Stenni › Блог › Зимние Шины — Шипованные или нешипованные? Шины зимние шипованные или нешипованные


Зимние Шины — Шипованные или нешипованные? — DRIVE2

Полный размер

Компанию Nokian Tyres я знаю много лет, точнее примерно лет 12 назад, покупая зимнюю резину на свой авто, я столкнулся с вопросом волнующим меня: брать или не брать. Тогда я все-таки решился и попробовал эти шины, хотя о них знал лишь одно — название производителя мне напоминает название моего телефона Nokia 8210. Кто из читателей помнит такую модель напишите в комментариях.

Время шло, — дела, бизнес, быстрый ритм жизни, новое хобби — блоггерство… и вдруг письмо "приглашаем"… как пропустить такое мероприятие, особенно с обещанием посетить трек на озере.

Компания "Nokian Tyres" презентовала свою последнюю разработку в сфере зимних шин называемую "Nokian Hakkapeliitta R3". Как вам такое название? Напишите в комментах, с какого раза вы смогли это выговорить. Я не смог даже с 10, поэтому на видео добавил титры :)

Полный размер

Слова… слова

На презентации представители компании рассказали, что шины Nokian Hakkapeliitta R3 являются их особым продуктом, так как на разработку ушло много времени и средств. Сначала я подумал, что много средств ушло на маркетинг, но оказалось… на тесты. Представьте себе эти цифры… я, как простой водитель, желающий иметь отличный продукт, в восторге от них (от цифр): более 100000 км испытаний и более… внимание… 40000 торможений… более 7000 шин протестировано… разве не впечатляет? Меня очень.

Полный размер

Проверяю обещания на деле

Красивые слова могут быть просто словами, но практичные финны решили дать не только потрогать, но и испытать их… тут меня уже начало увлекать это путешествие… особенно кровь начала двигаться быстрее, когда сказали, на каких автомобилях мы будем их тестировать. Audi RS4, Audi RS5, Audi Q5 и Golf. Понятно, что Гольф меня не интересовал, но для самого себя я решил, что надо попробовать все.

"Тише, тише… не спешите…"

Сначала поехали на трек. Тут меня уже поджидала агрессивная и готовая показать свой характер Audi RS4 Avant. Посмотрите на эту хищницу, она действительно достойна восхищений и оваций.

2 часа пролетели как 10 минут, миллионы клеток получили дозы адреналина и еще раз мне доказали, что я люблю скорость … безлимитную скорость…

Молодой парень-инструктор который сопровождал меня в автомобиле не успевал держаться за ручку дверей и постоянно мне напоминал о том, что нужно быть осторожным. Основное слово, которое я слышал из его уст после старта "тише… тише". Я старался… честно скажу, что трудно было это делать. Лишь легкое прикосновение к акселератору и ты уже забываешь об обещании.

Полный размер

Nokian Hakkapeliitta R3 держались как могли, на поворотах пытались сдержать мою красную хищницу и местами меня это удивляло. Неужели на льду может быть безопасно? Оказалось, что да. Правда только при условии соблюдения правил безопасной езды, но разве долго будет так ехать на треке.

А теперь о следующий уровень.

Умные финны понимали, что мы, покупатели зимних шин, хотим знать их функциональность не на треке, а в реальной жизни. Именно для этого они и привезли меня в другое место.

… представьте картину … ты 2 часа неугомонно отрывался на Audi RS4 и … видишь Volkswagen Golf … сразу понимаешь, что тест для семейного стиля вождения.

Полный размер

Итак… 3 стихии зимнего сезона:— гладкий лед (как стекло)— шершавый лед— утрамбованный снег

У нас возле дома эти 3 стихии часто встречаются. Самому стало интересно.

Далее… 3 вида покрышек на 3 автомобилях:— Новая Nokian Hakkapeliitta R3— Популярная Nokian Hakkapeliitta 9— Шина для центрального европейского округа (без шипов)

Пробую первый вариант:

Новая Nokian Hakkapeliitta R3 (без шипов)

— на гладком льду справляется трудно, но терпимо (3 из 5)— на шершавом льду хорошо (4 из 5)— на утрамбованном снегу держится схватку отлично (5 из 5)

Популярная Nokian Hakkapeliitta 9 (шипованные)

— на гладком льду справляется хорошо (4 из 5)— на шершавом льду хорошо (4 из 5)— на утрамбованном снегу хорошо (4 из 5)

Шина предназначенная для Среднеевропейского региона без шипов:

— на гладком льду катаемся как корова на льду (3 из 5)— на шершавом льду катаемся терпимо (4 из 5)— на утрамбованном снегу держимся хорошо (4 из 5)

Полный размер

Что я для себя выяснил?— Чтобы не говорили специалисты в сети, но пока шипованные шины являются лучшим вариантом и если вас не напрягает звук, лучше брать их. В этом случает Nokian Hakkapeliitta 9 является отличным решением.— Если вас раздражает звук шипованной резины и некоторые неудобства в их эксплуатации, новые Nokian Hakkapeliitta R3 будут отличным решением для вас.— Если вы живете на территории, где о настоящей зиме вы смотрите передачи, а не в окно, я думаю, что стоит спокойно брать из серии предназначенной для Среднеевропейского региона.

Итак. Если вы все еще не уснули от моей истории знакомства с Nokian Tyres и их новым зимним флагманом Nokian Tyres Hakkapeliitta R3, привожу информацию с презентации:

Полный размер

"Nokian Hakkapeliitta R3 подарит непревзойденное чувство легкости вождения в условиях сложного климата. Ее обширный размерный ряд из 68 наименований от 14 до 21 дюйма дает отличный выбор, соответствующий современным моделям автомобилей. Выбор охватывает, например, Tesla Model S, Tesla Model 3, BMW i3 и VW e-Golf. Новая шина имеет индекс скорости R (170 км / ч). Шины с профилем 45 или ниже предназначены для более высоких скоростей и имеют индекс T (190 км / ч).

Размерный ряд Nokian Hakkapeliitta R3 SUV, состоящий из 63 продуктов, охватывает размеры от 16 до 21 дюйма. Большинство из них имеют маркировку XL, что означает максимально возможную грузоподъемность. Например, из гибридных и электрических автомобилей новые Nokian Hakkapeliitta R3 SUV отлично подходят для Volvo XC90, BMW X5, MB GLC 350e и Tesla Model X. Весь ассортимент продукции будет доступен для потребителей осенью 2018 года. Основными рынками семейства зимних шин Nokian Hakkapeliitta R3 являются страны Скандинавии, Финляндия, Россия, Северная Америка, Япония и Китай."

О себе

Что мне? Трудно сказать. Покупая "катки" на Рэйндж, мы столкнулись с проблемой, что 22 выпускает только одна фирма, поэтому у нас не было выбора. Если же у вас от 15 до 21 — рекомендую Nokian Hakkapeliitta R3. Почему? Да просто потому, что как говорил вначале этого обзора, я эту фирму попробовал еще давно и не разочаровался, а сейчас увидев, как в реальности проходит их разработка, убедился, что ребята знают, что делают.

Кстати… в следующем посте постараюсь рассказать, что происходит, если на Nokian Hakkapeliitta R3 ехать по снегу на скорости 180 км/ч. Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить этот пост.

С уважением, 
Ваш Андрей Шрайб (Stenni)

— Яндекс Дзен: zen.yandex.ru/id/5a282bece86a9e41b4f4b801— Инстаграм: instagram.com/stenni.testdrive— Телеграмм: t.me/stenni_testdrive— Ютуб канал: www.youtube.com/channel/UCeDVsAJiAD1jM5x0_u2XB3w

Полный размер

www.drive2.ru

что лучше для зимы — шипованные или нешипованные шины? :: NoNaMe

Зима в России всегда приходит неожиданно: в одних регионах на пару месяцев, в других — на полгода и даже больше. В нынешнем сезоне в центральных областях страны снега почти не видели вплоть до Нового года. Каждый автомобилист уже решил для себя, какие шины лучше всего обеспечат его безопасность: шипованные или нешипованные. РИА Новости вместе с экспертами шинной отрасли выяснило, что предпочтительнее в тех или иных ситуациях и как следует вести себя на российских дорогах, управляя автомобилем с тем или иным типом зимней резины.

----------------------<cut>----------------------

Согласно аналитическому отчету интернет-классифайда "Авто.ру", россияне в 2017 году отдали предпочтение шипованной резине. В октябре прошлого года "липучками" (так в обиходе называют нешипованные шины) интересовались лишь около 15 процентов пользователей сервиса, в ноябре спрос вырос лишь на пару процентов.

Шипованные популярнее всего в Саратовской, Смоленской областях, а также в Республике Татарстан (от 83 до 88 процентов). "Липучки" привлекают автовладельцев Ставропольского, Хабаровского, Приморского и Краснодарского края, а также Калининградской области: там доля шипованных шин не превысила 14-30 процентов от общего числа запросов.

Свойства шипов

Всем известно, что шипованные покрышки незаменимы в небольших городах: там снег убирают редко или плохо, часто образуется плотно утрамбованный снежный наст, а также лед. Многочисленные независимые тесты шин показывают, что в этих условиях использование шипов оправданно, тормозной путь "обутых" в них автомобилей становится существенно короче.

Михаель Цикфельд, специалист по работе с клиентами по техническим вопросам компании Continental, рекомендует шипованную резину и в российских мегаполисах, в Москве и Санкт-Петербурге. По словам эксперта, в обеих столицах зачастую на обработанных реагентами дорогах снег тает, а под утро снова замерзает, превращаясь в лед. Если добавить к этому снегопад, то более опасную ситуацию придумать сложно: преимущество при таком раскладе на стороне машин с шипованной резиной.

"В 2004 году в Норвегии на один сезон запретили использование шипованных шин, — рассказывает Михаель Цикфельд. — Число аварий выросло в несколько раз, особенно мелких, в небольших городах, которые происходили главным образом на перекрестках со светофорами. В итоге власти страны запрет сняли".

Технический специалист компании Pirelli напоминает, что шипованные покрышки предназначены в основном для северных стран и в большинстве государств Европы запрещены к эксплуатации. В России же такая резина обеспечит безопасность в большинстве городов.

Фрикция

Шины без шипов некоторые называют фрикционными, от латинского слова frictio — трение. Специалисты компании Pirelli утверждают, что это понятие обывательское. Принцип работы всех шин — фрикция, трение с дорожной поверхностью. Современные компании предлагают в своих продуктовых линейках широкий выбор резины, но нужно уметь ее различать. Например, существуют так называемые шины для мягкой европейской зимы, предназначенные для умеренных зимних температур и взаимодействия преимущественно со снежным или мокрым покрытием. Другие, как раз фрикционные, рассчитаны на суровые зимы. Также есть шины для южных регионов (главным образом европейских). Их принято называть "всесезонки", и они не приспособлены для русских зим, не обеспечивают должного уровня безопасности, хотя в летний период их можно использовать, например, для езды по бездорожью.

Главный инструмент "фрикционок" для обледенелых дорог — ламели (прорези в рисунке протектора), создающие дополнительные кромки сцепления и множество поперечных упоров, что делает такую резину безопасной в зимний сезон в российских широтах. "Одно из ценных преимуществ нешипованных шин — акустический комфорт", — отмечают в Pirelli.

Михаель Цикфельд из Continental рассказывает, как отличить разные типы нешипованных покрышек друг от друга: боковина шины для суровой зимы расположена под прямым углом, а для европейской она скругленная. Шины для еврозимы рассчитаны на эксплуатацию от плюс семи до минус 15 градусов по Цельсию. Чаще всего их используют на сухом асфальте или на мокром снегу.

"Нордические" шины предназначены для гораздо более низкой температуры: до 50-60 градусов ниже нуля. Разница есть и в составе резины: для мягкой зимы шины более твердые, а для суровой — более мягкие. Кстати, европейскую резину при минус 50 даже хранить нельзя, не то что ездить на ней.

Преимущество нешипованных шин лучше всего заметно на сухом асфальте при плюсовых и близких к нулю температурах, когда на дороге нет наледи. Тесты также показывают, что "липучки" ведут себя гораздо стабильнее на снежно-водяной каше и теряют сцепление с дорогой при большей скорости, нежели на машине с шипованной резиной.

Как объясняет Михаел Цикфельд, ламели "фрикционок" принимают в себя снег и заставляют его сцепляться со снегом, лежащим на дороге. Кроме того, эти канавки лучше обеспечивают отвод воды. Даже на укатанной снежной поверхности или ледяном покрытии при отрицательных температурах до минус 10 градусов по Цельсию образуется водяная пленка толщиной около миллиметра.

Фрикционные шины в этом случае воду отводят и обеспечивают хороший зацеп. Жидкая пленка исчезает только при очень низких температурах (около минус 30 градусов), и тогда нешипованная резина утрачивает эффективность.

Удивительно, но чем больше в городе автомобилей на шипованных шинах, тем безопасней эксплуатация машин с нешипованной резиной. На обледеневшей дороге шипы разрыхляют поверхность и таким образом создают больший зацеп для "липучек".

Именно поэтому, по мнению эксперта компании Continental, фрикционные покрышки можно использовать даже в регионах с суровыми зимами. Конечно, крупные города не похожи друг на друга, и зима где-нибудь в Сибири практически не оставляет шанса нешипованным шинам.

Чего не стоит учитывать при выборе покрышек, так это тип привода автомобиля. "Тормозят все приводы одинаково, более того, машины с полным приводом весят чуть больше своих моноприводных аналогов, поэтому им качественные шины, обеспечивающие хорошее замедление, важны даже больше", — говорит Цикфельд.

На торможение также влияет ширина протектора шины: если есть возможность установить на автомобиль диски увеличенного диаметра, то можно не сомневаться, что с одними и теми же покрышками замедление будут обеспечивать чуть лучше те колеса, что побольше.

Чуть помедленнее

Чтобы шипы и протекторы любых шин прослужили дольше, важно произвести их обкатку. Эксперт компании Continental советует первые 500-800 километров ездить плавно со скоростью не более 100 километров в час. Так шины изнашиваются меньше и прослужат дольше. В противном случае шипы примут неправильное положение (наклонятся не под тем углом) и быстрее вылетят. То же самое с протектором — без обкатки он стирается гораздо быстрее и срок службы шины может сократиться в два и более раз.

"Мы следим за эксплуатацией шин в такси — там проезжают за год столько же, сколько обычный водитель за три-четыре года, — рассказывает Михаель Цикфельд. — Так вот, в одних случаях покрышка приходит в негодность уже после 25 тысяч километров пробега, а в других при том же пройденном расстоянии на ней все шипы целы".

В компании Pirelli придерживаются такого же мнения и добавляют, что срок эксплуатации зависит еще от правильного давления, отрегулированного развала/схождения колес, температуры, в которой эксплуатируется резина, дорожного покрытия и условий хранения в межсезонье.

Не стоить бить тревогу, если из шины начали выпадать шипы. "Потеря 10 процентов шипов на поведении автомобиля не скажется", — отмечают в Continental. "Когти" обычно выпадают после 20 тысяч километров пробега, но если водитель управляет машиной агрессивно, постоянно стартует с пробуксовкой, резко тормозит на сухом асфальте, это произойдет гораздо быстрее.

В спокойном режиме вождения шипы выпадают по мере износа протектора, но даже после потери половины шина все еще сможет обеспечивать приемлемый уровень торможения. Замена потребуется, когда глубина протектора станет меньше четырех миллиметров: шипы посыпятся как зубы от цинги.

Для фрикционной шины все гораздо проще: надо смотреть только на глубину протектора. У многих автопроизводителей есть индикаторы: цифры или изображения снежинок постепенно стираются, подсказывая, когда пора менять резину. По российским законам запрещено эксплуатировать зимние покрышки при глубине протектора менее четырех миллиметров.

Если одно из колес угодило в яму, повредилось при аварии и зимняя шина пришла в негодность, к ее замене нужно подходить аккуратно. При условии, что водитель проездил аккуратно один сезон, можно просто купить новую шину. Однако если протектор поизносился за несколько зим, эксперт Continental советует приобрести две новых покрышки и поставить их на одну ось.

Причем ставить изношенные шины (или одну новую, а другую чуть поношенную) лучше на те колеса, которые не подсоединены к двигателю: то есть для переднеприводного автомобиля — на заднюю ось, а для заднеприводного — на переднюю. Для полноприводной машины ось неважна. Если же протекторы шин стерлись почти до четырех миллиметров, менять надо все четыре колеса сразу.

mynnm.ru

Шипы или «липучка»?

Наступила осень, и вскоре автомобилистам предстоит сезонная замена шин. Какие шины поставить на зимний сезон: шипованные или нешипованные («липучки»)? По этому вопросу было, есть и, похоже, еще долго будет много споров. Лично мне непонятно, о чем тут можно спорить, если речь идет о езде по регионам России, где зимой царит минусовая температура. Мое мнение вкратце: в нашей стране, не считая откровенно теплых южных регионов, автомобиль на зиму безопаснее всего «обуть» в шипованные шины. Я не хочу вам навязывать свою позицию, но считаю нужным рассказать обо всех «за» и «против», чтобы вы могли принять правильное решение. Часто слышу аргументы водителей в пользу липучки или нешипованных шин и вижу, что люди учитывают не все, что надо было бы учесть…

Итак, обо всем по порядку.

Зачем нужны шипы?

Шипы нужны для обеспечения сцепления шин с дорогой, покрытой льдом или укатанным снегом. Без шипов ни одна шина не в состоянии обеспечить приемлемое сцепление с покрытием, какой бы «липкой» она ни была. Все просто: зацепиться за лед можно только одним способом – разрушив его. Металлические твердые и острые шипы могут это сделать, а мягкая нежная резина – нет. Моя любимая аналогия на эту тему: сравните лапы кошки и собаки. Почему кошка может лазать по деревьям (а также по шторам, пальто и другим дорогим хозяину вещам :)), а собака нет? Ровно по этой же причине шипованные шины на льду и укатанном снегу могут зацепиться за дорогу, а нешипованные… тоже могут, но куда хуже :(

А вот и конкретная информация: тормозной путь автомобиля на льду на нешипованных шинах на 50-70% длиннее, чем на шипованных, при прочих равных условиях. То есть вместо 60 метров, к примеру, которые вы могли бы проехать до полной остановки на шипах, вы проедете на «липучке» аж 90-100 метров. И тем самым соберете в кучу от 6 до 8 машин… Надо ли оно вам? Информация проверенная, об этом говорит как множество шинных тестов, так и наш тренерский опыт на курсах контраварийной подготовки.

Скажу иначе: самая хорошая нешипованная шина будет тормозить на льду и укатанном снегу всегда хуже самой плохой шипованной.

Отсюда вывод: если предстоит езда по льду и/или укатанному снегу, шипованные шины НЕОБХОДИМЫ. Конечно, при условии, что водитель претендует хотя бы на какой-то уровень безопасности вождения.

Зачем нужны шипы в Москве?

С предыдущим абзацем обычно никто не спорит, но мне часто возражают следующим образом: в Москве большую часть времени основные дороги расчищены до асфальта, поэтому шипы не нужны. Не нужны, потому что а) нет льда и б) потому что на асфальте шипы сильно увеличивают тормозной путь. Я не согласен ни с первым, ни со вторым и объясню почему. Начну с обсуждения шипов на асфальте.

Миф о шипах на асфальте

Насколько же шипы увеличивают тормозной путь на асфальте? И увеличивают ли вообще? Боюсь расстроить сторонников нешипованных шин, но мне важнее написать правду. И она в том, что шипованные шины тормозят на асфальте не всегда хуже, а то и лучше нешипованных. Вот шинный тест журнала Авторевю, где этот факт подтверждается. Объяснить это просто. Ключевое качество зимней резины – мягкость, эластичность при отрицательных температурах. Соответственно, чем более «зимняя» шина, тем из более мягкой резины она сделана, чтобы не дубеть на морозе и цепляться за рыхлое снежное покрытие. Помните, что зимняя шина рассчитана на использование на снегу, а не на асфальте. Ведь зимой выпадает снег, не правда ли? :) А чистый асфальт зимой – столь же «естественно», как и горнолыжный курорт посреди пустыни в Эмиратах…

Итак, зимняя шина делается как можно более мягкой. Но это входит в некоторое противоречие с наличием шипов: ведь шип должен надежно «сидеть» в шине, а для этого резина должна быть относительно жесткая. Поэтому нешипованная шина обычно мягче аналогичной шипованной. А теперь вернемся к нашим реалиям и асфальтом зимой. Какая шина будет лучше тормозить на асфальте – мягкая или жесткая? Однозначно ответить нельзя, но при прочих равных условиях на асфальте будет тормозить лучше жесткая шина. Поэтому современные шипованные шины, будучи более жесткими и качественными в принципе, стали тормозить и на асфальте лучше нешипованных. В принципе можно было бы и нешипованные шины делать жестче для улучшения «держака» на асфальте, но тогда они станут хуже держать снежную дорогу, а про лед уж и говорить не приходится…

Но чаще шипованные шины все-таки проигрывают нешипованным при торможении на асфальте. Вопрос: на сколько? Максимум на 10%. А теперь давайте сравним, где мы больше теряем: на шипах на асфальте 10% тормозного пути или 50% на нешипах на льду? Для меня выбор очевиден, но многие водители все равно возражают и прибегают к аргументу «а», приведенному выше: в Москве зимой на дорогах льда почти нет, поскольку они часто расчищены. Что ж, обсудим…

Зачем водолазу нож?

На мой взгляд, в этой фразе «в Москве зимой на дорогах льда почти нет, поскольку они часто расчищены» ключевые слова «почти» и «часто» :))) А если не успели почистить? Их не всегда чистят, а именно часто. А если выезжать из двора, где дороги вообще никогда не чистятся? А если за город придется выехать? А если… В общем, мы же не знаем точно, когда и где нам попадется лед, правда? Зачем тогда испытывать судьбу?

Еще одна аналогия: по статистике водолаз пользуется ножом в 1 погружение на 1000. И именно по этой причине он берет нож с собой в остальные 999 погружений. Логично? Вот и делайте выводы. Однажды где-то в Интернете я прочитал следующую фразу:

«шипованные шины покупаются ради тех двух дней в году, в которых есть те две секунды, после которых жизнь может поделиться на «до» и «после»…

Вывод? Даже если вы живете в мегаполисе, в котором большую часть зимы ездите по расчищенным дорогам, безопасное вождение автомобиля вам обеспечат шипованные шины.

Хорошее сцепление с дорогой зимой – шутите?

Еще иногда я слышу от водителей, что в Москве чаще всего асфальт, шипованные шины на нем скользят, поэтому хочется зимой для хорошего сцепления поставить нешипованные шины. Тут мне вспоминается фраза Рори Ломщика из фильма «Карты, деньги, два ствола»:

«это что шутка белых, которую черные не понимают???»

:) В самом деле, давайте вдумаемся в смысл сказанного: «зимой для хорошего сцепления…». Друзья, в этом и состоит основная ошибка многих водителей – рассчитывать на хорошее сцепление с дорогой… зимой. Давайте еще на плюсовую температуру будем надеяться :))) Поймите, слова «зимой» и «хорошее сцепление» несовместимы.

Любые зимние шины держат асфальт плохо

Правильная установка такова: зимой сцепление с дорогой всегда плохое. И не надо пытаться выкроить какие-то скрытые возможности для его улучшения. Зимой сцепление с дорогой всегда плохое. Неважно где – на льду, снегу или асфальте. Оно просто плохое. Ясно, что на снегу лучше, чем на льду, а на асфальте лучше, чем на снегу, но оно все равно плохое. Зимой и асфальт скользкий, и мягкие зимние шины «держат» асфальт средненько, поскольку созданы для езды по снегу… То есть вы никакими усилиями не сможете добиться хорошего сцепления шин с асфальтом при отрицательных температурах. Даже если летние шины поставите, все равно они задубеют на морозе и будут катиться, как пластмассовые, а заодно и сотрутся за несколько поездок.

Поэтому надо просто смириться с тем, что наступает зима и что шесть месяцев придется ездить с плохим сцеплением и большим риском скольжения шин, чем оставшиеся шесть летних и осенне-весенних месяцев. Сядьте на скоростную диету :) Вам же не приходит в голову ездить на летних шинах (по крайней мере, я на это очень надеюсь)? А что, дороги же в Москве чистят до асфальта… По той же причине не стоит пытаться улучшить сцепление с дорогой путем замены шипованных шин на нешипованные. Помните, ни одна зимняя шина — шипованная или нешипованная — никогда не даст вам такого же хорошего сцепления с асфальтом, как хорошая летняя шина! А разница в сцепных свойствах шипованной и нешипованной шин с асфальтом куда меньше, чем у зимней и летней шин. Поэтому зимой сцепление с дорогой в лучшем случае средненькое…

По этой же причине нужно при выборе зимних шин выбирать не те, которые, якобы хорошо держат асфальт, а те, которые хорошо держат снег. Сейчас я уже имею в виду не шипы/нешипы, а тип резины вообще. По этому поводу я тоже часто встречаю возражения, типа, зачем покупать шины для суровой зимы (например финские Nokian), если в Москве большую часть зимы — асфальт. Так вот, друзья, запомните, пожалуйста, шины подбираются в первую очередь под температуру воздуха зимой, а не под покрытие. Если в Москве зимой -20 градусов, неважно — по асфальту придется ездить или по снегу. Минус 20 означает необходимость установки настоящих зимних шин так называемого скандинавского типа, к которым относится, например, Nokian.

Надеясь на лучшее, планируй худшее

Кстати, а чем же ошибочна установка водителя на расчищенные дороги и, якобы, хорошее сцепление? Если реально посмотреть, то на сухом зимнем асфальте вполне себе сносное сцепление… И можно даже оттачвать навыки спортивного вождения и неплохо отжигать в поворотах :) Конечно можно, и в этом нет ошибки. Ошибка состоит именно в мышлении, в установке. Ведь ситуация на дорогах меняется день ото дня, и мы не знаем какое сцепление шин с дорогой будет в следующий момент. И есть два варианта: либо считать, что сцепление везде и всегда хорошее, либо везде и всегда плохое. И отсюда выстраивать манеру вождения. Хотя головой мы понимаем, что реально сцепление то хорошее, то плохое, но мы не знаем, где и когда оно такое или сякое. Угадать не получится, поэтому правильный вариант один: считать, что сцепление плохое, выстраивать манеру вождения в расчете на плохое сцепление и на большой риск скольжения шин по дороге. Тогда вам все равно, какая дорога под колесами – вы всегда готовы к любым неожиданностям. Если же мы думаем, что дороги расчищены и сцепление хорошее, то попасть в ДТП не составит большого труда…

Итак, считаем, что зимой сцепление любых шин с любой дорогой плохое. А манера вождения – аккуратная и с готовностью к экстремальной ситуации и скользкой дороге. Соответственно, и нет смысла ставить нешипованные шины в надежде уловить неуловимую разницу в сцеплении по сравнению с шипованными. Зато есть большой смысл в том, чтобы почувствовать заметное улучшение сцепления на льду на шипованных шинах по сравнению с нешипованными.

Автомобиль на «шипах» более предсказуем

Еще один важный нюанс, который многие водители упускают из виду. В обсуждаемом вопросе у нас есть 4 комбинации, дающие разное сцепление шин с дорогой:

  • шипы-асфальт
  • шипы-лед
  • нешипы-асфальт
  • нешипы-лед

Есть, правда, еще два варианта: нешипы + снег и шипы + снег, но мы их не рассматриваем, поскольку на рыхлом снегу шипы не работают, и их наличие или отсутствие при прочих равных условиях никак не влияет на сцепление.

Расставим приоритеты

Так вот, давайте расставим эти 4 варианта в порядке уменьшения сцепления, то есть на первое место ставим самый «цепкий» вариант, а на последнее наименее цепкий. Очевидно, на асфальте любая шина, даже худшая, будет более цепкой, чем лучшая зимняя шина на льду. Значит, на первое место претендуют 2 варианта: либо шипы-асфальт, либо нешипы-асфальт. Общественное мнение таково, что нешипованная шина держит асфальт лучше шипованной, и в самом деле, достаточно часто именно так и есть. В итоге первое место получает вариант нешипы-асфальт, а второе – шипы-асфальт. Дальше выбираем между нешипы-лед и шипы-лед. Тоже очевидно, что шипованная шина на льду ведет себя всегда лучше нешипованной, поэтому третье место берут шипы на льду, и последнее – нешипы. В итоге имеем следующую картину:

 1. липучка-асфальт

 2. шипы-асфальт

 3. шипы-лед

 4. липучка-лед

На шипах меньше «колбасит»

Что это значит? А это значит, что машина на нешипованных шинах будет иметь наилучшее сцепление с асфальтом и наихудшее со льдом. То есть большой перепад в ездовых характеристиках при переходе с одного покрытия на другое и обратно. Что не есть хорошо для водителя, который быстро привык к хорошему на асфальте и никак не ожидает потери этого «хорошего» на льду. А в случае с шипованными шинами ситуация средненькая – и на асфальте так себе, и на льду тоже не ахти как (по сравнению с летним сцеплением, я имею в виду). То есть сцепление плохое, но оно плохое всегда! И перепад ездовых качеств не такой большой, как в случае с нешипованными шинами, то есть машина более предсказуема. А водитель, заранее зная, что сцепление всегда так себе, более собран и готов к непредвиденным ситуациям. И в то же время для него нет большого сюрприза при переходе с асфальта на лед, как в случае с нешипованными шинами.

Сравним разброс в цифрах. Дам очень усредненную, но наглядную оценку. Тормозной путь для нешипованных шин на льду длиннее, чем на асфальте, в среднем, в 7 раз. В случае с шипованными шинами – в 3 раза.

Вывод? Снова шипованные шины более предсказуемые и практичные.

Для чего же нужны нешипованные шины?

Мое мнение, липучки нужны там, где нет твердого зимнего покрытия. А где такое встречается постоянно и без исключений? Точно не в Москве! :) Например, в сельской местности, когда приходится ездить по полям или грунтовкам. Или в южных районах планеты с более мягким климатом, где льда не бывает в принципе, а иногда выпадает снег. Именно поэтому во многих европейских странах запрещено использование шипованных шин зимой. Оно и понятно: толку от шипов никакого, а асфальт портится. Но это касается относительно теплых стран, а в той же Скандинавии, наоборот, законом предписано использование зимних шин зимой и рекомендовано использование шипованных шин.

kaminsky.su

Зимние шины: шипованные или нешипованные?

Ответ на этот вопрос в преддверии зимнего сезона ищут тысячи автомобилистов. Попробуем развенчать несколько мифов о шипованной и нешипованной резине.

Сформировалось расхожее мнение уровня «дядя Вася из соседнего гаража рекомендует», что шипованные покрышки лучше работают на льду, а нешипованные — на асфальте. Первое утверждение в большинстве случаев справедливо: вгрызаясь в лед хотя бы на миллиметр, каждый шип работает как якорь. А нешипованные, или по-другому фрикционные, покрышки структуры льда не нарушают: они цепляются за микронеровности покрытия лишь резиновыми гранями. Чтобы увеличить количество этих граней, производители мелко шинкуют блоки протектора. На льду такая конструкция с многочисленными прорезями-ламелями эффективна, а вот на асфальте мягкий протектор во вред, особенно на машинах с чуткой электроникой — антиблокировочными и противобуксовочными системами, которые воспринимают деформацию протектора как блокировку или пробуксовку колес и начинают снижать, соответственно, тормозное или тяговое усилие. В результате на асфальте тормозной путь автомобиля, обутого в «шиповки», зачастую короче, чем на фрикционных покрышках. И не нужно называть их «липучками»: пористая резина, из которой делают эти шины, в лучшем случае обеспечивает удаление воды из пятна контакта, но никак не прилипание.

Шипованные шины

Нешипованные шины

Еще одно расхожее заблуждение: шипы приподнимают протектор над поверхностью дороги, поэтому по асфальту едешь как на коньках. Вовсе нет — выступание шипов над поверхностью протектора, согласно стандартам, составляет всего 1,2±0,3 мм, к тому же при качении по твердому покрытию шипы утапливаются — опорой им служит не жесткий каркас шины, а резина подпротекторного слоя. В этом, кстати, кроется причина того, что при значительном понижении температуры шипованные покрышки теряют свои преимущества над нешипованными. Если лед при -5 ºC легко крошится «гвоздями», то при -15 ºC и тем более при -25 ºC он значительно тверже, и шипы не могут его продавить: зацеп ухудшается, а резина дубеет. В то же время более мягкая резиновая смесь, из которой делают шины без шипов, сохраняет эластичность и при экстремально низкой температуре.

Все вышесказанное справедливо лишь для нешипованных покрышек так называемого нордического типа, то есть предназначенных для суровых зимних условий — именно такие в основном используются в России и в скандинавских странах. Но есть еще зимние центральноевропейские шины — они предназначены для мягких зимних условий, когда температура достигает околонулевых значений и ездить приходится в основном по асфальту. И ездить быстро — в том числе и по немецким безлимитным автобанам. Вот по отношению к этим зимним шинам утверждение «дяди Васи» справедливо на все сто процентов: на льду такие покрышки ведут себя заметно хуже шипованных, а на асфальте — значительно лучше. От нордических они отличаются скругленными плечевыми зонами, меньшим количеством ламелей и более жестким протектором.

Шины для суровой зимы

Шины для мягкой зимы

Пользоваться такими шинами в условиях русской зимы можно, если вы живете в южных регионах или крупных городах европейской части России. И в том, и в другом случае ездить приходится в основном по асфальту — мокрому, а то и сухому. И когда хочется не просто ездить, а гонять с удовольствием, особенно на быстром, мощном автомобиле, такие покрышки дают возможность это делать и в зимние месяцы. Однако нужно быть готовым к тому, что при снегопаде или гололеде придется снижать скорость больше, чем это делают соседи по потоку, чьи машины обуты в шипованные или нешипованные нордические шины.

https://market.yandex.ru/articles/zimnie-shiny-shipovannye-ili-neshipovannye?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

leninogorsk-rt.ru


Смотрите также