Запаска - какие виды запасных колес лучше +Видео. Запаска шины


Запасное колесо — википедия фото

Запасное колесо на мотоцикле с коляской. Запасное колесо на мотороллере.

Запасное колесо (запа́ска) — это перевозимое в автомобиле дополнительное колесо для замены спущенного, проколотого колеса или для иного непредвиденного случая. В некоторых языках по традиции говорят «запасная шина», сейчас это название не совсем уместно: бескамерную шину нельзя надеть на диск без специальных приспособлений, поэтому в качестве запасного возят всё колесо в сборе. Некоторые запасные колёса (аварийное колесо, «докатка») не предназначены для поездок на дальние расстояния; максимальная эксплу­а­та­ци­он­ная скорость для большинства из них — 80 км/ч.

На заре эпохи автомобильного транспорта автомобили ездили по обычным грунтовым дорогам, на которых встречались разбросанные гвозди от лошадиных подков. Проколы колёс были обычным делом и заставляли водителя скрутить колесо, снять с него шину, заклеить камеру, надеть шину обратно, накачать её и закрепить колесо на место. Первые машины, оборудованные запасным колесом и шиной — модель Rambler (англ.) компании Thomas B. Jeffery Company. Сменное колесо и уже надетая шина на Rambler означали, что автомобилист мог быстро заменить проколотое колесо. Проколотую шину можно было отремонтировать в более удобное время и удобном месте.

Сочетание колеса и заранее надетой шины стало настолько популярным среди автомобилистов, что перевозка сразу двух запасных колёс пошла за правило. Автопроизводители часто оборудовали машины одним или двумя боковыми креплениями для запасных колёс. Запасные колёса устанавливались за передними крыльями, так как хорошо сочетались с навесными подножками (узкий порог служил ступенькой снизу дверей).

В 1941 году правительство США запретило запасные колёса на новых машинах. Нехватка ресурсов, вызванная Второй мировой, привела к появлению квот и законов для сохранения резины, выпускаемой за границей. Подобный запрет был также реализован США в 1951 году на период войны в Корее.

Аварийное колесо (дока́тка) — это небольшое запасное колесо, которое устанавливается на месте колеса с проколотой шиной в условиях, когда возможность отремонтировать шину отсутствует и нужно доехать до ближайшей шиномонтажной мастерской или своего гаража.[2]

Докатка не предназначена для длительного пользования. Максимальная скорость, с которой можно ехать на докатке, — 80 км/ч.

Особенности

Важно помнить, что докатка — это не полноценное колесо. Диаметр меньше, давление больше. Соответственно возникают следующие проблемы[3]:

  • снижение площади пятна контакта с дорогой. Это чревато резким ухудшением управляемости и заметным увеличением тормозного пути.
  • увеличение разницы угловых скоростей колёс на той оси, где установлена докатка. В результате на дифференциал ложится повышенная нагрузка
  • сбой в электронных системах стабилизации — ESP, ABS, и т. д.. В случае применения докатки, электронные системы воспринимают уменьшение диаметра как проскальзывание.

Запасные колёса в автомобилях часто хранятся в специальном углублении — полости в багажнике, как правило в центре. На большинстве машин запаска надёжно удерживается болтом и гайкой-барашком. Обычно плотный картонный настил лежит над полостью для запасного колеса накрытый ковриком багажника. Это позволяет спрятать запаску и обеспечить тем самым приятный вид и ровное дно багажного отсека.

В числе других способов хранения — люлька под задней частью кузова автомобиля. В целях безопасности обычно прикреплена болтом изнутри багажника. У такого размещения есть несколько преимуществ перед хранением в багажнике, главным образом в том, что нет необходимости освобождать багажник для доступа к колесу. К тому же в некоторых случаях освобождается дополнительное место. Тем не менее есть и отрицательные стороны: для снятия запаски придётся изрядно попачкаться, что не очень приятно. На старых машинах может проржаветь крепление, делая снятие запаски очень трудным занятием. Люлька обычно используется на переднеприводных автомобилях, так как она будет мешать задней оси на большинстве задне- и полноприводных машин. Подобное размещение можно увидеть на грузовиках, где запасное колесо часто хранится снизу грузовой платформы.

Многие внедорожники и вездеходы имеют внешнее запасное колесо — обычно на задней двери, но иногда на капоте, боковой стороне или даже на крыше.

В машинах средне- и заднемоторной компоновки запасное колесо обычно хранится в переднем багажнике, при этом углубление для него имеется достаточно редко.

В некоторых автомобилях запасное колесо находится в отсеке двигателя. Например в Renault 14 (англ.), автомобилях ВАЗ «Нива», «Ока», ЗАЗ «Запорожец» и в старых моделях Subaru, таких как Subaru Leone. Сегодня подобное расположение запасного колеса считается опасным, так как жёсткое колесо мешает нормальной деформации передка автомобиля при аварии, передавая возникающие при этом силы на щит моторного отсека и, соответственно, в пассажирский салон.

Машины, подобные Volkswagen Beetle, используют запасные колёса для дополнительных целей, таких как поддержка давления воздуха вспомогательной системы[уточнить].

На дорожных грузовых автомобилях запасные колеса обычно подвешиваются к специальным кронштейнам, размещённым под кузовом. На внедорожных грузовых автомобилях такое расположение затруднительно по причине больших размеров колес. Поэтому запасные колеса хранятся между кабиной и кузовом на специальных люльках, имеющих лебедку для подъема и опускания колеса.

Существовали попытки использования запасного колеса с наружным креплением к передней стенке кузова в качестве бампера для смягчения лёгких ударов.

org-wikipediya.ru

Запасное колесо - виды и эксплуатация +видео

Купить запасное колесо, если ваше авто им не оснащено, не легко. Их просто нет в продаже. Существует несколько видов запасных колес. Рассмотрим их поближе.

    Полноразмерное запасное колесо. Литой диск.

Идентичное  установленным на машине. Диск, размер и модель шины одинаковы. Если у вас такое  колесо, его можно включать в схему ротации шин. Как правило, таким колесом комплектуют внедорожники.

+ Не портится эстетика внешнего вида автомобиля  - Занимает много места в багажнике.

Полноразмерное колесо с железным диском

Это запасное колесо такого же размера как и установленные на машине. Как правило, это стальной диск со специальной шиной и не глубоким протектором. Так же занимает место в багажном отсеке.

  Маленькое запасное колесо

    Узкое колесо, в народе получило название "бублик", железный диск как правило красного или желтого цвета, шина с всесезонным протектором. Накачена  в два раза больше нормального давления.

+ Занимает минимум места. Легкий вес.- Езда на таком колесе  только  чтобы доехать до шиномонтажа и отремонтировать пробитую шину (читай ниже)

 

Складное запасное колесо.

Это технологическая новинка,  появилась не так давно. Когда шина не накачена, выглядит как "бублик", но если  накачать,  приобретает вид полноразмерного колеса. Этот эффект обеспечивает резина  специальной конструкции.

+ Экономит место- Перед установкой, нужно накачать, что не так просто, если у вас нет электронасоса.

 

 

 

 складное колесо во время накачки

 

Езда на запасном колесе.

Если приходится  ехать на запасном колесе, помните что скорость  не должна превышать 80км/час. Функция  ABS не работает на запаске либо работает некорректно. Если вас пугает  перспектива ручной замены колеса на обочине, тогда вам стоит присмотрется к шинам RunFlat.

 

А теперь подробнее, почему на запаске-бублике нельзя ездить долго.

Прочность авторезины определяется количеством стальных кордов в каркасе. Запасная шина  имеет менше кордовых слоев . Всего 3, то есть меньше половины по сравнению с обычными.

Во вторых, шина очень узкая, что снижает устойчивость на дороге. Это снижает силу трения с дорогой, увеличивая тормозной путь и уменьшая маневренность.

И самое главное, это нагрузка на дифференциал. 

 

Что такое дифференциал и как он работает, все знают и так. Запаска меньше  чем остальные 3 колеса. В движении, чтобы "успевать" за скоростью остальных трех колес, оно крутится быстрее.

Разница скорости вращения, компенсируется за счет подшипников дифференциала.

 

Это как будто вы едете по кругу все время.

 

Если ездить так долго,  возрастает риск выхода из строя системы дифференциала.

Рекомендуется ехать  не быстрее 70 км/час и на ближайшей СТО ставить нормальную шину.

shinkomplekt.com.ua

Запасное колесо Википедия

Запасное колесо на мотоцикле с коляской. Запасное колесо на мотороллере.

Запасное колесо (запа́ска) — это перевозимое в автомобиле дополнительное колесо для замены спущенного, проколотого колеса или для иного непредвиденного случая. В некоторых языках по традиции говорят «запасная шина», сейчас это название не совсем уместно: бескамерную шину нельзя надеть на диск без специальных приспособлений, поэтому в качестве запасного возят всё колесо в сборе. Некоторые запасные колёса (аварийное колесо, «докатка») не предназначены для поездок на дальние расстояния; максимальная эксплуатационная скорость для большинства из них — 80 км/ч.

История

На заре эпохи автомобильного транспорта автомобили ездили по обычным грунтовым дорогам, на которых встречались разбросанные гвозди от лошадиных подков. Проколы колёс были обычным делом и заставляли водителя скрутить колесо, снять с него шину, заклеить камеру, надеть шину обратно, накачать её и закрепить колесо на место. Первые машины, оборудованные запасным колесом и шиной — модель Rambler (англ.) компании Thomas B. Jeffery Company. Сменное колесо и уже надетая шина на Rambler означали, что автомобилист мог быстро заменить проколотое колесо. Проколотую шину можно было отремонтировать в более удобное время и удобном месте.

Сочетание колеса и заранее надетой шины стало настолько популярным среди автомобилистов, что перевозка сразу двух запасных колёс пошла за правило. Автопроизводители часто оборудовали машины одним или двумя боковыми креплениями для запасных колёс. Запасные колёса устанавливались за передними крыльями, так как хорошо сочетались с навесными подножками (узкий порог служил ступенькой снизу дверей).

В 1941 году правительство США запретило запасные колёса на новых машинах. Нехватка ресурсов, вызванная Второй мировой, привела к появлению квот и законов для сохранения резины, выпускаемой за границей. Подобный запрет был также реализован США в 1951 году на период войны в Корее.

Наше время

Современные автомобили оснащаются полноценными запасными колёсами, аварийными колёсами или колёсами с технологией «Run-flat».

  • Запасное колесо может быть такого же типа и размера, как штатное. Оно может быть закреплено в стальном ободе или на соответствующем ходовом колесе машины. Среди пассажирских автомобилей, полноценными запасными колёсами обычно оснащаются внедорожники (SUV) и лёгкие грузовики, так как докатка неблагоприятно скажется на машинах с высоким центром тяжести. Из-за размера полноценного запасного колеса его часто крепят с внешней стороны: на задней двери внедорожников, иногда на капоте. Такое колесо включается в ротацию шин[1]: время от времени одно из колёс становится запасным, в то время как запасное встаёт на ось.
  • Некоторые автомобили оснащаются аварийными колёсами, называемыми «докаткой». Предназначены для снижения стоимости, веса машины и/или экономии пространства по сравнению с полноценной запаской. Докатка представляет собой шину уменьшенного размера (и по диаметру, и по ширине), установленную на недорогой стальной диск. Из-за короткого периода эксплуатации и низкой допустимой скорости докатку можно использовать только на небольшие расстояния. Из-за разных размеров докатки и стандартного колеса будут неверно работать электронный контроль устойчивости и система контроля тяги — перед тем, как тронуться, их нужно отключить.
  • В некоторых случаях автомобили оснащаются шинами «Run-flat», для которых отпадает необходимость запасного колеса. На других машинах возят баллончики ремонтной пены для заклеивания проколотых шин. Однако это часто не срабатывает в случае большого прокола и совершенно бесполезно при разрыве шины.

Аварийное колесо

Аварийное колесо (дока́тка) — это небольшое запасное колесо, которое устанавливается на месте колеса с проколотой шиной в условиях, когда возможность отремонтировать шину отсутствует и нужно доехать до ближайшей шиномонтажной мастерской или своего гаража.[2]

Докатка не предназначена для длительного пользования. Максимальная скорость, с которой можно ехать на докатке, — 80 км/ч.

Особенности

Важно помнить, что докатка — это не полноценное колесо. Диаметр меньше, давление больше. Соответственно возникают следующие проблемы[3]:

  • снижение площади пятна контакта с дорогой. Это чревато резким ухудшением управляемости и заметным увеличением тормозного пути.
  • увеличение разницы угловых скоростей колёс на той оси, где установлена докатка. В результате на дифференциал ложится повышенная нагрузка
  • сбой в электронных системах стабилизации — ESP, ABS, и т. д.. В случае применения докатки, электронные системы воспринимают уменьшение диаметра как проскальзывание.

Хранение

Запасные колёса в автомобилях часто хранятся в специальном углублении — полости в багажнике, как правило в центре. На большинстве машин запаска надёжно удерживается болтом и гайкой-барашком. Обычно плотный картонный настил лежит над полостью для запасного колеса накрытый ковриком багажника. Это позволяет спрятать запаску и обеспечить тем самым приятный вид и ровное дно багажного отсека.

В числе других способов хранения — люлька под задней частью кузова автомобиля. В целях безопасности обычно прикреплена болтом изнутри багажника. У такого размещения есть несколько преимуществ перед хранением в багажнике, главным образом в том, что нет необходимости освобождать багажник для доступа к колесу. К тому же в некоторых случаях освобождается дополнительное место. Тем не менее есть и отрицательные стороны: для снятия запаски придётся изрядно попачкаться, что не очень приятно. На старых машинах может проржаветь крепление, делая снятие запаски очень трудным занятием. Люлька обычно используется на переднеприводных автомобилях, так как она будет мешать задней оси на большинстве задне- и полноприводных машин. Подобное размещение можно увидеть на грузовиках, где запасное колесо часто хранится снизу грузовой платформы.

Многие внедорожники и вездеходы имеют внешнее запасное колесо — обычно на задней двери, но иногда на капоте, боковой стороне или даже на крыше.

В машинах средне- и заднемоторной компоновки запасное колесо обычно хранится в переднем багажнике, при этом углубление для него имеется достаточно редко.

В некоторых автомобилях запасное колесо находится в отсеке двигателя. Например в Renault 14 (англ.), автомобилях ВАЗ «Нива», «Ока», ЗАЗ «Запорожец» и в старых моделях Subaru, таких как Subaru Leone. Сегодня подобное расположение запасного колеса считается опасным, так как жёсткое колесо мешает нормальной деформации передка автомобиля при аварии, передавая возникающие при этом силы на щит моторного отсека и, соответственно, в пассажирский салон.

Машины, подобные Volkswagen Beetle, используют запасные колёса для дополнительных целей, таких как поддержка давления воздуха вспомогательной системы[уточнить].

На дорожных грузовых автомобилях запасные колеса обычно подвешиваются к специальным кронштейнам, размещённым под кузовом. На внедорожных грузовых автомобилях такое расположение затруднительно по причине больших размеров колес. Поэтому запасные колеса хранятся между кабиной и кузовом на специальных люльках, имеющих лебедку для подъема и опускания колеса.

Существовали попытки использования запасного колеса с наружным креплением к передней стенке кузова в качестве бампера для смягчения лёгких ударов.

Запасное колесо на мотоциклах

Большинство мотоциклов не имеют запасного колеса. Запасным колесом оснащаются часть мотоциклов с коляской и некоторые мотороллеры.

См. также

Примечания

wikiredia.ru

Запасное колесо. Что нужно знать?

Для того, чтобы в дороге вас не застала неприятная ситуация наподобие пробитого колеса, в каждом автомобиле должно быть запасное, чаще именуемой «запаской». Оно представляет собой пятое колесо, которое находится в багажном отсеке или закрепляется на задней дверце, и используется в том случае, когда одно из основных колес по каким-то причинам вышло из строя (спустило, было пробито и т.п.).

 Сегодня почти каждое авто имеет либо полноценную запаску, либо так называемую «докатку» – аварийное колесо меньшего диаметра и веса, на котором можно докатиться до ближайшей СТО. Однако для преодоления больших расстояний докатка не предназначена, а двигаться на ней со скоростью более 100 кмч нельзя.

Запасное колесо

Рис 1. (Запасное колесо.)

Что касается запасного колеса, то по своим габаритам оно ничем не отличается от любого из четырех основных, разве что конструкция его облегчена в целях экономии топлива, а давление воздуха повышено.

Вследствие того, что размеры запаски довольно внушительны, она занимает достаточно много свободного места в багажном отсеке, где для нее выделено специальное штатное место.

Тем водителям, которым важно наличие просторного багажника, можно заменить запаску докаткой, освободив немного свободного места для перевозки других грузов, однако большинство все же предпочитает, чтобы в автомобиле было полноценное колесо.

На некоторых марках автомобилей, например, внедорожниках, запаска закрепляется на задней двери. В этом случае багажник остается совершенно свободен, однако само колесо подвергается воздействию внешних факторов: палящих лучей солнца, дождя, мороза.

Запасное колесо

Рис 2. (Запасное колесо)

Чтобы сохранить запасное колесо в работоспособном состоянии, его желательно прятать в специальный чехол. При этом оно будет надежно защищено от негативного воздействия, да и автомобиль обзаведется интересной, стильной деталью, поскольку современные чехлы выглядят весьма эффектно.

Если неудача настигла вас на заснеженной трассе, к тому же пострадало переднее колесо, заменять его запаской нельзя: в сложных погодных условиях это опасно. Что же делать? Замените пробитое переднее колесо задним, а на место заднего установите запаску или докатку.

Управление автомобилем, оснащенном запасным или докатным колесом, заметно усложняется, поэтому от водителя потребуется особенная внимательность и аккуратность. Ни в коем случае нельзя устанавливать на свой автомобиль докатку с другой марки или модели, поскольку это опасно, ведь такие запчасти изготовляются для конкретных авто.

Чтобы запаска смогла вам пригодиться, периодически проверяйте параметры давления в ней, которые должны быть не меньше 4,2 кг на см2.

tellaboutall.ru

Запасное колесо — WiKi

Запасное колесо на мотоцикле с коляской. Запасное колесо на мотороллере.

Запасное колесо (запа́ска) — это перевозимое в автомобиле дополнительное колесо для замены спущенного, проколотого колеса или для иного непредвиденного случая. В некоторых языках по традиции говорят «запасная шина», сейчас это название не совсем уместно: бескамерную шину нельзя надеть на диск без специальных приспособлений, поэтому в качестве запасного возят всё колесо в сборе. Некоторые запасные колёса (аварийное колесо, «докатка») не предназначены для поездок на дальние расстояния; максимальная эксплу­а­та­ци­он­ная скорость для большинства из них — 80 км/ч.

На заре эпохи автомобильного транспорта автомобили ездили по обычным грунтовым дорогам, на которых встречались разбросанные гвозди от лошадиных подков. Проколы колёс были обычным делом и заставляли водителя скрутить колесо, снять с него шину, заклеить камеру, надеть шину обратно, накачать её и закрепить колесо на место. Первые машины, оборудованные запасным колесом и шиной — модель Rambler (англ.) компании Thomas B. Jeffery Company. Сменное колесо и уже надетая шина на Rambler означали, что автомобилист мог быстро заменить проколотое колесо. Проколотую шину можно было отремонтировать в более удобное время и удобном месте.

Сочетание колеса и заранее надетой шины стало настолько популярным среди автомобилистов, что перевозка сразу двух запасных колёс пошла за правило. Автопроизводители часто оборудовали машины одним или двумя боковыми креплениями для запасных колёс. Запасные колёса устанавливались за передними крыльями, так как хорошо сочетались с навесными подножками (узкий порог служил ступенькой снизу дверей).

В 1941 году правительство США запретило запасные колёса на новых машинах. Нехватка ресурсов, вызванная Второй мировой, привела к появлению квот и законов для сохранения резины, выпускаемой за границей. Подобный запрет был также реализован США в 1951 году на период войны в Корее.

Аварийное колесо (дока́тка) — это небольшое запасное колесо, которое устанавливается на месте колеса с проколотой шиной в условиях, когда возможность отремонтировать шину отсутствует и нужно доехать до ближайшей шиномонтажной мастерской или своего гаража.[2]

Докатка не предназначена для длительного пользования. Максимальная скорость, с которой можно ехать на докатке, — 80 км/ч.

Особенности

Важно помнить, что докатка — это не полноценное колесо. Диаметр меньше, давление больше. Соответственно возникают следующие проблемы[3]:

  • снижение площади пятна контакта с дорогой. Это чревато резким ухудшением управляемости и заметным увеличением тормозного пути.
  • увеличение разницы угловых скоростей колёс на той оси, где установлена докатка. В результате на дифференциал ложится повышенная нагрузка
  • сбой в электронных системах стабилизации — ESP, ABS, и т. д.. В случае применения докатки, электронные системы воспринимают уменьшение диаметра как проскальзывание.

Запасные колёса в автомобилях часто хранятся в специальном углублении — полости в багажнике, как правило в центре. На большинстве машин запаска надёжно удерживается болтом и гайкой-барашком. Обычно плотный картонный настил лежит над полостью для запасного колеса накрытый ковриком багажника. Это позволяет спрятать запаску и обеспечить тем самым приятный вид и ровное дно багажного отсека.

В числе других способов хранения — люлька под задней частью кузова автомобиля. В целях безопасности обычно прикреплена болтом изнутри багажника. У такого размещения есть несколько преимуществ перед хранением в багажнике, главным образом в том, что нет необходимости освобождать багажник для доступа к колесу. К тому же в некоторых случаях освобождается дополнительное место. Тем не менее есть и отрицательные стороны: для снятия запаски придётся изрядно попачкаться, что не очень приятно. На старых машинах может проржаветь крепление, делая снятие запаски очень трудным занятием. Люлька обычно используется на переднеприводных автомобилях, так как она будет мешать задней оси на большинстве задне- и полноприводных машин. Подобное размещение можно увидеть на грузовиках, где запасное колесо часто хранится снизу грузовой платформы.

Многие внедорожники и вездеходы имеют внешнее запасное колесо — обычно на задней двери, но иногда на капоте, боковой стороне или даже на крыше.

В машинах средне- и заднемоторной компоновки запасное колесо обычно хранится в переднем багажнике, при этом углубление для него имеется достаточно редко.

В некоторых автомобилях запасное колесо находится в отсеке двигателя. Например в Renault 14 (англ.), автомобилях ВАЗ «Нива», «Ока», ЗАЗ «Запорожец» и в старых моделях Subaru, таких как Subaru Leone. Сегодня подобное расположение запасного колеса считается опасным, так как жёсткое колесо мешает нормальной деформации передка автомобиля при аварии, передавая возникающие при этом силы на щит моторного отсека и, соответственно, в пассажирский салон.

Машины, подобные Volkswagen Beetle, используют запасные колёса для дополнительных целей, таких как поддержка давления воздуха вспомогательной системы[уточнить].

На дорожных грузовых автомобилях запасные колеса обычно подвешиваются к специальным кронштейнам, размещённым под кузовом. На внедорожных грузовых автомобилях такое расположение затруднительно по причине больших размеров колес. Поэтому запасные колеса хранятся между кабиной и кузовом на специальных люльках, имеющих лебедку для подъема и опускания колеса.

Существовали попытки использования запасного колеса с наружным креплением к передней стенке кузова в качестве бампера для смягчения лёгких ударов.

ru-wiki.org

Запасное колесо - это... Что такое Запасное колесо?

Докатка на машине

Запасное колесо (запа́ска) — это перевозимое в автомобиле дополнительное колесо для замены спущенного, проколотого колеса или для иного непредвиденного случая. В некоторых языках по традиции говорят «запасная шина», сейчас это название не совсем уместно: бескамерную шину нельзя надеть на диск без специальных приспособлений, и в качестве запасного возят всё колесо в сборе. Некоторые запасные колёса (аварийное колесо, «докатка») не предназначены для поездок на дальние расстояния; максимальная скорость большинства из них 80 км/ч.

История

В давние времена автомобили ездили по обычным грунтовым дорогам с разбросанными гвоздями от лошадиных подков. Проколы колёс были обычным делом и заставляли водителя скрутить колесо, снять с него шину, заклеить камеру, надеть шину обратно, накачать её и закрепить колесо на место. Первые машины, оборудованные запасным колесом и шиной — модель Rambler (англ.) компании Thomas B. Jeffery Company. Сменное колесо и уже надетая шина на Rambler означали, что автомобилист мог быстро заменить проколотое колесо. Проколотую шину можно было отремонтировать в более удобное время и удобном месте.

Сочетание колеса и заранее надетой шины стало настолько популярным среди автомобилистов, что перевозка сразу двух запасных колёс пошло за правило. Автопроизводители часто оборудовали машины одним или двумя боковыми креплениями для запасных колёс. Запасные колёса устанавливались за передними крыльями, так как хорошо сочетались с навесными подножками (узкий порог служил ступенькой снизу дверей).

В 1941 году правительство США запретило запасные колёса на новых машинах. Нехватка ресурсов, вызванная Второй мировой, привела к появлению квот и законов для сохранения резины, выпускаемой за границей. Подобный запрет был также реализован США в 1951 году на период войны в Корее.

Наше время

Современные автомобили оснащаются полноценными запасными колёсами, аварийными колёсами или колёсами с технологией «Run-flat».

  • Запасное колесо может быть такого же типа и размера, как штатное. Оно может быть закреплено в стальном ободе или на соответствующем ходовом колесе машины. Среди пассажирских автомобилей, полноценными запасными колёсами обычно оснащаются внедорожники (SUV) и лёгкие грузовики, так как докатка неблагоприятно скажется на машинах с высоким центром тяжести. Из-за размера полноценного запасного колеса его часто крепят с внешней стороны: на задней двери внедорожников, иногда на капоте. Такое колесо включается в ротацию шин[1]: время от времени одно из колёс становится запасным, в то время как запасное встаёт на ось.
  • Некоторые автомобили оснащаются аварийными колёсами, называемыми «докаткой». Предназначены для снижения стоимости, веса машины и/или экономии пространства по сравнению с полноценной запаской. Докатка представляет собой шину уменьшенного размера (и по диаметру, и по ширине), установленную на недорогой стальной диск. Из-за короткого периода эксплуатации и низкой допустимой скорости докатку можно использовать только на небольшие расстояния. Из-за разных размеров докатки и стандартного колеса будут неверно работать электронный контроль устойчивости и система контроля тяги — перед тем, как тронуться, их нужно отключить.
  • В некоторых случаях автомобили оснащаются шинами Run-flat, для которых отпадает необходимость запасного колеса. На других машинах возят баллончики ремонтной пены для заклеивания проколотых шин. Однако это часто не срабатывает в случае большого прокола и совершенно бесполезно при разрыве шины.

Аварийное колесо

Аварийное колесо (дока́тка) — это небольшое запасное колесо, которое устанавливается на месте колеса с проколотой шиной в условиях, когда возможность отремонтировать шину отсутствует и нужно докатиться до ближайшей шиномонтажки или своего гаража.[2]

Докатка не предназначена для длительного пользования. Максимальная скорость, с которой можно ехать на докатке, — 80 км/ч.

Особенности

Важно помнить, что докатка — это не полноценное колесо. Диаметр меньше, давление больше. Соответственно возникают следующие проблемы[3]:

  • сбой в электронных системах стабилизации — ESP, ABS, и.т.д. В случае применения докатки, электронные системы воспринимают уменьшение диаметра как проскальзывание.
  • гораздо больший риск повреждения, чем у полноценного колеса. При большом давлении и небольшой ширине докатки это очевидно.

Хранение

Запасные колёса в автомобилях часто хранятся в специальном углублении — полости в багажнике, как правило в центре. На большинстве машин запаска надёжно удерживается болтом и крепежом типа гайка-барашек[4]. Обычно плотный картонный настил лежит над полостью для запасного колеса накрытый ковриком багажника. Это позволяет спрятать запаску и обеспечить тем самым приятный вид и ровное дно багажного отсека.

В числе других способов хранения — люлька под задней частью кузова автомобиля. В целях безопасности обычно прикреплена болтом изнутри багажника У такого размещения есть несколько преимуществ перед хранением в багажнике, главным образом в том, что нет необходимости освобождать багажник для доступа к колесу. К тому же в некоторых случаях освобождается дополнительное место. Тем не менее есть и отрицательные стороны: для снятия запаски придётся изрядно попачкаться, что не очень приятно. На старых машинах может проржаветь крепление, делая снятие запаски очень трудным занятием. Люлька обычно используется на переднеприводных автомобилях, так как она будет мешать задней оси на большинстве задне- и полноприводных машинах. Подобное размещение можно увидеть на грузовиках, где запасное колесо часто хранится снизу грузовой платформы.

Многие внедорожники и вездеходы имеют внешнее запасное колесо — обычно на задней двери. Иногда на капоте, боковой стороне или даже на крыше.

В машинах средне- и заднемоторной компоновки запасное колесо обычно хранится в переднем багажнике, при этом углубление для него имеется достаточно редко.

В некоторых автомобилях запасное колесо находится в отсеке двигателя. Например в Renault 14 (англ.), автомобилях ВАЗ «Нива», «Ока», ЗАЗ «Запорожец» и в старых моделях Subaru, таких как Subaru Leone (англ.).

Машины, подобные Volkswagen Beetle, используют запасные колёса для дополнительных целей, таких как поддержка давления воздуха вспомогательной системы.

Запасное колесо на мотоциклах

Запасное колесо на мотоцикле с коляской. Запасное колесо на мотороллере.

Большинство мотоциклов не имеют запасного колеса. Запасным колесом оснащаются часть мотоциклов с коляской и некоторые мотороллеры.

См. также

Примечания

dik.academic.ru

не забудьте пятое колесо автомобиля!

Для того, чтобы запасное колесо могло правильно выполнить свою роль в случае необходимости, за ним очень важен уход, который часто не соблюдается.

Многие автомобилисты не знают, где находится запасное колесо в их автомобиле. Дополнительный фактор для переживаний в тот день, когда колесо будет проколото… Вот почему перед длительной поездкой, первым делом следует проверить доступ к запасному колесу. 

 

Расположение запасного колеса

 Большинство запасок находится в отсеке, расположенном под настилом в багажнике автомобиля. Некоторые из них еще находятся в корзине, закрепленной под автомобилем. В таком случае будет безопасней регулярно проверять хорошее состояние резьбы в системе укладки колеса, так как может возникнуть ржавчина и снятие запаски будет невозможным. 

 

Типы запасного колеса

 Поскольку размер шин первичной комплектации становится все более крупным, многие производители останавливают свой выбор на узкоразмерном запасном колесе типа «галета» (докатке). Небольшой ширины, запасное колесо легко умещается в специальной нише, под настилом в багажнике автомобиля. Но, с другой стороны, у такой запаски нет рабочих характеристик, свойственных обычному колесу. Докатка разрешает максимальную скорость, равную 80 км/ч (как напоминает об этом наклейка на ободе колеса) и  требует осторожной езды. Дело в том, что ее небольшая ширина вызывает разницу в сцеплении с тремя другими колесами автомобиля. Если галета установлена на правую сторону, то следует быть особенно аккуратным при поворотах налево и наоборот. В частности, во время езды под дождем. 

Уход за запасным колесом 

 Даже если запасное колесо является «пятым колесом в карете», оно такое же колесо, как и все остальные и поэтому требует за собой регулярного ухода. > Контроль давления: один раз в месяц, как и остальные колеса.> Общее состояние: если вашему автомобилю более пяти лет, убедитесь в том, что место нахождения колеса не повредило его. В таком случае, поверните колесо, чтобы зона контакта не оставалась одной и той же.

 

Осторожно с закручиванием гаек и секретными болтами, защищающими от краж!

 • Если последний зажим колес был произведен пневматическим гайковертом, проверьте, что гайки закручены не слишком сильно. Иначе, вы рискуете не смочь их снять в день, когда случится прокол колеса… • Если ваша шина снабжена секретными гайками/болтами, защищающими от краж, убедитесь в том, что ключ от их снятия находится в автомобиле.

 

www.rezulteo-shina.ru


Смотрите также