Временное шинирование при заболеваниях пародонта. Временные шины


Временное шинирование

Временные протезы изготавливают с целью восстановить дефекты зубных рядов и шинировать имеющиеся зубы.

Метод временного шинирования используют в развившейся стадии генерализованного и очагового хронического пародонтита, реже в период обострения при начальной стадии.

Временные шины применяют в течение всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата. Временное шинирование позволяет устранить травматическое воздействие патологической подвижности и функции жевания, т.е. устранить один из патогенетических механизмов, поддерживающих гемодинамические нарушения при пародонтите. Шина обеспечивает равномерное распределение жевательного давления между пародонтом зубов, включенных в шину, создает покой пораженным тканям и способствует повышению эффективности патогенетической и симптоматической терапии.

Исходя из сосудисто-биомеханической гипотезы, применение временной шины позволяет разорвать патогенетическую цепь воспаление-кровоснабжение-дистрофия-функция жевания, что способствует улучшению трофики тканей пародонта, снятию воспалительного процесса.

Проведение гингивотомии и гингивэктомии без предварительного изготовления временной шины недопустимо.

При генерализованном пародонтите в шину включают все зубы, обеспечивая иммобилизацию по дуге. При очаговом пародонтите протяженность шины обусловлена локализацией поражения и взаимоотношением его с зубами, у которых пародонт не поражен: шина обязательно должна включать в блок зубы с непораженным пародонтом.

Временные шины изготавливают из пластмассы. Различают капповые шины, оральные и вестибуло-оральные многозвеньевые.

Капповые шины охватывают окклюзионную часть коронок зубов, их применение связано с завышением окклюзионной высоты.

Пластмассовые шины - каппы, армированные металлической или неметаллической арматурой и временно фиксированные, обеспечивают наилучший шинирующий эффект, одновременно позволяют восстановить дефекты зубного ряда и улучшить внешний вид пациента.

Вестибуло-оральные шины (круговые) покрывают только часть вестибулярной поверхности зуба, не мешают смыканию антагонистов и не оттесняют десневой край.

Часто выбирают конструкцию: частичный съемный пластиночный протез с гнутыми проволочными кламмерами. Такой протез расшатывает зубы кламмерами, не устраняет окклюзионную травму, травмирует краевой пародонт и слизистую оболочку протезного ложа. Зато такой протез дешевый, легко изготавливается и поддается починке, в него можно добавить различные элементы лечебных конструкций - ортодонтические элементы, окклюзионные площадки и т.д. Такие протезы показаны в тех случаях, когда высота прикуса надежно фиксирована несколькими парами устойчивых зубов-антагонистов и нет признаков отраженного травматического узла.

Появление современных материалов, основанных на применении адгезивной техники, позволяет решать проблемы шинирования участков зубного ряда с соблюдением современных эстетических требований и непосредственно во время приема больного, без вовлечения длительного лабораторного этапа. В ряде случаев новые системы позволяют решить проблему замещения одиночных дефектов.

Используется 2 типа материалов в зависимости от их химического состава:

- на основе неорганической матрицы GlasSpan (США) и FiberSplint(Швейцария).

- на основе органической матрицы полиэтилена Ribbond (США) и Connect (США),

выполненные из множества тончайших волокон Д=3-5 мкм, сплетенных между собой. Однозначно ответить, какая из арматур лучше, довольно трудно. Имеются данные, что полиэтиленовые шины обладают лучшей адгезией за счет специальной плазменной обработки - активации и лучше пропитываются композитом, что важно, т.к. позволяет композиту создать с лентой более прочный единый блок; они имеют лучшую биосовместимость с тканями человеческого организма, т.к. состоят из биоинертного стекла, а не из пластин.

Преимуществом является то, что выпускается их модификация в виде полого жгутика, что значительно расширяет сферу применения: жгутик оптимален для шинирования боковых зубов с использованием техники создания бороздки, для восстановления единичного дефекта зубного ряда или как альтернатива внутрикорневым штифтам.

studfiles.net

Временное шинирование при заболеваниях пародонта

Временное шинирование показано в развившейся стадии воспалительно-дистрофической формы генерализованного и очагового пародонтоза, особенно при неравномерном течении процесса и подвижности зубов различной степени. Временные шины применяют в течение всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата.

На первом этапе лечения временное шинирование играет ведущую роль, так как позволяет снять с тканей пародонта травмирующий фактор функции жевания и вредное действие большой подвижности зубов. Без устранения травмирующих факторов и создания покоя пораженным тканям пародонта при патогенетической и симптоматической терапии принципиально невозможно получить надежные результаты. Наконец, временное шинирование позволяет правильно решить вопрос о сохранении или удалении подвижных зубов.

Степень воспалительного и дистрофического процесса в пародонте и степень подвижности зубов являются, пожалуй, основными критериями при определении показаний к сохранению или удалению зубов при заболеваниях пародонта. В поликлинической практике фактору подвижности зубов (с учетом степени атрофии) отводится основное место. По нашим наблюдениям, степень подвижности зуба зависит от степени воспалительных явлений и фактора перегрузки. Снятие воспалительных процессов ведет к значительному уменьшению степени подвижности зубов. Отсюда можно сделать вывод, что степень подвижности при воспалительных явлениях и травматической перегрузке не является показанием к удалению зубов до тех пор, пока эти явления не будут сняты. Показанием к удалению зуба может быть лишь один критерий— степень сохранности резервных сил пародонта, которая определяется по степени убыли костной ткани и величине периодонтального кармана. При атрофии первой и второй степени и при подвижности зубов даже третьей степени решение вопроса об удалении этих зубов должно быть отложено до выяснения изменений в степени подвижности после снятия воспалительных явлений и перегрузки. Этого можно достигнуть лишь путем временного шинирования с одновременным применением лекарственной терапии и хирургических методов лечения. Комплексная терапия с применением временного шинирования позволяет перейти на рациональный вид постоянного шинирования.

Временные шины должны соответствовать следующим требованиям:

  • 1) надежно фиксировать все зубы, легко накладываться и сниматься с зубных рядов;
  • 2) равномерно перераспределять жевательное давление на опорные зубы и замещать дефект зубных рядов;
  • 3) при фиксации на зубных рядах не препятствовать лекарственной терапии и хирургическому лечению;
  • 4) не травмировать слизистую оболочку десны;
  • 5) отличаться простотой изготовления.

При генерализованном пародонтозе в шину включают все зубы, обеспечивая тем самым стабилизацию по дуге. При очаговом пародонтозе протяженность шины обусловлена локализацией поражения и взаимоотношением его с зубами, у которых пародонт не поражен: шина обязательно должна включать в блок зубы с непораженным пародонтом.

Временные шины могут быть изготовлены из пластмассы или металла. Наш клинический опыт позволяет рекомендовать применение капп из пластмассы. Они имеют ряд преимуществ перед металлическими: являются несъемными, надежно обеспечивают шинирование, снимая тем самым перегрузку как от вертикальных, так и от горизонтальных сил жевательного давления и, что не менее важно на фоне снятия травматической ситуации, позволяют использовать хирургические, терапевтические и физиотерапевтические методы лечения. Каппы из пластмассы просты в изготовлении. Шины-каппы из металла не могут быть фиксированы даже временно, так как при их применении нельзя проводить физиотерапевтические процедуры, в частности такие эффективные, как лекарственный электрофорез.

Для изготовления капповой шины из пластмассы по Курляндскому делают слепки с челюстей и фиксируют соотношение челюстей в состоянии физиологического покоя при изготовлении шин на верхнюю и нижнюю челюсть. Если шину готовят на один из зубных рядов, то повышение центральной окклюзии осуществляют в пределах 2 мм. Увеличение высоты центрального соотношения неизбежно при изготовлении временных капповых шин из пластмассы. Как показали наши клинические наблюдения, повышение, проведенное в пределах разницы между состоянием центральной окклюзии и физиологического покоя (2—4 мм), не вызывает никаких осложнений со стороны мышечной системы и височно-челюстного сустава.

Для определения границы шины и упрощения ее припасовки при наложении на зубной ряд предварительно размечают модели в параллелометре — определяют общую экваторную линию. Полученную линию обводят простым карандашом, очерчивая тем самым границу шины. Затем модели фиксируют в окклюдаторе и приступают к изготовлению восковой композиции шины. На одну из моделей укладывают размягченную полоску воска толщиной 1,2 мм, плотно обжимают и срезают по общей экваторной линии (рекомендуется использовать восковые пластинки, предназначенные для бюгельных работ, последовательно наслаивая их одну на другую). Если рельеф жевательной поверхности не получился четким, то этот участок воска разогревают и вновь обжимают по модели. Необходима тщательная моделировка жевательных по-поверхностей и режущего края. Важно, чтобы между смоделированной поверхностью восковой композиции и антагонирующей моделью на всем протяжении оставался равномерный промежуток.

Если в зубном ряду имеется включенный дефект, то этот участок моделируют, как тело мостовидного протеза, если же дефект ограничивает протяженность зубного ряда, то временную шину в области отсутствующих зубов выполняют по типу седловидной части съемного протеза. В этом случае каппа с оральной и вестибулярной стороны должна быть утолщена. После этого окклюзионную поверхность смоделированной шины покрывают слоем вазелина, обжимают воском зубы антагонирующей модели и, пока воск не затвердел, смыкают окклюдатор.

Если необходимо, то проводят дополнительную моделировку жевательной поверхности и режущего края и по известной методике переводят восковую композицию на пластмассу, по цвету соответствующую зубам пациента. Припасовка каппы не занимает много времени, так как предварительно границы каппы были определены путем параллелометрии. Уточнить прилегание каппы к зубам можно при помощи самотвердеющей пластмассы, проводя частичную или полную ее перебазировку.

После этого врач приступает к уточнению окклюзионных контактов при всех движениях нижней челюсти: каппа не должна создавать концентрацию жевательного давления ни на одном из участков зубного ряда. Кроме того, важным требованием к каппам является создание рельефа жевательной поверхности (выраженность фиссур и бугров). Плоская жевательная поверхность каппы ухудшает процесс дробления пищи, увеличивает жевательное давление на пародонт и удлиняет срок привыкания к каппе.

Временную шину-каппу фиксируют на зубные ряды при помощи репина, дентола М или дентина. Временную шину не фиксируют лишь в том случае, если она сочетается со съемной седловидной частью пластинчатого протеза.

В тех случаях, когда по клиническим показаниям нежелательно завышение окклюзионной высоты, мы предлагаем пользоваться разработанным нами методом временного шинирования зубов с применением многозвенной шины из пластмассы (рис. 20) и медицинского клея цианокрил марки МК-2. Склеивание производят следующим образом.

На гипсовых моделях с оральной стороны на границе от режущего края или перехода жевательной поверхности в оральную до линии экватора зуба (границы будущей шины очерчивают карандашом) равномерным слоем толщиной 2—2,5 мм распределяют самотвердеющую пластмассу (акрилоксид, норакрил). При этом жевательную поверхность и режущий край покрывают тонким слоем (0,3—0,4 мм) пластмассы без перевода ее на вестибулярную поверхность. При наличии трем и дефектов зубного ряда небольшой протяженности в эти участки также вводят пластмассу.

Шина такой конструкции может быть изготовлена и лабораторным путем. В этом случае жевательную поверхность и режущие края зубов при моделировке покрывают пластинкой бюгельного воска толщиной 0,2—0,3 мм. После отверждения пластмассы оральную поверхность шины тщательно обрабатывают и полируют. Шину снимают с модели и припасовывают в полости рта (при необходимости степень прилегания ее к зубам может быть уточнена при помощи той же пластмассы). Зубы обрабатывают спиртом, эфиром, на поверхность шины, прилегающей к зубам, из ампулы наносят тонкий слой клея МК-2 и шину при помощи тонкой полиэтиленовой пленки прижимают к зубам (пленка необходима для предупреждения склеивания пальцев врача с каппой и зубами). Полимеризация клея обычно заканчивается через 2—3 мин. После этого на соприкасающиеся апроксимальные поверхности дополнительно наносят очень тонкий слой клея, который может быть распределен тонкой полиэтиленовой палочкой. Следует помнить, что слой клея должен быть минимальным, так как степень адгезии будет большая в тонком слое. Данный вид шины обеспечивает надежную стабилизацию на период медикаментозного лечения.

Больная Ж., 32 лет, обратилась в клинику Московского медицинского стоматологического института с жалобами на подвижность зубов, кровоточивость десен, запах изо рта. С 18 лет страдает диабетом. В течение последних 3 лет находилась под постоянным наблюдением стоматолога, терапевта и эндокринолога. Во время лечения воспалительные явления уменьшались. Удаление зубов производилось при абсцедировании процесса. Ортопедические методы лечения не применялись. Только после того как была удалена часть зубов, во фронтальном участке верхней челюсти изготовлен съемный протез.

Временная шина-протез

При осмотре: выраженность носогубных складок. Размер нижнего отдела лица уменьшен на 1,5 мм. Резкое воспаление слизистой оболочки_десен, тремы и диастемы (см. рис. 20). Все зубы, за исключением 7|, подвижны (третья-четвертая степень). Данные зондирования периодонтальных карманов и рентгенологического обследования совпадают и занесены в пародонтограмму:

Пародонтограмма

Диагноз: пародонтоз (воспалительно-дистрофическая форма) осложненный частичной вторичной адентией. Диабет.

План лечения:

  • 1) изготовление временной шины-протеза из пласт массы на нижнюю челюсть;
  • 2) депульпация верхних 5 4 3 2 1 | 1 2 3;
  • 3) кюретаж под анестезией;
  • 4) противовоспалительная терапия (трипсин апликация мараславина и облепихового масла, электрофорез витаминов B1 и С).

Временная шина-протез фиксирована при помощи клея МК-2 После этого проведен кюретаж, курс противовоспалительной терапии депульпированы верхние 5 4 3 2 1| 12 3. Шина-протез на период терапевтического и хирургического лечения даже при депульпации не снималась с зубного ряда. После ликвидации воспалительных явлений проба Шиллера — Писарева слабо положительная. Временная шина снята. Подвижность зубов первой—второй степени. Решено перейти на постоянный вид стабилизации — мостовидный протез. Рекомендована шина с опорными коронками на нижние 54321|1236 и вкладкой в верхние 7|, 8 7| объединены интердентальной шиной. После препаровки зубов временная шина-каппа уточнена при помощи самотвердеющей пластмассы и на период изготовления протеза фиксирована на клей МК-2. После изготовления протеза временная каппа удалена, протез припасован и фиксирован при помощи фосфат-цемента. Мостовидный протез (см. рис. 58), обеспечивающий стабилизацию зубного ряда по дуге, подвижности не имеет. Через 3 мес после фиксации постоянного протеза проведена профилактическая терапия: электрофорез с витаминами В1 и С, 10% раствор хлорида кальция. При наблюдении в течение 2 лет (по данным клинического и рентгенологического обследования) отмечена полная стабилизация процесса.

Фирма «Erkodent» для изготовления временных капп и колпачков разработала специальный пресс, в котором пластмассовая пластинка вместе с моделью помещается в специальную кювету, размягчается инфракрасными лучами и под повышенным давлением обжимается по модели.

Для изготовления тонких капповых шин мы использовали целлулоидные или полиакрилатные пластинки элипсоидной формы шириной 2 см и толщиной 0,6 мм. Модель (отлитая из прочного гипса или из обычного, но упрочненного кипячением в 50% растворе буры) вместе с пластинкой пластмассы помещают на 10 мин в сушильный шкаф при температуре 90—100°С. Размягченную пластмассу вместе с разогретой моделью вдавливают в мольдин, размещенный в любой металлической форме. Готовую каппу обрезают по полученным в параллелометре границам. Каппа может быть фиксирована на зубной ряд при помощи медицинского клея МК-2. Прозрачность пластмассы и клея обеспечивает высокий косметический эффект при достаточно жесткой стабилизации. Данную каппу можно уточнить и сделать еще более жесткой, произведя ее перебазировку прозрачной быстротвердеющей пластмассой.

Временная шина из проволоки

При очаговом пародонтозе, помимо многозвеньевой шины из пластмассы, применяют связывание зубов проволокой (Cieszynski, Kantorowicz и др.), связывание проволокой с последующим покрытием ее тонким слоем пластмассы (рис. 21 и 22), шину Оксмана, состоящую из двух колец, спаянных с оральным многозвеньевым кламмером. С вестибулярной стороны к кольцам припаивают металлические отростки, на которые в полости рта наслаивают вестибулярный многозвеньевой кламмер из пластмассы.

Временная шина из проволоки, облицованная пластмассой

Временное шинирование подвижных зубов проводят проволокой из нержавеющей стали диаметром 0,2— 0,4 мм. Проволоку, согнутую пополам, фиксируют на крайнем зубе и последовательно обводят ею все зубы по типу восьмерки. В межзубных промежутках проволоку скручивают, что дает возможность укрепить ее. Проволока должна быть расположена на уровне середины коронковой части зуба. После связывания зубов проволоку покрывают слоем быстротвердеющей пластмассы толщиной 0,5—1 мм. Пластмассу наносят с язычной и вестибулярной сторон так, чтобы она не доходила до десневого края на 3—4 мм, а после отвердения отделывают и полируют.

Временная шина из пластмассы

Novotny предложил шину из быстротвердеющей пластмассы. Для ее изготовления предварительно в межзубные промежутки вводят гуттаперчевые штифты (можно вдавить воск), которые изолируют межзубные сосочки от пластмассы. Готовую к употреблению пластмассу (появление тянущихся нитей) вводят с язычной стороны в межзубные промежутки и наносят ее слоем толщиной 1 — 1,5 мм от режущего края до зубного бугорка. Если пластмасса не вышла из межзубного промежутка на вестибулярную сторону, на этот участок можно нанести дополнительную порцию пластмассы. После ее отверждения удаляют штифты, обрабатывают и полируют шину. Шина обеспечивает хорошую фиксацию зубов и почти незаметна (рис. 23). Однако снятие такой шины представляет известные трудности.

parodont.net

2. Съемные шины

Шинирующие свойства съемных шин обеспечиваются различной комбинацией непрерывных опорно-удерживающих и перекидных кламмеров, а также разной формы окклюзионных накладок. Распространению их способствовала разработка методик параллелометрии, точного литья на огнеупорных моделях, применение хромокобальтовых сплавов и сплавов из благородных металлов.

Съемные шины могут применяться для шинирования одной какой-либо группы зубов или всего зубного ряда. При иммобилизации передних зубов шину желательно доводить до премоляров, а при шинировании боковых - до клыков.

Съемные шины могут включаться в конструкцию дугового протеза как его составляющая часть. Это шины-протезы:

1) шина типа непрерывного кламмера;

2) шина-каппа;

3) единая шина для всего зубного ряда.

Сравнительная оценка съемных и несъемных шин.

Оба вида шин обладают положительными и отрицательными свойствами.

К положительным свойствам несъемных шин относится:

1) их способность обеспечивать блокирование системы в трех направлениях: вертикальном, трансверзальном, медиодистальном;

2) оставляя открытым десневой карман (исключение - блок полных коронок), делают его доступным для медикаментозной и хирургической (кюретаж) терапии;

4) больные быстро привыкают к несъемным шинам, а фонетические нарушения возникают редко и быстро устраняются без помощи врача.

Отрицательные свойства несъемных шин:

1) необходимость препарирования зубов, сопровождающееся грубой травмой эмали и дентина;

2) применение штифтовых шин предусматривает удаление пульпы, что при пломбировании каналов порождает опасность развития верхушечного периодонтита;

3) несъемные шины трудно накладываются при веерообразном расхождении зубов;

4) конструкции колпачковых шин непрочны и разрываются по линии пайки, имеет место расцементировка;

5) несъемные шины ухудшают гигиену полости рта.

Шинирующие свойства несъемных шин обеспечиваются кламмерами, когтевидными отростками и окклюзионными накладками. Они создают иммобилизацию лишь в двух направления: вестибулооральном, медиолатеральном (для передних зубов) или медиодистальном (для боковых зубов). Эти шины не всегда создают фиксацию в вертикальном направлении.

Съемные шины легко поддаются очистке, меньше нарушают гигиену полости рта. Нарушения эстетики минимальны.

Преимуществом является возможность применять их для профилактики функциональной перегрузки пародонта, при дефектах зубных рядов с признаками заболевания пародонта, но без патологической подвижности зубов.

Изготовление съемных шин производится в лаборатории, в полости рта больного манипуляции сокращаются. Это также относится к достоинствам этого вида шинирования.

К недостаткам таких шин относится то, что при изготовлении их требуется большая точность: обязательное применение параллелометрии и точного литья на огнеупорных моделях. При нарушении точности наложения и снятия шины возможна перегрузка пародонта отдельных зубов.

Показания к включению зубов в шину.

Показания к включению зубов в шину зависят от величины атрофии зубной альвеолы и формы заболевания пародонта. Зубы с подвижностью III степени подлежат удалению. Необходимо удалить зубы с подвижностью II степени, если имеется атрофия более 2/3 лунки. Зубы с подвижностью I степени при атрофии лунки более чем на половину при пародонтитах удаляют, а при пародонтозе их нужно включить в шину. При хронических периапикальных изменениях зубы с подвижностью Iстепени и с хорошо пломбированными корневыми каналами подлежат шинированию. При плохой обтурации корневого канала зуб может быть включен в шину только при отсутствии изменений верхушечного периодонта и спокойного клинического течения (отсутствие болей до лечения и через 3-4 недели после него). В случае обострения хронического периодонтита, зуб не включается в шину. Зубы с подвижностью II степени и хроническими околоверхушечными очагами, даже если каналы хорошо пломбированы, шинированию не подлежат. Наличие свищевого хода является противопоказанием к включению зуба в шинирующий блок, даже если канал запломбирован.

studfiles.net

Показания к включению зубов в шину.

Показания к включению зубов в шину зависят от величины атрофии зубной альвеолы и формы заболевания пародонта. Зубы с подвижностью III степени подлежат удалению. Необходимо удалить зубы с подвижностью II степени, если имеется атрофия более 2/3 лунки. Зубы с подвижностью I степени при атрофии лунки более чем на половину при пародонтитах удаляют, а при пародонтозе их нужно включить в шину. При хронических периапикальных изменениях зубы с подвижностью I степени и с хорошо пломбированными корневыми каналами подлежат шинированию. При плохой обтурации корневого канала зуб может быть включен в шину только при отсутствии изменений верхушечного периодонта и спокойного клинического течения (отсутствие болей до лечения и через 3-4 недели после него). В случае обострения хронического периодонтита, зуб не включается в шину. Зубы с подвижностью II степени и хроническими околоверхушечными очагами, даже если каналы хорошо пломбированы, шинированию не подлежат. Наличие свищевого хода является противопоказанием к включению зуба в шинирующий блок, даже если канал запломбирован.

Постоянное шинирование.

Постоянные шины применяют как лечебные аппараты для иммобилизации зубов на продолжительное время. Больной такими шинами пользуется постоянно.

В зависимости от топографии дефекта зубного ряда, распространенности и степени деструкции пародонта постоянные конструкции могут быть съемными, несъемными и комбинированными.

  1. Несъемные шины.

Несъемные протезы лучше, чем съемные, т.к. фиксируют зубы в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Они обеспечивают надежное укрепление подвижных зубов, образуя из них блок, способный противостоять как единое целое горизонтальным и вертикальным силам, развивающимся при жевании. Они мало нарушают речь, и больные быстро привыкают к ним.

Главная проблема при изготовлении - обеспечение надежной фиксации шины или шины-протеза к шинируемому зубу. Конструкция должна быть достаточно жесткой и точно прилегать к протезному ложу, имеющему к тому же достаточную площадь контакта. Увеличить площадь контакта и повысить устойчивость к боковому сдвигу можно путем введения в конструкцию парапульпарных или внутриканальных штифтов. Наиболее надежной несъемной конструкцией следует признать такую, фиксирующим элементом которой является цельнолитая облицованная или необлицованная коронка ("цельнолитые несъемные шины"). Жесткость цельнолитой коронковой шины-протеза зависит от материала, из которого изготовлена конструкция. Поперечное сечение конструкции (прямо пропорционально) и ее протяженность (обратно пропорционально). Повысить жесткость конструкции можно путем увеличения поперечного сечения, например, путем создания гирлянды с небной (язычной) поверхности. Для обеспечения необходимой жесткости конструкция дополняется небным бюгелем, укрепленным на Т-задвижках. Пазы под задвижки формируют в области вторых премоляров или первых моляров. Конструкцию ставят на временный цемент на срок до 3 месяцев, и если за этот срок окажется, что конструкция недостаточно жесткая (это проявляется сколами облицовки, расцементировками, обострением воспалительного процесса в пародонте), то необходимо переделать конструкцию.

В настоящее время показания к использованию металлокерамических конструкций расширяются и металлокерамические протезы могут применяться при пародонтите легкой и средней степени. У металлокерамических протезов отмечен ряд положительных свойств:

  • биологическая инертность керамики (в отличие от пластмассы) исключает травмирование краевого пародонта;

  • на глазурованной поверхности металлокерамических протезов значительно менее благоприятные условия для образования бляшки.

Область применения несъемных конструкций ограничена включенными дефектами. Опорный зуб должен быть достаточно устойчивый, иметь достаточно костной опоры. В противном случае показано изготовление съемной шинирующей конструкции (бюгельной). Она надежно шинирует зубной ряд в горизонтальной плоскости и обеспечивает любой вид стабилизации зубного ряда. Открытый маргинальный пародонт имеющихся зубов позволяет избежать травмирования десны в процессе пользования протезом. Недостаток состоит в том, что для фиксации зуба в вертикальном направлении одних цельнолитых кламмеров недостаточно. Решить данную проблему можно при помощи гибридных протезов, т.е. протезов, в конструкции которых присутствуют как кламмерные фиксирующие элементы, так и замковые (например, жесткие фиксаторы, т.е. телескопы).

Бюгельные протезы с бескламмерной фиксацией требуют изготовления анкерных коронок, благодаря чему вся конструкция переходит в вид комбинированных съемных (несъемных) протезов.

studfiles.net

Временное шинирование на этапах лечения заболеваний пародонта Показания

Временное шинирование на этапах лечения заболеваний пародонта. Показания к применению временных шин. Временное шинирование на этапах лечения заболеваний пародонта. Показания к применению временных шин.

Временное шинирование Временные протезы изготавливают с целью восстановить дефекты зубных рядов и шинировать имеющиеся Временное шинирование Временные протезы изготавливают с целью восстановить дефекты зубных рядов и шинировать имеющиеся зубы. Метод временного шинирования используют в развившейся стадии генерализованного и очагового хронического пародонтита, реже в период обострения при начальной стадии. Временные шины применяют в течение всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата. Временное шинирование позволяет устранить травматическое воздействие патологической подвижности и функции жевания, т. е. устранить один из патогенетических механизмов, поддерживающих гемодинамические нарушения при пародонтите. Шина обеспечивает равномерное распределение жевательного давления между пародонтом зубов, включенных в шину, создает покой пораженным тканям и способствует повышению эффективности патогенетической и симптоматической терапии. .

Исходя из сосудисто-биомеханической гипотезы, применение временной шины позволяет разорвать патогенетическую цепь воспаление-кровоснабжениедистрофия-функция жевания, что Исходя из сосудисто-биомеханической гипотезы, применение временной шины позволяет разорвать патогенетическую цепь воспаление-кровоснабжениедистрофия-функция жевания, что способствует улучшению трофики тканей пародонта, снятию воспалительного процесса. Проведение гингивотомии и гингивэктомии без предварительного изготовления временной шины недопустимо. При генерализованном пародонтите в шину включают все зубы, обеспечивая иммобилизацию по дуге. При очаговом пародонтите протяженность шины обусловлена локализацией поражения и взаимоотношением его с зубами, у которых пародонт не поражен: шина обязательно должна включать в блок зубы с непораженным пародонтом. Временные шины изготавливают из пластмассы. Различают капповые шины, оральные и вестибуло-оральные многозвеньевые. Капповые шины охватывают окклюзионную часть коронок зубов, их применение связано с завышением окклюзионной высоты. Пластмассовые шины - каппы, армированные металлической или неметаллической арматурой и временно фиксированные, обеспечивают наилучший шинирующий эффект, одновременно позволяют восстановить дефекты зубного ряда и улучшить внешний вид пациента. Вестибуло-оральные шины (круговые) покрывают только часть вестибулярной поверхности зуба, не мешают смыканию антагонистов и не оттесняют десневой край.

Часто выбирают конструкцию: частичный съемный пластиночный протез с гнутыми проволочными кламмерами. Такой протез расшатывает Часто выбирают конструкцию: частичный съемный пластиночный протез с гнутыми проволочными кламмерами. Такой протез расшатывает зубы кламмерами, не устраняет окклюзионную травму, травмирует краевой пародонт и слизистую оболочку протезного ложа. Зато такой протез дешевый, легко изготавливается и поддается починке, в него можно добавить различные элементы лечебных конструкций - ортодонтические элементы, окклюзионные площадки и т. д. Такие протезы показаны в тех случаях, когда высота прикуса надежно фиксирована несколькими парами устойчивых зубовантагонистов и нет признаков отраженного травматического узла. Появление современных материалов, основанных на применении адгезивной техники, позволяет решать проблемы шинирования участков зубного ряда с соблюдением современных эстетических требований и непосредственно во время приема больного, без вовлечения длительного лабораторного этапа. В ряде случаев новые системы позволяют решить проблему замещения одиночных дефектов. Используется 2 типа материалов в зависимости от их химического состава: на основе неорганической матрицы Glas. Span (США) и Fiber Splint (Швейцария). на основе органической матрицы полиэтилена Ribbond (США) и Connect (США), выполненные из множества тончайших волокон Д=3 -5 мкм, сплетенных между собой. Однозначно ответить, какая из арматур лучше, довольно трудно. Имеются данные, что полиэтиленовые шины обладают лучшей адгезией за счет специальной плазменной обработки - активации и лучше пропитываются композитом, что важно, т. к. позволяет композиту создать с лентой более прочный единый блок; они имеют лучшую биосовместимость с тканями человеческого организма, т. к. состоят из биоинертного стекла, а не из пластин.

Преимуществом является то, что выпускается их модификация в виде полого жгутика, что значительно расширяет Преимуществом является то, что выпускается их модификация в виде полого жгутика, что значительно расширяет сферу применения: жгутик оптимален для шинирования боковых зубов с использованием техники создания бороздки, для восстановления единичного дефекта зубного ряда или как альтернатива внутрикорневым штифтам.

Применение системы Применение системы "Фибер-Сплинт" (Fiber-Splint) при лечении заболеваний пародонта и замещении одиночных дефектов зубного ряда Основа системы "Фибер-Сплинт" лента из микроволоконного кварца шириной 4 мм, толщиной 0, 06 мм и светоотверждаемый ненаполненный бондинг "Фибер-Бонд". Благодаря микроволоконной структуре "Фибер. Сплинт", пропитанный светоотверждаемым бондингом, после засвечивания галогеновой лампой для полимеризации, образует прочную конструкцию с внутренним пространственным каркасом. У пациентов с заболеваниями пародонта на первом этапе проводилось снятие всех над- и поддесневых отложений с последующей полировкой поверхностей зубов и применением медикаментозной терапии. На вторые - третьи сутки с оральной поверхности, а порой и с вестибулярной, накладывалась шина из "Фибер-Сплинт". Технология наложения шины: 1. Предварительная абразивная обработка поверхности зубов для создания ретенционных пунктов. 2. Протравливание поверхности зубов. 3. Нанесение бонда на поверхность зубов. 4. Поэтапное прикладывание ленты к зубному ряду с заведением в межзубной промежуток и засвечиванием поверхности.

В завершение шина покрывается тонким слоем композита с последующей полировкой. При изготовлении шины, из В завершение шина покрывается тонким слоем композита с последующей полировкой. При изготовлении шины, из гигиенических соображений, необходимо оставлять открытыми придесенные промежутки между зубами. При замещении одиночных дефектов возможно изготовления зуба из фотокомпозита, укрепляющегося на шине между соседними зубами. При данном виде работ необходимо изготавливать шины таким образом, чтобы несущая часть была выдвинута вперед и проходила в толщине искусственно изготовленного зуба. Рекомендуется укрепление средней части шины дополнительными слоями "Фибер-Сплинта". В ходе проведенных шинирований сделан ряд выводов, которые можно порекомендовать всем врачам: шинирование подвижных зубов с 1 степенью подвижности не требует создания специальной бороздки (прокола), а при 2 -3 степени - требует. не рекомендуется проводить пародонтальное шинирование пациентам с низким уровнем соблюдения правил личной гигиены. Наблюдения показывают, что когда у пациента высокие значения индексов гигиены, вероятность недолговечности шины значительно возрастает, т. к. конструкция и без того будет являться дополнительным фактором ретенции для зубной бляшки; важно проверить, чтобы шина оставляла открытыми межзубные промежутки для возможности соблюдения пациентом полноценной гигиены полости рта. Особенным моментом в последующем гигиеническом уходе за шиной является использование суперфлоссов либо ершиков.

Еще одна перспективная и высоко эффективная временная конструкция - это шина, изготовленная на вакуум-формировочных Еще одна перспективная и высоко эффективная временная конструкция - это шина, изготовленная на вакуум-формировочных аппаратах, шина Biostar или Mini Star из жесткого прозрачного поликарбоксилатного материала Imprelon S. Она съемная, легко изготавливается и припасовывается в полости рта, обеспечивает надежную фиксацию, как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях, имеет удовлетворительный вид, может восстанавливать концевые и включенные дефекты зубных рядов. Иногда на этапе предварительного ортопедического лечения можно использовать сложные биогенные шинирующие протезы, когда процесс генерализованный и имеет равномерный характер, а деструкция кости не превышает 1/2 длины корней зубов. К заключительным ортопедическим вмешательствам переходят, когда репаративные процессы в пародонте после хирургического вмешательства завершаются. В случае неблагоприятного прогноза изготавливают долговременные конструкции со сроком службы 2 -3 года (временные - на 2 -6 месяцев). К долговременным несъемным конструкциям относят временные встроенные шины, интегрированные в твердые ткани зуба. Этим признакам удовлетворяет описанная выше система Splint-lock, либо долговременная - транскорональная проволочная шина по Комари.

Съемные долговременные конструкции представлены Съемные долговременные конструкции представлены "перекрывающими конструкциями". Морфологически "перекрывающие конструкции протезов" представляют собой полные съемные протезы, под базисом которых сохранены корни некоторых зубов. Подобные конструкции обладают рядом положительных свойств по сравнению с полными съемными конструкциями. Они: лучше фиксируются на протезном ложе; сохраняют естественный путь передачи жевательного давления; обладают большей окклюзионной стабильностью. Отрицательной стороной перекрывающих протезов является высокая частота кариеса корня, гингивит в области сохраненных корней. Срок службы при использовании перекрывающих протезов составляет примерно 3 года. За это время пациент привыкает к протезу.

Спасибо за внимание! ; ) Спасибо за внимание! ; )

present5.com

Шинирование при пародонтите, подробная информация

Содержание статьи

Одним из методов борьбы с пародонтитом является шинирование. Как правило, шинирование при пародонтите показано на поздних стадиях заболевания, когда возникает ощутимая подвижность зубов и другие способы лечения не приносят результата. Благодаря шинированию, пациент получает возможность сохранить пораженные зубы, то есть избежать их удаления или выпадения.

В чем суть шинирования?

Суть шинирования заключается в обездвиживании зубов для предотвращения их дальнейшего расшатывания и перемещения, а также для восстановления тканей пародонта. Современное шинирование является действенной и безболезненной процедурой.

Показания к шинированию

Показанием к проведению процедуры относится:

  • подвижность зубов и кровоточивость десен;
  • смещение зубного ряда;
  • выраженные десневые карманы и обнажение корней.

Выбор вида шин зависит от течения заболевания, особенностей пародонтита, характера смещения зубов, степени их подвижности, кровоточивости десен, наличия зубного камня, общего состояния полости рта.

Шинирование

Шинирование

Эффективность шинирования

Как срабатывает лечебный эффект:

  • жесткая конструкция обеспечивает неподвижность пораженных зубов, препятствуя их дальнейшему расшатыванию;
  • основную нагрузку при жевании испытывают здоровые зубы, тем самым разгружая подвижные — чем больше здоровых зубов вовлечено в шинируемый блок, тем меньше нагрузка на больные зубы;
  • нагрузка на пародонт снижается, благодаря объединению зубов в блок;
  • от количества зубов во рту зависит результат лечения — чем больше зубов, тем шинирование эффективней;
  • дугообразная конструкция имеет большую устойчивость и большее шинирующее действие, чем линейная шина.

гипоплазия эмали На этапе формирования матрицы эмали могут происходить нарушения, что приводит к гипоплазии. Узнайте, чем опасна гипоплазия эмали.

Какими методами лечится киста на губе и почему она появляется, вы можете прочитать тут.

Классификация шин

Шины различают:

  • по срокам ношения — временные и постоянные;
  • по виду — съемные и несъемные;
  • по материалу — из металла, из пластмассы, комбинированные;
  • по конструкции — колпачковые, коронковые, полукоронковые, кольцевые, полукольцевые, вкладочные и другие;
  • по назначению — шины и шинирующие протезы;
  • по способу изготовления — литые и штампованные. Временные шины

    Временные шины.

Основные требования, предъявляемые к шинам

К временным и постоянным шинам предъявляются разные требования:

  • временные шины используют на начальной и основной стадии лечения;
  • постоянные шины применяют в период ремиссии в качестве поддерживающего лечения.

Временные шины должны:

  • обеспечивать максимальную неподвижность зубов;
  • без усилий накладываться и сниматься, легко модифицироваться;
  • не травмировать ткани и слизистую оболочку полости рта;
  • иметь простую конструкцию;
  • не затруднять проведение гигиенических мероприятий;
  • не препятствовать другим видам лечения в полости рта;
  • не изменять слишком сильно внешний вид пациента;
  • не нарушать его дикцию, минимально мешать приему пищи;
  • быть доступными по цене.

Постоянные шины используются в течение длительного времени и являются более совершенными конструкциями. Они должны гарантировать хорошие эстетические и функциональные показатели зубов, обеспечивать возможность гигиенических процедур. Постоянные шины просты в использовании и позволяют нормально жевать.

хронический пародонтит Узнайте, как лечится хронический пародонтит.

Чем вылечить горло, когда оно болит, вы можете прочитать здесь.

Какие симптомы говорят о появлении гингивита: http://stopparodontoz.ru/chto-takoe-gingivit/.

Главными недостатками таких шин являются: непригодность в случае отсутствия большого количества зубов, необходимость депульпирования некоторых здоровых зубов, возникновение негигиеничных условий во рту и ухудшение состояния полости рта.

Существует еще одна группа шин — долговременные. Данный вид шин накладывают в случае, если явных показаний к удалению зубов нет, но прогноз в плане сохранения зубов — сомнительный. Такие шины должны иметь характеристики, как у долговременных, и в то же время, не быть слишком дорогими, поскольку их срок службы может превысить «жизнь» самих зубов.

Оценка статьи:

Загрузка...

stopparodontoz.ru

Содержание занятия.

Временное шинирование показано в развившейся стадии генера-лизованого и очагового пародонтита, особенно при неравномерном течении процесса и подвижности зубов различной степени. Временные шины применяют в течение всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата.

На первом этапе лечения временное шинирование играет ведущую роль, так как позволяет снять с тканей пародонта травмирующий фактор функции жевания и вредное действие патологической подвижности зубов. Без устранения травмирующих факторов и создания покоя пораженным тканям пародонта невозможно получить надежные результаты лечения.

Временное шинирование позволяет правильно решить вопрос о сохранении или удалении подвижных зубов. Степень воспалительного и дистрофического процессов в пародонте и степень подвижности зубов являются основными критериями при определении показаний к сохранению или удалению зубов при заболеваниях пародонта. В поликлинической практике фактору подвижности зубов отводится основное место. Степень подвижности зуба зависит от степени воспалительных явлений и фактора перегрузки. Снятие воспалительных процессов ведет к значительному уменьшению подвижности зубов. Степень подвижности зубов при воспалительных явлениях и травматической перегрузке не является показанием к удалению зубов до тех пор, пока эти явления не будут сняты: Показанием к удалению зуба может быть лишь один критерий – степень убыли костной ткани и величина периодонтального кармана. Решение вопроса об удалении зубов должно быть отложено до выяснения изменений в степени подвижности после снятия воспалительных явлений и перегрузки. Этого можно достигнуть путем избирательного сошлифовывания и временного шинирования с одновременным применением лекарственной терапии и хирургических методов лечения.

Временные шины должны соответствовать следующим требованиям:

  • надежно фиксировать все зубы, легко накладываться и сниматься с зубных рядов;

  • равномерно перераспределять жевательное давление на опорные зубы и замещать дефект зубных рядов;

  • при фиксации на зубных рядах не препятствовать лекарственной терапии и хирургическому лечению;

  • не травмировать слизистую оболочку десны;

  • отличаться простотой изготовления.

При генерализованном пародонтите в шину включают все зубы, обеспечивая тем самым стабилизацию по дуге. При очаговом пародонтите протяженность шины обусловлена локализацией поражения и взаимоотношением его с зубами, у которых пародонт не поражен: шина обязательно должна включать в блок зубы с непораженным пародонтом.

Далее преподаватель демонстрирует на больном или фантоме изготовление шины из самотвердеющей пластмассы, лигатурную шину, шины, фиксируемые с помощью композитов.

Novotny предложил шину из быстротвердеющей пластмассы. Для ее изготовления предварительно в межзубные промежутки вводят гуттаперчевые штифты (можно вдавить воск), которые изолируют межзубные сосочки от пластмассы. Готовую к употреблению пластмассу (появление тянущихся нитей) вводят с язычной стороны в межзубные промежутки и наносят ее слоем толщиной 1 – 1.5 мм от режущего края до зубного бугорка. Если пластмасса не вышла из межзубного промежутка на вестибулярную сторону, на этот участок можно нанести дополнительную порцию пластмассы. После ее отверждения удаляют штифты, обрабатывают и полируют шину. Шина обеспечивает хорошую фиксацию зубов и почти незаметна. Однако снятие такой шины представляет известные трудности.

Темы изученные ранее и необходимые для проведения занятия:

1. Анатомия и функция пародонта.

2. Этиология, патогенеза заболеваний пародонта.

3. Клинические проявления различных заболеваний тканей пародонта.

4. Роль ортопедических мероприятий в лечении заболеваний тканей пародонта.

Схема: "Виды временных шип при ортопедическом лечении пародонтита

Несъемные шины

Комбинированные

Съемные шины

Пласмассовые

Проволочные

Капповая шина из пластмассы по Курляндскому.

Многозвеньевая шина по Копейкину.

Капповая шина

"Эркодент".

Тонкие капповые шины по Копейкину.

Временная шина по Альбрехту, Новатному

временные

шины по Комари

Временные проволочные шины облицованные пластмассой – по Черному, Эльбрехту

применение несъемных протезов с непрерывным вестибулярным кламмером или удерживающими кламмерами на каждый подвижный зуб из тонкой ортодонтической проволоки

Вопросы для контроля результатов усвоения материала:

1. Временное шинирование как первый этап лечения пародонтита.

2. Требования, предъявляемые к временным шинам.

3. Виды временных шин, применяющихся при ортопедическом лечении пародонта.

4.Показания к применению временных шин.

5. Методика изготовления капповой шины из пластмассы по Курляндскому.

6. Производственный и лабораторный метод изготовления многозвеньевой шины из пластмассы по Копейкину.

7. Методика изготовления временных капп методом фирмы

"Эркодент"

8. Методика изготовления тонких капповых шин по Копейкину.

9. Методика изготовления временных проволочных шин по Комари

10. Методика изготовления временной шины из пластмассы по

Черному

11. Методика изготовления временных шин из проволоки, облицованных пластмассой по Копейкину.

Ситуационные задачи для контроля результатов усвоения:

1. Больной 50 лет на диспансерном учете по поводу начальной стадии пародонтита. На протяжении последних 5 лет регулярно 1 раз в год проводилась общестимулирующая терапия, 2-3 раза в год – снятие зубного камня. В момент обострения процесса обратился в клинику ортопедической стоматологии.

Объективно: 13,12,11, 21,22,23 имеют подвижность 1 степени. Рентгенографическая картина: атрофия костной ткани в области 13,12,11, 21,22,23 на 1/3 корня. Соседние 15,14, 24,25 клинической подвижности не имеют. На рентгенограмме атрофии костной ткани нет.

Поставьте диагноз, составьте и обоснуйте план ортопедического лечения временными шинами.

2. Больной 49 лет обратился в стоматологическую клинику с жалобами на подвижность всех верхних зубов, затруднение при приеме пищи. В течение 2-х лет находился на диспансерном учете у пародонтолога. Ежегодно проводился курс терапевтического лечения, но процесс регулярно обострялся.

Дефект зубного ряда на верхней челюсти замещен съемным пластиночным протезом, на нижней -мостовидным.

Резкое воспаление десневого края, наличие патологических десневых карманов, подвижность зубов 1-2 степени.

Поставить диагноз, составить и обосновать план временного ши-нирования.

  1. Больной 48 лет обратился в клинику ортопедической стоматологии с жалобами на отсутствие зубов на верхней челюсти и подвижность имеющихся зубов на нижней челюсти, затруднения при приеме пищи. У пародонтолога состоял на учете последние 15 лет. Ежегодно проводилась стимулирующая терапия, но процесс болезни постоянно вызывал рецидивы. Зубы удалялись при наличии абсцесса и подвижности III степени.

Подвижность 44, 42, 41, 31, 32, 33, 36 зубов 2 степени, 48, 47, 43, 31 1 степени. Имеются патологические десневые карманы в области 44, 42, 41, 31, 32, 33, 36 зубов. На рентгенограмме имеется убыль костного вещества на 1/3 длины корня в области всех оставшихся зубов. Поставить диагноз, составить и обосновать план ортопедического лечения.

1. Нарисуйте временные шины, которые можно приготовить из быстродействующей пластмассы.

2. Нарисуйте временные проволочные шины.

3. Нарисуйте временные проволочные шины, облицованные пластмассой.

Литература

1. Копейкин В.Н. Ортопедическое лечение заболеваний пародонта. М., 1977- с. 175.

2. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. М., 1984- с. 305; 309-312.

3. Шугар Л. Заболевания полости рта. Будапешт. 1980- с. 349-351

7

studfiles.net


Смотрите также