливаются из более жесткой резины, имеют меньшей глубины протектор и предназначены, в первую очередь, для хорошего сцепления с асфальтом.

Зимние шины из более мягкой резины, имеют протектор крупный из блоков ламелей и рассчитаны на движение по рыхлому снегу. Уже по тому, что зимой и летом резина меняет свои физические свойства и ведёт себя по разному, можно сделать следующее умозаключение. Универсальной шины, которая бы одинаково хорошо себя вела и на жарком асфальте и на промёрзшем снеге не бывает. Какой бы рисунок протектора у неё не был.

2

резина-липучка

Летние шины в морозы становятся просто «дубовыми» и автомобиль на дороге становится как корова на пластмассовых лыжах. Зимняя резина слишком мягкая для жаркого асфальта, шумная и очень быстро изнашивается. Так же и всесезонка, которая совмещает в себя элементы двух видов резины. Плохо подходит она для круглогодичного использования на Российских дорогах. При температурах ниже -7 градусов она уже теряет эластичность и сцепление со льдом падает.

С одной стороны налицо экономическая выгода приобретения всепогодной резины. Одно дело покупать два комплекта, то ли один – разница ощутима. Если не брать в расчёт экономическую составляющую, то вторая причина по которой приобретают всесезонную резину – это наличие лёгкий внедорожников (а-ля Нива 4х4).

Зачастую шины подбираются для универсального использования в любое время года и при любых погодных условиях. Тем более что внедорожники часто используются вдали от асфальтовых дорог. И потому владельцы Ваз 2121 нередко рассматривают шины с маркировкой М+S (грязь и снег) на боковине в качестве постоянной обуви.

Считается, что это универсальный вариант для того, что бы ездить на полноприводном внедорожнике круглый год. Однако полный привод – это только половина дела. Вторая половина – это во что обуты колёса автомобиля. Не зря заядлые рыболовы и путешественники даже в лето для путешествий по бездорожью берут специальную грязевую резину, а не для повседневных поездок.

Летом всезезонные шины подойдут разве что только для того, что бы заехать к другу на дачу по песочной грунтовке. Спуститься с мокрой горки к пруду – уже есть риск не выбраться обратно. А зимой и того хуже. Даже по результатам многих тестов они остаётся в последних рядках после зимней липучки и шипованных шин по многим характеристикам.

На снегу «липучки» ведут себя намного лучше всесезонки. Даже шиповка по рыхлому снежному покрытию оставляет всесезонку позади, а про гололёд и говорить нечего. Зимние шины показывают лучшую управляемость и проходимость практически на любом дорожном покрытии (включая снег).

Если всё же внедорожный автомобиль не используется в экстремальных условиях а понемногу и не быстро ездит по городу и на даче (ну и пару раз за лето на рыбалку) то всепогодные шины в принципе можно поставить на колёса.

Для самого ходового российского внедорожника, Нива 4х4, лучшими по характеристикам являются Kama Flame 205/70 R16, Cooper Discoverer 215/65 R16, BF Goodrich 215/65 R16, Yokohama Geolandar A/T 215/65R16. Все эти шины объединяют минимальные внедорожные возможности. Протектор быстро забивается грязью, травой («замыливается») и очищаться сам не умеет. Так что выбираться на бездорожье желательно только по сухому. Зимой же относительно уверенно чувствует себя по первому снегу. На рыхлой снежной каше (что не редкость на городских дорогах зимой) довольно быстро забивается и плавает. По снежному накату уже чувствуется неуверенность в управлении и торможении. А в гололёд точно нужно не высовываться из гаража, если нет крайней на то необходимости.

Я сам 2 полных зимних сезона отъездил на АТ-шном Ханкуке и плохого ничего сказать не могу. Цепкая по трассе, вполне сносно по чистому льду, шикарно по любому снегу. А летом и осенью само собой замечательно, грязь месит классно, забивается, конечно, но тем не менее тащит. Очень рекомендую, если присматриваете всесезонку на Ниву Шевроле.

Виджет от SocialMart

Так что краткое резюме. По большому счёту всесезонной резины не бывает. Та, что считается таковой, это по сути летняя с осторожным использованием в зиму (и то, если температура не опускается ниже -7…-10) В противном случае всесезонка превращается в ледяной пластик и езда таких шинах превращается в незабываемый экстрим и добавляет седых волос на голове. Вот и посудите сами, стоит ли из соображений экономии или по другим причинам рисковать своей безопасностью и целостностью своего железного коня? Уж лучше выбрать хорошую зимнюю шиповку и диски к ней. Перекинул колёса и езди спокойно.

Ну а если все-таки решили брать всесезонку, то есть статейка на эту тему — как выбрать всесезонную резину.

Другие обзоры шин и дисков:

shina-gear.com

Всесезонные шины

Шины, как считают многие, делятся на всесезонные, летние и зимние. Такое заблуждение возникло из-за того, что некоторые производители в маркировке шины указывают All Season или All Weather, что в переводе означает всесезонная или всепогодная покрышка. Правильно ли такое деление, почему на шинах ставят надпись "всепогодная" или "всесезонная", и стоит ли использовать всесезонки в России? 

  Автомобильная резина с надписью All Season, All Weather или со значком солнце/снежинка производится не для круглогодичной эксплуатации в России. Такая шина, считающаяся всесезонной, предназначена для эксплуатации только в странах с мягкими климатическими условиями. Ездить на всесезонке можно лишь при температуре воздуха до 0 градусов по Цельсию.  Если бы всепогодные шины были идеальным вариантом для всесезонной эксплуатации, то, согласитесь, производители покрышек отказались бы от дорогостоящего изготовления летней покрышки и зимней резины . Зачем тратиться на многочисленные разработки и тесты сезонных моделей, если всесезонка была бы способна раз и навсегда избавить автовладельцев от сезонной переобувки.

  Первая всесезонная шина появилась в 1977 году в США. Но тогда всесезонка "Tiempo" была громко осмеяна. Через три года в Германии такая же участь постигла всесезонку All Weather от Goodyear . В 1989 году Dunlop провела презентацию усовершенствованной всесезонной шины All Season. Новая разработка прижилась в странах с мягким климатом. С тех пор многие компании также стали выпускать всесезонные покрышки с маркировкой All Season или All Weather.

  Но следует учесть, что всесезонные шины не пригодны для круглогодичного использования в жестких зимних условиях. Для России всесезонки особенно не подходят. При температуре минус 7 градусов  резина - всесезонка теряет эластичность, что приводит к снижению сцепления с дорогой и уменьшению тяги. Зимние шины разработаны из специального материала, который сохраняет эластичность в мороз и обеспечивает лучшее сцепление с дорогой. У зимних шин, как показывают тесты, сцепление с заснеженной дорогой на 50-60% выше, чем у всесезонной. Стоит ли рисковать своей безопасностью и покупать всесезонные покрышки.

 Особенности протектора всесезонной шины

  Всесезонная резина - это попытка соединить в одной шине лучшие характеристики зимних и летних покрышек. Поэтому протектор резины All Seasons или All Weather должен содержать в себе плюсы всех сезонных шин. Большинство всесезонок имеют скругленные боковины, заимствованные у летних моделей. От зимних покрышек всесезонной шине достались широкие канавки и рассеченные ламели.     

  Зимние шины имеют высокий самоочищающийся протектор, который приспособлен для сминания снега. И состоит из ламельных блоков. Летние шины отличаются более низким протектором. Главное для них - надежное сцепление с асфальтом, поэтому ширина и глубина канавок небольшая. Могут ли два совершенно разных протектора идеально сочетаться в одной всесезонной шине? При этом в мороз будет сминать снег, а в летнюю жару обеспечит надежное сцепление с дорогой. Конечно, нет. Ведь состав резины для лета кардинально отличается от резиновой смеси для зимы. Всесезонная шина просто не способна вести себя идеально в 30-градусную жару или в 25-градусный мороз.

 Всесезонные шины в России

  Преимущество всесезонных шин перед зимними - в сравнительно низкой цене. Экономия на покупке круглогодичной всесезонки по сравнению с покупкой двух комплектов сезонной обувки (летней и зимней шины) получается существенной. Но не стоит обольщаться, увидев в продаже недорогие всесезонные шины с маркировкой All Season или All Weather, и тем более рассчитывать на то, что покрышка отлично прослужит во все времена года. Всесезонка, повторимся, не рассчитана для использования в нашей стране. Езда зимой и летом в одних и тех же шинах доставит лишь дополнительные хлопоты и влечет угрозу вашей безопасности.

 Впрочем, причина популярности всесезонки, в большей степени, кроется не в желании автомобилистов сэкономить на покупке шины. Дело в том, что некоторые крупные автопроизводители выпускают машины, в заводскую комплектацию которых входят всесезонные шины с маркировкой All Seasons или All Weather. Связано это с тем, что автопроизводитель не может предугадать, в какое время года авто найдет своего хозяина. Поэтому некоторые импортные автомобили сходят с конвейера "обутыми" во всесезонные шины.

 Вторая причина популярности всесезонной шины - любовь россиян к легковым внедорожникам. Шины для внедорожников подбираются с точки зрения универсальности, чтобы авто 4Х4 смог осилить любое бездорожье, грязь и снег. Поэтому сезонность отходит на второй план. И в такой ситуации предпочтение отдается резине с маркировкой "M+S"(грязь + снег).

  Всесезонные шины для внедорожников

  Многие владельцы внедорожников считают, что универсальные всесезонные шины с маркировкой M+S - идеальный вариант для круглогодичной эксплуатации. Они уверены, что полноприводный внедорожник сам справится с обледеневшей, заснеженной дорогой , в в мороз всесезонка проявит отличные эксплуатационные характеристики. Между тем, безопасность и управляемость авто во многом зависит от того, в какие шины его "обули". И всесезонки перед настоящими зимними шинами явно проигрывают. Ежегедно проводятся немало тестов по сравнению характеристик всесезонных покрышек M+S, зимних липучек и шипованной резины. У всесезонки M+S показатели на льду на 34-60% хуже, чем у липучек. А разница на снегу составляет 31-82%.   Шипованные шины на снегу ведут себя на 37-85% лучше, а на льду - на все 90%, чем внедорожные всесезонки. По сравнению со всесезонными покрышками зимние шины показывают лучшую управляемость и плавность хода на любой дороге, а также превосходную проходимость в глубоком снегу. По тормозным свойствам зимние шины также превосходят всесезонные.

  Зимние покрышки должны быть стойкими к заносам и проявлять отличные тормозные свойства. А также должны быть хорошо управляемы на льду и снегу. Летние шины обладают хорошей управляемостью на сухом и мокром асфальте. Теперь подумайте возможно ли создать такую резину, которая идеально вела бы себя и в мороз, и в жару. Может, не стоит экономить на своей безопасности, думая что всесезонные шины с маркировкой All Season или All Weather подходят и для российских дорог.

2582586.ru

Nokian разработала «всепогодные» шины | Colesa.ru

Новые шины разработаны в соответствии с концепцией All-Weather и «сочетают высокий уровень надежности и безопасности в зимних условиях с прекрасными устойчивостью и управляемостью летних шин Nokian», отметили в компании. Шины предназначены для водителей, которым требуется оптимальное сцепление на снегу и слякоти, но которые при этом хотят использовать одни и те же шины в течение всего года. Nokian Weatherproof созданы в первую очередь для рынка Центральной Европы и во всех размерах обладают маркировкой с изображением снежинки, говорящей о том, что они пригодны к использованию в зимний период. Шины были протестированы как на полигоне Nokian в Ивало (Финляндия) к северу от Полярного круга, так и на нескольких высокоскоростных треках в Германии и Испании.

«Универсальные Nokian Weatherproof – это зимние шины с прекрасными сцепными характеристиками, - отметил менеджер по разработкам новой продукции Nokian Олли Сеппяля (Olli Seppälä). – По результатам наших тестов, шины семейства Weatherproof намного безопаснее и универсальнее, чем стандартные всесезонные шины. Символ снежники также доказывает, что шины официально одобрены для зимнего сезона».

В компании говорят, что «каждый миллиметр агрессивного рисунка протектора шин Weatherproof играет свою собственную роль». Дизайн центральной секции с крупными блоками был оптимизирован для увеличения сцепления на снегу и мокром покрытии. V-образные, похожие на топор блоки повышают тяговое усилие на заснеженной поверхности, а плотное ламелирование создает большое количество кромок зацепления. Клиновидные подъемы между центральной частью и плечевыми блоками улучшают точность реакций на повороты руля и усиливают сцепление на снегу.

Дизайн центральной секции улучшает сцепление на снегу

Глубокие открытые каналы в центральных блоках (Centre Block Channeling) повышают сцепление в «экстремальных зимних условиях», отмечают в Nokian. Они также эффективны на большой скорости в дождь, так как отводят воду и слякоть из пятна контакта, предотвращая аквапланирование и слашплэнинг. Рассеивание воды было также улучшено за счет «полированной» поверхности канавок.

Centre Block Channeling

Тесты Nokian показали, что новые шины обладают низким сопротивлением качению и оптимальной управляемостью даже на горячем, разогретом солнцем асфальте. Повышенная жесткость блоков в плечевых секциях гарантирует хорошую устойчивость даже на высоких скоростях, а также повышает эффективность торможения, в том числе на мокрой дороге.

Плечевые зоны оптимизированы для улучшения управляемости

Главным вызовом, стоявшим перед командой разработчиков, было то, что шины должны работать в очень широком температурном диапазоне, от зимнего холода до летней жары. Специально для новой линейки был сформулирован состав резиновой смеси, который позволяет шинам быть эффективными при различной температуре и устойчивыми к чрезмерному износу даже в очень жаркий день. Добавленная в резиновую смесь силика улучшила сцепление на мокром покрытии, при этом снизив сопротивление качению.

Модель Weatherproof для автомобилей класса SUV отличает несколько особенностей, в том числе специальные секции Stiffness Zone между блоками в плечевых зонах, которые повышают жесткость протектора и улучшают управляемость на сухом покрытии. Производитель отмечает, что Nokian Weatherproof SUV способны справиться с повышенными нагрузками и уверенно чувствуют себя на льду, снегу, сухом и мокром асфальте, а также на дороге, покрытой слякотью. Резиновая смесь протектора более жесткая, чем у шин для легковых автомобилей, что улучшает реакции на повороты руля.

Конструкция плечевых зон предотвращает чрезмерное движение блоков

Шины Nokian Weatherproof обладают оптимизированной структурой нейлоновых брекеров в плечевых секциях, которая снижает деформацию блоков и улучшает управляемость во время быстрого прохождения поворотов или смены полосы движения. Шины также снабжены индикаторами износа двух типов, первый из которых информирует об остаточной глубине протектора, а второй показывает, когда снижается сцепление в зимних условиях.

Индикаторы износа

Модель для легковых авто будет доступна в размерах с диаметром от 13 до 18 дюймов, а в линейку для более тяжелых внедорожников войдут шины диаметром от 16 до 18 дюймов. В большом количестве размеров шины обладают маркировкой XL. Кроме этого, будет доступная специальная версия для микроавтобусов, которая будет выпускаться с диаметром от 14 до 16 дюймов. Эта модель, названная Nokian Weatherproof C, будет предлагаться с разными рисунками протектора для более тяжелых и легких автомобилей.

colesa.ru

"всепогодная" шина — журнал За рулем

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«ВСЕПОГОДНАЯ» ШИНА

Следуя законам природы, автомобильный мир весной проявляет повышенную активность. На рынке в изобилии всевозможные новинки — от малозначащих декоративных аксессуаров до серьезных изделий. К последним, несомненно, относятся шины. Предлагаем вашему вниманию заметки корреспондента ЗР Антона ЧУЙКИНА, побывавшего на презентации гаммы шин «Мишлен».

КТО ТАКОЙ БИБЕНДУМ?

Прежде, чем рассказывать собственно о шинах, представлю их производителя. Французской фирме «Мишлен» уже больше 100 лет, и все это время она была одним из лидеров шинного дела. Сегодня по объему продаж «Мишлен» спорит за первое место в мире с японским «Бриджстоуном», занимая около 19% рынка. В производственной программе — шины легковые, грузовые, авиационные и даже... космические, для многоразовых кораблей. Для нашей шинной промышленности продукция «Мишлен» часто служила эталоном, с которым сравнивали последние разработки. Например, популярную шину БИ-391 для автомобилей ВАЗ испытывали вместе с «Мишленом» MXV (ЗР, 1996, № 4).

Да и многие автолюбители произносят название марки с придыханием, уважая ее авторитет. Жаль только, что до сегодняшнего дня фирма не очень-то стремилась поддержать его в России. Только сейчас открывая для себя наш рынок, французские шины покатятся по колее, проторенной более шустрыми конкурентами, и обогнать их будет ох как нелегко. Впрочем, правильнее будет сказать не «открывая», а «возвращаясь»: ведь когда-то «Мишлен» обхаживал российских потребителей не в пример активнее, чем нынче. В доказательство привожу один из многих (!) рекламных плакатов фирмы,.. датированный 1913 годом. Думаю, что участие российских журналистов в презентации новых шин — один из первых шагов к активному освоению незаслуженно забытого региона.

Представление фирмы было бы неполным без рассказа о символе — забавном человечке по имени Бибендум. Он «родился» в 1898 году, в мастерской братьев Эдуарда и Андре Мишленов. Один из них, увидев в углу сложенные стопкой разнокалиберные покрышки, заметил: «Смотри-ка, если сюда приделать ручки и ножки, это будет похоже на человека». Фигурка из шин (а вовсе не «перебинтованная мумия», как утверждают злые языки) стала неотъемлемым спутником имени фирмы.

Один из первых рекламных плакатов «Мишлена» изображал шинного человечка за столом среди конкурентов, с бесстрашно поднятым в руке бокалом, полным осколков стекла, гвоздей и камней. Сверху было написано по-латыни: «Nunc est bibendum!!..», аналогично русскому «выпьем!» Эта реклама возымела успех, а словечко «бибендум» намертво прилипло к символу фирмы.

Бибендум, или, «для друзей», Биб — герой комиксов и плакатов, полномочный представитель «Мишлена», хозяин всех фирменных мероприятий. На последнее из них — представление новых всесезонных шин «Мишлен Энерджи» — Биб пригласил пишущую братию на юг Франции, к подножию Пиренеев.

«ЭНЕРГИЧНЫЙ МИШЛЕН»

Выбор места был не случаен: именно в подобных климатических условиях всесезонные шины раскрывают свои преимущества перед дорожными и зимними. Читателей, желающих освежить в памяти классификацию, отсылаю к ноябрьскому 1995 года номеру «За рулем», а пока кратко напомню принцип, по которому делают всесезонные шины: «как можно больше приблизить к зимним показатели дорожной шины, не ухудшая ее основных качеств». Представьте себе поездку в горы: внизу тепло, сухо, на подъеме возможен туман, а на перевалах и вовсе снег — вот стихия «всесезонки».

«Мишлен Энерджи» — это уже второе поколение всесезонных шин «среднего» класса, то есть не самых скоростных, до 190...210 км/ч. Подобные весьма популярны и приняты на комплектацию многими автомобильными фирмами, например «Ситроеном», «Фольксвагеном», «Опелем»... Тем не менее, прежде чем разрабатывать новую шину, специалисты фирмы задались вопросом: на что охотно «клюнет» потребитель — на экономичность, всесезонность или ходимость колес? В результате масштабного исследования выяснилось: 72% автомобилистов выбрали бы шину с наибольшей «всепогодностью», 25% ставят на первое место топливную экономичность. Претензии к уже существующим шинам у половины (!) потребителей — слишком большая разница в поведении на сухих и мокрых покрытиях. Таким образом, задача была определена: нужна универсальная шина, которую можно эксплуатировать круглый год, в том числе на снегу умеренной глубины. В то же время нельзя забывать о других требованиях — низком сопротивлении качению, малой массе, возможности утилизации и т. д. К сожалению, описывать решение всех этих увлекательных задач не хватит места, поэтому остановлюсь на самом любопытном.

Новое поколение «Мишлен Энерджи» включает в себя три базовые шины: ХТ1 для легких автомобилей вроде «Форда-Фиеста», ХТ2 — для машин побольше, например " Ситроен Ксантия", и ХН1 — для среднего класса, типа " Ауди А4". Все эти шины отличаются рисунком протектора, но принцип его построения общий. Он асимметричный, имеет четко выраженную внутреннюю и наружную зоны, которые надо ориентировать при монтаже шины на диск. Наружная, более гладкая часть рисунка — "дорожная", внутренняя — "всесезонная" и "зимняя". Наблюдательный читатель заметит, что протектор правых и левых шин будет взаимодействовать с дорогой по-разному. Пожалуй, лучше всего с точки зрения управляемости делать для автомобиля не четыре одинаковые шины, а две пары — на правую и левую стороны, но против этого насмерть стоят дилеры, справедливо опасаясь путаницы. Пусть уж правые катятся не совсем так, как левые, зато у автомобиля пять (с запаской) одинаковых колес.

В самом рисунке «Мишлен» применил несколько интересных новаций, давших ему право ввести новую маркировку, подчеркивающую универсальность шин: пиктограмму со всеми атмосферными явлениями (снег, дождь, ясная погода) и обозначение «R+W», то есть «дорога + зима» (Road + Winter), сравните с зимними «M+S» («грязь + снег»).

На внешней стороне протектора шины ХТ2 выполнены узкие ножевые прорези (ламели), образующие квадрат. Получается, что в крупной шашке рисунка есть еще один, поменьше. С помощью этого решения удалось, не потеряв жесткости и износостойкости протектора, увеличить его сцепные свойства в продольном и поперечном направлениях, в первую очередь на сухой дороге.

На внутренней стороне шины ХН1 есть Z-образные прорези: если шину разрезать в вертикальной плоскости, поперек ламели, в сечении увидим зигзаг. При работе шины, когда деформируется протектор, это решение позволяет сохранить его жесткость при большом количестве прорезей. Чем их больше, тем лучше, ведь именно они образуют ребра, которым шина обязана устойчивости на 

www.zr.ru

Автомобильная резина - шины лучших мировых производителей в нашем каталоге!

Адыгея

Алтай

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан

Еврейская АОбл

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская

Калининградская область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми

Корякский АО

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Крым

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл

Мордовия

Москва

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Санкт-Петербург

Саратовская область

Саха /Якутия/

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО

Челябинская область

Чеченская

Чувашская

Чукотский АО

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область

samohodoff.ru


Смотрите также