Как работает липучка (фрикционные шины). Подробно + видео. Зимняя фрикционная шина что это


Как работает липучка (фрикционные шины). Подробно + видео

После моей статьи — шипы или липучка, пришло несколько вопросов о принципе работы этих зимних шин. Если с шипами все более или менее понятно, то вот с фрикционной покрышкой (или липучкой), есть непонимание – как она работает вообще и за счет чего она цепляется за ледяное и снежное покрытие. Сегодня подробно о принципе работы, будет и полезное видео …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Скажу так, изначально зимняя покрышка в России ассоциировалась именно с шипами, ведь для нашего климата это то «что доктор прописал». Шипованная резина отлично вгрызается в лед, буквально прокалывая его, эффективно преодолевает снежное покрытие в основном за счет протектора, но вот при оттепелях на «снежной каше» (снег с водой) шипы себя не очень то хорошо ведут, не хватает сцепления с дорогой, также они очень шумны по асфальту. НО признаться что в большом количестве регионов России оттепели зимой реально редкость, если это не юг! Поэтому задача одна – БАНАЛЬНО ВЫЖИТЬ!

Однако сейчас в больших городах – миллионниках, да и зачастую в малых, на дороги стали разливать реагенты (соляно – песчаная смесь плюс всяческие химикаты), даже при минусовой температуре они не замерзают, эффективно разъедая снег и лед на дорогах. НО при таких условиях шипованная резина стала не такой актуальной! Если вы житель мегаполиса, то вам зачастую приходится передвигаться именно по такой незамерзшей «жиже».

Где применять липучку?

И вот мы подошли к самому главному, сейчас в мегаполисах при снежной каше лучше применять липучку. Все дело в том, что она намного эффективнее отводит влагу, а также не шумит по асфальту, ей просто нечем (металлических элементов же в ней нет).

ДА и справляется со льдом и снегом она также может, но у нее есть и минусы.

Снежное покрытие – на снежном покрытии она практически ничем не уступает шипованному собрату, у нее также высокий профиль который вгрызается в сугробы и преодолевает их. ЗАПОМНИТЕ на снегу шипы не совсем нужны (здесь главное профиль), если конечно вы не отшлифовали колесами до нижнего покрытия — льда.

Ледяное покрытие – вот здесь липучка немного проигрывает, все же шипы прокалывают лед и цепляются как когтями за него. У липучки такого нет, у нее есть специальное покрытие – фрикционное, которое не скользит по поверхности, а старается за него зацепиться. Скажем так не всегда это эффективно! До – 18, — 20 градусов Цельсия липучка немного проигрывает, если перевести на проценты то ее способность к зацеплению на льду на 15, 20% хуже чем, у шипов.

Однако после – 20 градусов, характеристики зимних резин практически сравниваются, все дело в том, что при таких температурах лед становится очень прочным, шипы не в состоянии его «проколоть», они его царапают, пытаясь за него зацепиться, да и резина на шипованной резине грубее. Но вот липучка, остается такой же эластичной, цепляясь за поверхность.

Так как же она это делает, как она работает на льду и снегу?

Принцип работы «липучки»

Стоит отметить, что зачастую ее называют фрикционной – если расшифровать дословно – «создающей повышенное трение».

Многие не доверяют этой резине и собственно не беспочвенно – просто в голове не укладывается, а как она будет цепляться за лед, ведь здесь нет металлических вставок!

Оказывается все просто, здесь зацепление происходит немного по-другому нежели в шиповке. Какие задачи стоят перед такой шиной

  • Отвод влаги. Ведь покрышка разогревается от работы и после того как она попадает на лед образуется мелкая водная пленка, которую нужно эффективно отвести.
  • Зацепление за поверхность. Будь то лед, снег или асфальт, покрышка одинакова должна цепляться
  • Теплая погода. В теплую погоду, когда на улицах лужи, покрышка должна сохранить свои свойства.

Если вспомнить шиповку, то она великолепно справляется с двумя первыми задачами, но вот с водой на дорогах в теплую погоду здесь не все так просто.

А что же фрикционная шина? Собственно также все хорошо.

Поверхность такой резины, сделана из специального состава, она имеет очень много «микропор», которые как раз и отводят пленку. Верхний слой шероховатый, он не скользит по льду, а «трется» об него – если сравнить грубо, это как наждачная бумага об ледяное покрытие, примерно также, понятно что проскальзывания почти не будет.

Хочется отметить, что здесь протектор направленный, он имеет очень много ламелей (специальных прорезей), которые как бы направляют части протектора в нужную сторону, то есть как бы «присасываясь» к нему.

Если говорить про снежное покрытие, то есть глубокий снег, то здесь покрышки мало чем отличаются с «шиповкой», как я уже говорил, на снегу важен протектор (его высота), а не шипы или фрикционный слой.

Зато в теплую погоду, когда много луж и снежной каши, «липучая» шина чувствует себя намного лучше, чем шипованная.

Во-первых, нет металлических вставок, то есть работает вся поверхность.

Во-вторых, улучшен отвод влаги из колеса.

В-третьих, это акустический комфорт, опять же шуметь просто нечему.

Вот почему в теплых странах Европы шипы запрещены на законодательном уровне, нет суровых зим, а поэтому можно кататься и на «фрикционке», да и дорожное покрытие целее будет.

Правильно покупай, не перепутай

В заключении хочется отметить что многие из нас с вами путают фрикционную шину с так называемой ЕВРОЗИМОЙ, а потом рассказывают всем что эта «липучка – ни фига не работает», но это не совсем так. ЕВРОЗИМА рассчитана на очень мягкий климат, буквально на несколько дней или недель не таких низких минусовых температур, также ее эксплуатация рекомендуется на расчищенных и ухоженных дорогах – ЭТО СОВЕРШЕННО ДРУГАЯ РЕЗИНА. Не путайте ее с настоящей зимней!

Сейчас небольшое видео работы, смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю статья и видео были вам полезны. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

avto-blogger.ru

Секреты "липучек". Как работают фрикционные шины и нужны ли они вам

Каждый год примерно в одно и то же время миллионы автомобилистов оказываются перед выбором, какие шины ставить: «шипы» или фрикционные, именуемые в народе «липучками». Так вот если с «шипами» все более-менее понятно, то второй вариант все еще вызывает вопросы и некоторую настороженность. Разбираемся вместе с производителем Toyo Tires, как работают «липучки» и кому они подходят.

За что цепляемся?

У фрикционных шин, как известно, нет шипов. А если нет, то возникает резонный вопрос: за счет чего они цепляются за дорожную поверхность? На деле это происходит благодаря протекторному рисунку. Если говорить точнее, в фрикционных шинах за поверхность дороги цепляются кромки блоков протектора, именно от них и зависит качество сцепления с дорогой.

Концепция протекторного рисунка «липучек» совершенствуется год от года, обрастая разнообразными нововведениями. Одно из самых важных – грунтозацепы – специальные зубцы, взаимодействующие с дорогой. Так вот, чем на шине больше блоков с зазубренными кромками, тем лучше сцепление с дорожной поверхностью. Хорошим примером может послужить популярная модель Toyo Observe GSi5 – она содержит множество блоков протектора с кромкой зазубренной формы, что позволяет обеспечивать лучшее сцепление с дорогой.

Еще одна фишка Observe GSi5 – стрельчатые зазубренные выступы в плечевой зоне. Благодаря им обеспечивается максимально качественное сцепление с дорогой при езде по глубокому снегу.

Важные прорези: прямые, 3-D и «паук»

Вышеописанные вещи – безусловно, крайне важные составляющие фрикционных шин. Однако это далеко не все. Еще один «секрет» липучек называется ламели. Это такие прорези, которые в ходе движения раскрываются и закрываются, обеспечивая стабильный контакт с дорогой и, что немаловажно, равномерный износ шины, так как сила давления благодаря им распределяется равномерно. Кстати, именно благодаря ламелям место контакта с землей получает способность подстраиваться под конкретный участок дороги.

Среди прочих, если хорошо поискать, можно встретить шины с «особенными» ламелями. Например, 3-D Multiwave, которые разработали в лаборатории Toyo Tires. Если говорить простыми словами, этот вид прорезей обеспечивает более эффективный контакт с дорогой за счет своей изогнутой формы.

​Еще одна интересная разновидность прорезей – ламели в виде «пауков». На самом деле, это уникальная технология. Рассмотреть ее поближе можно на примере шины Toyo Observe GSi5.

Ее основная фишка заключается в том, что из-за особенной формы, напоминающей паука, она позволяет обеспечивать качественное сцепление во всех направлениях. То есть: не только при движении прямо, но и во время поворотов, что крайне важно в зимний период.

Торможение на снегу

Большинство автомобилистов свято верят, что только шипы способны адекватно вести себя во время торможения на снегу. Огромное заблуждение. Та же волновая ламель на центральном ребре шин Observe GSi5 создает на снегу и льду краевой эффект для лучшей курсовой устойчивости, торможения и дополнительного сцепления. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что все вышеописанные составляющие фрикционных шин Toyo Tires направлены на обеспечение максимально комфортной и безопасной езды по глубокому снегу.

Сегодня компании-производители шин стараются использовать максимально передовые технологии для просчета эффективности той или иной «примочки» на деле. Скажем, в вышеупомянутой Toyo Tires применяется система компьютерного моделирования T-mode. Она позволяет уже на этапе проектирования понимать, как резина поведет себя на дороге в той или иной ситуации и при разных погодных условиях.

Какую роль играет резина и при чем тут грецкий орех?

Наивно думать, что главное в фрикционных шинах – это их рисунок. Огромное значение имеет и состав резины. Она значительно отличается от летней, так как при производстве в ее состав добавляются специальные компоненты, позволяющие ей «правильно» вести себя в условиях низкой температуры и не терять эластичность.

Производители по всему миру не устают совершенствовать составы резины, тестируя самые разные компоненты, среди которых можно встретить и весьма экзотические.

Например, инженеры Toyo Tires разработали уникальную технологию Microbit. Ее суть заключается в добавлении в резиновую смесь протектора измельченной скорлупы грецкого ореха. Да-да, самого настоящего грецкого ореха!

depositphotos.com

Зачем это нужно? Все просто: частички скорлупы работают как микрошипы, вонзаясь в лед и улучшая сцепление на скользкой дороге. Вот примерно так выглядит взаимодействие частичек скорлупы со скользкой дорогой.

Еще один необычный компонент шин Observe GSi5 – порошок из бамбукового угля. Его задача заключается в улучшении сцепления, так как этот порошок способен выступать в роли абсорбента и убирать слой воды, образующийся при трении шины о ледяную поверхность. Вот так выглядят частицы порошка под микроскопом.

Дубеют ли «липучки» на морозе?

Как известно, резина при низкой температуре имеет свойство становиться твердой. Как с этим обстоят дела у «липучек»? Ответить однозначно за всех производителей вряд ли кто-либо сможет. Впрочем, если компания соблюдает все стандарты и использует лишь передовые «рецепты» для создания шин, беспокоиться не о чем. Например, в состав шин Observe GSi5 добавляется диоксид кремния (его также называют силикой). Этот компонент помогает протектору оставаться достаточно мягким и эластичным даже при очень низких температурах и обеспечивает адекватное сцепление на ледяной и снежной дороге.

Еще одна фишка – распределение силики. Чтобы она распределялась как можно более равномерно, специалисты Toyo Tires применяют технологию Nano Balance, которая позволяет анализировать и рассчитывать состав резиновой смеси на нано-уровне.

Кому подойдут «липучки»

Ниже – несколько рекомендаций экспертов о том, когда стоит сделать выбор в пользу фрикционной резины и как правильно с ней обращаться.

1. Большую часть времени вы проводите в городе, где вам не приходится разъезжать исключительно по голому льду, который характерен для загородных дорог. Со снегом фрикционные шины справляются значительно лучше шипованных;

2. Вам важно, чтобы шины при езде не шумели и наносили как можно меньше вреда дорожному покрытию;

3. Вы не хотите беспокоиться о переменчивой погоде. Фрикционные шины можно поставить гораздо раньше шипованных. Более того – они отлично подходят для использования весной, когда температура то и дело скачет.

Как правильно использовать «липучки»

Чтобы избежать неприятностей на дороге, после установки нового комплекта «липучек» рекомендуется первые 500-700 километров водить предельно аккуратно без резких ускорений и торможения. Это необходимо для того, чтобы верхний гладкий слой новой шины (она покрыта специальной смазкой) успел стереться. Как только это произойдет, начинает действовать пористая поверхность резины, в которой содержатся те самые частички скорлупы грецкого ореха, помогающие шине стабильно работать на мокрой и скользкой дороге.

Кстати, у шин Toyo есть своя полезная фишка для периода обкатки – ламели First Edge.

Они представляют собой неглубокие насечки на блоках и помогают достигать дополнительного краевого эффекта, обеспечивая самое важное для зимней дороги: безопасность и комфорт в движении.

www.anews.com

Какие бывают фрикционные шины, их преимущества и недостатки

Большой популярностью сегодня пользуются зимние нешипованные фрикционные шины-липучки, которые одновременно эффективны на гололёде и заснеженной дороге. Поговорим поподробнее о том, что же такое фрикционная шина, расскажем о ее недостатках и преимуществах.

Особенностью данного типа покрышек является использование специального компаунда, который не теряет свои свойства даже при отрицательных температурах. Такая покрышка будет иметь специальный рисунок протектора, который отлично цепляется за заснеженную поверхность, увеличивая пятно контакта и гарантируя безопасность использования автомобиля.

Протектор покрышек оснащен специальными грунтозацепами, которые разделены увеличенными в размерах ламелями. Такие ламели располагаются к дороге под прямым углом, как бы вгрызаясь в поверхность, что и обеспечивает отличное сцепление с рыхлым и глубоким снегом. Протектор у таких покрышек может быть направленным или ненаправленным, а также симметричным и несимметричным. Следует сказать, что такие фрикционные шины пользуются наибольшей популярностью в Европе, где на законодательном уровне запрещено использование шипованных покрышек.

Преимущества шин-липучек

Популярность данного типа зимних покрышек обусловлена их многочисленными преимуществами. К плюсам данной технологии можно отнести следующее:

1. Великолепные показатели управляемости на заснеженной поверхности.

2. При производстве покрышек применяется мягкая резина, которая не дубеет даже на сильном морозе, соответственно шины работают с максимальной эффективностью.

3. Шум от езды на таких покрышках минимальный, что обеспечивает комфорт эксплуатации автомобиля.

4. Шины-липучки могут устанавливаться уже в середине зимы, когда использование шипованных покрышек просто не представляется возможным.

5. Самоочищающийся протектор позволяет эффективно отводить грязь и воду от пятна контакта, что предотвращает боковое скольжение и аквапланирование.

Если первоначально такие покрышки разрабатывались именно для использования на заснеженной поверхности, а вот на голом льду они не обеспечивали столь качественное сцепление с дорогой, то сегодня благодаря совершенствованию технологии и применению компьютерного моделирования рисунка протектора шины также отлично себя показывают и на гололёде, практически не проигрывая в показателях сцепления с шипованными колесами.

Недостатки у шин липучек

Как и у любой другой технологии, фрикционные шины имеют свои определенные недостатки. Наличие таких минусов необходимо учитывать при выборе таких колес, а также при последующей эксплуатации автомобиля. К минусам можно отнести:

1. Неравномерный износ, соответственно такие шины невозможно использовать в качестве всесезонных, так как они стираются неравномерно, что и приводит в последующем к существенному ухудшению показателей управляемости.

2. В колее и на гололёде такие покрышки, в особенности эконом и бюджет уровни не обеспечивают качественного сцепления с дорогой, соответственно могут появиться определенные сложности с управляемостью автомобиля.

3. Зимние нешипованные покрышки от ведущих производителей могут иметь высокую стоимость, что несколько ограничивает их популярность на рынке. В то же время необходимо понимать, что именно такие топовые модели фрикционных колес от ведущих производителей будут обеспечивать наилучшее сцепление с дорогой, а соответственно можно гарантировать безопасность управления транспортного средства.

Рекомендации по эксплуатации фрикционных шин

Выбирать такие покрышки необходимо в зависимости от особенностей вашего автомобиля. Необходимо знать допустимый размер по ширине и высоте профиля, и исходя из этого и делать выбор. Мы не рекомендуем вам экономить на качестве зимних шин-липучек, так как, купив недорогие колеса от малоизвестного производителя, сложно будет гарантировать отличное качество управляемости, неизменно пострадает безопасность использования автомобиля.

Первые несколько сотен километров использования новых фрикционных шин проходит так называемая обкатка покрышек, когда ламели затачиваются в правильном направлении, что необходимо в последующем для обеспечения безопасности использования автомобиля. Именно поэтому в первые несколько сотен километров пробега не рекомендованы резкие торможения и ускорения. Это может повредить протектор, а на покрышках появятся зоны с неравномерным износом.

Такая резина несколько мягче, чем используемая на шипованных покрышках, поэтому водителю можем порекомендовать воздержаться от резких маневров, пробуксовываний, скольжения и резких торможений. Всё это неизменно стирает шину, сокращая ее срок эксплуатации, и отрицательно сказывается на безопасности использования вашего автомобиля.

Переобуваясь зимой на фрикционные шины необходимо обязательно соблюдать направление вращения, которое было у колёс в прошлом сезоне. Это позволит обеспечить качественную управляемость и оптимальный контакт колеса с дорогой. А вот если перепутать направление и поставить покрышки задом наперёд, что, хоть и допускается правилами эксплуатации, неизменно приведет к тому, что ламели будут заточены в другую сторону, что может привести к проблемам с управляемостью.

Не забывайте также о том, что такие зимние шины-липучки необходимо правильно хранить летом, не допуская их перегрева, воздействия высокой влажности и солнечных лучей. Также не следует хранить их в условиях постоянных динамических и статических нагрузок. В последующем такая покрышка теряет свою геометрию и выровнять ее крайне сложно. Лучшим местом для хранения станет сухой подвал гаража или проветриваемый балкон, где покрышки укрываются несколькими слоями плотной ткани.

Лучшие фрикционные шины

Предлагаем вам небольшое описание лучших фрикционных шин, которые неизменно пользуются популярностью на российском рынке.

1. Лидером по продажам сегодня является финский бренд Nokian, в линейке которого можно найти нешипованные покрышки из серии Hakkapeliitta. Такие шины имеют усиленные боковины, изготовлены они по современным технологиям и предлагаются покупателям по доступным ценам. В линейке предложения можно найти, как модели для городских малолитражек, так и полноразмерные покрышки для внедорожников и представительских седанов.

2. Michelin X-Ice 2 и 3. Это современные французские покрышки, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Они одинаково эффективны в гололед, на запорошённой трассе и снежной каше. Отметим доступную стоимость таких покрышек, что выгодно выделяет их на фоне конкурентов.

3. Bridgestone Blizzak. Это новое поколение зимних фрикционных шин, которое появилось несколько сезонов назад, и сегодня благодаря своим отличным эксплуатационным характеристикам пользуется популярностью на рынке. Изготовлены такие покрышки из специальной сверхпрочной резины, отличаются устойчивостью к истиранию и гарантируют отличное сцепление с обледенелой и заснеженной дорогой.

23.02.2018

cartechnic.ru

Про резину, зимнюю — бортжурнал Volkswagen Golf R 32 MKIV 2003 года на DRIVE2

Ну во-первых, в преддверии праздника

Всех причастных с праздником!

А во-вторых, хочу расставить все точки над Ё, а то в последнее время часто стали спрашивать почему я выбрал конкретно эту зимнюю резину,

Как шинник с небольшим стажем сразу сделаю вводную теоретическую часть с уточнением: условно зимние шины бывают двух видов, для суровых зимних условий (-45С — 0С) такие шины зимне-сезонные и для мягких (-10С — +10С), еще их называют альпийскими, они условно всесезонные. Так вот альпийский вариант я рассматривать не буду, пусть этим займутся драйверы с Сочи, Краснодара и других курортных городов с мягким климатом.

Для наших суровых условий я конечно же выбирал шины под стать: либо шипованные, либо фрикционные. Сразу перейдем к плюсо-минусам шин.

Шипованные, плюсы:— Из-за своих универсальных сцепных свойств имеют достаточно неплохие характеристики сцепления как на льду, так и на заснеженных дорогах.— Тормозной путь при небольших скоростях короче, равно как и уверенней старт на ледяных поверхностях.— Из-за крупной нарезки ламелей позволяют более уверенно преодолевать сугробы и заснеженные участки дорог.

Шипованные, минусы:— Шины тяжелее из-за присутствия шипов, а зачит…— Шумность при движении— Разбалансировка колеса при потере порядка 20% количества шипов— Плохая управляемость и торможение на чистом холодном асфальте— Состав резиновой смеси в среднем более твердый из-за необходимости держать шипы.— Места посадки шипов не имеют ламелей, а значит в области пятна контакта эти места не работают на снегу и асфальте.— Ограниченный срок эксплуатации шипованных шин, да-да, именно так.

Теперь поясню: шипы хороши только когда они в своей стихии, а это ледяная поверхность и скорость не более 50-60 км/ч, все что больше уже не работает из-за малых сцепных свойств в пятне контакта при повышенной скорости. Надеюсь понятно почему в конструкции современных авто стали применять наливающийся тяжестью руль при движении на высокой скорости. То есть для себя я понял, что шипы выгодны при движении по обледенелым колеям начинающим автомобилистам, кто еще недостаточно опытен и не умеет путем маневра выкарабкиваться из них. Ну или где есть специфические условия, например постоянная ледяная трасса на подъем к дому, тут как говорится, то, что доктор прописал.Про ограниченный срок эксплуатации шипованных шин поясню: протектор зимних шин имеет глубину 8-9 мм, за два сезона активной эксплуатации этот показатель уменьшается на 2-3мм, то есть глубина сокращается до 5-6мм, что в этом случае присходит с шипами? Они оголяются, как следствие имеет место быть правило плеча или рычага, то есть еще 1 мм и шип попросту выворачивает из своего седла, это факт. Ну не внутрь же шины они уходят? )))

Далее…

Фрикционные, плюсы:— Легче по сравнению с шипованными— Имеют более мягкий состав резиновой смеси— Имеют более мелкую нарезку ламелей, как следствие…— Тихие при движении на любой поверхности— Лучшие сцепные свойства в пятне контакта на асфальте и заснеженной трассе— Лучше управляемость и торможение на асфальте и заснеженной трассе— Больший срок эксплуатации в сравнении с шипованными шинами— Нет вероятности разбалансировки колеса от потери шипов— В пятне контакта фрикционной шины работают все участки ламелей.

Фрикционные, минусы:— Слабые управляемость и тормозные свойства на льду— Слабая проходимость по сугробам и заснеженным участкам дорог.

Опять поясню: скольжение шин по заснеженной трассе происходит вовсе не из-за того, что снег скользкий ))) Хотя так привыкли думать многие, а те, кто об этом не задумывается еще больше. Раскрою тайну: в данный момент шинники при разработке зимних шин бьются над одной большой задачей, а именно предотвращением образования водяной пленки в месте соприкосновения шины с трассой в пятне контакта. Физика процесса следующая: в пятне контакта при соприкосновении ламеля с дорогой происходит микроудар, по типу молота о наковальню, при этом выделяется некая энергия, которая преобразуется в тепло, которое растапливает поверхность снега выделяя пленку воды, которая вызывает скольжение, надеюсь все понятно? )))Так вот чем крупнее ламель, тем соответственно этого тепла будет выделяться больше, а значит фрикционная шина со своими мелкими ламелями-молоточками уменьшает концентрацию энергии, рассеивая ее и предотвращая обильное выделение пленки-смазки. Как мне кажется все закономерно, ведь так?

Ну и для дальних междугородних поездок я бы рекомендовал использовать именно фрикционные шины, за их тишину, управляемость на асфальте и снегу, за антиразбалансируемость, за практичность и долгий срок службы, на все остальное лучше иметь хороший водительский опыт и холодную голову.

Надеюсь теперь вам понятен мой выбор фрикционных зимних шин.Это ни в коей мере не ущемляет всеобщее право выбора других вариантов шин для зимы. Просто мои выводы относительно этого вопроса выглядят вот таким образом.

ЗЫ: Ездите аккуратно вне зависимости от времени года!

www.drive2.ru

Выбор зимних шин | Rezina.biz.ua

Выбор зимних шин: липучка или шиповка? Какие покрышки лучше на снегу, а какие явные лидеры на льду? Ответ можно получить просто: берем два автомобиля на разных зимних шинах и выезжаем колесить по снегу и льду. Эксперименты я люблю с детства, жаль что эксперименты с резиной для авто я смог проводить только повзрослев, ведь в 80-х и 90-х понятия зимних шин почти не существовало, поэтому хорошей зимней покрышкой считалась новая летняя . Времена изменилась и у нас появилась возможность выбирать и чем больше вариантов выбора, тем сложней отдать предпочтение конкретному типу зимней резины, не говоря уже за модель или бренд. Этот путь подбора обуви на зиму проходит любой автомобилист раз в 3-4 года. Мне намного проще, я вынужден менять их каждый год, чтобы оценивать разные модели лично, ведь потом я передаю свои оценки и ощущения не только потенциальным покупателям со страниц автоклубов и данного сайта, но нашим менеджерам.Сегодня конец ноября, наконец-то зимняя погода сделала подарок, включив снег с самого утра.  Дороги быстро покрылись белым ковром, под которым стал образовываться лед. Температура колебалась от нуля до минус одного мороза, значит лед получался влажным и очень скользким. Зато вокруг стало очень красиво, по-новогоднему, что ли. В этот день предстояло сделать несколько поездок, поэтому я принял часть из них осуществить на машине супруги Kia Soul (1.6 crdi МКПП), обутый в комбинацию из двух моделей: Gislaved Euro frost 5 (перед) и Nokian Hakkapeliitta R2 (зад). Даже была идея их потом заменить между осями, но ее я так и не смог осуществить из-за резкой загруженности шиномонтажей в этот день.  Позже пересаживаюсь на Kia Ceed SW (1,6 crdi МКПП) на шипованных шинах Kumho Wi31 и катаюсь по тем же маршрутам, сравнивая два типа зимней резины в реальных условиях одного снежного дня при одинаковой температуре воздуха и состояния дорог.Gislaved Euro Frost 5 относится зимним шинам европейского типа, но не для мягкого климата, а для средне скандинавского. Протектор у них достаточно эластичный с хорошей ламелизацией. Рисунок направленный с хорошими водоотводами, которые дополнительно усиливают сцепление на рыхлом и плотном снегу (т.е. еще не укатаном в лед). Шины почти новые, прошли менее 5 тыс.км. Nokian Hakkapeliitta R2 - разработана для самых суровых зимних условий. Ее стихия снег и лед в любую погоду. Хорошая зимняя покрышка, но очень дорогая и не очень приспособленная для постоянной езды по асфальту - уж очень мягкий протектор, который не любит активную езду (обычную). Протектор с множеством ламелей отменно работает на снегу и слякоти. Среди липучек по тестам одна из лучших на льду. Дизельный моментный двигатель позволяет легко срывать шины в пробуксовку на снегу даже на 3-4 передачах. Если под снегом лед, то еврозимка мгновенно зависает в глубоком буксе и перестает разгонять автомобиль. Не лучшим образом ведет себя и липучка на задней оси во время маневров - постоянно чувствуется, что корма подплывает. Это не минус Nokian, а работа законов физики: снег, лежащий на льду, образует подвижную скользкую прослойку, которая легко блокирует работу ламелей даже очень хороших скандинавских покрышек. Вспомните, как легко потерять равновесие на кафеле, покрытым снегом где-то у входа в магазин. Обувь с очень хорошей резиновой подошвой предательски скользит так, что удержаться в вертикальном положении ой как непросто. Тут происходит тоже самое. Например, скалолазы в горах используют специальные "кошки", одеваемые на альпинистские ботинки. Шипы прокалывают слой снега и впиваются в твердый лед, обеспечивая надежное сцепление обуви с поверхностью ледника или плотного ледяного снега. Вы понимаете к чему я клоню... А снег все шел и шел. Удовольствие от езды сменилось тревогой, ведь вокруг полно машин на полулысых шинах. Вот сегодня на одном из шиномонтажей была обнаружена Омега, хозяин которой менял летние шина на зимние... но назвать их зимними я бы не осмелился даже под дулом автомата.По ходу езды с провокационными маневрами, разгонами и торможениями могу сказать - рыхлый снег еврозимка не боится вовсе. Отлично справляется со слякотью и укатанным снегом.  Если не давить газ и тормоз в пол, то ведет себя на снегу полностью адекватно и безопасно. Но стоит попасть на раскатанный в лед снег, как нормальное сцепление тут же заканчивается и машина ведет себя небезопасно. Если ездить с заведомо пониженной скоростью, деражть бОльшую дистанцию, проходить медленно повороты, то вроде и ничего - ездить можно. Ездят же как-то процентов 80 водителей без шипов и проблем не знают вовсе. Но меня интересуют все типы зимних шин, поэтому еду на стоянку и пересаживаюсь на шипованный Сид. Шипованные шины не дают никакого преимущества на снегу, но намного уверенней работают на льду.  Именно это их главный конек в сравнении с фрикционными покрышками.  Однако на тонком льду или на мягком льду, образовавшемся из укатанного снега без промерзания - шипы не так сильны, т.к. просто рвут скользкое покрытие. Если лед толщиной более 1-2 мм, то шипы неимоверно мощно впиваются своими сердечниками, обеспечивая отменное торможение и уверенный разгон.  Управлять автомобилем на шипах при движении по льду намного проще и безопасней. Если лед покрыт снегом, то шипы добираются до скользкой поверхности и цепляются за нее. Шины ведущей оси в легком буксе могут быстро выкинуть из пятна контакта лишний снег и зацепиться за лед, а обычная липучка это сделать не может в принципе. Хотя, если на улице мороз в 10-20 градусов, то шипы на льду со снегом будут не столь убедительны, как, скажем, при минус 2.Извините за качество фото, сегодня я их делал телефоном. По факту выезда на шиповке Kumho Wi31 стало ясно, что на снегу явного премущества перед обычными шинами без шипов у них нет. Все уверенно, легко и предсказуемо. По рыхлому снегу разгоняться можно быстро, но если утопить газ в пол, то тоже можно словить глубокий букс, но динамика разгона падает несильно. Тут хорошо работает высокий 10 мм протектор.  Слякоть выбрасывается очень хорошо - ее просто не замечаешь.  А вот на миксте лед+снег шиповка резко отрывается от шин  средне скандинавского типа. Даже если провоцировать сильную пробуксовку - шипы уверенно тянут автомбиль вперед в вязком буксе. Торможение в пол на льду сопровождается работой ABS на заметно меньшей частоте. Вы реально чувствуете, что тормозной момент заметно больше у шипованной резины, чем у хорошей еврозимки на этом же покрытии.  Пустить в занос заднюю ось на миксте также можно легко, но стабилизация авто происходит резче и контролтровать машину проще. Это хорошо почувствует тот, кто любит и умеет поворачивать на снегу с использованием ручника. 

Вот это и есть главный плюс шипованных шин  - безопасность на льду. Минус - больший шум на асфальте. Выбор зимних шин с шипами будет полностью оправдан, если в вашем регионе редко чистят дороги после снега, есть множество спусков и подъемов, которые необходимо преодолевать ежедневно, ваши маршруты часто лежат за пределами города. Фрикционные шины отлично впишутся в трафик крупных городов, где оперативно чистят и посыпают дороги антиобледенительными реагентами. 

В это время снег еще идет. Посмотрим, что будет утром. Возможно, что у этой истории есть продолжение.

Выбирая зимние шины, можете посетить наш тестовый раздел, куда мы помещаем все собственные обзоры и тест-отчеты по разным моделям шин. Тут собрана честная и почти непредвзятая  информация о разных моделях зимней резины. 

Вечером, на одном из раскатанных в лед перекрестков, удалось увернуться от копейки, которая не могла вписаться в поворот и, как в замедленном кино, медленно ползла мне в левое крыло с предполагаемым ущербом: фара, бампер, крыло. Рывок с места в сторону удался только благодаря шипам. Был  бы на Soule, то мог бы не успеть отъехать. 

На следующий день снега прибавилось. Вновь едем на Soule по своим вопросам, а я уже прикидываю: когда бы выкроить время для перестановки шин между осями и дальнейших экспериментов.У родителей под лесом вообще новогодний пейзаж. X-Trail, что на фото,  уже пару лет ездит на Bridgestone Blizzak DM-V1. Дороги в городе остались не посыпаны вовсе, поэтому гололед усилился. Мороз всего -2. Лед очень скользкий, особенно в тех местах, где всем приходится тормозить или разгоняться. Тут он отполирован до идеально гладкого состояния. Если в такой мороз отполировать лед, то при снижении температуры до 12-15 мороза на нем будут очень плохо работать и шипы... Но все равно, существенно лучше, чем фрикционки. Записываюсь на шиномонтаже и пытаюсь развернуться на плотном снегу. перед выездом на дорогу небольшая снежная ступенька. Для Euro Frost 5 она оказалась непреодолимым препятствием. Только протектор срывался в легкий букс, как снег полировался до состояния льда и не позволял ламелям зацепиться. Три попытки выехать на ступеньку всего в 3-5 см без раскачки успехом не увенчались. С легким разгоном машина выскочила из западни сразу и без проблем поехала в горку. Вот это препятствие. Выглядит уж точно не проблемным местом, а по факту...Шины с другой стороны авто (слева) тоже время не теряли, а гребли, как могли, но лед из плотного снега им тоже не дал возможность выскочить на дорогу. Специально вышел и сфотографировал место "боя", чтобы потом показать его читателям. Чуть позже я сюда заеду на шинах Nokian R2.Через 30 минут я уже менял шины между осями. Nokian Hakkapeliitta R2 перекинута на перед, а Еврофрост 5 назад.Теперь Soul должен лучше вести себя на льду.Первым делом решено поутюжить тоже место, где Еврофрост 5 наотрез отказался вытянуть машину на дорогу. Nokian Hakkapeliitta R2 тоже начинает буксовать, но не допускает полировки снега до состояния льда, размолачивая его ламелями и относительно легко вытягивает авто на ступеньку края дороги. Три попытки выезда  оказались успешными и стабильными. Буксование начиналось на низких оборотах, т.е. внатяг выехать не получалось, однако с пробуксовкой происходил и уверенный зацеп за снег. Так что этот зачет R2 сдала на отлично. Разгон по льду тоже заметно лучше, чем у Euro Frost 5. А вот на плотном снегу явного преимущества на ходу у финки нет. Шины примерно одинаково разгоняются и тормозят, но стартануть с места проще на R2. По рыхлому снегу в поведении очень схожи. А вот на полированном льду ожидаемого явного преимущества Nokian Hakkapeliitta R2 перед Gislaved Euro Frost 5 замечено не было. Еще раз акцентирую внимание - полированном льду! ABS стрекотала также рьяно, как и на еврозимке. Конечно, если бы произвести замер тормозного пути по приборам, то R2 показала лучший результат, но на ходу сказать, что  Hakkapeliitta R2 имеет явное преимущество на полировке с водяной пленкой я не могу. На тестовом участке дороги с хорошей ледяной полосой я пробовал разгоняться и тормозить на двух моделях шин до и после перестановки. В обоих случаях контролировать турбомомент дизеля на 3 передаче было почти невозможно. Шины уходили в глубокий букс даже при легком нажатии на газ. Разгон прекращался, обороты двигателя  росли скачкообразно.

Пересадка на шипованный Сид сразу показала - шипы на льду явно сильней фрикционок. Однако должен признать Nokian Hakkapeliitta R2 в торможении на некоторых участках льда работала очень близко к шиповке Kumho Wi31! Это при том, что на задней оси Соула оставались менее цепкие Euro Frost 5. ABS на шиповке тоже срабатывала, но чуть позже и с большей отдачей в педаль тормоза. Частота срабатывания также была ниже, значит электроника позже растормаживает колеса. Это однозначно говорит о том, что шипы цепляются за лед лучше. Машина не так плавает на ледяной дороге на высокой скорости. Хорошо стабилизируется после выполнения аккуратных маневров. Одним словом - более понятна и безопасна.   Разгон по льду на шипах получался намного динамичней. Нет, шиповка тоже легко срывается в пробуксовку, но продолжает разгонять машину. При резком нажатии на газ на 3 передаче вы чувствуете рывок, а потом уже начинается пробуксовка. На фрикционных шинах рывка не было вовсе.  По итогу стало ясно, что на шипах разгон и торможение происходят быстрей.  

Понятно, что это не удивительно, но я сам как-то ждал в этот раз от шипов еще большей разницы  и она стала хорошо заметна на следующий день в понедельник, когда вся дорога от Днепродзержинска до Днепра была превращена в каток при -11 мороза.  В выходные дорогу так и не посыпали даже шлаком, поэтому фуры ее раскатали в полировку... Этим утром ехать 90 км/ч по льду было дискомфортно, чувствовалось, что машина слегка плавает на неровностях. Сброс скорости до 80 км/ч решил этот вопрос полностью. При нажатии на тормоз ABS работала, но машина быстро сбрасывала скорость. При попытке затормозить во время перестроения на льду машину не бросало в занос, но немного тянуло в бок. Легкое подруливание легко выравнивало курс. Т.е. машина оставалась полностью контролируемой. За 50 км этим утром я обогнал весь трафик, двигавшися со скоростью не более 60 км/ч. Это чистая заслуга шиповки, а не моей излишней уверенности на шипах.По дороге на работу мне позвонила супруга и настойчиво просила поставить и ей шиповку, т.к.  Nokian R2 ее никак не впечатлила, особенно при движении по льду в горку  и во время съезда с моста вниз по развязке.  Если прогноз погоды будет обещать нам и дальше мороз и снег, то на Soul скоро поставлю шипы до весны.

Вот такая история... 

С уважением, Master_Tyre and Team. 

 

rezina.biz.ua


Смотрите также