artemspec › Блог › Зеленый ад по-фински, встреча с Микой Хаккиненом и тест-драйв новых шин Nokian Tyres. Высота протектора зимних шин нокиан


Индикатор износа шин Nokian и Bridgestone: как определить

Множество деталей автомобиля имеют свой, определенный срок службы. К их числу относятся и покрышки. Производители автомобильной резины предусмотрели возможность постоянного контроля над их состоянием. Так, например, существует специальный индикатор износа шин Nokian, Continental, Michelin и других. Следить за ними необходимо постоянно, иначе можно попасть в очень неприятную ситуацию.

Содержание

Эксплуатация и ресурс

Долговечность и оптимальная работа автомобильной резины во многом зависит от правильной эксплуатации. Поддерживать нормальное давление в них – лишь малая часть мероприятий, которые необходимо проводить с ними. Следует сразу оговориться, что разная резина имеет разный ресурс.

Самая долговечная резина – для зимней эксплуатации, а быстрее всего изнашивается летная, асфальтовая покрышка. Последняя за срок службы просто истирается о дорожное покрытие, как каблук ботинка. Зимней резине уготовано другое предназначение – держать машину на льду и снегу, и она приходит в негодность из-за старения резины, появления трещин и выпадания шипов (поэтому и рекомендована ошиповка зимних шин). Кроме этого, причины изнашивания покрышек могут быть следующими:

  • Повышенные нагрузки на автомобиль (превышение максимальной массы)
  • Пониженное или повышенное давление в колесах
  • Неисправности ходовой части и рулевого управления
  • Неправильный шиномонтаж
  • Дисбаланс колес
  • Естественное старение резины.

Все эти причины вместе или по отдельности могут способствовать ускоренному износу, который в норме может составлять от 30 до 60 тысяч километров пробега. Конечно, можно прибегнуть к новой нарезке протектора, но такая резина проживет не более одного сезона. Кроме того, независимо от пробега, покрышку можно хранить или эксплуатировать не более 10 лет.

Разновидности износа

Нормальный износ

При движении автомобиля на его колеса воздействует целый комплекс разнонаправленных сил, при этом они различаются в зависимости от того, какие это колеса – управляемые или ведущие. В первом случае истираются края покрышки, во втором – посередине протектора. Именно поэтому для более равномерного изнашивания покрышек их рекомендуется менять местами хотя бы раз в сезон.

Неравномерный односторонний износ чаще всего бывает из-за неправильных углов установки колес или дефектов в рулевом управлении, благодаря чему пятно контакта смещено в сторону.

Двустороннее и центральное истирание бывает от неправильного давления – в первом случае оно пониженное (шина сплющена), во втором – повышенное (шина перекачана).

Локальные дефекты и пятна на шинах могут быть от неправильной балансировки колес, а также от резкой езды с частыми разгонами с пробуксовкой и торможением с блокировкой колес.

Как определить износ шин

Предположим, что поверхность протектора шины не имеет вышеозначенных дефектов. Как же определить степень изношенности? Самый простой способ – измерить остаточную высоту протектора. Ориентировочные значения приведены в таблице (зависит от фирмы-производителя).

Высота протектора измеряется линейкой или штангенциркулем. Замер проводится в нескольких местах по окружности и вычисляется среднее значение. Измерению подвергаются все колеса.

Но есть еще более простой и наглядный способ – использование индикатора износа шин.

Различные индикаторы износа

Разные производители используют различные средства для измерения износа протектора.

У покрышек Нокиан показатель износа выполнен в виде цифр посередине протектора и прямо указывают на остаточную величину протектора в миллиметрах. У зимних покрышек Нокиан есть еще и пиктограмма в виде снежинки: ее пропадание говорит о том, что пора менять покрышки.

Индикаторы износа шин Bridgestone выполнены в виде стрелок, расположенные на боковой поверхности протектора в шести местах. Их появление по мере истирания означает, что остаточная высота подошла к критической и составляет 1,6мм. Точно такой же значок есть у покрышек Yokohama. На зимней резине есть специальный индикатор-выступ внутри протектора. Когда он сравнивается по уровню со всей остальной поверхностью, износ резины составляет 55%.

У шин Continental определить степень износа можно при помощи специальных индикаторов, которые представляют собой специальные пиктограммы: треугольник, логотип марки, знак торговой марки. Похожие значки, в виде логотипа, есть и у компании Мишлен. Кроме этого, у шин Континенталь есть индикатор правильного износа. Он представляет собой парные канавки по бокам протектора в пяти местах. В процессе эксплуатации необходимо сравнивать глубину этих канавок, которая должна быть одинаковой глубиной от 1 до 4мм.

Таким образом, степень выработки покрышек с помощью индикаторов износа можно определить достаточно точно. К тому же, знание причин преждевременного выхода шин из строя поможет продлить срок их службы.

С уважением, Максим Марков!

carsmotion.ru

Nokian HKPL 7 - миф о надежности шипов

Nokian HKPL 7 - миф о надежности шипов

Популярная модель финских шинников Nokian HKPL 7 однозначно заслуживает внимания. Несмотря на то, что в этом сезоне выходит уже 8-я Хакка, нераспроданные остатки семерки еще достаточно велики, поэтому будут продаваться один сезон, а то и два - точно. Маркетологи нокиевцев отлично постарались, заставив многих покупателей поверить в непревзойденные х-ки зимних шин Nokian, особенно шипованных. Отчасти это так! И если я скажу, что Nokian HKPL 7 слабая зимняя модель - значит совру.Но как всегда в сложных вопросах есть нюансы о которых знают двлеко не все. Большинство водителей смотрят  тесты (именно смотрят, а не анализируют их) и, выбрав лидера, спешат в магазин увеличив первоначальный бюджет покупки на 30-50, а то и 100%. Да - это и есть целевая аудитория потребителей производителя, которую давно просчитали специалисты по маркетингу этих крупных шинных компаний. Именно такой покупатель оплачивает не только классную тотальную рекламу бренда, но и обеспечивает дополнительную прибыль производителю, продукция которого реально  стоит не дороже большинства других успешных и достаточно известных медиум брендов. Так устроен весь бизнес- реклама двигатель торговли . А если продукт еще и качественный, то он обязательно найдет своего покупателя.... (эту статью тоже можно расценивать, как своего рода рекламу...)А вот покупатель, заплатив немалые деньги, начинает поддерживать бренд "сарафанной" рекламой... закрывая глаза на многие нюансы... "Нюансы"... что же это такое? Работая в шинном бизнесе уже более 14 лет я собрал немалый опыт по эксплуатции зимних шипованных шин. Одним из очень интересных брендов всегда был и остается - Nokian. Именно этот производитель взорвал рынок зимних шин своими сильными моделями шиповок около 10-лет назад и продолжает удерживать его в напряжении по сей день.Однозначно - респект! Но стоят ли тестовые данные тех денег, которые запросил производитель за свое детище спустя 1-2 сезона эксплуатации? Может, к этому времени  от премиум характеристики уже не осталось и следа?Ведь за сами начальные тестовые преимущества в 3-10% относительно конкурентов Nokian просит +30-50-100% стоимости соперников.......Каплей, заставившей меня написать эту статью, стал комплект шин Nokian HKPL 7 российского пр-ва с Мазды (205/55R16), пробежавший три сезона в обычных городских условиях. Зимние пробеги авто минимальные:  менее 10 т.км - за все время, износ протектора составил всего около 2-х мм!Шины были уже демонтированы с авто. Две шины имели заметные потери шипов (ведущая ось) и две чуть меньше. Я не стал их крутить и снимать со всех сторон, сделал только пару снимков двух шин.Остаточная глубина протектора 7 мм. Это видно по самим фирменным индикаторам износа и по моему глубиномеру. Обращаю ваше внимание на отсутсвие заточки ламелей под "елочку" или "гребенку" - кому как удобней для понимания. Этот факт указывает на 100% спокойную эксплуатацию шин.Кроме пустующих отверстий в глаза бросились едва выглядывающие шипы из блоков протектора. Как же они могут работать на льду?Да никак... Или это и есть технология плавающего шипа? Т.е., когда я буду ехать на таких шинах по льду, то они каким-то чудодейственным образом начнут вылазить из своих отверстий и вгрызаться в лед... Мистика... А я думал, что тут работает физика... Ну да ладно, все это ерунда по сравнению с тем, что было обнаружено далее!Все живые шипы болтались в своих отверстиях, как язычки в колокольчиках! Это значит, что при разгоне или торможении весь корпус шипа наклоняется и скользит по льду, а не вгрызается в него! Ногтем большого пальца я легко наклонил шип минимум на 30 градусов!!! Это без усилий! С учетом других нагрузок в пятне контакта, действующих на шип  - он просто влипает в протектор, не обеспечивая и 30% того сцепления, которое должен гарантировать изначально! Конечно, такое его болтание в отверстии на корпусе фланца в жестком якорном слое резины позволяет ему выжить в самых жестких условиях, а главное - оставаться видимым для владельца!И все равно - работает он  там или нет, главное, что владелец его видит и уверен, что шина еще может безопасно послужить... Маркетинг, да еще и с инженерным подходом - сила....

Корпус каждого шипа не имеет жесткой фиксации - вокруг круговая эрозия...А уж как постарела сама резиновая смесь протектора, начав растрескиваться....Может дело в том, что это Nokian российского производства? Я на этот вопрос ответить не смогу. Тот же Мишлен пр-ва Россия я в таком состоянии спустя пару сезонов пока не встречал.

Удивительно, но за 8500 км. мой комплект шин Kumho KW22 с ручной ошиповкой при тех же остаточных 7 мм высоты протектора выглядит намного лучше и практически не имеет потерь, хотя буксовать шинам на ведущей оси приходилось постоянно...  При таких раскладах я лучше буду каждый  год ставить новый недорогой комплект зимних шин, лишь чуть-чуть уступающий лидеру в тестах ... но зато намного безопасней конкурента  2-3-х летней давности, когда тот уже будет умирать от цинги... но при этом выглядеть на твердую 4-ку...

Пока на этом моменте поставим точку...или дырку...   Делайте выводы сами...

Дополнение к статье: Nokian hakkapeliitta 7 шипы - два года спустя. Что происходит с шипами при остаточной высоте протектора чуть менее 7 мм...

С уважением, Master_Tyre

rezina.biz.ua

Новая зимняя шина Nokian WR D4 для мягкой зимы – Первая в мире зимняя шина с уровнем сцепления А на мокрой дороге

Чт Февраль 26 02:03 2015 в категории О продуктах

Новые зимние шины Nokian WR D4 предназначены специально для стран Центральной Европы. Уникальные инновации гарантируют безопасное и сбалансированное вождение в условиях переменчивой погоды, на мокрой или заснеженной дороге. Шина Nokian WR D4 разработана специально для стран с мягкими зимними климатическими условиями, обладает отличным сцеплением на мокрых поверхностях. Nokian WR D4 – это первые в мире зимние шины для легковых автомобилей, обеспечивающие уровень сцепления А на мокрой дороге по классификации Евросоюза. Специальные инновации – технология ламелирования Nokian Block Optimized Siping и резиновая смесь Nokian Twin Trac Silica – предлагают контролируемое управление и уверенное сцепление. В России шины Nokian WR D4 рекомендованы для использования только в Южном Федеральном округе.

Широкий выбор типоразмеров шин NokianWR D4 предназначен для средних экономичных семейных автомобилей и охватывает типоразмеры от 14 до 20 дюймов с индексами скорости от Q (160 км/ч) до W (270 км/ч). Размерный ряд включает шины для спортивных автомобилей, электрокаров, некоторые типоразмеры представлены в варианте FlatRun, значительное количество шин имеют индекс нагрузки XL(ExtraLoad).

Шины будут доступны конечным потребителям осенью 2015 года. Фрикционные шины Nokian WR D4 разработаны специально для использования в мягком зимнем климате с большим количеством осадков в виде дождя и мокрого снега, температурой воздуха около 0°, и мокрого асфальта. В России шины Nokian WR D4 рекомендованы для использования только в Южном Федеральном округе.

Проверенная точность и спокойствие

Как правило, зимняя погода в Центральной Европе постоянно колеблется от метели до проливного дождя и сухих периодов. Новые шины Nokian WR D4 – это экологичные качественные шины, справляющиеся с быстро меняющимися условиями. Nokian WR D4 представляют собой новое поколение шин вслед за шинами Nokian WR D3, победительницами многих независимых сравнительных тестов.

Конструкция и резиновые смеси точных и безопасных шин Nokian WR D4 созданы специально для переменчивого мягкого зимнего климата. Шины прошли долгий путь по разработке в лаборатории отдела R&Dдо испытаний на тестовых полигонах. Уникальный тест на слэшпленинг проводился на полигоне в г. Нокиа, Финляндия, это позволило оптимизировать характеристики шины для предотвращения планирования по шуге. Испытания новых шин также проводились на собственном тестовом полигоне в Ивало, Лапландия. Поведение шин на мокрых и сухих дорогах было оптимизировано на нескольких испытательных полигонах Центральной Европы. 

Безопасные, как никогда раньше, и на мокрой дороге

Шины Nokian WR D4 обладают сбалансированной управляемостью и обеспечивают абсолютное сцепление при движении по снегу и слякоти. Опыт специалистов NokianTyres и пройденные километры тестов показывают, что направленный рисунок протектора является идеальным выбором для переменчивых зимних условий.

«Высококачественная зимняя шина справляется со всеми проявлениями зимы. Отличное сцепление с дорогой и управляемость Nokian WR D4 являются результатом применения высокотехнологического функционального рисунка протектора в сочетании с совершенно новой резиновой смесью протектора NokianTwinTracSilica и технологией ламелирования NokianBlockOptimizedSiping. Каждая шашка протектора и ламель выполняют определенную функцию. Теперь мы можем предложить водителям максимально безопасные шины, которые работают надежно и предсказуемо на мокрой дороге, на снегу и льду», – говорит Олли Сеппяля (OlliSeppälä), менеджер отдела R&Dконцерна Nokian Tyres.

Шины Nokian WR D4 подлежат маркировке в соответствии с требованиями ЕС для возможности сравнения шин потребителями. Nokian WR D4 – это первые в мире зимние шины для легковых автомобилей, обеспечивающие уровень сцепления А на мокрой дороге по классификации ЕС. Для водителя это означает разницу в тормозном пути более 18 метров, или, другими словами, четыре длины автомобиля (разница между классами А и F).

Первоклассное сцепление на снегу и управляемость – Технология ламелирования Nokian Block Optimized siping

Сцепление при скользких погодных условиях зимой и точное чувство руля максимизированы за счет новой резиновой смеси протектора и технологии ламелирования Nokian Block Optimized Siping.

В центральной части протектора находится ребро для точного управления (Steering Precision Rib), эффект от которого ощущается в отличной управляемости на чистых асфальтовых дорогах. Ламели на массивном центральном ребре прорезаны не на всю ширину, а только в его середине, что улучшает точность и повышает управляемость.

«Направление ламелей на небольших шашках по обеим сторонам от центрального ребра то же, что и направление у ламелей на центральном ребре. Таким образом, ламели на центральном ребре продолжаются влево и вправо.  

Шашки протектора, отвечающие за поведение на снегу (Snow performance Blocks), разделены на группы по три шашки и улучшают сцепление на снегу; «снежные» шашки также поддерживаются за счет поднятого уровня канавки. Это повышает жесткость рисунка протектора и приводит к лучшей управляемости», – объясняет Олли Сеппяля (Olli Seppälä).

Частые ламели на блоках жесткости повышают силу сцепления; они уменьшаются при направлении от центральной части протектора к плечу шины. Такой рисунок протектора повышает сцепление на снегу, а также чувство руля, необходимое для прохождения поворотов и смены полос. В середине шашек протектора в плечевых блоках находятся активаторы ламелей, которые используются для улучшения работы плечевых шашек протектора во время ускорения и торможения.

Универсальная дополнительная безопасность

По данным исследований, слякоть даже более опасна для водителя, чем лед или эффект аквапланирования. Сочетание тающего снега, водяного клина на поверхности дороги и льда усложняет ситуацию даже для опытного водителя. Новые шины Nokian WR D4 активно противостоят аквапланированию и планированию по шуге при помощи инновации Slush Blower. Полированные канавки также облегчают удаление воды и слякоти.

Усилители сцепления на глубоком снегу (Deep Snow Booster) повышают сцепление в сложных поворотах и во время движения по глубокому снегу. Зубчатый рисунок на шашках протектора в плечевых зонах обеспечивает дополнительное сцепление.

Резиновая смесь Nokian Twin Trac Silica обеспечивает образцовое сцепление

Резиновая смесь протектора Nokian Twin Trac Silica содержит натуральный каучук, силику и рапсовое масло; уникальное распределение молекул обеспечивает наилучшую эффективность на снегу и мокрой дороге.

Это инновационная современная резиновая смесь также улучшает стабильность вождения и износостойкость. Большое количество натурального каучука и рапсового масла гарантируют, что превосходные сцепные характеристики остаются неизменными при изменении температуры и значительном пробеге. Рапсовое масло улучшает взаимодействие силики и натурального каучука, повышая сцепление на льду и прочность резиновой смеси на разрыв. Это делает шины чрезвычайно устойчивыми к износу, внешним воздействиям и проколам.

Благодаря рисунку протектора, из-за которого шина легко вращается, и большего количества силики в резиновой смеси, шина Nokian WR D4 имеет чрезвычайно низкое сопротивление качению, что позволяет существенно снизить расход топлива и уровень вредных выбросов, по сравнению с конкурентами.

Легкое и комфортное вождение

Ощущение комфорта при вождении является неотъемлемой частью позитивного водительского опыта. Оптимизированная структура протектора позволяет шинам NokianWR D4 быстро реагировать на рулевое управление, при этом шины обеспечивают тихий контакт с дорогой.

Технология Nokian Silent Sidewall улучшает комфорт при вождении. Специальная резиновая смесь между боковиной и протектором фильтрует звуки и вибрации от поверхности дороги, предотвращая передачу неприятных звуков через боковину на диск и далее в салон. Это снижает уровень шума внутри автомобиля. Новая и более гибкая структура стального корда также улучшает свойства по вращению шины и комфорт при вождения.

Индикатор безопасности зимой повышает безопасность и комфорт вождения

Хорошие шины – это главное условие для вождения зимой. На протекторе новинки виден индикатор степени износа протектора (DSI), запатентованный Nokian Tyres. Он находится в центральной части протектора и показывает остаточную глубину канавки протектора в миллиметрах. По мере эксплуатации шины цифры стираются в порядке убывания. Зимний индикатор износа в виде снежинки сохраняется до тех пор, пока канавка протектора имеет глубину не менее 4 мм. После того как снежинки исчезнут, шины считаются небезопасными для эксплуатации в зимних условиях и их рекомендуется заменить.

На боковине шины расположен инфо-участок, на котором во время сезонной замены покрышек можно делать отметки о рекомендуемом давлении в шинах и их месторасположении. Для удобства и безопасности пользователей на инфо-участке теперь имеется дополнительная зона, в неё можно вписать момент затяжки болтов для крепления легкосплавных колёсных дисков. Правильное давление в шинах влияет на более точное управление автомобилем, снижает риск повреждения шин и позволяет снизить расходы на топливо.

Nokian WR D4 – Забудьте о прогнозе погоды 

  • Сцепление на мокрых, сухих и заснеженных дорогах как никогда раньше

  • Стабильное и сбалансированное поведение

  • Эффективное предотвращение планирования по слякоти и аквапланирования

  • Легко вращается, сохраняя окружающую среду и экономя топливо

Основные инновации:

Технология ламелирования NokianBlock Optimized Siping. Зимнее сцепление больше, чувство управления лучше. Каждая шашка и ламель протектора имеют точную форму и функцию, и это ощущается в отличном сцеплении с дорогой и свойствах управляемости.

Ребро для точности управления (Steering Precision Rib). Контролируемая управляемость. Ламели на массивном центральном ребре прорезаны не на всю ширину, а только в его середине, что улучшает точность и повышает управляемость.

Шашки протектора, отвечающие за поведение на снегу (Snow performance Blocks). Максимальное сцепление на снегу. Направление ламелей на небольших шашках по обеим сторонам от центрального ребра то же, что и направление у ламелей на центральном ребре. Таким образом, ламели на центральном ребре продолжаются влево и вправо. Шашки протектора объединены в группы по три шашки и имеют специальные опоры на дне канавок для улучшения управляемости.

Блоки жесткости (Stiff Handling Blocks). Больше сцепления и чувства руля. Частые ламели на блоках жесткости усиливают сцепление; они уменьшаются при направлении от центральной части протектора к плечу шины. Такой рисунок протектора повышает сцепление на снегу, а также чувство руля, необходимое для прохождения поворотов и смены полос. В середине шашек протектора в плечевых блоках находятся активаторы ламелей, которые используются для улучшения работы плечевых шашек протектора во время ускорения и торможения.

Резиноваясмесь Nokian Twin Trac Silica. Точное сцепление, превосходная износостойкость, низкий расход топлива. Резиновая смесь протектора NokianTwinTracSilica содержит натуральный каучук, силику и рапсовое масло и обеспечивает наилучшую эффективность на снегу и мокрой дороге. Эта резиновая смесь также улучшает стабильность вождения и износостойкость. Большое количество натурального каучука и рапсового масла гарантируют, что превосходные сцепные характеристики остаются неизменными при изменении температуры и значительном пробеге. Чрезвычайно низкое сопротивление качению приводит к низкому расходу топлива.

Опоры (Handling Supports). Сбалансированная управляемость. Небольшие промежуточные блоки протектора, которые улучшают сцепление на снегу, поддерживаются путем подъема дна канавок.

Усилители сцепления на глубоком снегу (Deep Snow Booster). Сцепление в экстремальных ситуациях. Зубчатый рисунок в плечевых зонах на шашках протектора добавляет необходимое сцепление при прохождении поворотов и во время движения по глубокому снегу.

Технология Silent Sidewall. Больше комфорта при вождении. Специальная резиновая смесь между боковиной и протектором фильтрует звуки и вибрации от поверхности дороги, предотвращая передачу неприятных звуков через боковину на диск и далее в салон.

Полированные канавки. Безопасность на слякотных и мокрых дорогах. Полированные канавки облегчают удаление снега и слякоти из протектора.

Фотографии: www.nokiantyres.com/NokianWRD4

Видео: http://youtu.be/PwIGMzpEJMM

Дополнительная информация: 

Пресс-служба NokianTyresв России, Белоруссии, Казахстане Карина Соколова, специалист по связям с общественностью +7 921-426-0109 Karina.sokolova(at)nokiantyres.com

Twitter: https://twitter.com/NokianTyresCom YouTube: www.youtube.com/NokianTyresCom Facebook: www.facebook.com/nokiantyres LinkedIn: https://www.linkedin.com/company/nokian-tyres-plc

www.nokiantyres.ru

artemspec › Блог › Зеленый ад по-фински, встреча с Микой Хаккиненом и тест-драйв новых шин Nokian Tyres

Вечерело. Свинцовые тучи над моей головой, словно бесконечно-емкие швабры из телемагазина не диване девяностых годов, отжимались на бренную землю струями холодного дождя. Порывистый ветер трепал мокрые волосы. Модный британский пуховик держался из последних сил, и я очень радовался, что захватил с собой солнцезащитные очки, ведь они защищали от ледяной мороси хотя бы глаза. Учитывая заголовок, вы, я думаю, уже озадачились вопросом – зачем тестировать летние шины в таких условиях?

Но у Матти Мори, веселого человека со скучным названием должности «руководитель службы технической поддержки клиентов», на все есть ответ. Дело в том, что именно такие погодные условия помогают наиболее наглядно продемонстрировать преимущества новых летних шин Nokian Tyres Tyres – премиальных Black 2 и Black 2 SUV, а также семейно-спортивные Blue 2 SUV. О каких именно характеристиках идет речь? Это стойкость к аквапланированию, зацеп на скользкой и холодной дороге, в том числе с обилием неровностей.

Чтобы показать свои новые разработки во всей красе, финские шинники пригласили меня на гоночный трек Ахвенисто, расположенный рядом с городом Хямеэнлинна — родиной композитора Яна Сибелиуса.

Полный размер

Построенная в 1967 году, эта без малого трехкилометровая гоночная трасса считается одной из самых экстремальных не только в Европе, но и во всем мире.

Извилистый, с большим перепадом высоты (32 метра на короткой дистанции), трек Ахвенисто ничуть не легче для пилотов, чем легендарный Зеленый ад Северной петли Нюрбургринга.

Полный размер

Об этом красноречиво напоминают расцарапанные бетонные блоки и помятые металлические заборы, ограждающие тесные, словно лифт в собянинской новостройке, виражи. Ширина трассы составляет от девяти до семнадцати метров. Длина главной прямой – всего 280 метров.

Полный размер

В разные годы тут соревновались пилоты самых различных серий. Формула-2, Формула-3 различные кузовные серии, мотогонки Формула-750.

Благодаря обилию грунтовых зон безопасности и технологических срезок, с 1980 по 1999 годы в Ахвенисто с успехом проходил Чемпионат Европы по ралли-кроссу.

Полный размер

В разные годы тут соревновались между собой знаменитые гонщики. Йохен Риндт, Джек Брэбэм, Джим Кларк, Грэм Хилл, Ники Лауда, Мика Хаккинен, Кими Райконен, Кеке Росберг.

В наши дни здесь проходят как национальные гонки по кольцу и ралли-кроссу, так и заезды международного чемпионата SMP F4.

Сегодня, в день презентации шин Nokian Tyres, на трассе никого кроме нас. Трибуны пусты. Покрашенные уже облупившейся краской ретардеры из старых шин по обе стороны прямика покрыты крупными каплями воды, в которых в перевернутом виде отражаются проносящиеся по трассам автомобили. А когда-то тут шумела толпа, например, в 1985 году, когда тут собралось более 40 000 зрителей, чтобы посмотреть гонку Tähtien kisat – в переводе, «Гонка Звезд».

Полный размер

Тогда между собой сразились лучшие гонщики из различных дисциплин, накануне прилетевшие в страну озер, оленей, лосося, морошки и лакричного ликера на частных джетах. Нельсон Пике, Кеке Росберг, Тимо Салонен, Мишель Мутон и другие звезды соревновались между собой на практически стандартных BMW E28.

На кадрах старой кинохроники выходящий из своего самолета Кеке Росберг похож на рок-звезду или наркобарона. Футболка навыпуск, широкие, свисающие к земле усы, сползшие на переносицу огромные темные очки в золотой оправе, за которыми не видно глаз.

За год до этого именно Росберг – Чемпион F1 1982 года – на болиде Williams FW08C установил неофициальный рекорд трека Ахвенисто, не побитый и по сей день – 1:10:000. Ближайший официальный рекорд, установленный в сентябре 2000 году — 1:13.226 – достижение Марко Неваляйнена на болиде «Формулы-3».

Лучшее время по «кузовам» держится с 2005 года – именно тогда Фредрик Рос на Porsche 911 GT3 побил рекорд двукратного Чемпиона мира по Ф1 Мики Хакинена, также установленный в рамках Porsche Carrera Cup, но годом ранее.

Именно на треке Ахвенисто Мика Хакинен учил ездить Капитана Улитку в одном из выпусков Top Gear. Для финского гонщика это домашняя трасса.

Причем тут шины Nokian Tyres? Дело в том, что в разработке новых моделей Мика Хакинен принял непосредственное участие в качестве консультанта, а испытания проходили в том числе на треке Ахвенисто – при самых разных погодных условиях.

Полный размер

Я гонялся в F1 десять лет, и у меня есть большой опыт работы с шинами. Хороший и плохой, смеется Мика Хаккинен.

Главная новинка – Nokian Tyres Hakka Black 2. Это шина класса UHP, т.е. Ultra High Performance. Другими словами, для быстрой езды. А в изложении Nokian Tyres – для быстрой езды по скользкой, неровной, мокрой, холодной дороге.

Полный размер

Шина выпускается в 40 типоразмерах от 17 до 21 дюйма. Индексы скорости — V (240 км/ч), W (270 км/ч) и Y (300 км/ч). «Кроссоверная версия» Nokian Tyres Hakka Black 2 SUV отличается усиленными арамидными волокнами боковинами. Шина доступна в 29 типоразмерах от 17 до 22 дюймов.

На вопрос, как у новой шины будут обстоять дела с износом, в частности, на шершавых российских дорогах, особенно, при быстрой езде, финские шинники отвечают однозначно. Да, новые шины чуть более долговечны, но фактор стойкости к износу не является определяющим в классе UHP. Главная задача этих шин – максимальный зацеп при разгоне, торможении, в поворотах. «Если тебе нужна износостойкость – ты можешь купить «вечные» пластиковые шины, но должен понимать, что их характеристики будут намного хуже», — конкретизирует Матти Мори.

При разработке Hakka Black 2 особое внимание было уделено оптимизации пятна контакта в динамике. Для начала, речь идет об улучшении отвода воды из канавок протектора, для чего их форма и направление были доработаны. Видите поперечную насечку на протекторе? Разгоняясь в этих узких канавках конической формы, вода под давлением перенаправляется в широкие, отполированные продольные канавки, после чего выталкивается из пятна контакта. Закон Бернулли в действии!

Полный размер

Сверху слева Hakka Black 2 SUV, справа Hakka Black 2, внизу Hakka Blue 2 SUV

Но главным было обеспечить предсказуемое и логичное поведение автомобиля в различных погодных условиях, чтобы управляемость по сухому не отличалась от «мокрой» езды. Более того, протектор новых шин обеспечивает более равномерное сцепление с дорогой, что также должно уменьшить их износ.

Интерес представляет и сам процесс испытаний. Под поверхностью испытательного трека на заводе Nokian Tyres оборудована специальная лаборатория, в потолке которой есть специальное окно, выходящее в заполненную подкрашенным водным раствором колею. Под окном стоит высокоскоростная камера, делающая снимки пятна контакта со скоростью 30 000 кадров в секунду. По этим снимкам инженеры анализируют поведение шины при аквапланировании, изучая и дорабатывая эффективность отвода воды из пятна контакта.

Влияния площади и формы пятна контакта на зацеп – а, следовательно, на безопасность движения — трудно переоценить. Например, все еще легальная шина с остаточной высотой протектора в 1.6 мм на скорости в 125 км.ч. за поверхность уже практически не держится.

Использование новой многослойной структуры также способствует увеличению зацепа при разных температурах, и снижает сопротивление качению и расход топлива по сравнению с шинами предыдущего поколения. По заявлениям Nokian Tyres, модель Hakka Black 2 значительно превосходит Hakka Black по эффективности торможения как на сухих, так и на мокрых покрытиях. Немного уменьшилось сопротивление качению и улучшилась управляемость на мокром покрытии. При этом подтвержденный тестами рабочий диапазон шин – от нуля до плюс сорока градусов (с оговоркой, что при нуле дорога должна быть сухой).

Что касается SUV-версии, то прежде всего отличия будут проявляться (опять же, по словам спецов Nokian Tyres) в управляемости на сухих покрытиях, а также в торможении в любых условиях. Все шины серии Black 2, как и прежде, можно внешне отличить по зеленому шильдику Nokian Tyres на боковине, который теперь приклеен более надежно (на тестовые шины шильдики поставить пока не успели).

Есть изменения и в шине Hakka Blue 2 SUV. Как можно понять из названия, это кроссоверная версия представленной минувшей весной летней шины. Измененный рисунок протектора с поперечной насечкой и новая гибридная смесь тут помогают достичь тех же вещей –улучшенного отвода воды из пятна контакта и снижения сопротивления качению соответственно.

На шине по прежнему арамидные боковины. Видоизменились удалители камней из протектора – прежде всего, для того, чтобы избежать повреждения структуры шины, и чтобы застрявшие камешки (ими в скандинавии посыпают дороги вместо соли) не разбивали стекла позади идущих автомобилей. Еще одно приобретение будет особенно актуально для российского рынка – на усиленных плечевых зонах появились небольшие грунтозацепы.

Шины Hakka Blue 2 SUV в зависимости от размерности имеет индексы скорости H (210 км/ч) и V (240 км/ч). Доступен 21 типоразмер, от 16 до 19 дюймов.

Скажу сразу, сравнить новые шины со старыми возможности у меня не было. К тому же, я уверен, что с учетом маркетинговых погрешностей, разницу в них будет достаточно трудно ощутить. Но во время заезда на обутом в Hakka Black 2 ярко-красном Audi RS4 Avant по треку Ахвенисто на недостаток ощущений жаловаться мне не пришлось.

Полный размер

Трек действительно очень узкий и опасный. Выходы из поворотов – прямо в стены, зоны безопасности минимальны или отсутствуют вовсе.

Полный размер

Некоторые повороты совмещены с подъемом и последующим спуском. Подлетая к апексу, видишь только верхушки елей…

Полный размер

Прибавьте к этому проливной дождь и четыре с половиной сотни сил атмосферного V8 4.2, и вы поймете, что ехать тут быстро — задачка не из легких.

Полный размер

Возможности шин Hakka Black 2 тут раскрылись в полной мере – держак для дорожной шины по мокрому просто восхитительный, что в поворотах, что при торможении.

Полный размер

Вторая часть тестов проходила по дорогам общего пользования. Узкие двухполоски не подходят для проверок максимальной скорости, но можно было оценить сцепление в поворотах и экстренное торможение.

Полный размер

Финны — большие фанаты техники, поэтому американских олд-таймеров на дорогах очень много

Учитывая невозможность сравнения не только с шинами конкурентов, но даже с предыдущими моделями, мне оставалось только сопоставить шины Hakka Black 2 SUV и Hakka Blue 2 SUV. Разница действительно ощутима. При очень схожей максимальной скорости выполнения одинаковых экстремальных упражнений, на Black 2 от водителя требуется меньше усилий.

Полный размер

Михаил Рябинин не очень доволен тестовым Touareg – мол, не УАЗ! Зато нам даже нашлось найти немного грязи, чтобы проверить шины Hakka Blue 2 на грунте.

Независимо от покрытия и его коэффициента сцепления, шины Black 2 ведут себя практически одинаково, поведение автомобиля даже не надо спрогнозировать. Просто «валишь», и не паришься. Торможение на скользкой дороге – с минимальным срабатыванием ABS. На Blue 2 нюансы управляемости ощущаются острее – на скользкой дороге можно почувствовать более ранний срыв в снос, а также возросший тормозной путь.

Глубокой колеи, чтобы оценить стойкость к аквапланированию, мне не попалось, но на высокой скорости на автобане обе шины вели себя очень достойно.

Помимо новых шин, финские шинники продемонстрировали очень интересную установку под названием SnapScan. Она состоит из рампы и установленной перед ней камерой.

Полный размер

От водителя требуется проехать по рампе, после чего водителю по SMS приходит ссылка подробный отчет о состоянии всех четырех шин, включая износ по канавкам, остаточную глубину протектора, а также прогнозируемое изменение тормозного пути.

Полный размер

Пользование системой бесплатно. Она умеет распознавать любые шины. Камера распознает номер автомобиля, и присылает владельцу SMS со ссылкой на специальный сайт. Если вы задумались, как это реализовано, то ответ прост — в Финляндии номера всех владельцев есть в общей базе, к ней и подключена камера.

Подобная система уже установлена на выезде из одной из парковок Хельсинки, использование ее совершенно бесплатно. «Безопасность прежде всего».

Разумеется, я не упустил возможности пообщаться с самим Микой Хаккиненом. И говорили мы в основном все о том же – о безопасности.

В чем конкретно заключался ваш вклад в создание шин Hakka Black 2?Я провел серию тестов совместно с инженерами Nokian Tyres. Находясь в автомобиле, давая им советы, и непосредственно за рулем, выполняя различные тестовые программы. По результатам я давал обратную связь с учетом моей экспертизы и компетенций. Во времена Формулы-1 я проводил очень много тестов покрышек, и могу сказать, что это совершенно восхитительная область знаний.

Полный размер

Для меня также было очень интересно узнать о ключевых моментах в разработке дорожных шин. Безопасность, тут на первом месте, ведь погодные условия могут быть самыми разными – жара, холод, дождь. В Формуле-1 в таких случаях используются разные шины. В реальной жизни такой возможности нет – у вас только один комплект шин. Создать универсальные шины гораздо сложнее.

Я присоединился к команде разработчиков примерно полтора года назад, и за это время приобрел совершенно новый опыт.В чем секрет безопасного вождения?Все очень просто. Постоянная концентрация на управлении автомобиля – это позволяет сохранять дистанцию до других автомобилей. Шины должны быть в хорошем состоянии. Это влияет на управляемость автомобиля и на торможение. Это ключевые моменты, поэтому никогда не стоит экономить на этом компоненте автомобиля.

Полный размер

За рулем вы отвечаете за жизни своих пассажиров и людей вокруг. Подумайте об этом дважды.

На каком автомобиле вы ездите каждый день?Сейчас покажу. Тебе понравится! Вот на этих двух. Ту, что справа, я купил совсем недавно. Этот Ford Galaxie 1965 года – звезда очень популярного финского ТВ-шоу. На крыльях под лаком можно увидеть автографы всех героев шоу.

Полный размер

Вторая машина просто фантастика. Это прототип McLaren P1. Таких машин всего 7 или 10 во всем мире. Отличная машина, чтобы подвозить ребенка в школу. Это грандиозная привилегия для меня, иметь такой автомобиль. Я не хотел бы хвастаться, но раз уж ты спросил…

Чем вы занимаетесь сейчас, после ухода из автоспорта?Помимо того, что я применяю свой гоночный опыт и знания, помогая совершенствовать автомобили и их компоненты, я занят собственным проектом, который пока еще не предан широкой огласке. Это социальная сеть INZDR (приложения уже можно скачать), в которой для участников предусмотрена возможность монетизации.

Например, в своем аккаунте я могу выкладывать как общедоступный, бесплатный контент, так и что-то уникальное, текст, фото или видео. Я думаю, на этом можно зарабатывать. Эта социальная сеть может с успехом использоваться различными изданиями и благотворительными организациями. Платежная система у нас очень хорошо отработана.Вы были в России. Как вам московское движение?Ну что тут скажешь. Люди просто едут на свою работу. Час, два. У меня нет ни малейших предположений, как решить эту проблему.А что скажете про общественный транспорт? У себя в Монако им пользуетесь?Иногда. Но я не сказал бы, что часто.Что бы вы хотели передать читателям Drive2.ru?Условия вождения в России чем-то похожи на финские. Большой перепад температур. Днем может быть чудесная погода, а ночью – обледеневшая дорога. С учетом всего этого особенно важно ответственно относиться к управлению автомобилем.

Простой пример. Когда я участвовал в Формуле-1, я подписывал лицензию, в которой прямо написано – автоспорт опасен. Конечно, гонки Формулы-1 опасны. Но и езда по обычным дорогам – тоже опасна! Поэтому, как и на гонках, ты должен учитывать множество факторов. Состояние шин, твое собственное состояние. Ты должен учитывать других водителей.

С возрастом при переходе улицы я делаю не один, а два взгляда на проезжую часть, если замечаю приближающийся автомобиль. И это та же история, что и с управлением автомобилем. Безопасность должна быть на первом месте, и только потом — драйверские амбиции и фан.

***Текст и фото — Артем Ачкасов, специально для Drive2.ru

www.drive2.ru


Смотрите также