34. Скелетная травма. Понятие о транспортной иммобилизации. Табельные и подручные средства для транспортной иммобилизации. Правила наложения транспортных шин. Табельные шины


34. Скелетная травма. Понятие о транспортной иммобилизации. Табельные и подручные средства для транспортной иммобилизации. Правила наложения транспортных шин.

Переломом называется полное или частичное нарушение целости кости под

воздействием внешней силы. Различают закрытые и открытые переломы. При

открытых переломах костные отломки через поврежденные мягкие ткани

сообщаются с внешней средой.

Признаки переломов костей:

* положение тела пострадавшего может быть вынужденным, т.к. с помощью

здоровой конечности пытается уменьшить нагрузку на поврежденную

* боль усиливается при осевой нагрузке

* нарушение функции опороспособности

* деформация и укорочение конечности

* подвижность на протяжении кости

* крепитация костных отломков (под руками оказывающего помощь

определяется грубый костный хруст), но специально выявлять симптомы

патологической подвижности и крепитации не следует, т.к. усиливается

боль

* при открытых переломах в рану могут выступать костные отломки.

При переломах без смещения костных отломков, а также при неполных переломах

из названных признаков типичными являются:

* нарушение функции

* усиление болей при осевой нагрузке.

Судьба прострадавшего во многом зависит от своевременности и правильности

оказания первой медицинской помощи.

Следует помнить, что тяжелые травмы сопровождаются развитием шока,

пострадавший в состоянии возбуждения может совершать некоординированные

движения.

Первая медицинская помощь при переломах должна быть направлена:

* на купирование болей (использовать анальгетические средства)

* создание покоя поврежденной конечности (проведение транспортной

иммобилизации)

* предотвращение вторичного инфицирования раны и остановку кровотечения

( при открытых переломах), выступающие костные отломки нельзя

погружать в рану.

Транспортная иммобилизация:

Слово "иммобилизация" происходит от латинского "неподвижный". Под

иммобилизацией понимают создание неподвижности поврежденной части тела для

обеспечения ее покоя.

Транспортная иммобилизация, или иммобилизация на время доставки больного в

стационар имеет большое значение как для жизни пострадавшего, так и для

дальнейшего течения и исхода повреждения. Осуществляется транспортная

иммобилизация посредством специальных шин или изготовленных из подручных

материалов шин, а также путем наложения повязок.

Транспортные шины делятся на шины фиксирующие и шины, сочетающие фиксацию с

вытяжением.

Из фиксирующих шин наибольшее распространение получили шины фанерные,

проволочные лестничные, дощатые, картонные. К шинам с вытяжением относят

шину Дитерихса.

Основные принципы транспортной иммобилизации:

* шина обязательно должна захватывать два сустава (выше и ниже перелома,

а иногда и три сустава ( при переломах бедра, плеча)

* отмоделирование шины необходимо проводить по здоровой конечности

* при иммобилизации конечности необходимо придать ей физиологическое

положение, а если это невозможно, то такое положение, при котором

конечность меньше всего травмируется

* при открытых переломах вправление отломков не производят, накладывают

стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в каком она

находится в момент повреждения

* при закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно; при

открытых переломах на рану необходимо наложить стерильную повязку

* нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело, необходимо подложить

мягкую прокладку (вата, полотенце и т.п.)

* во время перекладывания больного с носилов поервжденную конечность

должен держать помощник

* надо помнить, что неправильно выполненная иммобилизация может принести

вред в результате дополнительной травматизации.

studfiles.net

34. Скелетная травма. Понятие о транспортной иммобилизации. Табельные и подручные средства для транспортной иммобилизации. Правила наложения транспортных шин.

Переломом называется полное или частичное нарушение целости кости под

воздействием внешней силы. Различают закрытые и открытые переломы. При

открытых переломах костные отломки через поврежденные мягкие ткани

сообщаются с внешней средой.

Признаки переломов костей:

* положение тела пострадавшего может быть вынужденным, т.к. с помощью

здоровой конечности пытается уменьшить нагрузку на поврежденную

* боль усиливается при осевой нагрузке

* нарушение функции опороспособности

* деформация и укорочение конечности

* подвижность на протяжении кости

* крепитация костных отломков (под руками оказывающего помощь

определяется грубый костный хруст), но специально выявлять симптомы

патологической подвижности и крепитации не следует, т.к. усиливается

боль

* при открытых переломах в рану могут выступать костные отломки.

При переломах без смещения костных отломков, а также при неполных переломах

из названных признаков типичными являются:

* нарушение функции

* усиление болей при осевой нагрузке.

Судьба прострадавшего во многом зависит от своевременности и правильности

оказания первой медицинской помощи.

Следует помнить, что тяжелые травмы сопровождаются развитием шока,

пострадавший в состоянии возбуждения может совершать некоординированные

движения.

Первая медицинская помощь при переломах должна быть направлена:

* на купирование болей (использовать анальгетические средства)

* создание покоя поврежденной конечности (проведение транспортной

иммобилизации)

* предотвращение вторичного инфицирования раны и остановку кровотечения

( при открытых переломах), выступающие костные отломки нельзя

погружать в рану.

Транспортная иммобилизация:

Слово "иммобилизация" происходит от латинского "неподвижный". Под

иммобилизацией понимают создание неподвижности поврежденной части тела для

обеспечения ее покоя.

Транспортная иммобилизация, или иммобилизация на время доставки больного в

стационар имеет большое значение как для жизни пострадавшего, так и для

дальнейшего течения и исхода повреждения. Осуществляется транспортная

иммобилизация посредством специальных шин или изготовленных из подручных

материалов шин, а также путем наложения повязок.

Транспортные шины делятся на шины фиксирующие и шины, сочетающие фиксацию с

вытяжением.

Из фиксирующих шин наибольшее распространение получили шины фанерные,

проволочные лестничные, дощатые, картонные. К шинам с вытяжением относят

шину Дитерихса.

Основные принципы транспортной иммобилизации:

* шина обязательно должна захватывать два сустава (выше и ниже перелома,

а иногда и три сустава ( при переломах бедра, плеча)

* отмоделирование шины необходимо проводить по здоровой конечности

* при иммобилизации конечности необходимо придать ей физиологическое

положение, а если это невозможно, то такое положение, при котором

конечность меньше всего травмируется

* при открытых переломах вправление отломков не производят, накладывают

стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в каком она

находится в момент повреждения

* при закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно; при

открытых переломах на рану необходимо наложить стерильную повязку

* нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело, необходимо подложить

мягкую прокладку (вата, полотенце и т.п.)

* во время перекладывания больного с носилов поервжденную конечность

должен держать помощник

* надо помнить, что неправильно выполненная иммобилизация может принести

вред в результате дополнительной травматизации.

studfiles.net

Транспортная иммобилизация

Иммобилизация при повреждениях опорно-двигательной системы подразделяется на транспортную и лечебную.

Целью транспортной иммобилизации является обездвижение поврежденного сегмента конечности и 2 смежных суставов в период эвакуации на этап оказания квалифицированной или специализированной хирургической помощи.

Средства транспортной иммобилизации подразделяются на табельные и нетабельные. К числу последних относятся подручные средства (доски, ветви деревьев и т.п.), фиксация плеча косыночной повязкой, прибинтовыванием верхней конечности к туловищу, а поврежденных сегментов нижних конечностей — к здоровым.

Табельные средства представлены комплектами шин Б-2 и Б-5, а перевязочные средства — комплектами Б-1, Б-3, Б-4. Для наложения гипсовых повязок используется комплект БГ. Средства комплектов используются на этапах оказания доврачебной, первой врачебной и квалифицированной хирургической помощи».

Проведению иммобилизации табельными средствами должна предшествовать адекватная анестезия, в том числе с применением блокад растворами анестетиков. Раненым, находящимся в состоянии шока, на Ml 111, a по возможности и раньше, следует проводить инфузионную терапию коллоидными и кристаллоидными растворами.

При ранениях тазобедренного сустава, бедра и коленного сустава используют шину Дитерикса, которую накладывают, не снимая с раненого одежды и обуви. Наложение шины начинается с подгонки костылей. Бранши наружного костыля накладывают так, чтобы закругленная его часть упиралась в подмышечную область, а внутреннего костыля — в промежность. Периферическая часть костыля должна выступать за край стопы на 10-15 см. После подгонки бранши костылей закрепляют. Закругленные части костылей покрывают ватой. По задней поверхности от поясничной области и до нижней трети голени укладывают предварительно отмоделированную лестничную шину. К стопе (на сапог) прибинтовывают деревянную подошву. Дистальные концы костылей вводят в «ушки» подошвы. Лямками шину закрепляют на туловище к ноге. Выполняется ручное вытяжение и достигнутое положение фиксируется шнуром и закруткой. Шину на всем протяжении прибинтовывают марлевыми бинтами и дополнительно фиксируют поясным ремнем на уровне крыльев подвздошных костей. Шину накладывают на МПП и на этапе квалифицированной хирургической помощи при отсутствии показаний к первичной хирургическом обработке.,

Повреждения голени голеностопного сустава и стопы иммобилизуются

97

лестничными шинами. При переломах костей голени обязательно фиксируют голеностопный и коленный суставы, шина достигает верхней трети бедра; иммобилизация стопы производится под прямым углом к голени задней и боковыми или U-образной шинами с фиксацией коленного сустава.

Иммобилизацию верхней конечности при повреждениях лопатки, плечевой кости, плечевого и локтевого суставов осуществляют лестничными шинами при отведенном до 25-30° плече и согнутом под прямым углом в локтевом суставе предплечье. Шина моделируется от надплечья здоровой стороны. Конечность вместе с шиной подвешивается на косынке или прибинтовывается к туловищу.

При переломах костей предплечья транспортная иммобилизация осуществляется лестничной шиной, наложенной от верхней трети плеча до пястно-фаланговых суставов кисти. Предплечье фиксируется под углом 90° в локтевом суставе в среднем положении между пронацией и супинацией. Кисти придается положение тыльного сгибания под углом 35-40°.

Повреждения кисти иммобилизуются лестничной шиной или гипсовой лонгетой, захватывающей кончики пальцев, предплечье и локтевой сустав. В лучезапястном суставе создается тыльное сгибание под углом 35-40°, в пястно-фаланговых суставах — сгибание под углом 60-70°, а в межфаланговых — под углом 45-60°.

Транспортная иммобилизация при боевых повреждениях костей таза

достигается эвакуацией раненого на носилках со щитом в положении на спине с полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами. Перед транспортировкой выполняется внутритазовая блокада растворами анестетиков с добавлением при ранениях антибиотиков широкого спектра действия.

Раненых с огнестрельными переломами позвоночника транспортируют на щите или на носилках в положении на животе.

ПОКАЗАНИЯ К ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ

  1. Переломы костей, вывихи, повреждения связок.

  2. Циркулярные ожоги конечностей, глубокие ожоги области сустава.

  3. Синдром длительного сдавления (желательно пневмотические шины из набора ПН-5).

  4. Повреждение артерий, нервов.

  5. Обширные повреждения мягких тканей, размозжение тканей (на всю глубину).

5. Гнойные осложнения ран, анаэробная инфекция.

ПРАВИЛА ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ

1. Захват двух смежных суставов. При переломе бедра и плеча - трех суставов из-за места прикрепления мышц (каких?).

98

  1. Желательно, но необязательно фиксация в среднефизиологическом положении (какие положения?).

  1. Подкладка в область суставов.

  1. Фиксация с двух взаимоперпендикулярных сторон. Недостаток шины Дитерикса - параллельные стороны, поэтому надо дополнять сзади лестничной шиной!

  1. Должны быть видны пальцы для контроля (на верхней конечности).

1. Для курации студентам на 10 мин. выдаются истории болезни и больные с открытыми переломами костей конечностей разных локализаций. Затем со всей группой проводится разбор этих больных в палатах уточняются вопросы клиники, диагностики, медицинской сортировки и лечения на этапах медицинской эвакуации (докладывают об этом студенты с поправкой и дополнениями преподавателя).

2. Отработка практических навыков проводится путем: работы в гипсовой - наложение гипсовых повязок, в перевязочной - перевязки больных с открытыми переломами и ранами; в операционной - участие в операциях - остеосинтез костей конечностей, открытая репозиция перелома, секвестрэктомия при осложненных переломах - преподаватель заранее готовит материал для работы со студентами.

3. Основная часть практического занятия полностью посвящается практическому освоению методов транспортной иммобилизации. При этом каждый студент под контролем и при помощи преподавателя должен отработать правила наложения шины Дитерикса, шины Крамера, шины Энтина и др. Преподаватель, проверяя выполненное задание, должен оценить качество выполненного студентом задания и поставить оценку. В заключение преподаватель просит собрать все средства транспортной иммобилизации, уложить тщательно, смотать бинты, сложить другие средства - ватные прокладки, косынки.

В заключение преподаватель отвечает на вопросы студентов, оценивает качество подготовки их к занятию, делает замечания и задает домашнее задание для самостоятельной подготовки к следующему практическому занятию.

99

(фосфор, иприт, люизит).

7. Оказание помощи на поле боя, в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации при комбинированных поражениях. Организация сортировки в условиях массовых поражений.

8.Организация и особенности методики хирургической обработки ран, зараженных РВ и БОВ.

9. Лучевые (радиационные) ожоги, классификация в зависимости от дозы облучения. Периоды течения лучевых ожогов.

10. Особенности клиники и местных симптомов. Лечение лучевых ожогов в действующей Армии.

Список литературы:

  1. Лисицин К.М., Шапошников Ю.Г. Военно-полевая хирургия.-М., Медицина, 1982.

  2. Шапошников Ю.Г., Маслов В.И. Военно-полевая хирургия: Учебник для студентов мед.институтов.- М., Медицина, 1995.

  1. Брюсов П.Г., Нечаев Э.А. Военно-полевая хирургия. - М., ГЭОТАР, 1996.

  1. Материалы лекции. Периодическая печать (журналы): Медицина катастроф; Военно-медицинский журнал.

studfiles.net

Транспортная иммобилизация

Иммобилизация (от лат. immobilis — «неподвижный») — создание неподвижности (покоя) определенной части тела человека при различных повреждениях и заболеваниях. Выделяют транспортную и лечебную иммобилизацию. Транспортную иммобилизацию выполняют при помощи стандартных средств, которые выпускает промышленность, и из подручных материалов, в основном в амбулаторных условиях. Для выполнения лечебной иммобилизации используются специализированные средства. Ее выполняют и в амбулаторных условиях, и в стационарных.

Основные мероприятия первой помощи при переломах костей:

1) создание неподвижности костей в области перелома — иммобилизация;

2) проведение мер, направленных на борьбу с шоком или на его предупреждение;

3) организация быстрейшей доставки пострадавшего в лечебные учреждения.

Правила при проведении транспортной иммобилизации:

• шины должны быть надежно закреплены и хорошо фиксировать область перелома;

• шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, шину, конечность надо обложить ватой, обмотать бинтом;

• обязательна фиксация шиной двух суставов: выше и ниже перелома, а при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности.

Для транспортной иммобилизации следует создать неподвижное состояние поврежденной части тела человека на время транспортировки, как правило, до медицинского учреждения. Чаще всего такую иммобилизацию выполняют при различных переломах костей, ожогах (особенно глубоких), повреждениях кровеносных сосудов и нервных стволов, воспалительных процессах и др. При переломах костей с помощью транспортной иммобилизации можно не допустить повторного смещения костных фрагментов, а следовательно, и новых повреждений мышц, ранения сосудов и нервных стволов. Так как поврежденные участки тела человека находятся в неподвижном состоянии, то это не допускает усиления боли, которая может вызвать травматический шок. Такая иммобилизация может выполнять еще и функцию профилактики повреждения кровеносных сосудов, различных кровотечений, травм нервных стволов, а также распространения в ране инфекций. Так как тромбы в поврежденных сосудах находятся в неподвижном состоянии, то развитие кровотечения и эмболии также невозможно. К выполнению транспортной иммобилизации следует подходить очень серьезно, поскольку правильное ее осуществление снимает спазмы кровеносных сосудов, а следовательно, улучшает кровоснабжение поврежденной зоны и повышает сопротивление травмированных тканей инфекции, что является особенно важным в случаях огнестрельного ранения. Так как пласты мышц, отломки костей и другие поврежденные ткани находятся в неподвижном состоянии, то это мешает распространению микробного загрязнения по межтканевым щелям. А это еще один плюс правильной транспортной иммобилизации.

Выделяют несколько принципов транспортной иммобилизации, нарушение которых может привести к сильному снижению эффективности иммобилизации.

1. Применение транспортной иммобилизации должно быть как можно более ранним, т.е. уже при оказании первой помощи на месте происшествия с использованием подручных или специализированных средств.

2. При закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно, так как она, как правило, не препятствует транспортной иммобилизации, а наоборот, служит мягкой прокладкой под шину. Снимать одежду и обувь следует лишь при крайней необходимости, причем начинать следует с поврежденной конечности.

3. Перед транспортной иммобилизацией следует осуществлять обезболивание, поскольку это является очень важным составляющим первой помощи, особенно при различных травмах опорно-двигательного аппарата. В качестве метода выбора для борьбы с болью при травмах на догоспитальном этапе можно рекомендовать комбинированное обезболивание с помощью новокаиновых блокад (при переломах длинных трубчатых костей), поверхностного наркоза закисью азота, трихлорэтиленом, кеторолом и др. Не нужно забывать о том, что при наложении транспортной шины происходит смещение костных отломков, а также усиливаются боли в области повреждения.

4. Если есть открытые раны, то их нужно обязательно закрыть асептической повязкой до того, как будет наложена шина. Если доступу к ране препятствует одежда, то ее следует удалить.

5. Также перед иммобилизацией по соответствующим показаниям рекомендуется наложить жгут, причем его не нужно закрывать бинтами. И обязательно следует указать в записке время наложения жгута (дата, часы и минуты). Этим обеспечиваются преемственность на различных этапах оказания медицинской помощи и оказание помощи раненым со жгутом в первую очередь, что в противном случае может привести к омертвению конечности.

6. При открытых переломах выступающие в рану концы костных отломков вправлять не рекомендуется, так как это может привести к дополнительному проникновению микробов в рану. Накладывают стерильную повязку и фиксируют конечность в том положении, в котором она находилась в

момент повреждения. В случае с закрытыми переломами, когда имеется угроза перфорации кожи, производят частичное репонирование путем легкого и осторожного вытяжения поврежденной конечности по оси, а затем накладывают шину.

7. Наложенная шина не должна оказывать чрезмерного давления на мягкие ткани, особенно в области выступов (для того, чтобы предотвратить возникновение пролежней), сдавливать крупные кровеносные сосуды и нервные стволы. Нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело, необходимо подложить мягкую подкладку. Шину нужно покрыть ватой, а если ее нет, то одеждой, травой, сеном и другими подручными материалами.

8. Если сломаны длинные трубчатые кости, то следует зафиксировать как минимум два сустава, прилегающих к поврежденному сегменту конечности. Бывают случаи, когда фиксировать нужно три сустава, в основном при переломах костей конечностей. Иммобилизация будет считаться надежной, когда зафиксированы все суставы, которые функционируют под воздействием мышц данного сегмента конечности. Так, при переломе костей голени следует фиксировать коленный, голеностопный и все суставы стопы и пальцев.

9. Нужно иммобилизовать конечность в среднем физиологическом положении, при котором мышцы-антагонисты (например, сгибатели и разгибатели) одинаково расслаблены, а если это невозможно, то в таком положении, при котором конечность меньше всего травмируется. Положение является средним физиологическим, если:

• плечо отведено на 60°;

• бедро на 10°;

• предплечье находится в положении между пронацией и супинацией;

• кисть и стопа — в положении ладонного и подошвенного сгибания на 10°.

10. Но различные случаи иммобилизации, а также условия транспортировки вынуждают идти на небольшие отклонения от среднего физиологического положения. Например, не выполняют значительного отведения плеча и сгибания бедра в тазобедренном суставе, а в коленном суставе производят сгибание на 170°.

11. Надежной иммобилизации можно достичь, если будут преодолены физиологическое и эластическое сокращения мышц поврежденного сегмента конечности. Эластическое сокращение выражается в уменьшении длины мышцы, так как происходит сближение точек ее прикрепления при переломе кости.

12. Лучшую иммобилизацию обеспечивают шины, которые очень прочно зафиксированы, причем на всем протяжении поврежденной конечности.

13. Для того чтобы не травмировать еще сильнее поврежденную конечность, следует обращаться с ней очень аккуратно. Лучше, если накладывать шину будет помогать еще один человек, который станет удерживать конечность в определенном положении и поможет бережно переложить пострадавшего с носилок.

14. В холодное время года травмированная конечность может быть отморожена, тем более если повреждены сосуды, поэтому перед транспортировкой поврежденную конечность следует обязательно утеплить.

Не нужно забывать о том, что неправильная иммобилизация может нанести очень большой вред здоровью человека. Например, если не создать полной неподвижности конечности при закрытом переломе, он может перейти в открытый.

Техника выполнения иммобилизации определяется не только особенностями травмы, но и условиями, в которых ее приходится производить. Например, если под рукой нет стандартных (табельных) шин, то можно использовать различные подручные средства (палки, зонты и т.п.). Табельные шины применяют в соответствии с их предназначением и строением.

Вообще, шинирование представляет собой иммобилизацию поврежденных участков тела человека при помощи специальных устройств, которые называются шинами. Все применяемые в современном мире шины следует делить на группы.

1. По назначению:

• транспортные, которые применяют во время транспортной иммобилизации;

• лечебные, применяемые при лечебной иммобилизации.

2.Пo принципу действия:

• фиксационные, с помощью которых создают неподвижность поврежденных участков, зафиксировав расположенные рядом суставы;

• дистракционные, благодаря которым иммобилизация достигается путем фиксации и вытяжения (дистракции).

3. По условиям изготовления:

• стандартные (табельные), которые выпускает промышленность. Ими в основном оснащают больницы, поликлиники, а также машины «Скорой медицинской помощи». К ним относят шины лестничные (представляют собой конструкцию в виде замкнутых прямоугольников из металлической проволоки, их можно легко моделировать, дезинфицировать), пластмассовые (состоят из пластмассовых полос, армированных алюминиевой проволокой, по своим характеристикам близки к лестничным), фанерные, пневматические (состоят из двух слоев полимерной пленки, снабженной застежкой-«молнией» и клапаном для нагнетания воздуха, что создает хорошую иммобилизацию поврежденной конечности), вакуумные (состоят из двух слоев резиново-тканевой оболочки, внутри которой находятся мелкие пластмассовые гранулы), а также шины Дитерихса;

• нестандартные, т.е. шины, которые не выпускает промышленность и которые не входят в набор стандартных шин;

• импровизированные, или примитивные, — шины, которые изготавливают при помощи разнообразных подручных материалов. Это могут быть различные палки, рейки, брусья, зонты и т.п.

4. По шинированию отдельных сегментов конечностей и туловища для:

• верхней и нижней конечностей;

• позвоночника и таза;

• головы и шеи;

• грудной клетки и ребер.

Рассмотрим более подробно технику выполнения транспортной иммобилизации при различной локализации повреждений.

1. Транспортная иммобилизация при повреждении шеи

Неподвижности шеи и головы можно добиться с помощью мягкого круга, ватно-марлевой повязки (воротника типа Шанца) или специальной транспортной шины Еланского. При выполнении иммобилизации мягким подкладным кругом пострадавшего следует уложить на носилки и привязать, чтобы ограничить его в движениях. Затем сам круг нужно положить на мягкую подстилку, а голову пострадавшего — на круг таким способом, чтобы затылок оказался в отверстии. Иммобилизацию ватно-марлевой повязкой рекомендуется выполнять только при отсутствии у пострадавшего затрудненного дыхания, рвоты и возбуждения. При этом шина-воротник должна упираться в затылочный бугор и в оба сосцевидных отростка, а снизу — опираться на грудную клетку. Это поможет устранить движения головы при транспортировке. При использовании шины Еланского достигается наиболее жесткая фиксация. Такая шина изготовлена из фанеры, представляет собой конструкцию из двух половинок-створок, которые соединены между собой петлями; поэтому ее можно складывать и развертывать. В развернутом виде шина повторяет контуры головы и туловища. В ее верхней части имеется углубление для затылочной части головы, а по его бокам набиты два полуокружных валика из клеенки. На шину нужно положить слой ваты и прикрепить ленточками к туловищу и вокруг плеч.

2. Транспортная иммобилизация при повреждениях позвоночника

Использование иммобилизации в таких случаях производится с целью достижения неподвижности поврежденных позвонков для дальнейшей транспортировки, а также для того, чтобы разгрузить позвоночник и зафиксировать непосредственную область повреждения. Транспортировка таких пострадавших всегда песет опасность ранения спинного мозга сместившимся позвонком. Поэтому очень важным условием является правильное и осторожное укладывание человека на носилки. Лучше, если в этом будут участвовать несколько человек (3—4).

3. Транспортная иммобилизация при повреждении плечевого пояса

При повреждении плечевого пояса иммобилизация служит для создания покоя и устранения действия тяжести руки и плечевого пояса при помощи косынки или специальных шин. Для этого подвешивают руку с валиком, вложенным в подмышечную ямку. При выполнении данной иммобилизации чаще всего применяются шины, которые также используются для лечения перелома ключицы в стационарных условиях. Возможно использование повязки типа Дезо.

4. Транспортная иммобилизация при повреждении верхних конечностей

Повреждения плеча. В различных случаях переломов плечевой кости в верхней трети следует согнуть руку в локте под острым углом так, чтобы кисть легла на сосок противоположной стороны. Если туловище согнуто в сторону поврежденного плеча, то в подмышечную впадину необходимо положить ватно-марлевый валик и зафиксировать его с помощью бинта. Затем предплечье следует подвесить на косынке, а плечо зафиксировать бинтом. В случае перелома диафиза плечевой кости иммобилизацию рекомендуется выполнять с использованием лестничной шины. Для этого шину обертывают ватой и выполняют ее моделирование по неповрежденной конечности. При этом шина должна зафиксировать плечевой и локтевой суставы. Если моделирование шины производят на расстоянии, которое равняется длине предплечья пострадавшего, то шину необходимо изогнуть под прямым углом, а другой рукой захватить второй конец шины и пригнуть его к спине. В подмышечную ямку поврежденной руки также следует положить ватно-марлевый валик, а затем зафиксировать шину бинтами к конечности и туловищу. При переломе в области локтевого сустава шину нужно наложить так, чтобы она охватывала плечо вплоть до пястно-фаланговых сочленений. Иммобилизацию при помощи фанерной шины производят путем наложения ее по внутренней поверхности плеча и предплечья. Шину с помощью бинта фиксируют к плечу, локтю, предплечью, кисти, свободными при этом остаются только пальцы. При выполнении иммобилизации с помощью подручных средств следует обязательно следить за тем, чтобы верхний конец импровизированной шины с внутренней стороны доходил до подмышечной впадины, другой конец с наружной стороны выступал за плечевой сустав, а нижние концы — за локоть. После того как шины наложены, их привязывают ниже и выше места перелома к плечевой кисти, а предплечье подвешивают на косынке.

Повреждение предплечья. Для того чтобы произвести иммобилизацию предплечья, нужно исключить движения в локтевом и лучезапястном суставах. При этом используют лестничную или сетчатую шину, которую сначала выгибают желобом и обкладывают мягкой подстилкой. Накладывать ее следует по внешней стороне пострадавшей руки от середины плеча до пястно-фаланговых сочленений. При этом руку сгибают в локте под прямым углом, а предплечью придают среднее положение между пронацией и супинацией, кисть слегка разгибают и приводят к животу. В ладонь кладут плотный валик, шину фиксируют с помощью бинта к конечности и подвешивают руку на косынке.

При использовании фанерной шины, для того чтобы избежать образования пролежней, необходимо подстелить вату. Для создания неподвижности предплечья возможно также использование и подручного материала.

Повреждение лучезапястного сустава и пальцев кисти. При локализации повреждения в области лучезапястного сустава кисти и пальцев широкое применение получило использование лестничной и фанерной шин. При этом шипы необходимо обложить ватой, только после этого их можно накладывать со стороны ладони. Если же повреждение очень сильное, то шину следует наложить и с тыльной стороны ладони. Шину с помощью бинта фиксируют к руке, но пальцы оставляют свободными. Это необходимо для того, чтобы можно было наблюдать за кровообращением.

Кисть приводят в среднее физиологическое положение, а в ладонь кладут плотный валик.

5. Транспортная иммобилизация при повреждении таза

Для осуществления иммобилизации при повреждениях таза пострадавшего необходимо осторожно уложить на жесткие носилки, придав ему положение с полусогнутыми, слегка разведенными конечностями, благодаря чему мышцы расслабятся, это приведет к уменьшению болей. Под колени кладут валик, который можно изготовить из подручных материалов.

6. Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей

Если повреждено бедро, то необходимо использовать иммобилизацию, при которой захватываются три сустава и шина накладывается от области подмышечной ямки до лодыжки.

Иммобилизация шиной Дитерихса. Шина Дитерихса необходима для правильной иммобилизации при переломе бедренной кости. Она осуществляет фиксацию и одновременное вытяжение. Шина может использоваться при различных переломах бедра и голени. Она представляет собой конструкцию из двух деревянных раздвижных планок разной длины и шириной 8 см, обязательно наличие деревянной подставки под стопу для вытяжения и палочки-закрутки со шнуром. Длинную планку накладывают на внешнюю сторону бедра от подмышечной ямки, а короткую — на внутреннюю сторону ноги. У обеих планок вверху для упора находятся поперечные распорки. Так как планки могут раздвигаться, то им можно придать нужную длину. К стопе с помощью бинта фиксируют «подошву», в которой есть специальное крепление для шнура. После того как шина наложена, следует закрутить шнур до натяжения, а шину прибинтовать к телу.

Шину Дитерихса запрещено использовать при одновременных с переломом бедра переломах лодыжек, повреждениях голеностопного сустава и стопы.

Иммобилизация лестничной шиной. Если сломано бедро, то для иммобилизации понадобится три шины, две из которых связывают по длине от области подмышечной ямки до конца стопы, а третью накладывают на поверхности от ягодичной складки до кончиков пальцев.

Фанерные шины в этих случаях используются аналогично лестничным.

Транспортная иммобилизация голени. В случае повреждения голени иммобилизацию следует производить с помощью специальных фанерных и лестничных шин, а также шин Дитерихса и импровизированных шин.

Для того чтобы правильно наложить шину, помощнику необходимо поднять голень за пятку и плавно потянуть ее на себя. Затем шины с внешней и внутренней сторон вверху фиксируют за коленный сустав, а внизу — за голеностопный.

К выполнению транспортной иммобилизации следует отнестись со всей ответственностью, ошибки недопустимы, так как могут привести к очень тяжелым последствиям. Также не следует применять короткие шины, потому что их использование будет неэффективно. А если недостаточно крепко зафиксировать шину при помощи бинта на всем протяжении конечности, то это может привести к образованию перетяжек, сдавлению и нарушению кровоснабжения.

Похожие статьи

medn.ru

Вопрос.Транспортная иммобилизация. Шины их виды и правила наложения

под иммобилизацией понимают устранение подвижности поврежденной части тела с целью обеспечить ей покой.

Транспортная иммобилизация выполняется на месте происшествия для эвакуации пострадавшего в лечебное учреждение, где ему будет оказана квалифицированная хирургическая помощь. Транспортную иммобилизацию нужно осуществлять при переломах костей, ранениях суставов, обширных повреждениях мягких тканей рук и ног, травмах магистральных кровеносных сосудов и нервов конечностей, их термических повреждениях и острых воспалительных процессах.

Применяемые в настоящее время транспортные шины подразделяют на фиксирующие и дистракционные, т. е. действующие по принципу растягивания. Примером фиксирующей шины является лестничная шина Крамера, дистракционной — шина Дитерихса. Для транспортной иммобилизации используют стандартные, нестандартные и импровизированные шины.

Транспортные шины накладывают поверх одежды или обуви с целью, во-первых, избежать дополнительной травматизации при раздевании, а во-вторых, использовать одежду в качестве мягкой прокладки.

5. Чтобы избежать дополнительных повреждений тканей (пролежней, потертостей), шина должна быть еще до наложения отмоделирована по контуру тела пострадавшего, конечность обернута мягким материалом, а на костные выступы наложены прокладки из марли или ваты. Моделировать шину после наложения недопустимо, это вызывает усиление болевого синдрома, наносит дополнительную травму.

6. Шину нельзя прибинтовывать слишком туго, так как это может вызвать (особенно при нарастании отека) сдавление мягких тканей с развитием тяжелых ишемических расстройств.

8. В зимнее время иммобилизированную конечность необходимо дополнительно утеплить.

 

При отсутствии табельных шин иммобилизацию осуществляют подручными средствами (ветки деревьев, доски, щиты, картон, фанера и др.), позволяющими если не полностью, то хотя бы частично соблюсти вышеизложенные правила. При отсутствии даже подручных средств следует использовать так называемую аутоиммобилизацию, суть которой в том, что поврежденную верхнюю конечность марлевыми бинтами или косыночной повязкой фиксируют к туловищу, а поврежденную нижнюю конечность — к здоровой ноге.

Табельные транспортные шины:

Лестничные шины (Крамера) хорошо моделируются, что позволяет фиксировать конечность в любом положении. Они универсальны, с помощью лестничных шин или их комбинации можно фиксировать практически любое повреждение. Недостатком лестничных шин является то, что перед употреблением их необходимо обматывать мягким материалом (ватой и марлей) с целью исключения контакта жесткой проволоки с кожей. Желательно обшить поверх мягкого материала шину клеенкой, что позволит проводить санитарную обработку шин для их повторного использования.

 

Лубковые шины отличаются дешевизной, легкостью, портативностью, однако не моделируются. Прямыми показаниями для наложения такой шины являются повреждения бедренной кости, тазобедренного и коленного суставов. Шина Дитерихса изготовлена из дерева и состоит из четырех частей: двух раздвижных планок разной длины — наружной (171 см) и внутренней (146 см) шириной по 8 см, подошвы-подстопника и закрутки в виде палочки со шнуром.

 

7 вопрос.Внутреннее кровотечение. Признаки, первая помощь.

Внутреннее кровотечение – это излияние крови в просвет анатомической полости или полого органа при повреждении артериальных или венозных сосудов механическим путем

Внутреннее кровотечение может возникнуть при закрытых травмах головы, груди, живота; при язвенной болезни желудка, кишечника и др.

 

 

Симптомы. Головокружение, отдышка, прогрессирующая слабость, вялость, быстрая утомляемость, сонливость, шум в ушах , жажда, потемнение в глазах. Пострадавший беспокоен. Черты лица заострены. Кожа, слизистые оболочки бледные, сухие, иногда холодный липкий пот. Нередко потеря сознания, обморок. Дыхание учащенное, поверхностное. Пульс частый, слабый. При травмах живота, особенно при разрывах полых органов (желудка, кишечника), отмечаются резкие боли в животе, напряжение мышц передней стенки ("как доска"), кровавая рвота (при язвенной болезни, разрывах желудка, пищевода). При травмах груди - местные боли в зонах переломов ребер, боли при дыхании, одышка, кашель.

 

 

Первая помощь. 1) Во всех случаях обеспечить полный покой!

2) При кровотечениях в брюшную полость уложить пострадавшего на спину;

холод на живот. При кровотечениях в грудную полость, а также из носа - положение полусидя. При кровотечениях в полость рта - уложить на живот, повернуть голову в сторону.

 

3) при кровотечении из носа - холод на нос, ближе к основанию и по бокам: сжать ноздри пальцами на 2-3 мин (до 20 мин.). Можно ввести в нос тампон, смоченный 3% раствором перекиси водорода.

 

4) Вызвать медицинского работника, при возможности - скорую медицинскую помощь

Внутреннее кровотечение – это излияние крови в просвет анатомической полости или полого органа при повреждении артериальных или венозных сосудов механическим путем.

 

 

8вопрос. Носовое кровотечение. Первая помощь.

Носовые кровотечения происходят как при травмах носа, так и при различных общих заболеваниях (гипертоническая болезнь, атеросклероз, гемофилия, анемия, болезни почек и печени, пороки сердца, инфекционные заболевания).

Сядьте прямо и наклонитесь вперед. Сохраняя вертикальное положение, вы уменьшаете давление крови в носовых венах. Это способствует прекращению кровотечения. Наклон вперед позволяет избежать заглатывания крови, что может привести к раздражению желудка.

Зажмите нос пальцами. Большим и указательным пальцами прижмите крылья носа к перегородке. Дышите ртом. Продолжайте зажимать нос в течение 5-10 мин. Этот прием позволяет прижать кровоточащий участок носовой перегородки и часто помогает остановить кровь.

Для предупреждения повторного кровотечения не рекомендуется ковырять в носу или сморкаться. Не рекомендуются также наклоны вперед в течение нескольких часов после остановки кровотечения. Голова должна оставаться выше уровня сердца.

При повторном кровотечении: энергично высморкайтесь, чтобы освободить носовые ходы от сгустков крови, и оросите обе ноздри противоотечным назальным спреем (африн, нео-синефрин и др.) Зажмите нос описанным выше способом и вызовите врача.

 

Немедленно обратитесь за медицинской помощью, если:

Кровотечение продолжается более 20 минут

Носовое кровотечение возникло после падения или травмы головы, включая удар кулаком в лицо (что может привести к перелому носа).

 

studopedya.ru